Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема символа в первобытном мышлении Киселева, Елена Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Киселева, Елена Александровна. Проблема символа в первобытном мышлении : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04.- Санкт-Петербург, 1992.- 19 с.: ил.

Введение к работе

В представленном исследовании "Проблема снизала в нерве— їкгаом шшлэшш" анализируется одно иа базисных понятий фя-юсофии культуры - символ; исследование ведется на конкретном «^графическом материале культуры кореннкх айкал ей Австралии. «ивдол рассматривается Диссертантом как ключевое средстзо художественного освоенпя человеком мира. При этом диссертант исходи із того.что художественное освоение шра и искусство - не тоаде-ітвенше понятая,лервое шаре и включает второе.

Проблема сймзшгазацин ставится в связь с развяжем у чалово-а абстрактного шнвгенпя И становлением язика,Но проецируя станс— легате символа на лингвистическую истории человеческого общества, втор ни в коей мере не отождествляет символические структуры о еноышом язяка.їажгм ооразом.в диссертации символ рассї.агривает-я не тольро как фшокеи культуры, в самом широком ее понимания, о и как специфическая шслительпая структура.Тем сашм культуро-огическнв,гаосес~огкческио и психологические проблема перссека-тся в нродпркпятом исследовании.

В диссертации показано качественное отличие самзола ранней
олотгочэснок. культуры,сто» структура,гносеологическая,лсихолога-
8СЇЗШ,социальная а культурологическая роль; выявлено ооотноше-
to понятий сиг'вол-оораз-гяф-метофора и аллегория -сиійолапзцпя-
їстйфккапия. ,,

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛКМН.ЦЕЛЬ РАБОТЕ!.

В вали дай значитвкшо возрос штербо у.чшшх-общвотвоводов вроояедо человека во всей ее ыаогогранноо'Ш.В философии: резру*-іаа Езтайсваг стена,отдедявпая марксизм от других фиософскгх вндй.Ьто' стадо воэмвдгакм osaraEapjr цуоликапзш выдающихся ра-

4 бот русских и зарубежных философов .ранее отвергавшихся марксизмом. В згой связи обогащается проблематика историко-философских исследований в области сознания,цознання,культуры,творчвства;она начинает охватывать все богатство форм и способов духовного производства, поскольку лишь на основе комплексных исследований молено создать новую концепции человека.Как отметил М.С.Каган,"целостной, к полной картины познавательной активности человека в системе культуры у нас еще пока нет, а она становится крайне важной.. Отсюда вытекает необходимость теоретического изучения культуры как целостности,не аводящейся к тем или иным специализированным формам деятельности...ведь культуре свойственно именно многообразие и разнообразие способов познания1.

Автор настоящей работы отдает приоритет диахроническому аспекту рассмотрения данной, цепи проблем,шэтому Для обоснования теоретических выводов- фактографический материал почерпнут из дизни австралийских аборитеяов.Известный ученый-этнограф,аЕстраловед Н.А.Бу типов видит ключ к новой концепции первобытной культура в соеднаєнаи: философии о атаографией..с/то мнение восходит к учению Французского етнолога и социолога КЛеви-Страсса,который вслед за Руссо склонен высоко оценивать "днкаря"-чвловека,живущего в гармонии с природой.Обращение к истокам деятельностных и когнитивных структур человечесхого общества позволяет сделать важные теоретические выводы,которые обнаружат корни, питающие современное |животворячеє дерево человеческой культуры.Выводы диооертации ваяны для современных теорий культуры о сближении различных видов искусства и искусства и других областей жизни человека.

І.Каган М.С. Опыт культурологического анаяйаа познавательной Деятельноста.//Филооо5скзв науки.-187„В 7.етр.46.

5 . Предлагая в настоящей диссертации культурологическую концепцію первобытного сознания .автор использует выводы и советских культурологов М.С.Кагана,Н.С.олсб;:на,В.М.Мв-куева,Б.В.Соколова it дру-жх, и зарубо.*них -Э.Кассчрера,К»1еви-СтроссаД.1Гов:!-Еротя и др.

Ствол как феномен человеческого шшлвдяя и культуры глубоко шализдровалааг рядом выдающихся- философов на лахергалэ общеотв эквивалентной ц слизкой к австралийским коренным кителям архаи-іосісой сохранности,а описание образа янзня австралийцев было,в >ояовиом,иаучным доотоянаш згнографов/А.Н.Шкси?іЮв9Я.А.Бутонов, йэтеер и Гилден,А.Элькин,Р.М, И К»Х.Берндш^А.Аббз и др./.В историке—психологическом аспекте уникально ежь аборигенов шдчеркя-зал З.Фрейл.

В настоящем исследовании качественное своеобразна философской трактовки -саызола достигается этнографическими нллвотрациям! пред-^оиш^,двЕ1птелг^1г,зву1Ювых,усгн(>^лыиорннх,изоо'разцтвльшх, хзыковах символов в различных сферах лизшг австраляйцэзЛвтор до— аолняет теорию структуры символа по Тгрнеру. В работе ставится зопрсс о генззасв абстрак-жого содержания символа. В1 тстаооти то-томизм рассматривается как символическое выражение, взаимосвязи телокека о окружающим шрод.и выдвигается гипотеза о готеїах шекели»

Сопоставляя концепции Л.Лэва-Бртя и К.Лозз-Стросса.дйспср- танг пытается разрешить их теоретический «юр, показывая, что вяр-исбитаю-е шшюшл'э - на архзачйскнй. шяынтие я сочка отсчета чзле-В6Ч9СЕ0Й интеллектуальной иедзрия, а чрезвы'чайно! сложный вднтадь-гаай. механизм со своеобразной; лоиасой,являщийся результатом взаимодействия- человека о природой .Анализируя определения ствола у

рада учеі'ШХ,/К.ези-Сїроссза,З.Кйсоирера,В.И.АнтоноЕа,И.Ф.1йаайд. ва и др./»автор предлагает свое определение символа,видя в нем шкталыше сгустка в потоке человеческого мышленйя.интеллекту-альные лучки,сливающие в одно целое рациональные и ашционалхЕ способы восприятия действитачьнасти.тем самым придающие жпзнод ятелышстц человека поэтический характер.Теоретические виводу , еервации включают соотношение понятий сндтол-знак-образ-метафор; {летошшїя-суєверяе и некоторые теоретические дополнения к ужо достаточно разработанной проблеме соотношения знак-символ.

В заключении выдвигаются две гинотези возникновения языка* Снизили зацпя действительносві сыграла решающую роль в закладав: mat основных семантических сфер в чатовечеекоїл шшлении.Отвода соответствовали: семантические комплексы ,которно функцконироваш как ковдушгкатившо мегаедшпши п были прообраза* слов. В кзві C2JMX пределах автор разделяет мифологическую теории вознишюв< пня языка Э.Каосярера.

работа.

Отдельные фрагменты научного исследования,основные полоаеш которого вшлв в предотавленную дисоертацию.автор представляла обсуждению на ряде акадещческях.всесоюзных и глэудународной ко: фврондаи.

Диссертация обсуадека ка заседании кафедри философии кульг, ра, атаки и астетики философского факультета Саикт~Пєтбр<їургскоі государсївеаного университета я рекомендована к завито,

Sxgyireypa диссертанта.

Диссертация состоит из введения,где дается характеристика использованного в ней. понятийного апгярава и ши&івается состш

кие изученное и нсслодуеиэп лробле:,у;їтюх глаз; заключения, где обо-сновшзается теоретическая и практическая ценность исследования, і! списка леюльзовашоїі литорааурь',віи:мчап!;его 219 шшлешваїщ;!.