Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль художественной самодеятельности в эстетизации досуга трудящихся Гулиева, Эльмира Азим кызы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гулиева, Эльмира Азим кызы. Роль художественной самодеятельности в эстетизации досуга трудящихся : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Бакин. ун-т.- Баку, 1991.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-4/1739-1

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап обновления и совершенствования общества предполагает дальнейшее развитие общественной активности масс во всех сферах, в том числе и в области художественной культуры. Одним из главных средств этой активизации личности является самодеятельное художественное творчество, выполняющее как социальные, так и эстетические функции, главная из которых - формирование эстетических по -требностей личности. Выполнение этих функций долпіно иметь своим результатом всемерное развитие созидательных способностей народа, укрепление (нового) образа жизни, формирование здоровых потребностей и высоких эстетических вкусов. В этом смысле самодеятельное художественное творчество играет огромную роль в эстетизации различных сторон общественной етізки, включая и досуг.

Задачи творческого развития самодеятельного искусства были определены на Всесоюзном Совещании по развитию народного творчества (IS68) .

ХудояостЕенная самодеятельность выотупает как одно из проявлений самодеятельности масс вообще, их демократической инициативы,, залог преемственности в развитии национальных традиций культуры.

Анализ тенденций развития художественного самодеятельного творчества дает основание для вывода о необходимости дальнейшего совершенствования эстатпческого воспитания личности средствами самодеятельности. Именно художественно-творческая активность личности дает эффект эстетического воспитания, и эта' активность деляна преобладать, иметь приоритет в сравнении с художественно-потребительской практикой, которая ограничивает* человека выполнением функций зрителя и слушателя.

Помимо изучения социальной роли самодеятельности, решения многих организационно-управленческих задач, связанных с работой самодеятельных коллективов, особенно актуальными представляются эстетические проблемы самодеятельного худозэственного творчества. Без детального философско-эотетичэского анализа

I См.% Творчество народа - обновлению страны. - Материалы Всесоюзного совещания по развитию народного творчества, 4-5 апреля 1988 г. - М., 1988, . С.1#-137.

этих проблем невозможно виявить и эффективно использовать тот значительный воспитательный потенциал, который содержится в художественной самодеятельности. Однако в имеющейся литературе этот важный аспект проблемы освещен слабо. Многие труды по эстетике опираются лишь на опыт профессионального искусства и вольно или невольно игнорируют народное творчество, в том числе и самодеятельное художественное творчество. В то жэ время многие работы, специально лосвяшенные вопросам музыкальной, театральной, хореографический.самодеятельности, отличаются эмпиризмом, узоотью подхода к объекту своего изучения, преимущественным вниманием к чисто педагогическим, организационным, технико-исполнительским вопросам. При этом общетеоретическая характеристика самодеятельности, ее эстетическая сущность и эстетические результаты оставались вне поля зрения. Именно поэтому необходима разработка эстетических проблем художественной самодеятельности, художественного творчества каж выражения мироощущения человека, роли художественной самодеятельности в эстетическом развитии личности.

Противоречие между объективными требованиями к повышению роли художественной самодеятельности в эстетическом развитии личности и реальным уровнем разработки этих проблем в эстетической науке обусловило направленность нашего исследования.

Цель его состоит в анализе роли самодеятельного художественного творчества как фактора эстетизации досуга личности.

Исходя из составленной цвйис объектом исследования была азбрана ооциальнс—эстетическая сущность художественной самодеятельности.

Предмет исследования - фактора, определяющие роль самодеятельного художественного творчества в эстетическом развитии личности.

Цель, объект и предмет иеояедования обусловили елэдущне его задачи;

І» Конкретно определить специфику жудозеотввннол самодеятельности как социального и астатического явления.

2. Выявить общее и особенное в функциях художественной самодеятельности.

Зо Определите меото мироощущения в структуре 80ТЄТИЧЄ -скоро сознания личности»

4. Осуществить анализ соотношения художественного твор-

.чества и эстетического развития личности.

  1. Выявить основные элементы воздействия художественной самодеятельности на эстетическое развитие личности.

  2. Дать сравнительную характеристику роли'отдельных видов и жанров худокоственной самодеятельности в эстетическом развитии личности.

Методологической основой исследования явились марксистские идеи о социальной сущности свободного времени, о всестороннем развитии личности, о развития духовных потребностей человека,,

0 народности искусства, о необходимости сохранять и продолжать
лучшие демократические традиции культуры. Важное теоретико-ме
тодологическое значение имеют материалы партийной, научно-тео
ретической и общественно-политической печати, посвяшешше раз
личным аспектам духовной кизни современного общества.

