Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Суггестивное воздействие художественного телевидения Макеева Лариса Анатольевна

Суггестивное воздействие художественного телевидения
<
Суггестивное воздействие художественного телевидения Суггестивное воздействие художественного телевидения Суггестивное воздействие художественного телевидения Суггестивное воздействие художественного телевидения Суггестивное воздействие художественного телевидения Суггестивное воздействие художественного телевидения Суггестивное воздействие художественного телевидения Суггестивное воздействие художественного телевидения Суггестивное воздействие художественного телевидения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Макеева Лариса Анатольевна. Суггестивное воздействие художественного телевидения : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 Москва, 2006 125 с. РГБ ОД, 61:06-9/280

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Выявление эстетического (художественного) аспекта телевидения стр. 10

1.Телевидение как образ современной эпохи стр. 11

2. Телевидение и искусство: суверенитет и опосредование стр. 25

3. Природа телевидения и некоторые факторы его социальной детерминации стр.36

Глава II. Двуединая проблема эстетического восприятия и феномена внушения (суггестии) стр. 53

1. Внушение (суггестия) и ее роль в художественной коммуникации (творчестве, восприятии) стр. 54

2 Особенности художественного восприятия и методы усиления суггестивного воздействия телепроизведений стр. 72

3. Манипулятивное воздействие художественного телевидения стр.83

Заключение стр.109

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы. В жизни современного человека телевидение играет значительную роль. Достижения «голубого экрана» в развитии духовных и культурных потенций человека стали возможны благодаря удачному сочетанию технических достижений и выразительных возможностей телевизионного произведения. Реализм изображения, условность театрального действа, способность эмоциональной передачи напряженности массовых событий и, в то же время, интимность общения создают большие возможности для телевизионного творчества и максимального сближения в общении со зрителем. Комбинация движущегося изображения и изобразительно-выразительных средств телевидения (текстуальных и визуальных) облегчает усвоение и запоминание информации самой широкой аудиторией. Использование многочисленных спецэффектов, способных тонко подчеркнуть выгодные особенности показываемого, эффект присутствия и возможность рассказать о событии, по словам СМ. Эйзенштейна, в уникальный момент самого его свершения значительно усиливают эмоциональное воздействие.

Телевидение рассматривается в настоящей работе как сложный социокультурный и художественно-эстетический феномен.

Само содержание телевизионной программы, специфические особенности его преподнесения способствуют становлению телевидения не только как важнейшего информационного источника, но и как средства, с одной стороны, пропаганды, а с другой - культурно-эстетического воспитания.

Как показывает современная практика, именно телевидение наиболее эффективно и масштабно создает, хранит и транслирует образцы культурных ценностей. Экономические реалии и современные социальные тенденции способствуют стремительному развитию массовой культуры, что находит свое отражение и в телевизионной продукции. Телевидение превращается в глашатая

новых образов и моделей поведения людей, формируя в сознании зрителя его личностную позицию в культуре, в обществе.

Подобная функциональная нагрузка способствует привлечению внимания к телевидению не только со стороны общественности, но и представителей различных областей научного знания: культурологов, психологов, социологов, лингвистов, специалистов по коммуникационным процессам. Бесспорно, что феномен телевидения и его значимая социальная роль требуют подробного анализа и осмысления также со стороны философов и эстетиков.

Особое значение имеет изучение процесса формирования личности в рамках телевизионной коммуникации. Исходя из этого, представляется важным проанализировать особенности эстетического восприятия телеаудитории, обратиться к суггестивным средствам телевизионного воздействия, как позитивного, так и негативного характера, что, по мнению автора, откроет новые перспективы для научных исследований в области воздействия телевизионных художественных произведений на реципиента.

Предмет исследования. Предметом данного диссертационного исследования являются сущность и роль суггестивного воздействия художественных телевизионных произведений на эстетическое восприятие реципиента. Осуществляется попытка выявления эстетического (художественного) аспекта телевидения, а также сути суггестии как понятия общей психологии, его проявлений в телевизионном художественном творчестве (позитивная суггестия, манипулятивное действие).

В работе освещаются особенности эстетического восприятия реципиентом телевизионной художественной продукции, а также некоторые методы усиления суггестивного воздействия, широко используемые при создании телепрограмм.

Степень разработанности темы. Значительное количество теоретических работ в области телевидения посвящено процессу исторического

развития и техническим особенностям этого средства массовой коммуникации. В качестве образцов следует назвать труды известных зарубежных и отечественных авторов: А. Моля, М. Маклюэна, Р. Вильямса, Ю. Хабермаса, А.Я. Юровского, Г.Г. Почепцова, Р.А. Борецкого, Е.Н. Шапинской1 и др.

