Введение к работе
Актуальность темы. Несколько лет реформации советского общества, получившей название перестройки, показали, что. наибольшие и, вероятно, необратимые изменения произошли прежде . всего в интеллектуально-духовной сфере, в становлении и развитии личности советских людей, их оценках и взглядах на окружающий мир. Формирование новых ценностных ориентиров, моги-вационной основы жизни в условиях отречения от псевдонаучных догм ведет к идейному плюрализму, к необходимой дезинтеграции общественного сознания..Заметную роль в этом процессе играет литература и искусство - в том числе кинематограф.
Исследование социально-эстетических особенностей советского кинематографа конца 80-х годов позволяет понять, что вопросы духовного роста личности становятся все острее,и значительнее, поскольку именно сочетание рационального и иррационального, сознательного и эмоционального во многом определяет состояние индивида, коллектива и общества. Происходящие во всех цивилизованных странах процессы признания общечеловеческих ценностей, гуманизация и демократизация жизни, превращения человека в самоцель общественного развития все глубже проникают в советское общество, которое после тотального идеологического прессинга с возрастающей активностью включается в мировой культурный процесс.
В этих условиях полноценное включение в советскую культуру категорий общечеловеческих, интернациональных ценностей становится одним из мощных факторов, позволящих сдерживать слишком бурное, подчас далеко заходящее развитие дезинтеграционно-го процесса, за которым- просматривается распад, неоправданно "мелкое" дробление общества по , -ментальным, этнонациональ-ным признакам.
Искусство, как один из определяющих моментов формирования общественного сознания, в этот сложный переходный период при
корректном управлении им может стать основой гармонизации практики общественных отношений.
Что же касается кинематографа, то он, являясь, с одной стороны, наиболее зрелищным и массовым видом искусства, с другой - тем видом художественной культуры, который затрагивает сознание зрителя на уровне глубинных психологических структур, способен едва ли не в самой адекватной форме выявлять важнейшие аспекты реальности, отражать и конкретно-чувственную, и внутреннюю, духовную сторону бытия. Б силу этого именно кино способно не только аккумулировать в себе новые ценности и мотивационные основы общественного развития, но и в массовом масштабе формировать основы нового мышления, нового видения действительности.
Радикальная реформа советского общества, его базисных и надстроечных структур создали обстановку, когда кинематограф оказался в центре перестроечных процессов художественной жизни. Начиная с 1986 года, он функционирует в обновлякщихся организационных, финансово-экономических и творческих условиях, которые во многом и определяют социально-эстетические особенности его современного развития.
Явления эти проявляются на фоне интенсивных организационно-творческих экспериментов и поисков. Поэтому их изучение, попытки оценить их возможности и дальнейшие перспективы представляется весьма актуальным как в теоретическом, так и в практическом смысле. Особенность разработки темы в данном исследовании заключается также в том, что основные вопросы развития советского кино рассматриваются в динамике, в реальных противоречиях перестройки. Полученные в ходе аналитического рассмотрения выводы и рекомендации, помимо проблем, непосредственно затрагивающих кинопрактику, могли бы способствовать дальнейшему изучению вопросов развития эстетики кинематографа и шире - художественной культуры, уточнять их роль в расширении и обогащении культурного пласта перестройки.
.. Поскольку история советского кинематографа последних лет это, с нашей точки зрешія, в значительной мере история противо-
борства мифологического и демифологизированного художествен
ных сознаний, в этой связи изучение сущности перестроечного
процесса в кино требует выхода за- рамки собственно эстетичес
кой проблематики, выработки нового взгляда на неоднозначные
процессы, происходящие в общественной и культурной, жизни. В
уточнениях нуждаются и отдельные теоретические положения,
оценка некоторых исторических фигур и событий.- здесь-необхо
дима опора на исторический опыт культурного развития и дости
жений психологии и социологии. В этом плане актуальным пред
ставляется исследование как положительных результатов новой
практики, так и выявление факторов, деформирующих и тормозя
щих развитие советского кино. .
Цель и задачи исследования заключаются в том, чтобы, опираясь на социально-эстетические детерминанты времени, дать по возможности объективную картину состояния современного советского кинематографа в контексте изменяющейся социокультурной ситуации.
