Введение к работе
Актуальность темы исследования. Обращение к теме, посвященной разнообразию эстетических проявлений артистизма, актуально, прежде всего, в связи с потребностями совершенствования повседневных связей личности с культурой. При этом имеется в виду многогранный характер влияния культурных норм, ценностей и образцов на мотивацию личности и стиль ее самовыражения в поведении, общении и деятельности, на уровень ее интеллектуальной, нравственной и эстетической культуры. В этой связи важное значение имеет задача совершенствования качественных характеристик самоутверждения человека в «формах культуры».
Одной из форм культуры является эстетическая: ее особенности связаны с разнообразием способов пластического, визуального и речевого выражения ценностных приоритетов личности и меры развитости ее вкуса. В последнее время все заметнее признаки снижения культуры индивидуального поведения и межличностного общения: развязная манера самовыражения, публичное использование речевых вульгаризмов, отсутствие навыков этикета и ряд других проявлений, несовместимых с понятием «эстетическая культура». В этой связи исследование артистизма в качестве эстетической компоненты позиционирования человека отвечает потребностям повышения уровня индивидуальной воспитанности и эстетизации способов самоутверждения личности в «формах культуры».
Актуальный характер проблематики артистизма также обусловлен и тем, что в последние годы в деятельности масс-медиа возрос удельный вес проектов, основу которых составляет презентация и популяризация «звездных имен» - политиков, спортсменов, деятелей искусства и др. Поскольку такие проекты вызывают массовый интерес зрителей и слушателей, особого внимания заслуживает вопрос об эстетических характеристиках самоутверждения и самовыражения знаменитостей на экране: в большинстве случаев их стиль публичного поведения и общения далек и от чувства меры «нормы вкуса», и от положительных образцов для подражания. Демонстративность и эпатаж так же не согласуются с подлинным артистизмом, как и «раскрученные звезды» с критериями высоких «культурных авторитетов» (Ю.М. Лотман).
Степень научной разработанности проблемы. Понятие «артистизм» долгое время отсутствовало в понятийно-категориальном аппарате эстетики и лишь в последние годы вошло в научный оборот. Одновременно с включением этого понятия заметно активизировался интерес исследователей к артистизму как культурной традиции и специфической форме эстетической презентации личности. Вопросу о логических основаниях разработки понятия артистизма и выявления места этого художественно-эстетического феномена посвящена статья Б.М. Бернштейна «За чертой Апеллеса. Об истоках исторического письма».
Возрастанию внимания исследователей в немалой степени способствовали взгляды на игровой и экзистенциальный аспекты эстетической презентации личности как субъекта ценностных отношений зарубежных мыслителей XVIII - ХХ веков: И. Канта, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Й. Хейзинги, братьев Ф. и А. Шлегелей, Ф. Шиллера, А. Шопенгауэра.
По мере усложнения творческих практик в ХХ веке заметно возрос статус «артистической натуры», в связи с чем активизировался и интерес деятелей культуры к феномену артистизма. В 1920-х годах в книге А.Г. Габричевского «Морфология искусства» опубликована статья «Артист», в которой понятие артистичности автор распространяет на пластические искусства. Спустя полвека в 1980-е годы появилась яркая статья Г.Г. Поспелова «О концепциях «артистизма» и подвижничества» в русском искусстве XIX – начала XX века».
Но наиболее активно различные грани феномена артистизма стали предметом внимания в последние десятилетия. В 1997 году вышел сборник статей Российского института культурологии «Метаморфозы артистизма. Проблема артистизма в русской культуре первой трети XX века». В данном сборнике различные грани этого явления получили глубокое осмысление в статьях Е.А. Богатыревой, А.В. Висловой, В. К. Кантора, Е.Я. Покорской, В.Л. Рабиновича, К.Э. Разлогова, Л.Б. Черной, Е.В. Шахматовой, В.П. Шестакова.