Другое направление исследований представляют труды, в которых в русле психологического и социопсихологического подходов изучаются информационные методы воздействия на человеческое сознание, а также личностные мотивы и ценности, в соответствии с которыми реципиент выбирает и интерпретирует содержание телевизионной продукции. Это работы А. Маслоу, Г. Лассуэла, Г. Маркузе, К.Г. Юнга, В.И. Михалковича, П.С. Гуре-вича, Л.В. Матвеева, М.М. Назарова2 и ряд других.

Особое значение имеет анализ процесса формирования личности в структуре коммуникативного процесса, происходящего во время получения, обработки и усвоения информации. Эта тема представлена в работах: П. Козловски, М.С. Кагана, В.И. Самохваловой, О.С. Цехони и др.

Несмотря на кажущееся многообразие существующих теоретических исследований специфики телевизионной коммуникации, философско-эстетическому осмыслению художественной составляющей телевидения

посвящено лишь небольшое количество работ. Их, в свою очередь, можно разделить на два главных направления: определение жанровых особенностей телевизионной продукции - труды О.Ф. Нечай, Н.В. Вакуровой, Л.И. Московки-на, Э.Г. Багирова и других; сопоставление телевидения с другими видами искусства, главным образом, кинематографом и театром, и выделение собственного изобразительно-выразительного языка «нового искусства» -труды С.А. Муратова, Ю.А. Богомолова, Ю.П. Буданцева, В.Г. Кисунько, А.Г. Соколова2 и др.

Использование вышеназванных исследований позволяет глубже прояснить специфику самого феномена телевидения, а также приблизиться непосредственно к предмету данной диссертации - анализу сущности и роли суггестивного воздействия телепроизведения на реципиента.

Наиболее близко к теме настоящего исследования стоит докторская диссертация И.Л. Галинской «Художественно-философские основы и суггестивность литературного произведения»,3 опыт которой учитывается диссертантом; но прямой перенос наблюдений и выводов из области литературы в сферу телевидения, естественно, не был возможен.

Цель и задачи данного исследования. Целью работы является изучение феномена суггестивного воздействия художественной телевизионной продукции на зрителя. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

• проанализировать имеющийся спектр различных научных точек зрения

относительно соотнесенности телевидения с другими видами искусства;

• выявить специфическую природу телевидения и определить его аспекты как художественно-эстетического феномена;

• рассмотреть некоторые процессы социальной детерминации телевидения, ставшие реальностью благодаря синтезу высокого уровня технических достижений, исторически предшествующих видов коммуникации и художественного творчества;

• определить суть феномена внушения (суггестии) как важного понятия не только психологии, но также теории коммуникации и эстетики;

• уяснить разнонаправленные тенденции суггестивного воздействия и их последствия;

• проанализировать, каким образом позитивная эстетическая суггестия воздействует на зрителя;

• выявить методы и последствия манипулятивного воздействия художественного телевидения.

Методология диссертационной работы. Методологической основой исследования является историко-генетический метод. При уточнении современного статуса художественного телевидения автор работы руководствовался принципами философско-эстетического анализа данного объекта. В то же время диссертант исследует телевизионный феномен в рамках широкого культурфилософского подхода, при котором телевидение рассматривается в тесной связи со многими явлениями духовной и материальной культуры (социальные детерминанты, язык, массовая коммуникация и др.).

При рассмотрении генезиса и специфики художественного телевидения особое внимание придается межвидовому родству искусств, предполагающему определенное единство творческих целей, социально- культурных и

личностных функций. В понимании природы искусства и особенностей его воздействия на зрителя диссертант опирается на идеи известных мастеров живописи, театра и кино (СМ. Эйзенштейна, Г.А. Товстоногова, В. Кандинского и др.)1, а также на работы известных отечественных и западных культурологов, искусствоведов, философов (Ж. Бодрийяра, Ж. Лакана, У. Эко, В.Б. Шкловского, М.М. Бахтина, М.С. Кагана, А.И. Липкова, А.А. Новиковой).2

Изучение суггестивного воздействия художественного телевидения потребовало обращения к междисциплинарным исследованиям (на стыке культурологии, психологии, социологии, лингвистики).

Научно-практическая значимость диссертации. Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные выводы об особенностях природы телевидения и психологических закономерностях его функционирования обогащают понимание процессов массовой коммуникации в целом, и телевизионных в частности. Эти выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения телевидения как феномена культуры, а также позволяют расширить теоретические представления в области эстетики.

