Введение к работе
Актуальность темп исследования. Развитие творческих возиозмос— теіі человека, их активизация зо всех сферах человеческой жизнедеятельности является одним кз кльчевих направлении духовного обновления современного обдества, переЕлващего глубокие перемани. Чей настоятельнее потребность в развитии человеческой индивидуальности, теи острее становится необходимость ь научно!! теории творчества, изучении его природи и ірори проявления, его источников и механизмов.
В развитии суцностних сил личности - чувственно-эмоционально-го и рационально-интеллектуального начал - значительная роль прн-надлегит худоігескешюиу творчеству. Оно ааляется одшш из способов приобщения человека к всеобщий определенности бытия, его культурного и мировоззренческого становления. Художественное творчество от.ч-pjBaeT иірокое пространство для самореализации человеческой индивидуальности а качестве свободного субъекта, формирует подлинно человеческое отношение к окрузаюцецу amy.
Особо актуальним в этом плане представляется исследование творческих механизмов самореализации личности, закономерностей их функционирования. Возникая и-формируясь в творческой деятельности, воображение превращается в вакни!'. фактор процесса саморазвития художника, расширяет его возможности по духовно-практическоыу освоению и преобразованию действительности. Участвуя в формировании художественного образа, активизируя все духоьние силы и бозмошюсти творчеокоіі личности, вообрааениа ііозболпЄТ преодолевать границц ииеш.ойся сфери жизнедеятельности. В процессе творчества, открывая ч поиощью воображения новые сторони бытия, худоашик приобретает элементы нового самосознания, сэмочувствования, что с неизбеж-НОСТІІ5 ііедет к оо'нонленноау творческому действию, к созданию худо-иезтвенно-эстстнческнх ценностей принципиально нового качества. Тем cauuu творец эстетически, обогащает саму действительность. В силу -зтого изучение закономерностей функционирования воображения художника представляет возможность приблизиться к наиболее адекватному пониманию процесса создания худокествешюго произведения.
Изучая продуктивное вообракепие в границях общих зако :омернос-тей процесса творчества, нелььп лгнорировать того, что художественное творчество существует в :.*погооо'ризни отдельных видов. Поэтому необходимо исследовать из только обине, но и специфические черти и особенности воображения ь различных видах художественной деятельности. Это связано не только с запросами эстетическое тзо-
- 2 -рий на современном уровне ее развития, но и с репенкен задач развития человеческой индивидуальности, культивирования ее творческого потенциала, laic как духовное развитие современного человека, совершенствование его творческих способностей, в той числе и вооб-рхчепип, происходит в сфере художественной практики, которая на данном этапе характеризуется интенсификацией процесса видообразования искусства, появлением его нових ханров, как экстериоризации богатства внутреннего мира человека,сложности и многогранности современной Еизни и эстетических потребностей.
События последнего десятилетия обусловливают новый взгляд на историю. С течением времени общественный и человечески!' опыт раскрыла ет,в великих творениях прошлого исключительно глубокий и актуальный синел. Обнаруживая в произведениях мастеров нотки настолько близкие кашей собственно!! восприимчивости, что яти произведения, хотя и возникшие в иіщх исторических условиях, какутсп созданными под знаком тех же вопросов, которые волнуют сознание современного оЗцестЕа, мм заново открываем прослое.
Вопроса, волновавшие великого ненецкого композитора Рихарда Вагнера, обнаруживает глубокое родство с поисками композиторов нз-иего вреченії. Постопшші: интерес к вопросаы бытия, повышенная восприимчивость к демоническим, роковым сторона*; кпзші, настойчивое изыскание новых способов выражения, сопровоадземоо кропотливой. . теоретической работой, нетерпимость и героическое сопротивление кшеерваторш - все эти, столь характерные для передового композитора XX века, черты порождены пробленатнко!! вагьеровского творчества.
Внимательное изучение личности Р.Вогнера позволит современно-, му композитору лучше осознать самого себя. Раскрывая свои исторические корім, совреаеикые исследогяіглп только влкгрнвавт от того, становятся настойчивее, глубяе осознает счысл своего направления. Тем более, что перед нами стоит вагнеровекпіі примор неустанного стремления к творческому-идеалу. Именно поэтому изучение природы творческого таланта, его особенностей, изучение вагнеровского творчества никогда ие станет чей-то ан&хрокичзмм - при условии, чтобы оно производилось с постоянно обновляющееся точки зрения, подсказываеиой непрестанный развитием общества и искусства.