В коллективной монографии «Феномен артистизма в современном искусстве» (под редакцией О.А. Кривцуна) раскрыт многогранный характер понятия «артистизм» и проанализированы особенности его проецирования на сферы пластических и вербальных искусств. Становление артистического письма рассмотрено на материале живописи и архитектуры Б.М. Берштейном, О.Б. Дубовой, В.А. Крючковой, А.А. Курбановским, В.С. Турчиным, Д.О. Швидковским, А.К. Якимовичем. Теоретические аспекты феномена артистизма раскрыты в публикациях В.Г. Арсланова, О.В. Беспалова, Е.А. Кондратьева, О.А. Кривцуна, С.С. Ступина. Различным типам артистического поведения посвящены статьи Е.А. Бобринской, А.М. Бурова, С.Н. Зенкина, Р.М. Кирсановой. Тема артистического начала в литературе представлена в работах М.А. Петрова, В.И. Стрелкова, а в музыкально-исполнительском искусстве - в статье В.В. Вансловой. Особый интерес представляет проблемный характер исследования феномена артистизма в контексте постмодернизма Н.Б. Маньковской и В.В. Савчука.
В Казани в 2003 году была защищена кандидатская диссертация «Феномен артистизма» Р.К. Бажановой, в которой артистизм осмысляется в экзистенциально-феноменологических категориях Присутствия и Расположения.
Важное значение для понимания причинно-следственных аспектов феномена «взрыва» различных форм проявления артистизма имеют книги и статьи, посвященные культурно-эстетическим реалиям Серебряного века, - А.А. Аронова, А. Белого, В.В. Бычкова, Т.И. Ерохиной, О.А. Жуковой, З.Р. Жукоцкой, И.В. Кондакова, В.Ф. Маркова, Е.И. Осетрова, Л.А. Рапацкой, В.И. Самохваловой, Г.Ю. Стернина, М.М. Шибаевой и др. авторов.
Особое влияние на данное исследование оказали философские воззрения на проблемы артистизма как эстетического явления Г.-Г. Гадамера, Д. Дидро, Г. Зиммеля, а также Н.Н. Евреинова, А.Ф. Лосева, Ф.А. Степуна.
Для эстетического анализа феномена артистизма важное значение имеют труды современных отечественных философов: Ю.Б. Борева, Л.С. Бычковой, М.С. Кагана, И.В. Кондакова, О.А. Кривцуна, А.С. Мигунова, И.П. Никитиной, Н.А. Хренова. При анализе современного состояния культуры автор опиралась на исследования эстетики постмодернизма, ее ключевых проблем В.В. Бычковым, Н. Б. Маньковской, А.А. Пелипенко.
Пониманию эстетической природы и художественных параметров артистизма в исполнительской деятельности драматических актеров способствовали работы по проблемам театра. Это в первую очередь работы таких корифеев театрального искусства, как К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, А.Я. Таиров, М. А. Чехов, а также Б. Брехт, П. Брук, Г. Крэг, М. Рейнхард и др. Философско-эстетического осмысления заслуживает также своеобразие индивидуального подхода отечественных режиссеров к артистическим параметрам спектакля: Н.П. Акимова, Р.Г. Виктюка, Л.А. Додина, М.А. Захарова М. З. Левитина, Ю.П. Любимова, Г.А. Товстоногова, Р. В. Туминаса, П.Н. Фоменко, А.В. Эфроса.
Существенный вклад в уточнение художественных признаков артистизма как творческого явления внесли театральные критики: Б.А. Алперс, Ю.А. Айхенвальд, М.М. Бонч-Томашевский, А.В. Бартошевич, Г.Н. Бояджиев, И.Л. Вишневская, Ю.А. Головашенко, Л.Я. Гуревич, М.Ю. Давыдова, М.Г. Зайонц, Н.А. Крымова, П.А. Марков, Ю.А. Смирнов-Несвицкий, И.С. Соловьева и др.
Концептуальный подход к эстетическим проблемам театра в целом и артистизма в сценическом искусстве отражен в трудах исследователей института театра – С. Броневского (Боянуса), С.М. Волконского, Н.Н. Евреинова, Т.С. Злотниковой, Ж. д'Удина, Попытка соединения понятий театра и игры нашла отражение в монографии режиссера и педагога М.М. Буткевича «К игровому театру».
