Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное назначение искусство Гриб, Тереса Феликсовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гриб, Тереса Феликсовна. Социальное назначение искусство : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04.- Киев, 1991.- 16 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность ксоледоваклл. Б условиях гласности, демократизации - основних принципов изменения, переоценки ценностеіі в общественных отношениях, общество ставит на повестку дня формирование нового типа отношенпіі, когда субъект не только, цель этих отношений, но в первую очередь их условие.

&го актуализирует леобходалссть всестороннего ассладования и осмысления роли чатсввческого фактора в решении проблем сощіаль-' но-полнического развития, перемещение акцента на отдельную ю\ч-. ность, что притягивает внимание к художественной культура гак к одному из наиболее актггао-личностао-воздайствующему фактору. Ее активность в рекешш задач, поставленных обществом, проявляется в первую очередь в характера функционирования искусства - важнейшей составной часта художественной культура.

Отмечая активную роль искусства в общесївонноЕ таэга, обычк'} указывают на его гош:ункпиопальний характер, но при этой теряется из виду целостность самогоМногообразного применения художественной продукции», обусловленная собственны.! влдовш назначогааи искусства.

. Необходимость в. глубоком и всестороннем научном исследовании назначения искусства в обцествз как его видовой функции обусловлена и динамическим пзмененаялЕ в практике искусства.

Всякий раз, когда появляется худозественпая продукция, похо-яая на произведет» искусства, но по существу т, не являющаяся, возникает необходаиость различать ообственнне целл и задачи искусства и подмену их чуаеродныш его собственной природе и назначению.

Теоретически обоснованное и разработанное понятие социального назначения искусства позволило би шести ясность в. калейдоскопически .меняющуюся картину современного искусства, установить грани, отличающие искусство от некскусотвз, определить возможности искусства В социокультурном развитии человечества.

Степень разработанности пройдеш/. Ученыо-общэствоведи, иссле-
'дукзиз.проблему сої&гальноіі активности искусства, должны обеспечить
, разработку, ее логакоч.т'тадологичосках основ и мировоззренческие,
позиции для надеяного синтеза данных отдельных научных дисгиплин,
изучающих Искусство. .

Однако, выполнение данной задачи натолкнулось на ряд.трудностей гак теоретического, так и практического характера, в результате проблема социального назначения искусства, иожно сказать, только

ставится. Исследуются отдельные, ее аспекты. Основная слоаность в нсследованаа проблемы социального назначения.искусства обусловлена ее "блазіим соседством" с сущностью искусства с одной сторо- ' кы и его непосредственным функционированием с другой. ' . Как правило, вплоть до последнего десятилетия исследование социальной функции искусства /у других авторов "социального назначения" и т.д., т.к. понятие четко не выработааб/ ках сшоотоя- .' тельная проблема не существовало.

Шэсте с гад, ознакомление о состоянием разработанности проб-'
лвматики социальной активности искусства показывает, что у совет
ских учонюс существует довольно постоянный интерес к проблеме
его социального назначения. ;

В первые десятилетия становления науки эстетики в центре внимания эстетических теорий находились вопросы, связанные о сущности) искусства. Проблема содаального назначения иокусства формально не была заявлена как самостоятельная, но реально присутствовала практически во всех исследованиях, посвященных вопросам сущности искусства.

Однако, общий недостатком вышеназванных теорий является 'отсутствие методологического обоснования взаимосвязи сущности искусства и его социального назначения. Как правило, социальное ваз- . начение искусства определяется чисто умозрительно, не опираясь на логику исторического развития, причаи социальное назначение искусства представляется как простое механическое перечисление сушы признаков. :

Наряду с критической стороной стоив отдат- доляное тому, что в ряде работ, анализирующих сущность искусства, ставятся и исследуются вопроси, характерные и общие как для сущности искусства, так и при решении проблемы социального назначения. ..