Влияние Вагнера на всо европейское искусство огромно. 3 изво-* иной мере оно питало своими различными гранями и символизм, и кипрессиокизи, я экспрессе.ониви. Повсеместно наблюдается "вагне-ровский ренессанс",' я его кеумираюшее искусство продолжает ста-
1 I
вить перед людьми вечные вопроси о правде и справедливости, о природе мирового зла и необходимости "нового устроения мира". Для того, чтобы постигнуть твііну магнетического влиянии музыки Р.Вечера, жизненности и актуальности его творческого наследия, неооадди-мо понять, изучить тайну художественного таланта великого немецкого композитора, природу его музикальних способностей, творческого воображении.
При этом следует подчеркнуть, что поогикение искусства проило-го, освоение предшествующего художественного опыт.; человечества предполагает знание как психолого-соцнологичеекпх аспектов, закономерностей восприятия ху/">-;.ественнкх произведет.!':, так и творческих механизмов создания худонественно-зстетических ценностей. 'Изучение того, каковы иадмьпдузльнце особенности творческой личности художника, каков замысел его творения, как он формируется в вооб-ракении автора и воплощается в конкретную вещественную плеть, позволяет глубие проникнуть в образную c.jepy произведения, лучие понять те смысли битин, которые стремился выразить ъ сбоєм творчестве художник, оценить художественно-эстетическую ценность его наследия. Исследование закономерностей творческого процесса, по-разному проявляющихся в творчестве различных художников, невозможно без анализа специфики их воображения.
Предлояешшй в диссертации подход к анализу продуктивного воображения, раскрытию механизмов его действия на различных этапа:: творческого процесса представляется нам перспективним в плане дальнейшего углубления связей "эстетики - психология". Необходимость исследования функционирования вообранения связана не только с запросил! эстетической теории на современном уровне ее развития, но л с решением актуальных проблем, связанных с созданием общей теории творчества, освоением новых подходов, основанных на синтезе знании различных дисциплин - психологии, эс лики, искусствознания - в целях их взаимного обогащения и дополнения.
Степень разработанности проблемы. Исследование творческого зо-обраяения ведется в науке многоаспектно. Вопроси первоосновы, п; -чин и механизмов возникновения нового в процессе творческоіі деятельности человека, путей создания художественных образов всегда привлекали внимание философов, нччиная от Платона, Аристотеля и заканчивая современными последователями тгорческого процесса. Внимание ученых привлекает к воображению та роль, которую от.о объективно играет в процессе творчества, а та!с:ге отсутствие усгопегегс-он взгляда in его природу и суть. (Тущеоч-вуют разнообразнее опрчде-
_ 4 -
ленин данного феномена, многообразие которых свидетельствует о его сложности и неисчерпаемости по содержанию и характеру.
В настоящее время проблеме воображения уделяется пристальное внимание со сторони представителей различных областей научного знании. Зопросы, касающиеся этой проблематики, акт. вно разрабаты-с(штсп в современной психологической и философской литературе. Ира атом исследования воображении, опирающиеся главным образом на натерлел и концептуальные схемы психологии, превалируют. Существующие л психологической науке знания о творческом воображении опираются на большой фактический материал, который самим разнообразием представленных аспектов рассмотрения данного феномена свидетельствует о шроте границ его проявления в различных сферах человеческой жизнедеятельности.
ii рамках ПСИХОЛ01..Н интенсивно «изучаются структура и механизма воображения (работы В.М.Банщпкова, Л.С.Выготского, Ц.П.Короленко, Л.С.Коршуновой, Р.Г.Иатадзе, А.В.Петровского, Я.А.Пономарева, Л.Іі.Розета", В.А.Роменца, С.Л.Рубинштейна и др.). Традиционно понимание воображения как способности человека свободно оперировать образами объектов окружающей действительности, комбинировать и трансформировать данные представлений, создавать их новые сочетании. Доказывается установочное действие воображения. Изучаются его приемы; комбинирование - сочетание данных в опыте элементов в новые комбинации (частный случай комбинирования - агглютинация); акцентирование; типизация. Для психологических исследований характерно различение воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения. Единство репродуктивного и продуктивного начал воображения рассматривается через диалектику взаимоотношений воспроизведения к изменения, преемственности и новообразовании.