Особо следует выделить диссертационные исследования по проблемам сценического творчества О.А. Андруковой, А.А. Басовой, Т.В. Дадиановой, Т.С. Джуровой, Г.А. Карцевой, Е.В.Олимпиевой, И.Г. Скляра, Е.В. Юшковой.
Важное значение для данной работы имели исследования особенностей функционирования отечественного телевещания такими теоретиками медиаотрасли, как Н.А. Барабаш, С.Н. Ильченко, А.А. Новикова.
Решению исследовательских задач способствовали также научные работы Г.А. Волкова, Н.В. Гармизы, Ю.А. Кирюхина, Д.В. Когана, О.Е. Коханой, С.Н. Макаренко, Н.И. Неженца, Л.М. Петровой, О.В. Плотниковой, Н.В. Романовой, Т. Н. Суминовой, К.Ю. Точилова, Л.А. Шаевой, М.М Шибаевой.
Ценным источником для осмысления закономерного характера множественности проявлений артистизма на творческом и поведенческом уровнях являются художественные тексты, авторами которых являются: Л. Андреев, А. Ахматова, А. Белый, А. Блок, В. Брюсов, М. Булгаков, Я. Гашек, З. Гиппиус, Н. Гоголь, С. Городецкий, Н. Гумилев, В. Иванов, И. Куприн, В. Маяковский, Д. Мережковский, А. Пушкин, Ф. Рабле, И. Северянин, О. Уайльд, В. Хлебников, Б. Шоу и др.
Объект исследования – феномен артистизма и его эстетические характеристики.
Предмет исследования – специфика проявлений артистизма в культуре социума и личности.
Цель исследования состоит в анализе сущности артистизма в разнообразии его эстетических проявлений и функций.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить эстетические параметры артистизма и игровой характер артистического поведения;
- раскрыть причинно-следственные аспекты трансформации артистизма;
- рассмотреть особенности воплощения темы артистизма в искусстве;
- определить место проблемы артистизма в театральной эстетике;
- проанализировать опыт реализации принципа артистизма в зрелищных формах культуры;
- обосновать культурно-эстетическую значимость артистизма в качестве
критерия оценки телепередач.
Теоретико-методологические основы исследования соотносятся с объектом и предметом изучения, с его целью и задачами. Эстетический анализ сущности, основных параметров и разнообразия проявлений артистизма в культуре базируется на междисциплинарном подходе, интегрирующем несколько направлений: наряду собственно с философско-эстетическим использовались историко-культурологическое, искусствоведческое и герменевтическое направления исследования.
Для раскрытия факторов и механизмов трансформации артистизма был использован генетический анализ, а при осмыслении проблемы актуализации артистизма в различных сферах культуры - сравнительный анализ, позволивший четче выявить особенности презентации артистического компонента в культурной жизни общества и на коммуникативно-поведенческом уровне.
При этом диссертант опирается на известные положения М.М. Бахтина, В.В. Бычкова, Г.-Г. Гадамера, Г. Д. Гачева, Н.Н. Евреинова, Г. Зиммеля, Т.С. Злотниковой, М.С. Кагана, В.К. Кантора, О. А. Кривцуна, С. Кьеркегора, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Н.Б. Маньковской, А.С. Мигунова, Х. Ортеги-и-Гассета, Ф.А. Степуна, Л.Н. Столовича, Й. Хейзинги, В.П. Шестакова, У. Эко.
Для данного исследования существенное значение имели работы Ю.М. Лотмана, в которых искусство анализируется как сфера игры, неотделимая от фантазии, импровизации и других черт «человека играющего».
Ряд идей, связанных с проблемами эстетической презентации личности, соотнесен с работами А.А. Аронова, В.А. Волобуева, Н.В. Гармизы, Ю.А. Кирюхина, О.Е. Коханой, Н.И. Неженца, Л.М. Петровой, О.В. Плотниковой, Н.В. Романовой, М.Я. Сарафа, Т.Н. Суминовой, К.Ю. Точилова, Л.А. Шаевой, М.М. Шибаевой и др.
