Введение к работе
Актуальность исследования. Исследование генезиса хуло— явственного сознания остается одни.: из наиболее актуальных наставлений современной эстетической теории как в нашей стране, так v за субеусм. Ганная тема является комплексной, включая в себя ряд проблем специализированной направленности. Гребле всего,она связана с обшими философскими пробле'.'а72 языка, на сс:.вслен7.е которого ориентировано большинство ти-досотских направлений XX века. Проблема слога как ссобсгс г:га знгка - предмет исследования в трудах с.;-'ассисепа. ї.де Тс с стіса, основателя семиотики Ч.Пигса и Ч. Морриса. Э.Еенвенис-та, Л.Ричэглса, К..~еви-Стгссса, М.Фуко и др., ссобое звучание приобретает тема опгеделяпшего воздействия языка на человека в тидосоїни экзистенциалистского и тенсменологичес-ксго направления / ~.Гадамеп, Х.Ортега-я Гасег, .Т.Рикер, '.'.. ,у"а^тлег,гар тт др./.
3 России пооблемы тилосотии языка, связи лзнна ;: культуры разрабатывались э XX веке в работа:'; ',1.Бахтина, А.Белого, С.Булгакова, А.Лосева. П.Флоренского. Г.Спета, существенный вклад її разработку социальных, психологических.эстетических ?сгектов речевой деятельности был внесен теоретиками "їоо-мальной сколы", а такне такими языковедами как Н.'.!арр, Е.По-_л7вэиов. Л..^кубинский, Р.Яксбсон.Г.Зпнокур, З.Елногралоз и др..
Грудой проблемой, без ведения которой нєвозможіо пенять 7CT0K7. 7. "ехачизмы рождения художественного сознания, является проблема мига, микологического мышления, тесно связанная: с воггесами своеобразия пакних fop»,i искусства и іслькдога.
Огыт, накспленнкй русской эстетической и научно-теоретической мыслью в разработке таких проблем, как генезис художественного воображения, художественного образа, структурных компонентов художественного произведения как пелого, родо-занговых компонентов мира словесного искусства как культур-чо-истссического феномена, судествекко обогашав? современную эстетическую теорил. одной из основных сфер которой являются їшіьтусно-7.стосчческ7:Є, стгуктурнс-семиотичєские, структурно-семантические, морфологические исследования в стере искусства.
Степень разработанности проблемы. Проблемы генезиса худо-
- 4 -жественной образности и художественного '.гышления, взаимоотношения микологического и поэтического сознания на ранних этапах человеческой истории и в современную эпоху, Фольклора и письменной литературы, содержания, материала и товмы в словесном художественном твоочестве, значення и смысла слова в стгуктуге художественного произведения, взаимодействия у.ан-сов художественной литературы в их историческом развитии в той или иной степени нашли отражение в трудах современных отечественных ученых - '.'.Бахтина, СЕогатыгева. В.Борисова, М. Гаспагова, А.Гугевича, П.Гриндєса, И.Гьяконова, В.'.'ваноЕа, М.Кагэна, Е.Улетинс:-:сто, Е.Гог'Днева, З.Гзозєрского, Е.Путилова, З.Селиванова, ':. Гт^олнн-лаугенского, !0.Степанова, З.То-погсва, С.Токагева, '!.Толстого, її.Тройского, Е.Успенского и пг..
Методологические принципы исследования истории русской *илосотни и эстетики газгабатнвались в тгудах З.Асууса, 3.Талант и о нова, 3. лувакнна. З.Никандрова, Г. Королева и других нс-тогнксв гуссксн тилоссгпи :: эстетики.
'с/ысление -илссстско-лннгвистическсй концепции А.А.Потеб-ни в делом и отдельных поставленных им пгзолем внутренней ^огг.ъ' "зыка и слова, соотношения слова :: художественного образа, \:итэ и языка, языка и культуры, трогов как "клеточек хут^с-ественчсстн" и спосссв :."ксди. а так?.е учения А.Н.Зесе-ловсксго о синкретизме начальных тюрм художественней деятельности, генезисе и нсторичєскр.:.- г.язвптии поэтических гор:.! и других -сггзсов го генезису л сазЕитпг-о словесного творчества, разрабатывавшихся в тгтдах hevx великих русских ученых дается в исследованиях ".!.АзадоЕскэго, М.Алексеева, Е.АничкоЕа, 3. Езег-ского, А.Еапбупн:-:а, А.Еелого, В.ЕиСпхпна, 3. Виноградова. И.Яинсгсалова, А.Гогнїельда, "Л.Горского, З.Еирлунского, 'Л.'.'.ва- . ньо, А.Колодкой, Е..~езпна,Е..'.'елетинского. С.Преснякова, '"СТё— нянко, '-О.Тынянова, О.їгейденберг, А.Чудакова, В.Хашиева, 3. Р'яд'магева, В.Г'кловского, Б.скгельгарлта, '.'.Ярошевского и лс. Ряд интересных наблюдений о связи работ С.Фрейденберг, 'Л.Фгачк--Каменецкого, С.Зйзенстейна с традициями Еотебни и Зеселовско-го мы находим в работах 3.7:ва-:ова, Ю.Іотуача, Е.Мелетинского, М.Полякова.