В рамках психологической науки осуществляются поиски универсального внутреннего механизма становления принципиально нового в ироцеосе творчества (исследования Л.С.Выготского, Т.Гибо, И.Ц.Ро-аета). В теоретическую схему механизма творческого воображения вводятся такие понятия, как "диссоциация" (Т.Рибо), "внутренняя изменяемость", одним из конкретных приемов которой является преувеличение или преуменьшение (Л.С.Выготский), "ацаксиоматизация", "іинераксиоматизация" (M.U.Розет).
При разработке проблемы воображения актуальными являются научные труди, посшщошше еоотноше' ию, взаимосвязям воображения с . .лру і им и о-руктуршши компонентами человеческой поихики - мышлени-
- 5 -
ем, вниманием, восприятием, памятью, интуицией, фантазией, ассо
циациями (работы А.В.Брушлинского, А.Т.Гордиенко, Ю.А.Дородных,
А.Я.Дудецкого, В.А.Роменца и др.)- Изучается своеобразно данного
феномена. И на основе анализа его функционально:! наполненности,
структуры и механизмов, диалектики взаимоотношения между вышеназ
ванными отображатсльными структурами утверждается праьо воображе
ния на самостоятельное-существование в качестве особое величины
:духовной активности человека. Так, например, А.Я.ДудецкпЛ усматри
вает различие.воображения и мышления в их функциональной направ
ленности, гдо действие воображения связано с тракгфориирова шеи
представлений и созданием на их основе новообразований, а иыеше-
ние же направлено прекде всего на достижение истинного эна; ия. '
Кроме того, главным' арсеналом преобразовательного действия являют
ся чувственно-эмоциональные фонды человеческой памяти, и этот чув
ственно-образный материал преобразуется специфическими механизма
ми, отличающимися от приемов мышления. Некоторые исследователи
(А.В.Бруашшский), наоборот, сомневаются в правомерности существо-
вания понятия "творческое воображение", отрицая его в пользу худо
жественного мышления. '
В ряде исследований (Г.А.Зязовский, З.И.Исагулов, Б.Ч.Кедров, Л.С.Коршунова, К.С.Станиславские) затрагиваются различные аспекты соотнопения воображения и фантазии. Часто они употребляются как. синонимы, различаясь липь как психологический и литературный .термины (З.И.Исагулов) Е:бо по степени условности (Л.С.Коршунова). Другие Ее, наоборот, настаивают на необходимости разграничения этих двух феноменов, неразрывно связанных в процессе создания художественных образов (например, Г.А.Вязовский). По их мнению, фантазия, благодаря которой худокник создает то, что никогда не присутствовало в его опыте, базируется на способности вообрааать. Последняя создает новый образ на основе переработки материала либо непосредственного восприятия, либо впечатлений, полученных ранее и запечатленных в памяти человека. . .'
Существует область психология, специально занимающаяся изуче
нием когнити'вьлх функций воображения. Продуктивность последнего ;
усматривается в получении нового знания (работы Ю.М.Бородая»
А.В.Запорожцэ, Б.И.Пружинина и др,). .;
Философское осмысление роли в збражения в "художественно-эстетической деятельности осуществляется в исследованиях М.Арнаудова, С.В.Батраковой, М.Н.Бахтина, С.Д.Безклубенко, Д.И.Говоруна, . В.Г.Злотникова, Э.В.Ильенкова, З.И.Исагулова, В.Й.Мазопы, Л.Т.Лев-
- є -чук. Л.А.І.1елчк-Ш;і:!;:евп, II.Н.Суворова. Данная проблема затронута в трудах Н.!і.1Сипщоііі:о, Л.Г.Ковалева, Н.А.Лєіізсрова, А.З.Миронова, П.В.Медведева. З большинстве работ воображение рассматривается как ведущая творческая сила художественной одаренности человека. Она сипз.іяаетси со способностью к опережающему отранению, с созданием новых худоі.зотвенио-зстетическях ценностей, с даром предвидении будущего в художественных синволах. Прослеживается связь вооб-раженип и зстсїпчєского идеала, эстетически;: чувств. Изучаются этапы процесса воображения, специфика его санкционирования в "авторском" и исполнительской искусствах.