Методы исследования. В качестве основополагающего метода нашего исследования использован метод философско-эстетического анализа в соответствии с историческим и диалектическим подходом к объекту и предмету изучения. Для решения намеченных задач исследования были применены сравнительно-исторический метод, феноменологический метод, метод системного анализа, а также методы эмпирического анализа, включенного наблюдения и интервьюирования.
Гипотеза исследования. Артистизм и на понятийном и онтологическом уровне соотносится с эстетическими характеристиками самовыражения личности как субъекта ценностных отношений и творческой деятельности. Являя собой целостное единство пластического, визуального и речевого способов презентации творческого потенциала и вкусовых предпочтений личности, артистизм может быть использован в качестве одного из критериев эстетической оценки стилистических особенностей художественных текстов и авторской манеры.
Научная новизна исследования определяется, прежде всего, выбором предмета изучения и состоит в том, что впервые:
- раскрыта сущность артистизма в его основных параметрах в соотнесении с метакатегорией «эстетическое» и доказано, что взаимообусловленность пластических, визуальных и речевых средств выразительности придает артистизму статус культурной ценности;
- выявлена взаимосвязь между сменой исторических типов культуры и трансформациями артистизма как художественно-эстетической традиции выражения определенных граней мировосприятия и переоценки ценностей на уровне социума и личности; с учетом изменений ценностных приоритетов в культурных реалиях введены такие определения типов артистизма, как «творческий» и «вульгарный», а понятие А.Ф. Лосева «беспринципный артистизм» спроецировано на проблему доминирования в современной культуре эстетического плюрализма и этического релятивизма;
- представлены основные типы артистических натур и особенности их художественного воплощения в ряде литературных и кинематографических произведений, что позволяет расширить круг представлений о разнообразии проявлений артистизма как: специфического стиля эстетической презентации личности в социокультурном пространстве эпохи, творческого принципа и критерия оценки культурных явлений и текстов;
- определено место концептов артистизма и артистичности в театральной эстетике применительно к проблемам актерского и режиссерского творчества; проанализированы основные подходы теоретиков и практиков сценического искусства к художественному образу спектакля как культурной формы;
- выявлены и охарактеризованы особенности актуализации принципа артистизма в зрелищных формах культуры: в пантомиме, в цирковых представлениях, в искусстве эстрады, в сфере художественного конструирования одежды и в тех видах спорта, специфика которых связана с эстетическими характеристиками деятельности;
- обоснована культурная целесообразность использования артистизма в качестве критерия оценки популярных телепроектов: на ряде конкретных примеров проведен сопоставительный анализ их художественных параметров и стилей самовыражения участников «знаковых» передач - ведущих, исполнителей и экспертов; в результате выявлено соотношение в деятельности современного телевидения основных типов артистизма.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении и углублении эстетических представлений об артистизме, культурная ценность которого заключается в актуализации основных средств выразительности в соответствии с индивидуальным представлением об идеале совершенства. Научное обоснование основных положений диссертации осуществлено на базе работ авторитетных ученых и деятелей искусства, а также анализа творческих практик реализации принципа артистизма в различных формах культуры. Результаты философско-эстетического осмысления природы и функциональных особенностей артистизма имеют существенное значение для концептуализации онтологии и аксиологии феномена выразительности в культуре.
Практическая значимость диссертации видится в том, что материалы, выводы и результаты данного исследования открывают возможность нового подхода к исследованию явлений художественной культуры через призму понятия «артистизм» и могут быть полезны для дальнейших изысканий в сфере эстетической проблематики. Содержание проведенного исследования и полученные результаты могут стать основой учебных спецкурсов по проблемам артистизма в целом, выразительности в искусстве, игровой природы артистического поведения, а также по вопросам театральной эстетики.
Соответствие паспорту научной специальности. Диссертационное исследование, посвященное разнообразию эстетических проявлений артистизма, соответствует п.4 «Эстетическое отношение человека к действительности: эстетическое познание мира человеком и эстетическое содержание всех видов деятельности и способов жизнедеятельности человека», п.11 «Виды искусства», п.24 «Место эстетики и искусства в культурных и цивилизационных процессах» паспорта научной специальности 09.00.04 – эстетика (философские науки).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Эстетическим понятием «артистизм» обозначается специфический способ самовыражения личности в социокультурном пространстве и в сфере искусства. Основными параметрами артистизма являются индивидуальное «чувство стиля» и элегантность, притягательность манеры поведения личности, высокий уровень профессионализма, свободное владение навыками межличностной коммуникации, способность к импровизации, культура речи.