Содержание работы, полученные результаты и главные выводы могут быть применены в вузовских лекционных курсах и практических занятиях, а также в семинарах по повышению квалификации работников телевидения, посвященных следующим проблемам: телевидение как средство формирования культурных ориентацией личности; телевидение - телезритель: проблемы взаимодействия; психологические особенности коммуникативного телевизионного пространства.

Апробация. Основные положения данного диссертационного исследования изложены в публикациях автора (перечень прилагается в конце автореферата). Диссертация прошла обсуждение на заседаниях кафедры эстетики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова 14 ноября 2005г., протокол №5 и 13 февраля 2006г., протокол № 10.

Структура работы. Диссертация включает в себя введение, две главы (в каждой по три параграфа), заключение и библиографию. Исходя из поставленных цели и задач исследования, а также избранной методологии, представилось целесообразным разделить основную часть на две главы. В первой речь идет о выявлении эстетического (художественного) аспекта телевидения, его специфике как «нового вида искусства», а также о некоторых воздействующих на телевизионные особенности факторах социальной детерминации. Во второй главе рассмотрены феномен внушения («суггестии»), позитивные и негативные проявления его в художественной коммуникации, влияние на зрителя.

Телевидение и искусство: суверенитет и опосредование

Несколько десятилетий назад велась активная полемика на тему соотнесенности телевидения и искусства, а также включенности телевидения и кино как составных частей в единое образование - «экранное искусство» (работы Б. Балаша, М. Мерло-Понти, Ж. Лакана, Ж. Бодрийяра, В.И. Михалковича, С.А. Муратова, М.Е. Голдовской, К.Э. Разлогова и других). У каждого вида искусства есть свой неповторимый язык. В литературе - слово, в живописи -линия и цвет, в музыке - звук. На базе этих средств выразительности язык искусства приобретает художественность. Телевидение и кино благодаря богатейшим возможностям средств выражения, полученным в результате современных технических разработок, имеют один общий язык движущихся изображений, который многое унаследовал от театра и живописи. Констатация подобной языковой общности породила немалое количество исследовательских работ, посвященных выявлению особого статуса телевизионности, самобытности телевидения как самого молодого в семье искусств.

Эстетические особенности телевидения не сводятся только к доставке информации на дом или репродуцированию на экране произведений других искусств (хотя с появлением более четкой, многомерной картинки, с повышением ее художественности, трансляция и возможность глубже раскрыть шедевры искусства - архитектуры, живописи, театра - становятся более впечатляющими). Экранные произведения - результат творческой деятельности, «образно-знаковые модели, выражающие чувственный опыт освоения человеком мира, в единстве двух его сторон: перцептивной и эмоционально-оценочной».1 Эстетика телевидения позволяет говорить о таких признаках искусства, как эмоциональность, выразительность, документальность, лиричность, новизна, субъективность художественного образа, лаконизм, натуралистичность, воздействие на аудиторию.

Помимо разделения выразительных средств телевидения на визуальные и текстовые, А.А. Новикова предлагает сгруппировать художественные приемы в две большие группы: режиссерско-исполнительские (тесно взаимосвязаны с профессиональными навыками ведущих, актеров) и режиссерско-постановочные (определяют пространство действия).

В использовании последних наблюдается преемственность между телевидением и театром. Физическое пространство студии напоминает пространство сцены. Это относится к любому действию, в том числе и публицистическому. Пространство осваивается в соответствии с замыслом передачи и «правилами игры»: создаются декорации, определяется местоположение камер, продумывается свет. Проявляется стремление изображать студийную территорию максимально приближенной к жизни (открытые окна, уходящие вдаль улицы), делить пространство на маленькие площадки для различных целей (выступление актеров, беседа с гостем, место ведущего и т.д.). Сегодня перспективными направлениями в оформлении студийного телевизионного пространства являются виртуальные и мобильные студии, декорации которых можно очень быстро менять и создавать разные сценические площадки. Это позволяет говорить о сходстве театрального и телевизионного пространства и освоении традиции театрального действа, о заимствовании элементов зрелищного драматического представления. Место инсценировок художественных произведений занял своеобразный вид документальной драмы - политические и социальные театрализованные шоу. Оригинальные ракурсы съемки, выполненные современными техническими средствами, активно используются режиссерами программ. Например, «театрализованные проходы ведущего и его ассистентов в программе «Независимое расследование» - очевидный прием, задающий ритм программе, заставляющий зрителя ожидать от дискуссии в студии зрелищности».1

