Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема языка искусства в эстетической концепции Н. Гудмана Арабова, Наталья Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Арабова, Наталья Владимировна. Проблема языка искусства в эстетической концепции Н. Гудмана : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04.- Санкт-Петербург, 1993.- 23 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность т?ми исследования. При анализе состояния современной їнлог.офско-зстетическои мысли возникает вполне' оправданная необходимость.виявить наиболее существенные направления и концепции эстетики, культурологии и художественной практики XX века. Зтп, требуэдае осмысления учения, в значительной степени характеризуют самосознание культури, формируя представления об основных жизненных ориентирах, и ценностях. -

Панорама американской эстетики второй половины нашего сто- летля образована самыми различным! школами. Если в начале века становление эстетической мысли в США, по мнению Т.ІЛанро, осу- ществлялось благодаря влиянии европейской эстетики, за счет заимствования зарубежных идей, то после второй мировой войны именно в Америке эта наука развивается особенно интенсивно,' претек--дуя на "роль лидера в мировой эстетике". Одним из наиболее влиятельных и характерных направлений, связанных с самобытными традициями американское философии является аналитическая эстетика,' И особое место в разработке положений этого теоретического направления занимает концепция Нельсона Гудмана.

Изучение философско-эстетических зоззренлй Гудмана выявляет показательные закономерности-в трансформации философствования ЇІ века. Длительные научные изыскания ученого соответствуют тем изменениям, которые претерпевает философия и эстетика. Швейцарский философ Г.Канг считает, что аналитическая философия второй полоеины XX века в лице "Х.Паткгма, Д.Даммита, У.Куайна по' большей части просто пользовалась следствиями из открытий Гудмана. Гудман существенным образом предопределил дальнейшую разработку идей аналитической философии и эстетики,- в частности-прагмати-ческого анализа, и привнес свое понимание в конструктивное исследование таких вахных философско-эстетических проблей как соотношение науки и искусства, поиск языковой структуры искусства, фув> кционирование худокественного произведения в культура и др.

, Критическое.рассмотрение, концепции Гудмана дает возможность объемней представить проблемное поле современной западной эстетика. .Актуальность.изучения воззрений американского эстетика свя-

ІЩпхо Т. Toward Science in' Aesthetics»- Now Xork, 1956. - Р.116.

зала во ыногом с тем, что он не только продемонстрировал лутк развития аналитической эстетики, но и оказал ощутимое воздействие на 'представителей других школ и направлений(феноменологии, структурализма, семантической эстетики и др.) , вбирающих в свой теоретический арсенал идеи аналитической эстетики и философии.

Эстетические воззрения Гудмана в значительной мере опреде
ляется его логическими идеями, соотносимыми с.проблематикой
обоснования непротиворечивого базиса "единой системы описания
процесса приобретенного знания", выработкой такого языка "кон
структивной системы", на котором можно выразить основные исти
ны логики и математики, факты и законы здравого скола, науки и
искусства. Современный исследователь американской эстетики М.
Вейтц отмечает заслуги Гудмана в преодолении исторически сло
жившейся дихотомии логики и эстетики. Это связано с тем, что
Гудман, с одной стороны, наглядно.продемонстрировал логический
смысл многих эстетических проблем, а с другой - показал возмож
ность поиска ответов на еце не достаточно разработанные вопро
сы логики в области эстетики. Он раскрывает родственность логи
ки и эстетики в формально-логических и логико-математических
понятиях, используя логику для того, чтобы "уловить" лингвис
тическую природу искусства. Начав с изучения формально-логи
ческих правил функционирования языка, Гудман.приходит к идее
множественности и несводимости друг к другу различных языков
культуры - науки, искусства, обыденной жизни,- религии и проч.
Таким образом, мир выступает в его концепции как гетерогенное
многоголосное пространство, где кавдый язык есть форма бытия
специфического культурного опыта. .

Осуществленный в диссертации анализ основных полонений
эстетической концепции Гудмана позволяет- более объемно пред
ставить проблемное поле современной эстетической мысли на
примере.одной.из-ее-ведущих.теорий.

Степень разработанности темы..Анализ теоретического наследия Нельсона Гудмана.в-настоящее время представлен теми работами, в которых успешно рассмотрены отдельные эстетические, философские, логические проблемы. В этом отношении автор.опирается на.труды.отечественных и.зарубежных исследователей концепции

V.'Sitz U. Professor Goodaan on the Aesthetics. - Journal, of Aesthetics and Art Criticisa, 1971. Vol. XXIX. - P. kB5.