Здесь можно отметить работы авторов, исследующих сущность эотетичеекого отьошения и эстетические категории; /Андреев А.Л., ' Визитей 2.Б., Гольдентпрхт С.С., Гудыа А.В., Иванов В.И., Канарский A.G., футоус И.П., Каган М.С., Лосев А.Фі, Мавепа В.И., Сто- ' , лович' Л.Н., Шеомвов В.ЇЇ. и др./ ІункциошірованЕе йокусотвз и логику его иоторйчэского развития /Бвзкдубенко С.Д., Борев Ю.Б., Ґордаєнко А.Т., Давидов L1.H., Цреичев Д.Ф., Saab А..Я., Казан АЛ,,,. Жй'аозерко О.П.,Досе5 А.Ф., Полякова Ч.Я., Толстых В Лі. и др./. . г, HnpsTTj и зешими вР?с'геія вів пробсечн активно поднимаюсь и Б .;. . ^следованиях зврубояаих акгеров /дуката Д., Ньтева. А., Татарке-*.^-.

- з -вича Ь. и др./.

Значительная часть этих исследований непосредственно решает вопрос социальной активности искусства, хотя социальное назначение искусства здесь также не исследуогся как самостоятельная проблема.

Особого вниаания заслуживает в этом плана полнфункциональная концепция социальной активности искусства. Доетажаьил этой концепции неосяоршы как в шине постановки проблема социальной 'активности искусства на научно-теоретический уровень исследования, так и в плане дредяотенного моїодологпческого подхода, где сущность как теоретическая рефлексия более високого порчщса выводится на основе исследований нзЕосредстлеяного социального бы-' товаиля искусства. Велика роль поляфушшь"онально« теории искус- ' стез и в постановке проблемы его социального назначения.

- Значительность достижений з исследовании комплекса функций
искусства, различные аспекты их исследования, опредатедае основ
ных типов функцсонированЕЯ, деятелшосгяыЗ подход к прослоев
функционаровааия - составили довольно долнуя и многоаспектную кон
цепцию социальное активности гокусотва.Ка основе этих знании,
стала возможной постановка проблемы социальной активности искус-
стез как его назначения, схватывающая все богатство его яоли-
Зунхшонирования в единой видовой функции, благодаря которой оно
способно оставаться 'самим собой не дублируя и не заметая другие
формы сознания. , ~ ; > ,

Непосредственно проблеме социального назначэния искусства посвящены монографии; Поляковой Т.Я., которая раскрывает значение видовой функция искусства для познавательного пропеоса, практически не уделяя внимания обосновании видовой функции в методо- ' логическом плане, не раскрывая взаимосвязи функциошпюЕания искусства, и его назначения в обществе, то еоть исследуется только аспект проблема, вынесенный в заглавие монографии, и Вршэ-ева А.Ф., анализирующая искусство как социальное явление в целом, при этой выделяются его различные сиеце$шчбские грани, которые и делают его искусством, где социальное назначение рассматривается наряду о другими его характеристиками.

Наряду с монографиями существует ряд статей лодпдааввдх проблему социального назначения искусства, Ііонкретнам примером: внпиакял философов к отой проблематике являются изданные в поо-леднеэ время публикации' советских авторов: Берхигш И. Б , Круто-

уса В. її.-, Лаповенко о .її., ..'.Івгуиова ДІЗ.-, іінхалева В.Н., їитова СИ., Толстых В.К. и др. Особое внимание в работах, авторов уделяется определении границ социального назначения искусства и обрснова- ... кию содершшя саиогр-понятия. Сущностные вопросы проблемы со— циалшого назначения затрагиваются лиаь.косвенно как монографиях, так и б статьях, водіашашціх проблылатпку социальной активности

НСКуССТГО.