Степень разработаїшости проблемы. Проблема самодеятельного художественного творчества издавно привлекала внимание советских философов. Некоторые аспекты этой проблемы были рассмотрены в трудах таких ученых, как З.И.Абдуллаев, Л.Ахундов, П.Г„Богатырев, Б.О.Курбанов, Л.Г.Сафонов, Л.П.Подоба, Ф.И.Про-кофьев, В.С.Цукермаїг. Частично этот вопрос был затронут в работах более обцаго характера, посвященных философско-эстатиче-ским проблемам развитая культуры и личности(И.Л.Лрокчик,, Л.Я. Зись, М.С.Каган, М.Ф.Овсянников, Г.А.Праэдннков, Л.Н.Стояо -

1 Сіл.; Абдуллаав З.И, Роль народных театров в идейно-эствти-
чеекгм воспитании личкооти. АКД. Б., 1984; Ахундов А.М. Са
модеятельное художественное творчество и его роль В'ЙДЙЙ-
но-эстэтичеоком воспитании трудящихся. АВД. Б., 1964; Бога
тырев П.Г.'Вопроса теории народного искусства. U,, 1971;
Курбанов Б.О. Самодеятельное художественное творчество и
его социальная активность. - В кн.: Социальная активность
искусства. Б., 1989; Сафонов Л,Г. Природа и социальные функ
ции худогественной самодеятельности. АКД. В., 1973; Подоба
Л.П, Самодеятельное художественное творчество в системе фор
мирования общественной активности трудящихся. AKjU Л.,1979;
Прокофьев Ф.И. Художественное творчество масс в условиях

развитого социализма. Киев, 1978; Цукерыан B.C. Народная культура как социальное явление. .6.,,1984.

вич и др.)А, псгосолопти искусства {Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Х.Раппопорт, АЛЛ.Резников и др.)*.

Тем не менее анализ всех этих трудов показывает, что при воей их информативности, глубокой разработке ряда философских, эстетических, психологических, педагогических проблем все же многие вопросы анализа социально-философской природы самодея -тельного художественного творчества остались нераскрытыми. Это и определило необходимость осуществления нашего диссертационного исследования.

Научная новизна работа и основные научные результаты, выносимые на зашиту.

В исследовании впервые осуществлен комплексный философско-эстетический анализ природы художественной самодеятельности как социального и эстетического явления.

В диссертации определено соотношение художественной самодеятельности с народным творчеством и профессиональным искуо-отвом, что позволило выявить ее эстетическую специфику.'

Впервые специально исследовано взаимодействие современ -пой самодеятельности и фольклора как особого художественного образования, характеризуемого коллективностью, устностью, вариантностью, синтетическим характером. Самодеятельность шире фольклора, но она включает в себя многие его черты.

Точн" так же впервые раскрыто понятие интернационализа -ции применительно к сферо худог5ственной .самодеятельности, определена ее роль в преемственности национальной культуры, в производстве,хранении и распространении произведений искусства.

На этой основе раскрыта диалектива обшэго и особенного в функциях художественной самодеятельности, выявлена сущность ху-

1 См.: Арончик 'И.Л. Искусотво и эотетическое воспитание лично
сти в условиях развитого социализма. М., 1984; Зксь А.Я.

Философское мышление и художественное творчеотво. М.,1978; Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974; Овсянников М.'Ф. Что изучает эстетика. М., 1976; Праздников Г.А. Нравственный смысл художественного творчества. Л., 1985; Столо-вич Л.Н. Кизнь - творчество - человек: функции художественной деятельности. М., 1985.

2 См.: Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987; Леонтьев
А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Раппопорт
С.Х. Искусство и эмоции. М., 1972; Резников А.Н. Мироощуще
ние и его роль в творчестве худопшка. Л., 1978.

, дожеотвенной потребности как элемента.структуры духовных чвло-вечеоких потребностей, в том числе и в эстетизации различных сторон общественной жизни, включая и досуг как еэ необходимый элемент.

3 диссертации детально исследовзнн основные факторы воз
действия самодеятельного творчества на эстетическое развитие
личности, обобщен опыт развития художественной самодеятельно
сти в Азербайджанской ССР (фестивали, художественное просве -
шение, формирование творческих коллективов, работа о репертуа
ром) .

Впервые в эстетической литературе дан:обобщенный анализ роли отдельных видов и жанров художественной самодеятельно -ста в эстетическом развитии личности (музыка, театр, хореография, киноиокусотво, изобразительное искусство).

Практическая значимость исследования. .Материалы и выводы диссертации могут быть использованы: в процессе чтения вузовского курса эстетики в Университетах и гуманитарных институ -тах; в процессе разработки и чтония новых курсов по теории и истории культуры, а также в художественных учебных' заведениях - искусствоводческих курсов по отдельным видам искусства; для теоретической разработки документов и практической деятельности научно-методических центров по народному творчеству и художественной самодеятельности; в воспитательной п практической работе для выступлений перед трудящимися, з том числе перед участниками художественной самодеятельности.

Апробация работы, диссертация обсувдалась ч' была рекомен
дована к заште кафедрой этики и эстетики Бакинского государ- .
ственного университета. По отдельным проблемам диссертации
имеются статьи, опубликованные в рэопубликанских сборниках и
сделаны сообщения на научно-торретичвеких и методических K0K7
феронциях. -

Структура диссертации.- Работа включает введение, три главы и заключение. К ней прилагается библиография.