Крупный план по-новому расшифровывает само понятие мизансцены. Г.А. Товстоногов говорил, что простой поворот головы персонажа, показанный крупным планом на телевизионном экране, может превратиться в акт, существенно меняющий смысл происходящего. «Мимика, незначительные жесты, протекание мысли в видимых изменениях лица персонажа - вот истинные мизансцены ТВ. Действенность мысли здесь явно преобладает над внешним действием».2 В подтверждение этого высказывания можно привести пример заставки к программам, когда используются крупные планы ведущего и разнообразные выражения его лица и героев программы.

Формообразующие выразительные средства, разработанные в свое время Г.А. Товстоноговым, А. Эфросом и другими мастерами сцены, едва ли могут быть отброшены как «устаревшие»: они являются частью природы телевидения. Крупные планы предметов, ставшие своего рода символами, помогают режиссерам передать путем сопоставления нескольких кадров атмосферу события.

Природа телевидения и некоторые факторы его социальной детерминации

Телевидение вобрало в себя преимущества технических средств коммуникации и исторически сложившиеся формы социального взаимодействия: камерность общения и внушительность массовых действий, сиюминутность, реалистическая достоверность репортажа и условность театра, что приводит к изменениям в духовной жизни современного человека. Любому другому средству массовой коммуникации тяжело соперничать с телевидением из-за его богатейшего арсенала эффективных средств выразительности и возможности максимально приблизиться к зрителю.

Благодаря огромной роли в общественной жизни, телевизионный экран сделался объектом пристального внимания социологов, специалистов по коммуникационным процессам, психологов, культурологов и искусствоведов. Изучая специфику и значимость функционирования телевидения в современном мире, исследователи опираются на общие представления о природе массовой коммуникации как разновидности массового общения людей, имеющей организованный характер и осуществляемой путем распространения информации с использованием технических средств на большие по численности и невзаимосвязанные между собой сегменты аудитории. Телевидение органически синтезирует достижения всех видов коммуникации и одновременно с этим успешно использует элементы различных областей художественного творчества, благодаря чему вполне правомерно рассматривать суть экранного искусства с точки зрения целостной системы, базирующейся, с одной стороны, на теории коммуникации, а, с другой - на эстетике.

Как средство массовой коммуникации, телевидение рассмотрено в самых разных аспектах; особенно это относится к анализу его внутренней структуры, положения в системе информации и социальной роли. Что же касается осмысления соотнесенности телевидения с другими видами искусств, понимания его знаковой природы, эстетического и искусствоведческого анализа телепроизведений, то здесь еще довольно много пробелов, противоречивого и дискуссионного. Телевизионное искусство возникло относительно недавно, что затрудняет осмысление его закономерностей. К тому же необходимо принять во внимание, что практическая область развития новых технологий и использование их в современном искусстве значительно опережают пласты теоретического знания этой области.

Заимствуя у предыдущих видов искусства формы, способы образных выражений, телевидение выявляет свой собственный художественный потенциал, разрабатывает свою эстетическую базу. Новые условия функционирования художественного произведения в контексте телепрограмм, тесное взаимодействие коммуникативной природы и эстетики как раз и порождает уникальное своеобразие телеискусства. Вхождение телевидения в две более крупные и имеющие длительную историю развития системы - систему коммуникаций и систему искусств - оказывает определяющее влияние на его свойства. Связи с этими системами формируют неповторимую внутреннюю структуру телевещания. Телевидение является самой молодой ветвью этих систем.

Сегодня при изучении телевидения особенно актуален вопрос о соединении достижений теории коммуникации и эстетики. Являясь ярчайшим средством массовой коммуникации, телевидение реализует свои творческие интенции как целостная эстетическая система.

Обратимся к влиянию коммуникативной природы ТВ на его эстетико-художественные особенности.

Ю.М. Лотман разделял сферы действительности на «внутреннее» и «внешнее пространство». Главным принципом разделения выступает освоенность человеком этих областей. Для архаической эпохи эти области строго противоположны. Если первое четко организовано, то второе заполнено хаосом. Важную смысловую нагрузку несет наличие границы. В современном мире в ее роли выступает телевизионный экран, который способствует вторжению незнакомой для нас среды в наше собственное обжитое пространство.