2. Характер изменений в основных сферах культуры (мировоззренческой, нравственной и эстетической) не мог не сказаться на феномене артистизма, что позволяет утверждать закономерность его трансформаций: доминирующий стиль культурно-исторической эпохи оказывал влияние на ценностные приоритеты и вкусовые пристрастия личности.
3. Как специфический стиль индивидуальной манифестации жизненной и творческой позиции и как художественно-эстетическая традиция, артистизм по-разному проявлялся в границах определенного хронотопа культуры. Однако в каждую эпоху (кроме постмодернизма) преобладают определенные критерии «эстетической допустимости» форм самоутверждения личности и творческой манеры автора художественного текста.
4. В связи с тем, что потребность в эстетическом позиционировании индивидуально-личностной неповторимости удовлетворяется посредством приемов выразительности (от жестуальности и мимики до богатства речевых приемов самовыражения), феномен артистизма в его различных проявлениях стал одной из тем искусства. В литературных произведениях, в театральных постановках и художественных фильмах ярко и убедительно воспроизведены основные типы артистических натур и «сюжеты» их позиционирования в обществе. Философско-эстетическое осмысление наиболее ярких произведений искусства позволило расширить круг представлений об артистизме и о таких его разновидностях, как «творческий», «беспринципный» (А.Ф. Лосев) и «вульгарный» артистизм.
5. Эстетический потенциал артистизма продуктивно и наглядно реализуется в социокультурной повседневности не только на коммуникативно-поведенческом, но и на творческом уровне. От античности до современной эпохи артистизм как эстетическая традиция и творческий принцип особенно плодотворно актуализируется в практике института театра и ряде зрелищных форм культуры (пантомиме, цирковом представлении, в искусстве эстрады и в тех видах спорта, эстетическая компонента которых рассматривается как маркер достижений). При явном различии способов актуализации артистизма в каждой из рассмотренных в диссертации форм культуры обнаруживается эстетическая значимость и ценность артистической составляющей.
6. В контексте массовой культуры и в связи с пародийно-игровым характером постмодернизма возрастает потребность в проецировании артистизма на сферу современного телевидения. В ситуации явного увеличения в объеме телевизионной продукции удельного веса развлекательных передач, неоднозначных по своим эстетическим характеристикам, артистизм может быть применен как критерий оценки телепроектов. Проблема его использования в творческой практике современного телевидения заслуживает специального изучения.
Апробация результатов исследования
1. По теме диссертационного исследования опубликовано 4 статьи (из них 3 – в журнале, входящем в перечень изданий ВАК Минобрнауки РФ для кандидатских и докторских диссертаций).
2. Материалы и результаты исследования прошли апробацию в форме докладов и сообщений на конференциях различного уровня. В том числе: на двух международных научных конференциях - «Диалог культур в контексте международного культурного сотрудничества» (23 мая 2011 г.) и «Семиосфера» Ю.М.Лотмана: рецепции в современном социально-гуманитарном знании» (20 апреля 2012 г.), научной конференции в рамках года Франции в России и России во Франции «Россия-Франция: диалоги «на границах» культурных миров» (21 мая 2010 г.), научно-практической конференции «Современные российские массовые коммуникации в пространстве социокультурного диалога» (11 апреля 2013 г.).
3. Отдельные аспекты диссертационного исследования нашли отражение при подготовке мастер-класса заслуженного артиста РФ, заведующего кафедрой режиссуры и мастерства актера Н.Л. Скорика, проходившего в рамках года России в Италии (Рим, 9 февраля 2011 г.).
4. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс кафедры режиссуры и мастерства актера Московского государственного университета культуры и искусств при разработке программы и чтении курса «Теория актерского искусства».
5. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств (протокол № 8 от 14.05.2013 г.)
Структура диссертации, обусловленная целями и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.