Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль искусства в культурно-эстетическом развитии личности Шахгусейнова Севиндж Асиф кызы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шахгусейнова Севиндж Асиф кызы. Роль искусства в культурно-эстетическом развитии личности : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Ин-т философии и права.- Баку, 1991.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-5/2659-2

Введение к работе

Актуальность-темн. Происходящий в навем обществе сложный процесе коренного преобразования всего социального бытия с необходимостью предполагает духовноо возрозденио человека,обновление ого нравственного мира. Демократизация общества нацеливает на создание условий,при которых "призвание, назначение, задача псякого человека - всесторонне развивать все свои способности..." *. Повышать зрелость сознания, обогадать духовный мир личности- ото значит неуклонно повышать степень зрелости общества.

Осуществлении этоГ. благородной задачи немало способствует такие искусство. Оно но монет существовать вне теснейших связой с общественной кизныо, так же, как духовная яизпъ общества немыслима без искусства. Удовлетворяя эстетические потребности человека, искусство воздействует на него через восприятие художественных произведений. Основное предназначение его - слуденне обновлению духовного, нравственного бытия, самопознанию человеком своего Л. Реализация этого его предназначения зависит от степени жізнешюсти, возвышенности эстетического идеала, а тагске от степени совершенства художественной i].op;.w его воплощения. Кмонно совораонство |$ормы воплощения идеала, сопереживаемого творцом, делает искусство прекрасним, то есть том, чем оно долано быть по природе» При всем многообразии объектов его художественного изображения главным объектом всегда остается человек в сложных взаимоотношениях с условиями окрузазщей социальной, природной средн. Разумеется, художественная сфера развивается полпокровно,плодотворно, взаимодействуя с другими формами общественного сознания. Особенно тесная связь проявляется здесь с моралью, нравственностью. Как известно, искусство тлеет гуманистическое иредназиачецие, служит нравственному возрождению, приобщая к прекрасному. Проблема нравственного выбора является для негос так ко как для морали центральной. Поэтому изучение проблем искусства дает возможность более конкретно ставить задачи эстетического воспитания* Подлинно прекрасной искусство

I. гЛаркс К. п Энгельс Ф. Соч»т.З,о^282.

сочетавшее совершенство Яормы с глубтюй содержания, облаго- . ражлвая чувственно-эмоциональную культуру, соответственно формирует, также образ мыслей, - значит образ поведения. Творцы искусства всегда устремлены к диалектическому единству эстетически-воспитательного с познавательным, поскольку только на этой основе осуществляется гумашюткческая миссия худояеетвен-ного творчества. Теоретическое раскрытие природы искусства в этом іишю актуально.

Степень разработанности проблеем. Фипософско—эстетический анализ искусства имеет свои богатые давние традиции. !1а качдом данном конкретном этапе общества эти традиции обогащаются, отвечая назревшим потребностям. Советские ученые обогатили эстетическую науку, накопив ценный, непреходящий опыт. При написании диссертации изучены многие из их трудов,

Поль и задачи исследования. Основной целью работы является теоретическое рассмотрение места и роли искусства в культурно-эстетическом развитии личности. Решении оо подчинены следующие наиболее главные задачи работы:

- рассмотреть искусство в системе обяеетвенного сознания, вцделяя ого специфику;

I. Гуляева Л.'.і. Эстетическое воспитание и творческая активность личности.М.,1983,(Новое в яизнк,наукв,технике.Сер."Эстетика", В 12){Овсянников М.й.Алехина Л.В« Проблема искусства и нравственности в домарксистской эстетической мчсли.Ташкент, IS78; Проблемы этики и эстетикиЛУ раздел,Изд.Ленингр.Унпв,-та,1975; Соколова Н.П., Эйхе Н.С. Эстетическое и этическое воспитание.и.,1976 (новое в шізни.науке,технике.Сер."Этика" # 4); Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки.Вып. 3.Статьи и исследования. Л.,1983; Теория эстетического воспитания ,1.1., 1979; Толстых В.И. Искусство и мораль.М.,1973; Эстетическая деятельность в социалистическом обществЄоГл.5, М.,1986; Эстетическое воспитание* Толстых В.Ие,Эренгроос Б.Л.,Макаров К.А.,М.,1984; Эстетическое сознание и художественная культура<.Киев,1983; Этическое и эстетическое (отв. ред.проф.Н.С.Каган и доц.В.Г.Иванов) Л.,Изд.Ленингр.Уннв-та, 1971 и др.

раскрыть образно-эмоциональную природу искусства в освоении мира;

проанализировать основные этат: становления взглядов на искусство, рассматривающих в ней роль эмоционального, рационального и воспитательного;

раскрывая познавательно-воспитательную природу искусства ввделить основные факторы эстетического отношения к действительности, такие как художественное воопріїятко, эстетический вкус, эстетический идеші;

коснуться проблемі-! творческой свободи художника;

определить роль искусства в развитии социально активной личности;

Методологическая- основа лкссортащм. Методологической основой диссертации явились основополагающие прішцкпк марксистской эстетики, касатаиеоя социальной, роли искусства.Такой опорой служили тшо::о взгляды классиков философии на эстети-чески-восяитательноо продкаэначение искусства.

Научная новизна исследования. Новизна работы главным образом сводится к сле.цуж'км момента]».!:

самостоятельно раскриваотоя природа подлшіного искусства, воплощающего в совершенной художественно!', форме богатое содержание;

познаватолънр-воопитательное его значение' особенно объясняется внутренней связью образно-эмоционального с рациональным;

облагораживание чувства прекрасного характеризуется. как важное условие обогащения эстетической потребности, духовной лизни;

осмысленное, сопереживающее восприятие эстетического идеала худояннка анализируется как фактор, способствующий нравственной активности;

особо говорится об осуществлении гуманистической мис-сіш искусства через единство национального о обшечеловоческим.

Теоретическая и практическая значимость исследования.Обоб-щение художественной практики с точки.зрения эстетического, нравственного воспитания всегда социально значимо. Оно шкет быть использовано в художественной критике, при иреподцвании курса эстетики, этики.

Апробация роботы. Диссертация выполнена и обсундена на кафедре эототики к этккп Бакинского государственного университета им.'.'.З. Расулзаде. Основные полатанім и выводы исследования отракены в опубликоваїїгшх отатьях, докладах и сообщениях на научных конференциях.

Структура диссертации. Структура диссертации состоит из введения, двух глав и заключения. К работе прилагается библиография.