Из любой точки земного шара телевидение вносит в наш привычный быт самые удивительные образы. Нам не надо совершать путешествия, мы можем своими глазами увидеть не только жизнь других стран и континентов, но и оказаться в самых фантастичных мирах, достаточно только впустить телеискусство к нам в дом. «ТВ преобразило взаимоотношение человека с реальностью. В этом его историческое значение, а не в том, что посредством особого языка оно специфическим образом отражает действительность, как то делают иные искусства, интерпретируя ее в звуках, линиях и красках или движущихся изображениях».

Особенности художественного восприятия и методы усиления суггестивного воздействия телепроизведений

Остановимся прежде всего на характеристике специфики эстетического восприятия и его роли в получении эстетического опыта.

Эстетическое как выразительное, согласно А.Ф. Лосеву, носит самоценный характер и представляет собой «диалектическое единство внутреннего и внешнего, выражаемого и выражающего»1. Любая форма в силу своей онтологической природы имеет бытийственное выражение. Выражая, художественная форма указывает на некую «предметную сущность», где смысл взят в его выраженности в ином. «Художественная форма есть то выражение, которое выражает данную предметность целиком и в абсолютной адеквации, так что в выраженном не больше и не меньше смысла, чем в выражаемом».2

Р. Арнхейм, создатель психологической теории эстетического восприятия, основал ее на экспериментальной и теоретической базе гештальтпсихологии. Сам термин «гештальт» обладает целым рядом значений («целостный образ», «структура», «форма»), но основное значение этого термина состоит в целостном объединении элементов психической жизни, несводимом к сумме составляющих его частей. Выступая против ассоциативной теории восприятия, сторонники гештальтпсихологии определяли восприятие как целостный процесс, который строится на основе целостных структур, гештальтов. Исходя из методологии гештальтпсихологии, Арнхейм считал, что восприятие определяется формами и типом зрительного восприятия.

По своей структуре визуальное восприятие аналогично интеллектуальному познанию, но главной темой его категорий служит выразительность, что приводит к началу восприятия именно посредством чувственных данных.

Основой зрительного процесса является «механизм схватывания», быстрое считывание особенностей объекта, что придает этому процессу избирательный характер. Зрительное восприятие динамично, поскольку зрение в первую очередь - восприятие действия. Его структурными элементами служат «перцептивные» феномены, с помощью которых происходит восприятие, определяющие пространственное положение и время, а также «изобразительные», которые воплощаются автором в произведениях искусства.

Эстетическое восприятие отличается от простого получения информации, т.к. в процессе восприятия происходит означивание и структурирование визуального образа, что вызывает активное участие субъекта. По мнению Р. Ар-нхейма, «восприятие не является механическим регистрированием сенсорных элементов, оно оказывается поистине творческой способностью мгновенного схватывания действительности, способностью образной. Проницательной, изобразительной и прекрасной».1

Французский исследователь А. Моль в своей работе «Теория информации и эстетическое восприятие» предложил дополнить теорию восприятия теорией информации. Предметом эстетики и психологии, по мнению этого автора, служит совокупность сообщений, получаемых реципиентом от внешнего мира, и реакция на них. Теория информации находит приложение и подтверждение в механизмах восприятия. Сообщения делятся на пространственные (зрительные и звуковые) и временные (текст, фотография). К многомерным же видам сообщения относятся кино и телевидение. Сообщение складывается из конечного множества элементов восприятия, соединенных в определенную структуру. Ценность сообщения напрямую зависит от его оригинальности и нео жиданности, что служит мерой количества информации.

Восприятие, как считает автор,- интегрированный процесс, где форма выступает первоосновой структуры и выражает воздействие того, что может быть воспринято. Форма и структура вводятся символами, устойчивыми группированиями элементов, которые априори известны, в результате подобной комбинации создается «понятное сообщение».

Какая эстетическая информация заложена в художественном произведении и почему мы с удовольствием воспринимаем неоднократно одно и то же эстетическое сообщение?

Моль предлагает разделять всю информацию на два вида: эстетическую и семантическую. Семантическая информация является логической, точно сформулированной, утилитарной. Эстетическая информация в первую очередь вызывает определенные состояния. Она не относится к универсальному миру символов, а только к объему знания реципиента, неразрывно связана с каналом передачи и изменяется при переходе из одного канала к другому. Эстетическую информацию можно найти в любых фактах культуры. В речевом сообщении к семантической части относятся слова, фразы, построение сообщения на основе логических конструкций, к эстетической - произношение, акценты, ритмы, созвучные сочетания и т.д. В визуальном сообщении вся информативная часть относится к семантической, а графическое решение, цвет, образы, аудиоинформация - к эстетической.