Теоретический анализ природы и сущности художественного воображения качестве самостоятельного феномена духовном активности творца невозможен без изучения своеобразия его функционирования в контексте видовой специфики искусства. Данный аспект исследования определил обращение диссертанта к специальным научным трудам, посвященным проблеме видов искусства и их месту в системе художественной реальности (работы В.В.Ванслова, Б.М.Галеева, А.Я.Зися, М.С.Кагана, В.В.Михале л, В.М.Тасалова и др.). Постановка проблемы воображения в контексте видовой специфики искусства требует внимания к научным работам, исследующим конкретные формы человеческой чувст-з. лости как основу видовой дифференциации и синтеза искусстза (2.П.Иванов, А.С.Канарский). Следует подчеркнуть, чтр , на уровне видовой структу,і искусства природа воображения как существенного механизма художественного творчества остается до конца не раскрытой.
Анализ стланного психологией и эстетикой в исследовании художественного воображения показывает, что как философы, так и психологи акцентируют внимание на новизне, неожиданности образов воображения. Однако в психологии акцент ставится на изучении психосоматических оснваниИ этой способности, структуры и механизмов процесса вообраяения. философов не прежде всего' интересует обществен-но-истори'рский смысл применения способности воображать, формы ее . ре- іизации в системе общественной жизнедеятельности' людей.
В представленном в диссертации подходе к изучению воображения автор исходит из тех представлений о культурных функциях данной способности, в которых она предстает в качестве важнейшей состав- ' лящей процессов формирования и саморазвития субъекта творческой деятельности, его самоопределения в окружающем мире. Разделяется господствующая в психологии точка зрения, согласно которой воображение определяется через указание нозизлы его результатов, свобо-
- 7 -ду оперирования образами объектов действительности. Но основная направленность данного исследования заключается в раскрытии "человеческого" смысла этого феномена, в определении его роли в становлении человеческой субъективности. На основании вышеизложенного определена цель исследования.
Цель исследования; раскрыть эстетическую сущность продуктивного воображения как способа объективации личностных смыслов бытия в конкротно-"іувстБешю!і форме.
В соответствии с цельп определены следующие задачи исследования:
изучить особенности горшірованип и функционирования воображения в качестве механизмов создания новых худомственно-эстети-ческих ценностей, одного из способов самовыражении, саморазвития творческой личности;
рассвотреть закономерности действия вообраксчия в структуре творческого процесса;
выяснить взаимосвязь творческого воображения и видобой специфики искусств;
"перевести" теоретический материал в проблему анализа творчества Р.Вагнера, своеобразия его творческого талант;).
Автором также реконструировано становление проблемы воображения в истории эстетической мысли.
Методология исследования. В своєї! работе дисоерт&нт обращался к исследованиям философов, занимающихся проблемой деятельности, разработкой ее теории и анализом отдельных видов, к трудам эстетиков, разрабатывающих теорию эстетического, исследующих его диалектик;', к работам психологов и эстетиков, посвященным изучению художественной деятельности, диалектики художественного творчества, его законов и механизмов. В работе автор использовал значительный искусствоведческий материал, касающиі і творчества отдельных художников.