Б силу дискуссионное проблаш не разработаны долзшьм образом а понятая ее определяющие: Одни авторы говорят о проблема "социальной роли искусства" /іановенхо О.П./, другие - о "социально/1 назначении" /Толстых В.Н,/, третьи - о "генеральной цели искусства" /Боров Ю.Б./, четвертые - в "главной функции" /Ка-зи" А.Ті.. J u т.п. Практически ыокно оагатигь неразработанность ' понятия, опредадящего'цроблед, а вышеназванные определения, ,. шлея различный содержательны!! оттенок методологически не обоснованы и существуют как рабочие определения проблемы. .

Обобдив сказанное, следует признать проблему социального назначения'искусства- малоисследованной. Ь теза время есть все основания утверждать, что в теории социальной активности искусства, наработан весьма -значительный теоретический и практический материал, чтобы эту проблецу ставать и исследовать.

Цель и задачи исследования заключаются в построении целосі ноіі логико-матодологическоіі модели социального назначения искусства, которая смогла бы сосіавить альтернативу аддитивноглу принципу соединения отдельных'аспектов проблемы социального назначе- ' ная искусства при их иоследгвании как оолее ьысокш тип синтеза.

Реализация поставленной цели пегребовялэ- решения в продесс'а исследования следующих задач:'

. - обоснования логико-штодологичаснол модели социального '
назначения искусегаа; ' .'.-.;'

*- использования понятий ?суццость", "функциокированив'',
^назначение", "ооциза_шя активность" "в аспекте, раскрывающем
тему социальной активности искусства) . .- ...

- характерно.. 4ки основных составляющих понятий'социального назначения искусства.? выработки на ыоз основе сущнеоткых определишь егр социального назначения.

Маі,<ШйЩ, аТОШтЙйКЯМ, ^ЗДКРЯНІРІ базируется на ' , рсяовиах 5ллосо$сквх принципах каи принцип всохоздения от абстрактного, к «енкрэгнои^ и дога чёске-исторический путь познания лвбого

.-5-сопиального явления.

Эстетической основой анализа являются:

теоретические исследования искусства как одной аз форі сознания;

результаты социально-психологических исследований искусства обществоведами, социологами, психологами.

Материалом для обобщения послу-„хилл коігкретно-иегоричеекие данные практики искусства', материалы периодической печати.

Научная новизна диссертации определяется построением логико-методологической модели социального назначения искусства на основе имеющихся философских обобщений практики художественней культуры и теоретических разработок социаліноіі активности искусства.

результати дассертадооїшогс исследования, составлявшие ваучнуо новгзну в шноехша авторам на защиту, могут бить сформулированы в следующем виде:

обобщен методологический опыт исследования проблеми социального назначения искусства советской философской литературой за период 20-60 гг.;

показана методологическая негоздествеїгаость понятии "сущность", "назначение", "функционирование" применительно к анализу проОлегш социальной активности искусства;

на основе рассмотрения идеала как феномена будущего в нас-. тощей, идеал определен в качестве специфического предмета искусства }

обоснована целостная логико-методологическая модель социального назначения искусства.

Теоретическая и пгактическая зидчамооть исследования. Результаты исследования ;<югут бы^т, использованы; для дальнейшей теоретической разработки проблемы социального назначения искусства, преподавания вузовского курса по тематика социальной активности искусства, при чтении спецкурсов по эстетика и культуре. Методологически обоснованное понятие социального назначзішя искусства мояет быть использовано в качестве оатюви при проведзіши конкретных социологических исследований искусства.

Апробация работы. Основное положения и выводы работы докладывались авторш на катедре этика( астетикл и теории культуры Киевского госувдрствзні'Ої'о университета гал.Т.Г.Мевчекко, отражены в ряде выступлений и докладов на научных конференциях в ШК при Ьїовскои университете, в Зштац-сш педагогическом институт.},

- 6 ~

в статьях и тезисах.

Стрткттра дйосертариц. Поставленная цель и задачи исследования предопределила структуру диосертаили, которая состоит аз введения, диух глав, заключения и списка использованной литерату- . ры, включающего 232 позиции.