Введение к работе
Границы проблемного поля, в котором обретает содержательную трактовку общетеоретический вопрос о соотношении эстетического и художественного, широки, поскольку любая интерпретация этого соотношения опирается на определенное понимание сущности эстетического отношения и природы искусства.
История вопроса и современное состояние разработки проблемы настоятельно требуют рассмотрения ее в новой плоскости. Ни преобладающее в нашей эстетике формально-логическое сопоставление категорий, ни. разнообразные социологические и психологические методы различения и соотнесения феноменов эстетического и худоае-ственного, вычленяя отдельные стороны данного вопроса, не позволяют выявить их внутреннее единство. Объяснение ролевой многоплановости искусства, его ценностной емкости с позиций единой сущности, укладывающейся в рамки специфического отличия от других видов ценностного освоения действительности, возмокно при условии рассмотрения проблемы в теоретико-культурном и историко-культурном контекстах, что не только способствует решению многих эстетических задач, но представляет интерес и для философии культуры, и для философии ценностей.
В настоящее время все более отчетливо проявляется тенденция к анализу проблем философии культуры на антропологическом срезе, обнаруживается потребность в прояснении ценностных аспектов бытия культуры. Предлагаемый в данной работе подход к вопросу о соотношении эстетического и худоаественного позволяет на конкретном материале исследовать закочомерности» определяющие формы участия человека в созидании и освоении культурных ценностей, соотнести сферу произведений культуры и сферу ментальносги, мыслительных и эмоциональных установок, сопоставить смысловые уровни, существующие для людей культуры в вербализованной и невербализованном виде, высветить многообразие способом самореализации индивида в кулыуротворческой деятельности. Связью с рядом важных эстетических, аксиологических и культурологических проблем и определяется актуальность темы реферируемой работы,\пль которой - выяснение зависимости между закономерностями, формирующими аксиологическое
_ 4 -
пространство культуры, и модусами сопряжения эстетических и художественных ценностей в ней. Конкретные задачи исследования состоят в определении как общекудьтурных и обцеаксиологических предпосылок взаимодействия и расхождения эстетического и художественного, так и факторов, детерминирующих их соотношение в условиях типологической дифференцироваьности и исторического движения культуры. Материал исследования - культура античности и средневековья, а такие эпохи Возрождения. Выбор данных типов культуры позволяет обозначить тот контекст, в которой происходит самоопределение эстетического и художественного отношения человека к икру, и выявить тенденции, реализующиеся в динамике сближения и отдаления этих ценностных позиций.
Необходимость в понятии "ценность" возникла в философий во второй половине XIX в. В классической философской традиции битве мыслилось в единстве онтологических и аксиологических характеристик, leu больший интерес представляет исследование способои проливания и продумывания ценностных содержаний на тех этапах развития культуры, когда эти содержания еще не осознаются как таковые. Соединение в анализе проблемы соотношения эстетического и художественного культурологического и аксиологического подходов, рассмотрение ее на конкретном материале истории художественной культуры составляет научную новизну реферируемой диссертации.
Апробация работы. Основные результата исследования изложены в выступлениях на аспирантском семинаре кафедры философии культуры, этики и эстетики, философского факультета С.-Пзтербургского университета. По теме диссертаций опубликовано две статьи и тезисы научного доклада.
Практическое значение работы, материалы и выводы настоящего исследования могут быть использованы в ходе учебного процесса, при разработке спецкурсов по философии культуры, теории ценностей, эстетике.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 238 наименований.
.- 5 -