Научная новизна исследования: продуктивное воображение рассмотрено как специфический способ самореализации творческой личности, благодаря которому предвидение будущих результатов тьор-чества, создание новой художественно-эстетической ценнооти, формирование синтетических образных структур, регулирование и интегрирование творческих спосоо'ностей фикоируют и выраиают воэмон-ности саморазвития творческой индивидуальности. В соответствии о этим ,-іиесертантом сделано следующее:
- показано, что продуктивное вообраденне является способом
- 8 -объективации личностные смыслов бытия в форме чувственно воспринимаете образов. Реалии, принадлежащие внутреннему ыиру субъекта творчества, ъ процессе вообраке::ия объективируются, выносятся вовне, обретая в худоь:естьенно-об_ азноП форме впенаходимость, целостность, aauoptiOHHocTb во времени, пространстве, бытии;
вліплено, что в процессе '..'ворчества, используя возможности ьооорадешш, худо-аник приобретает элементы нового самосознания, сапочувотвовиния, что с неизСежгостью ведет к обновленному творческому действию, к создании художественно-эстетических ценностей принципиально нового качества. Утому способствует диалогизация во-обрл.мащего сознания, в процессе которой фиксируется опит самоопределения субъекта творчества в окруиавщеіі его действительности, удовлетворяется потребность духовного присвоения ми/а и заключенных в ней потенций, более полно.! их ассимиляции и преобразования;
рассмотрено продуктивное действие воображения на всех этапах пшюьлонин художественного образа как ведущей творческой способности, которая определяет как процесс мысленно:! переработки материала действительности, так и закрепление результатов этого переосмысления на языке искусства;
вычленена как теоретическая проблема, требующая дальнейшего самостоятельного исследования, взаимосвязь творческого вообраке-ння и видовой специфики искусства. Формируясь в сфере художественной практики, творческое воображение становится императивный условней преобразования того или инт^о вида искусства как по пути его обособления, углубления уникальных свойств и качеств, так и в поисках скрытых "резервов" .вида, способствуя взаимодействию, взаимо-обогащонш. искусств;
исследована специфика творческого воображения Рихарда Вагнера в контексте его творческой индивидуальности, органично связанной с основними тенденциялш развития и кризиса романтизма ъ музыке второй половины XIX века. Характерное для воображения Р.Вагнера слияние иоэтичеокой и с'зшшлыюй образности.с философской идеей осусловило.неповторимость процесса работы композитора над музыкальным произведением.
Научная и практическая значимость работы. Исследование-эстетической природы творческого соображения как специфического-способа самореализации, саморазвития творческой личности имеет суцествзн-ио'е значение цлн теории эстетического, для углубление знаний о ху-доііостіієшіоіі творчестве как процесс, о диалектических закономерностях обновлении: художественного образа, видов искусства.
Изучение закономерностей фуш:ц.;оіпіроіг"іил продуктивного вооб-рааенип, способствуя целостному анализу художественного творчества, является условием более глубокого пошгюпип его законов, вэп-тых в единстве их диалектического нзашлодсПствия. Предложении!! в диссерт'ііціи подход к анализу данного феномена представляется перс-пективнн»- в плане дальнейшего углубления свпзеГ; мс:кду различными области;.::!, научного знания - эстетикой, психологией, искусствознанием - в целях их вэаимообогацения : дополнения.
Конкретнее выводи работы могут гиотуппть в качестве основания для искусство^дческих концептуальїігіх разработок, касающихся изучения искусстві проплого. Ибо постижение художественного наследия как отдельного творца, так и предвестзуюцих поколоннії человечества невозмоЕно без знания закономерностей художественного восприятия, творческих механизмов создания худо-ественно-эстотичсских ценностей.
Содержащиеся в работе выводи и материалы могут быть такне но-пользозаны в культурно-просветительской деятельности, способство- вать расширению знаний о специфике творческого таланта композитора, лучвеиу пониманию худоаественной ценности его наследия.'
Основные положения данного исследования могут быть полезны при разработке курса эстетики по темам "Художественный обрчз", "Система искусств и виды искусства", "Творчество как объект эстетического анализа"., о таїае спецкурсов по проблемам диалектики ху-донественной .'„зятельности, социальной природы искусства.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре этики, эс
тетики и теории Культуры философского факультета Киевского госуни
верситета и рекомендована к защите. Ее основные теоретические по-
ложе чя я выводы нашли отражение в трех публикациях автора, а так
же в его выступлениях на Всесоюзной межвузовской нау«'">я конферен
ции "Творчество как предает философского исследования" (Киев,
1989), школе молодого эстетика "Эстетика, искусство, художествен
ная культура й перестройка" (Москва, 1989), республиканской науч
но-практической конференции Теоретические и практические аспекты
комплексной'программы развития .украинской культуры" (Киев, 1990),
Всесоюзной научно-практической конференции "Нравственное содержа
ние искусства и современный идеологический процесс" (Киев,'1990),
Всесоюзной научной конференции ^Художественное наследие в контекс
те современной культуры (социологические, аспекты)" (Сашст-Петер-
бург, 1991). .
Структура работы. Во введении определяется направление иссле-