Введение к работе
Актуальность темы. В истории науки и вообще всего человечества имеются такие старые, но всегда новые и вечно актуальные вопросы, которые во все времена стоят в центре внимания человечества, К шш относятся как ііроблема человека, так и проблема прекрасного, взятые и в отдельности, и тем более в их единстве, т.е. проблема прекрасного в человеке. Эти вопросы ставились и в отдельности и в единстве в каждую историческую эпоху и получали свое решение в соответствии с уровнем развития культуры своего времени.
Особую актуальность приобретает эта проблема в период совершенствования социалистического общества, когда впервые в исторической развитии создаются реальные возможности для всестороннего И гармонического формирования воех его членов. В чем же все-таки заключается вечная актуальность этих проблем? Это связано, наверное, с тем, что с самых древнеРших времен до наших днеР для человека, единственного существа, обладающего мыслящим духом, нет ближе, интереснее, важнее и нужнее существа, чем человек. Являясь "универсальным материальным существои" /К. Маркс/ и "высшим цветоц" материи /Ф.Зігельо/ человек воплощает в-себе в обобщенном, интегрированном виде всо развитие мира. Ведь именно в человеке объединяются и природа и история /общества/ бесчисленными связями и отношениями. ГЬэтому человек и самое сложное твспенив природні одновременно и биологическое, как все осталм;ые организмы, и .социальное, в отличие от всех остальных сущр^тв, существо. И в то же время он самое совершенное творение природа: обладает высоким сознанием и самым красивым, из всех красивых тел, таї ом, и потому является вершиной эволюции. Это говорит о хом, что для человека и всего человечества проблема человека никогда не может терять своего значения и не моЯет Не быть актуальной, и лта актуальность будет в силе, пока существует человек.
Проблема наконец, и проблема прекрасного били всегда актуаль-
- г -
ними. Особый интер,,. представляет единство этих проблем, т.е. ели ние этих двух проблем в одну, единую проблему. Как человек являет-вершиной эволюции всего живого, так и его красота является вершині красоты, т.е. нет красоты выше человеческой.
Степень разработанности проблемы. Проблеме прекрасного в сове ской эстетике было посвящено множежстао монографий , диссертаций статей, но вместе с тем применительно к человеку эта проблема ості ется еще не изученной. Необходимо отметить, что до настоящего вре мени проблеме красоты человека не посвящена еще ни одна специальна диссертационная работа. Хотя красота человека в какой-то мере спо собствовала столь пристальному вниманию к человеку вообще и к его изучению со стороны различных наук в частности, но самой эстетико он не изучен еще должным образом. К сожалению у нас, во всяком ел чае в советской эстетике, нет не только диссертаций, почти нет мо нографий и даже статей, специально посвященных изучению красоты ч ловека, кроме монографии Н.И. Крюковского, где автор справедливо отмечает, что как объект эстетического восприятия и оценки чалов
-
Ванслов В.В. Проблема прекрасного. М., 1957; Дмитриева Н.А. О прекрасном. М., I960; Зотов И.А. Природа прекрасного. М., 196Ь Крюковский Б.И. Логика красоты. Минск, 1965; Иванов П.Л. О суш ности Красоты. М., 1967; Столович Л.Н. Категория прекрасного и общественный идеал. М., 1969; Корниенко Б.С. О законах красоть Харьков, 1970; уткевич О.В. Красота: природа. Сущность. Формь Л.,' 1979; Калантар А.А. Проблема прекрасного. Ереван, 1981.
-
Калантар А.Л. Объективно прекрасное в эстетике Чернышевского к современные споры вокруг этой проблемы. М., I960; Габилая Ш.В. К марксистскому пониманию объективности прекрасного. Тбилиси, 1962; Чуиаев С.Ф. Природные основы красоты. Л., 1965; Иванов П.Л. Природа красоїи й формы ее созидания. Л., 1967; Линник Ю, Объективность красоты ь органической природе. М., 1969; Галкиі И.А. Обьектйьная основа и критерий прекрасного, /і^ооеологичег кий аспект/. Томск, 1969; Павлович А.А. Категория прекрасного в современной советской эстетике. М., 1976.