Манипулятивное воздействие художественного телевидения

Телевидение обладает свойством устранять из событий правду. Именно телекамера, казалось бы, максимально достоверно отражающая событие, превращает его в спектакль. Возможность менять акценты событий стирает границы между правдой и вымыслом. Объектив телекамеры, имеющий возможность дать крупным планом лица «персонажей события», часто приближает зрителя не на близкое, а на запретное расстояние, отчего создается неприятное ощущение подглядывания в «замочную скважину». Люди, которые знают, что их снимают, начинают работать на объектив, что служит дополнительной характеристикой театрализации действа. Говоря о средствах суггестивного воздействия телевидения, отмечу следующий важный момент. От публицистических программ зрители ждут документальной достоверности и абсолютной объективности, в силу того, что телевидение создает максимальный «эффект присутствия». Это верно, но с одной оговоркой: создатели программы факты «пропускают через себя», и в результате реципиент имеет дело с субъективно переработанной информацией. Даже если человек стремится к объективности, он все равно остается субъективным в силу своего восприятия. К тому же подбор фактов и их подача проходят не только через создателей программы, но и зависят от ее общей идеи, замысла.

Факт (от лат. factum - совершившееся) реален во времени и пространстве и имеет четкие временные рамки. На экране же событие живет по законам пространства и времени, которые диктуют для него средства массовой коммуникации, и от того теряет одну из своих важных характеристик, заложенных в него по определению. Завершившееся действо ввиду своей сенсационности может месяцами муссироваться на телевидении, быть разъято на части, чтобы из них потом появились еще «события».

Зритель перед картиной в музее опирается на собственные чувства, на собственное эстетическое восприятие, а зритель телепрограммы, посвященной той же картине, получает произведение в отредактированном виде, опять-таки зависящем от субъективной точки зрения людей, принимающих участие в организации программы, от непосредственного влияния ведущего. Таким образом, когда произведение искусства (неважно, будь то музыка, живопись, театр), или событие, становятся объектом внимания телевидения. Говорить о непосредственном восприятии, как результате общения, не приходится. «Разница только в том, что претерпевает изменение: художественная реальность спектакля или реальная жизнь».

Спектакль на сцене, несмотря на трагизм финала, производит эмоциональное очищение зрителя, катарсис. Человек выходит из театра свободным от негативных эмоций. Многие же телевизионные передачи не только не производят очищения, а, наоборот, усиливают злобу, цинизм, подозрения. «Целая серия (более 70) исследований в США показала, что все большее число людей, особенно детей и подростков, оказываются неспособны различить спектакль и реальную жизнь. Это - эмоционально неустойчивые дети, продукт городского стресса и нездорового досуга. В США 1.5 млн. школьников - «пограничные» дети, которые не могут сосредоточиться на объяснении учителя. Так вот, эти дети отвечают на сигналы ТВ, как лунатики. ТВ прямо ведет их к насилию, к которому они вовсе не предрасположены ни душевно, нисоциально. Но и вполне нормальные дети и подростки не могут устоять против программирующего действия телевидения».1

Дети в силу своего возраста имеют слабую психологическую защиту и, как об этом говорилось выше, не имеют четко выработанных жизненных позиций, основанных на опыте и возможности критического осмысления окружающей действительности и подаваемой информации. Сцены насилия на экране вызывают сильные агрессивные импульсы, при этом страдания жертвы лишь усиливают эти негативные импульсы (что в корне противоречит идее катарсиса).

Разумеется, не только дети являются мишенью телевидения. Множество осужденных заявляют, что совершают свои преступления, подражая телевизионным героям, а некоторые из них перенимают алгоритм действия из телевизионных программ. Человек может контролировать сообщения, которые он получает через слово или визуальные образы. Но если передавать информацию, используя несколько каналов одновременно, то воздействие сообщения резко усиливается. Текст, читаемый диктором, воспринимается как очевидная истина, если дается на фоне видеоизображения (видеоряд). Даже если изображение не имеет никакого отношения к тексту, порог критической оценки резко снижается.

Технические возможности телевидения позволяют изменять образ объекта, передаваемый в эфире. «С телевизионным изображением можно сделать все, как и со словом. Поставьте интервьюируемого так, чтобы камера смотрела на него снизу, и любой человек сразу примет спесивый, чванный вид. Смонтируйте кадры по своему усмотрению, вырежьте немного здесь, добавьте кое-что там, дай те соответствующий комментарий... и сможете доказать миллионам людей что угодно»