Различные стогони теории .Т.С.Выготского рассмотрены в монографиях и статьях Н.Еерхина, В.Еислера, А.Брудного. З.Епушинского, З.ГаЕылова, А.Эапорогша. В.Зинченко, Г.'Лльи-на, А.Іеонтьева, А.Іурии, З.Пискуна, А.Пузырея, Л.Радзихов-ского, А.Ткаченко, П.Тульвисте. Г.Иедсовицкого, Л.Зльконина, М.Ярошевского И 1С.
Как видим, литегатура по отдельны:.! сторонам поставленной нам? пг-облемы достаточно обгитна. Тем не менее проблема, поставленная з диссертации является малоизученной, хотя труды русских ученых в области изучения генезиза и формирования художественного сознания да^т согатейдий материал для дальнейшего исследования. Ряд есггссов, каса-ошихся кепосоедст-венно методологически и теоретических сторон нормирования художественного сознания в Филогенезе з соотнсгенки с онтогенезом не полвеггались до сих сор обстоятельному анализу.
3 качестве методологических источников в диссертации ис-го.-ъзовакы тсуды отечественных и зарубемых ученых по проблемам ^илосстии и эстетики, касавшимся задач, поставленных в лиссегтагнонной паботе.Сгеди них каго назвать труды по философии языка ".'.Бахтина. А..Тосеза. ;!.~засьяна, .Степанова, фундаментальные гагсты го тестни художественного образа,его стгтктуге. гнезису и истерической гвеллпии САверинцега, Г.ГачЕа, '.'.Кагана, .'./отмена. Автог опирался также на классические ттудн зарубежных ученых по тилосоФии языка и гегме-невтике - Галамеса, Кассисера. Хайлеггеса.
;ів.гь '' тдтачи исследования.Нель'о габоты является историко-философский, истсгнкс-эстетическпй и культурологический анализ концепций генезиса художественного сознания в тгудах представителей суссксй мифологической сколы, А.А.Потебни и его пос-л__=горателей, А.г.Зеселовсксг:. исследователей ганних фоом сознания и художественного мысления в русской - советской филологической науке 2С-4С—х г.г., тессии Л.С.Выготского о становлении *оом худояественко-творчесг.сй'деятельности э онтогенезе.
3 связи с эти?,; необходимо тесить следупшие задачи:
показать ггичины возникновения интереса к ранним формам художественного твегчества,"
няйти связь тилосоФии языка А.А.Потебни с его теорией загоя-
- Є -дения и развития художественней образности в искусстве слова;
проанализировать концепцию генезиса и развития поэтическое тори А.Н.Веселовского и показать ее значение для дальнейгего газвития эстетики;
дать картину преемственности идей Пстебни с теориями художественной образности в русской эстетике начала XX века -психологической и символистской,
-провести анализ идей по проблеме генезиса художественного сознания основных скол и направлений е русской эстетической и научно-теоретической мысли второй половины Х1X - начала XX века;
- гаскоыть смысл теории X.С.Выготского об определявшей роди
слова з рэзентнн воображения *. творчества ребенка, о значении
игры : словотворчества для ссормировання его рече-мыслительней
деятельности.
'-'атандя -ччв'.'зна габотн состоит в том, что в ней подробно освеїген ват.нейюни и своего сода классический этап эволюции терпни генезиса х'.'донественногс сознания, гоказана поеемстден-ность идей з русской с-статической мысли.
В диссертации осуществлен новый додхед к творчеству .".;. Выготского, доказана его связь : идея:.:;: А.А.Готеонн и оеднм историко-культурным '.' натчно-теосетнческнч контекстові.'зпехн.
^ работе проводится сравнительный анализ детс:-:ого- и мито-логи^ского .'.пдовоеггиятпя, дается сспоставление особенностей детского творчества и искусство песвсбытнсстн, причем в качестве материала ттивлекаїтсл собственные материалы до детскс:.гг твогчеству.
Нзучо-г-дктнчесуая значимость работы состоит в том, что ее оснсЕНые пслс~ення и выводы могут быть использованы для дальнейшего исследования истории русской эстетической :.нсли, а такие для разоаботки проблем эстетической теории. .Материалы диссертации могут быть использоганы в вузовских курсах лекддй. Анализ идей Г.С.Выготского по проблеме детского творчества дает материал для совершенствования практики нравственного и эстетического воспитания.
Апгобаппя "аботы. По теме исследования автор выступил с докладем на конференции молодых ученых / Улан-Удэ, 1986 /. Материалы диссертации обсуждались на теоретическом семинаре катедсы Философии культуры, этики и эстетики.
Структура работы. Диссертация состоит гз зведення, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографии.