Введение к работе
Стремительные темпы развития мировой цивилизации, бурные социально-экономические и политические коллизии начала XX века, интеграционные процессы в экономике, усилившие-взаимозависимость и взаимообусловленность стран и регионов, интенсификация культурных взаимовлияний обусловили появление и развитие новых масштабных средств массовой информации -радио, кино, телевидения. Доминирующим среди них по своим техническим параметрам, по информационной мобильности и силе психологического воздействия оказалось телевидение.
Телевидение, как самое молодое из всех средств массовой информации, опираясь на опыт своих предшественников в коммуникационной, просветительской и художественной области, становится существенным фактором общекультурного и общеэстетического значения.
Будучи одним иэ самых развитых средств управления обще-ственным мнением, телевидение реализует свои социальные функции, воздействуя на психологию человека, его эмоциональный мир.
Развитие телевидения обозначило радикальный переворот в способах духовного производства, функционирования культуры, включая ее эстетические и художественные феномены. Единство коммуникативных и эстетических сторон, определяющих природу телевизионного творчества, заставляет исследователя именно на этом стыке изучать как социально-культурные, так и художественно-эстетические проблемы телевидения.
_ 4 -
Актуальность изучения данной проблемы обуславливается острой необходимостью разработки вопросов, связанных с ролью и местом телевидения в социально-политическом и социально-культурном развитии нашей страны. В эстегико-художественном аспекте актуальность данной проблематики определяется дис-куссионностью рассмотрения телевидения в качестве художественного феномена..Дискуссионность эта, с одной стороны, затрагивает эстетико-морфологические вопросы системы видов искусств, историко-эстетический процесс расширения и сужения границ системы искусств, а с другой стороны, непосредственно соприкасается с попытками сформулировать типологические параметры современной культуры как культуры аудиовизуальной эры. В прямом сопряжении с этими теоретическими проблемами лежит множество других проблем, связанных с социализацией
ЛИЧНОСТИ, ЭСТеТИЧеСКИМ ВОСПИТаНИеМ И Тод.
Состояние научной разработки проблемы, В советской науке достигнуты определенные успехи в изучении как истории телевидения, его теории, практики, так и отдельных аспектов его функционирования.
Ряд серьезных работ, посвященных теории и практике телевидения, написан Э.Г.Багировым, Н.С.Бирюковым, С.Д.Безклу-бенко, И.Г.Кацевым, А.Л.Петроченко, В.С.Саппаком, В.С.Хеле-мендиком, Г.И.Хмарой, Б.М.Фирсовым, В.Л.Цвиком, А.Я.Юровским и др.
Большой вклад в изучение информационных возможностей телевидения внесли В.Г.Афанасьев, А.Я.БрудныЙ, Р.А.Борецкий, В.И.Власов, Х.Т.Гаджиев, З.Е.Дмитровский, В.В.Егоров, А.А.
Ибрагимов, Э.Г.Кулиев, В.С.Коробейников, Б.Р.Кожухова, Б.А. Родионов, А.П.Суханов, А.Д.Урсул, Г.Т.Юсиф-заде и др.
Важное значение для целостного понимания телевидения имеют работы, посвященные специфике телевидения как нового вида искусства, таких авторов, как Ю.Б.Боревв В.Ю.Борев, А.С.Вартанов, О.К.Васюков, В.М.Вильчек, Ю.В.Воронцов, Н.М. Зоркая, М.Б.Кузнецова, Т.А.Марченко, Ф.А.Мехтиев, Л.И.Новикова, Л.В.Петров, Е.С.Сабашникова и др.
Различные проблемы специфики художественных средств телевидения, особенностей изобразительно-выразительного телевизионного языка исследовали в своих работах Ю.А.Богомолов, А.И.Высторобец, Е.Г.Гуренко, В.П.Демин, Р.Н.Ильин, А.В.Коваленко, Р.Д.Копылова, В.И.Михалкович, С.А.Муратов, А.Д.Пла-хов, С.Б.Рассадин, Б.М.Сапунов, А.Л.Сокольская и др.
Важное место в данной проблематике имеет изучение таких аспектов, как определение типологии,'факторов и условий формирования телепрограмм, специфика телевизионной журналистики. Этим вопросам посвятили свои работы Я.Т.Али-заде, F.S. Бырсан, Е.М.Вильчек, И.И.Волкова, А.Я.Гаджиев, Е.С.Дугин, В.А.Кичин, В.П.Костоусов, А.С.Лабзин, З.Г.Мамедов, О.Ф.Не-чай, К.Э.Разлогов, Т.В.Тюкалова, Т.В.Щербатюк и др.
фундаментальное значение для изучения различных аспектов телевидения и его места в культуре имеют работы зарубежных ученых - М.Маклюэна, В.Шрамма, Г.Гербнера, И.Пула, А.Ку-мора и др. При этом, полемизируя с ними, как впрочем и с советскими авторами, диссертант исходил не из идеологической установки, не из заданности полемики, а из намерений выявить собственную позицию.
- б -
В целом можно сказать, что теория телевидения, как и само телевидение, находится в процессе становления. Это в полной мере относится и к изучению эстетических сторон телевидения в аспекте общеэстетических проблем. Эстетико-художе-ственный опыт телевидения не получил должного места не только в фундаментальных эстетических работах, но и в соответствующих хрестоматиях и учебниках. Этим и определялась необходимость работы с большим количеством исследований, даже опосредованно касающихся данной проблематики.
Цель и научная новизна .диссертации. Настоящая работа посвящена выявлению общеэстетических закономерностей функционирования телевидения в культуре, вычленению эстетико-ху-дожественных закономерностей, связанных со взаимодействием телевидения с другими видами искусства, изучению процессов становления автономных художественных форм телевизионного творчества.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в отечественной литературе теоретически обоснована совокупность вопросов, которые приводятся ниже в соответствии с диалектическим принципом восхождения от абстрактного к конкретному:
рассмотрены значение телевидения как средства массовой коммуникации и формы его социального воздействия;
сделана попытка определить место телевидения как эс-тетико-художественного феномена в динамической системе видов искусств;
раскрыты художественные особенности телевидения, об-
~ 7 _
'условленные природой аудиовизуальной хэк-с/Еикгцкк :? взаимосвязью коммуникативного и эстетического,;
- выявлена эстетико-худокзсгБеикЕЯ еуггнсе^ь репродуктивной функции телевидения., дающая зезмоякссть оскыслить эс-тзтические свойства телевидения.
Теоретической и методологической основой кгестагпгзй диссертации стали работы советских культурологовs эстетиков и искусствоведов по вопросам средств кассовой коммуникации з целом и телевидения з частности, а также работы общеэстетического содержания, касающиеся вопросов социальной обуслов-ленности искусства, его морфологии„ даже непосредственно нз затрагивающие проблем телевизионного творчества. В этом ряду следует назвать работы таких ученых, как А«М.Асланов, А.И. Арнольдов, MX.Каган, Л.Н.Коган, Н.И.Киященко, А.Я.Зись, Н.Л.Лейзеров, А.Ф.Лосев, Э.В.Межуев, М.Ф.Овсянников, С.Х. Раппопорт и др.
Результативность телевизионных передач, как отмечалось з материалах Апрельского (1985 года) Пленума Щ КПСС, "зависит от глубины анализа событий и явлений, отражения серьезных проблем общественного развития и поиска путей их решения, от умения убеждать массы своей содержательностью, оперативностью, информационной насыщенностью". И как бы ни менялись основы нашей идеологии, какие бы трансформации ни происходили в общественном сознании, именно этот Пленум определил дальнейшее развитие средств массовой коммуникации, в
1 Материалы Пленума ЦК КПСС от 25 апреля 1965 г./ Коммунист, 1985. - № 7. - С.15.
-. 8 -
том числе и телевидения, освободив его из-под диктатуры официальной идеологии, провозгласив принципы гласности, объективности, плюрализма мнений, полноты информации. Именно на этих принципах должны основываться теория и практическая деятельность телевидения.
Практическое значение работы. Материалы диссертации, а также содержащиеся в ней выводы, положения и рекомендации могут оказаться полезными в практической работе на телевидении, при написании обобщающих трудов по истории отечественного телевидения, в процессе преподавания спецкурсов по тем или иным проблемам эстетики в учебных заведениях, в лекционной-пропагандистской работе.
, Апробация работы. Диссертация выполнена и обсуддена в отделе эстетики и теории культуры Института философии и права Академии наук Азербайджанской республики. Результаты исследования были изложены на научных конференциях молодых ученых и отражены в опубликованных диссертантом статьях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.