В качестве главных задач, призванных реализовать эту цель, в диссертации приняты:
обзор развития социокультурной ситуации в стране как определяющего культурологического фактора;
рассмотрение некоторых тенденций перестройки современного кинематографа в условиях демократизации и обновления советского общества;
анализ структурных изменений в советском кинематографе;
уточнение понятийного аппарата эстетического анализа и ряда категорий применительно к теории кино;
изучение особенности зрительского восприятия творческих поисков в новом советском кино;
выявление динамики развития новаторских тенденций советского кино как момента его гармонизации с мировым кинематографом.
Состояние научной разработанности проблемы. Значительные изменения, произошедшие в художественной жизни Советского Союза, пока не нашли адекватного отражения в
теоретических исследованиях. Многие характерные черты сегодняшней социокультурной и новой эстетической реальности улавливаются публицистикой, литературно-художественной критикой, средствами массовой информации и находят оперативное отражение в газетных и журнальных публикациях. Однако эти материалы в большинстве случаев изобилуют образами и метафорами, в них преобладает описание над анализом, живые наблюдения и споры, что, конечно, недостаточно с точки зрения теоретических подходов - для методологических разработок и выводов.
Пока что слабо исследуются и динамика процессов становления и развития новых тенденций в теории и практике социокультурной реальности, проблемы влияния социальных и эстетических факторов на ноше реалии в современном советском кинематографе, на его вхождение в контекст мировой культуры. Недостаточно изученными и аргументированными остаются вопросы функционирования и управления кинематографом в условиях перестройки.
Таким образом, сложилась явная диспропорция между эмпи-рико-описательным освоением новых явлений кино-художественной жизни и их общетеоретическим осмыслением,' с одной стороны, и между узкоэстетическим и более широким - культурологическим подходами внутри теоретического рассмотрения - с другой.
Существует немало исследований общего характера по про-
В поисках новых ценностей // Искусство кино. 1990. К,
-С. 29-50 ti
Мурзина М. Новые люди для новых проблем // Известия. 1990.
8 июня . Разумовский. А. Время и деньги // Искусство кино. 1990. .№5, -С. 26-28
Черных В. Жизнь, рынок, кино // Правда. 1990. 17 декабря
- 5 -блемам эстетики кино как советских, так и зарубежных авторов. Многие из советских работ написаны до 1985 года - в силу этого многие принципиальные моменти в них либо отсутствуют, либо по понятным причинам рассматриваются слишком тенденциозно. Однако по фактической наполненности и теоретической значимости некоторые из них не утратили злободневности и сегодня.
Методологическая база и источники исследования.
Методологическую основу диссертации составляют идеи зарубежных ученых об искусстве "как языке чувств", эмоций, о специфике художественного образа как стилизации реальности, о необходимости восстановления гармонического развития личности, разрушенного мощной цивилизацией (Х.Оргега-и-Гассет, М.Дюфрен, Б.Кроче, Г.Рид), о массовой культуре и массовом сознании ее потребителя (КМаклгаэн).
Важное значение для исследования имеют работы классиков советского кино (С.Эйзенштейн, В.Пудовкин, Д.Вертов, М.Ромм), раскрывающие его специфику и особенности, как синтетического и массового вида искусства.
Диссертант опирается на выводы советских эстетиков (Ю. Тынянов, Б.Эйхенбаум, М.Овсянников, Ю.Борев, Ю.Лукин, А.Плиев
I. См.: йдан В.Н. Специфика кинообраза. - М., 1965; Его же: Введение в эстетику фильма. - ш., 1972; Эстетика экрана и взаимодействие искусств. - М., 1986; Парсаданов Н.Я. Эстетика и кино. - М., 1966; Власов М.П. Виды и жанры киноискусства. - М., 1976; Зименко В.М. Развитой социализм, некоторые творческие проблемы эстетики и искусства. - М., 1982; Вайсфельд И.В. Кино как вид искусства. - М., 1983; Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. - .
М., 1968; Wspdiczensne.teorie filmowe, pod. red.l.Jackiewi-cza. -W-wa., 1968; Czeczot-Gawrak Z. Z badan nad pooza,tkami filmo?.ogii,-V/roo3-aw., 1975; Kino і telewizja. pod red. B.Ie-wickiego. -T/-wa, 1977; Wierzewski V. Modele kultury filmowej. ' W krogu tradycji і wspiitcsesnych doSwiadczeA, -W-wa., 1979} Jack.iewicz A*f Narodziny dzieia filmowego. Penomenologia kina. t.1,- Krakow., 1981; Jaokiewicz A. Moja filmoteka. Kino na fiwiecie, -W-wa, 1983; Vogel Д. i'ilm aa a Subversive Art.. ' - HV, 1972; Maclean R. Opening Private Eye: Wittgenstein and Godar's Alphavitte // Sight and Sound. Winter 1977-1978, vol,47.