аде совершенно не изучен, т.е. не изучен в своей собственно эстьти ческой специфике, благодаря которой он только и может выступать и качестве эстетического объекта . Данному вопросу посвящены также работа И.Ф. Смольянинова, первая: "Прекрасное в человеке" /Л., 1962/ не содерчмт философского анализа, а вторая хотя и называется "Проблема человека в марксистско-ленинской философии и эстетике" /ЛГУ, 1974/, но о красоте человека не упоминается ни одним словом. Спределенний интерес может представлять тазике роман И.Л. Ефремова "Лезвие бритви", где автор с научно-теоретических позиций рассматривает красоту человека.
Цель и задачи исследования, данная работа не может, конечно, восполнить имеюи;и('-ся пробел, но автор ставит перед собою цель исследовать именно суцностнкй аспект красоти человека для которого прежде всего требуется изучения самой сухости красоты вообще, а затем уже особашости ее проявления в человеке, что собственно и поднимает на философский уровень данную работу и определяет ее философские смысл к значение. При втом в работе уделяется внимание также другим наиболее важным, по мненшо автора, вопросам, касающимся раскрытия сущности красоты вообще, сутцности и содержания красоты человеческой в частности.
Для реализации поставленной цели, диссертант выделяет и рассматривает следуйте конкретные задачи: а/ Показать уровни познания прекрасного. б/ Шявить эстетический смысл понятия " прекрасно го'.'. в/ Уточнить содержание и соотношение понятий "прекрасное", "красота" и "кг.юиЕое".
г/ Определение еуіцностк категории прекрасного, д/ Раскрыть особенности красоты человека в отличие от красоты других предметов и явлений действительности. / Уточивнио природы эстетического удовольствия /радости/.
.-4-ж/ Обоснование существования общечеловеческой нормы красоты. з/ показать роль и значение прекрасного во всестороннем и гармоническом развитии человека коммунистического общества.
Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации выражается в попытке показать, что само понятие "прекрасное" /или "красота"/ употребляется в четырех смыслах: I/ утилитарно-практическом; 2/ морально-этическом; 3/ эстетическом, в широком смысле; 4/ эстетическом, в узком смысле. Новым вопросом, далее, является рассмотрение уровней познания прекрасного. Отличая восприятие прекрасного от его познания в работе показано существование трех уровней познания прекрасного: обыденный, научный и философский. В диссертации по-новому рассматривается сущность прекрасного, т.е. дается ответ на вопрос "что такое прекрасное?". Ведь правильное решение всех остальных проблем прекрасного, во многом зависит от правильного понимания самой его сущности. В работе .сделана попытка философского обоснования идеи существования нормы красоты человека.
В представленной диссертации новизну содержат следущие положения, которые выносятся на защиту:
-
Шявление трех уровней познания прекрасного: обыденный, научный и философский.
-
Употребление понятия "прекрасного" в четырех смыслах.
-
Уточнение содержание и соотношение понятий "прекрасное", "красота" и "красивое", как отличные друг от друга понятия.
-
Определение сущности прекрасного как бескорыстной и светлой радости человека.
-
Уточнение природы эстетического удовольствия /радости/ как утилитарно нейтрального явления.
-
Обоснование существования общечеловеческой нормы как критерия красоты каждого конкретного человека.
7. Определение места и значения прекрасного во всестороннем и гир-
- 5-' ионической развитии человека.
Методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой диссертационной работы явились произведения классиков марксизма-ленинизма и решения партийных съездов. Прежде всего ленинская теория отражения и основоположения марксистско-ленинской эстетики.
Практическая значимость работы. Изложения и выводы, сделанные в результате настоящего исследования, могут быть использованы как в теоретическом смысле - при чтении лекций по марксистско-ленинской эстетике, при дальнейшем изучении проблемы прекрасного с позиций именно ленинской теории отражения; так и в практическом смысле в практике эстетического воспитания трудящихся на современном етапе.
Апробация диссертационной работы. Материалы диссертации обсуждались на заседании отдела этики и эстетики Института философии и права АН Азерб. ССР и отдельные ее положения апробированы на первой республиканской конференции молодых философов, посвященной 60-летию образования СССР /Баку, декабрь 1982 г./ и на второй /Баку, январь 1984 г J конференции молодых философов республики.
Структура диссертации - введение, две главы и заключение. Библиография содержит 325 наименований.
- б -