американского їилссс-а: АЛ.Андреева, А.С,Богомолова, А.І.Грязнела, '.'.."-ісйтім, В.Вебстера, Ч.Ваетофского, У.Бл&ка, Д.Дэвкдсо-на, Х.Пат.;П'.-а. Р.Рудяерз, К.Тсро^Яка и др. Богатый глатариал для понимания концепция Гудмаяа дз:от работа, изучающие объемный крптяко-аналитический контекст, в которое зарождались и.развязались идеи этого мыслителя. Таковы труды 'Г.В.Балашовой, Е.Я. Васина, А.А.Грякалова, В.А.Гущиноії, Ю.ІЗ.Дорохова, Ы.С.КозлсзоЯ, М.К.Мамардашзяли, Б.В.Прозсрского, К.А.Свасьяна, И.Н.Сидорова, Іи.Баллкса, Д.Калликотта, С.Лангер, А.Нагеля, А.Уайтхеда л др. При раскрытии специфических эстетических проблем ([соотношение искусства и реальности, выделения видов искусства, трактовки понятия символ и т.п.) были использованы работы Е.В.Волковой, Ц.С. Кзгача, Б.В. Раушенбаха, Б.А.Успенского, Ю.С.Степанова, А.А. Фарбштейна, Б.Боретца,Л.Роувэлла, Н.Харргса и др. Яри анализе проблеіа функционирования искусства в обществе-и взаимодействия искусства с другими формами культурного творчества использовалась труды Д.Іл.Баткіша, Ю.З.Перова, В.В.Селиванова, Н.Шапиро и

др. ..........

Паль и основини задачи исследования.-. Цель работы состоит в то:л, чтобы критически проанализировать зарождение, эволюции и конзчнке теоретико-методологические обобщения концепции Гудаана на примере анализа, ее основных понятий .и принюшов-.. Тем самым достигается возможность создать целостное представление с филе— софско-эотетической концепции Гудмаяа.' В езязи с этим в диссертации решаются следующие конкретные задачи:' . - ..

анализируется контекст, .в котором сформировались философ-ско-эстетлческие воззрения Гудоаыа; выявляется теоретическая преемственность взглядов американского'философа и представителей прагматизма (Дьж, Джемс, Пирс, льше) и аналитической $и-лософик(Витгеклтейн) ;

исследуется взаимоотношение науки и искусства, . объединен-, ных в оодем процессе познания и проблематизациі действительности;

рассматривается предложенная Гудмаяом концепция'киросози-дания, охватываемая множество способов и процедур конструирования реальности;

определяется категориальный объем понятия."символ" -.ключевого для эстетики Гудмана, в контексте семантических представлений З.Кассирера, А.Уайтхеда, С.Лангер;

представляется трактовка феномена еи'лвола в концепции Гудмана как процесса актуализации симзолическях функций - ре-' презентации, зкземплификацш, выражения;

анализируются воззрения Гудаана на природу языка искусства к выделяется специфика различных типов языков искусства в их отношении к нотационным системам;

оцениваются практические выходы теории Гудааиа в сферу художественной.практики.

Научная новизна исследования. Положения, выноси .ие на защи-22. Настоящая диссертация представляет собой первое в отечественной литературе исследование эстетической концепции Гудмана, в котором комплексно рассматривается ео теоретико-акзтодологи- веские истоки.а основания. Существо научных положений, разраоа-' тываешх в диссертации, заключается в установлении новых фактов и обосновании рада вопросов эстетики.и философии на примере анализа теоретических воззрений Гудмана. Научная новизна, выносимых на защиту положений состоит в следующем:

предлокено целостное рассмотрение- эстетической концепции Н.Гудмана.на базе исследования его основных философско-эстетичес-ких работ;

определено .философско-эстетическое-контекстуальное.пространство, позволяющее адекватно проанализировать логику формиро- ' вания и трансформации, взглядов американского философа;

показано влияние концепции Гудмана на формирование феномена постмодерна в. культуре;'

намечены перспективы.развития идей Гудмана, связанные с фшюсофско-аналитическоа интерпретацией традиционных для эстетски проблем (соотношение науки и искусства, искусства и реальности, копии и оригинала, выделение.признаков.эстетического, разделение автографического и аллографического искусства, по-

строение нотационной системы) , а также, показаны логические
трудности.концепции заклачаэдиеся з переоценке роли.конвенции в
искусстве, произвольном толковании понятий, традиционно исполь
зуемых в.эстетике,

Методология и источники исследования. .Методологическими

і идеями приработе над диссертацией слуюиш - фундаментальные положения, философии о преемственности историко-эстетическог.о процесса,., непрерывном диалогизмз сознания и самосознания культура. В качестве источников, слукпвпих.материалом диссертационного . исследования выступают философско-эстетические и культурологи-

чоские тексты Н.Гудмана, а такхе работы современных философов и эстетиков, изучающих его теоретическое наследие. В диссертации проанализирована соответствующая литература на английском языке, введены в критический контекст малоизвестные и не переводившиеся ранее материалы. .......

Научно-практическая значимость. !,'.аториалы и результаты
диссертации могут оказаться полезший при исследовании совре
менной ситуации в эстетике и художественной культуре, могут
быть использованы в курсах лекций по философии, эстетике и куль
турологии. .

Апробация тзаботч. Диссертация обсуздена на заседании ка
федры естетики й этики РГПУ им. А.И.Герцена и рекомендована к
затдаге. ... . -

Структура и объем диссертации. В соответствии с содержанием и логикой материала, текст состоит из введения, трех глав,-подразделяемых на параграфы, заключения и списка использован- ной литературы.