и др.), о роли и назначении искусства в развитии общества, жизнедеятельности человека.
Важную роль в исследовании социальных факторов развития советского кинематографа и его функциошірования.в новой социокультурной реальности сыграли аналитические работы и материалы, посвященные общим вопросам социально-экономического и духовного развития советского общества в период перестройки, содержащие выводы о возрастающей роли художественной культуры.
Диссертант изучил польскую литературу разных лет, посвященную проблемам кино и мировой кинематографии , а также ознакомился с подходом к исследуемым проблемам в таких странах Запада, как США, Франция, Италия, Англия.
В связи с тем, что в данной работе рассматриваются проблемы современного периода развития советского кино, особую группу есгочников составили материалы съездов и пленумов Союза кинематографистов, периодической печати, прежде всего, журналы "Искусство кино", "Советский фильм", "Советский экран" (с 1991 года- "Экран"), "Вопросы философии", польские журналы- "Kino", " Film па Swiecie", "Film".
Периодика и современные советские фильмы использовались автором и как источник эмпирических данных, и как показатель состояния советского кинематографа конца 80-х годов.
Научная новизна исследования определяется тем, что проблема развития современного кинопроцесса в условиях новой социально-эстетической реальности разрабатывается впервые. Вводится в научный оборот и исследуется новый эмпирический материал, который, будучи пропущенным через теоретический анализ,
I.Helman А. Со to jest kino? Рапогаыа шуйіі filmowej. -W-wa., 1978s Plazewiski J. Historia filmu dla kazdego. -W-wa, 19,77; Kaiuzynski Z. Howa fala zalewa kino. -W-wa., 1970; KaluzyA-eki Z. Wenus automobilowa. -W-wa., 1976; Kaiuzynski Z. Sean przeiywany. -W-wa., 1980. Kaiuzyftaki Z. Diabelskie ?,wierciad: -W-wa., 1986.
позволяет выявить его зависимость от особенностей современного социокультурного процесса, определить общее направление происходящее в кинематографе изменений, исследовать зону поиска новых художественных приемов и средств, причины неоднозначности идейно-творческих результатов.
В этом контексте рассматриваются качественные изменения, происходящие в структуре функционирования советского кинематографа в условиях перехода общества к новым рыночным отношениям, подчеркиваются важнейшие особенности этого процесса, связанного с изменением социальной функции художника (движение: творец - менеджер - рекламный агент), а также изменение роли зрителя как определяющего потребителя кішопродукции и, соответственно, - кинокритика как посредника между художником и зрителем.
Выявляются и анализируются новые эстетические тенденции, которые оцениваются автором преаде всего как раскрепощение, освобождение от всевозможных ограничений и запретов, как проявление творческой свободы художника. Социально-эстетический анализ кинематографа позволяет автору выйти на рассмотрение данной проблемы в контексте современной советской экранной культуры, содержание-которой складьшается из ее понимания как экранной ("виртуальной") реальности, структурирующей на одном уровне эстетическое ощущение пространства, на другом - средо-вое поведение творца, посредника и потребителя культуры.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
Изучение особенностей советского кинематографа на современном этапе развития общества необходимо для дальнейшего научного анализа эстетики кино. Теоретическое и практическое значение исследования заключается в развитии и обогащении методологии, изучения кинопроцессов, механизмов его' функционирования в условиях перестройки, а также в постановке проблем демократизации управления и организации художественной жизни.
Выводы и положения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в практике общественных и государственных
органов, независимых творческих объединений, Союза кинематографистов, а также представлять определенный интерес для специалистов по эстетике, киноведению, лекторов и журналистов, изучающих проблемы кино и процессы развития духовной жизни общества.
Общетеоретические аспекты исследования позволяют использовать материалы диссертации в специальных курсах учебных заведений культуры, - прежде всего искусства и кинематографии.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для популяризации достижений нового советского кино за рубежом (в том числе в Республике Польша) - вопрос этот особо актуален ввиду наметившейся тенденции к дезинтеграции в области культуры.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, обсуждены на проблемном семинаре кафедры теории и истории культуры Академии общественных наук. Ряд положений диссертационного исследования изложен в статье, опубликованной в научном сборнике.