Введение к работе
Актуальность темы исследования. Углублённый анализ специфики эстетической деятельности и астетическігх отношении человека, прежде всего в сфере искусства как ядра встегическо,1 культури, во всей сложности и многообразии невозможен без построения об,і,ел теории творчеокоіі деятельности человека и её составных частей -эстетических теорий художественного творчества, художественного восприятия, художественного исполнительства. В современной культурно-исторической ситуации эта задача представляется особо важной и требующей неотложного решения, так как налицо кризисные черты в с^ера человеческой духовности, в частности, в области худзчественниЗ культури. Обилие низкопробной "художественной" продукции, частичное или полное нзпошаанлэ и как- следствий этого - неприятие вплоть до агрессивного отрицания подлинно хуцоуо-ствешавс образцов высокого искусства свидетельствуют о непо.зьо-
ЛИТе.ЛЫЮ НИЗКОМ уровне ЭСТе'ГП'ШОКоЛ, Е ЧаОТНОСТК, Xy.'MfiCTUtiilHOil
культуры значительной части нашего обцестш. .ііальнеіялл же -работка проблем художественной деятельности человека, ы/рапотка на этой основе практических рекомендации песшноннз является одним из плодотворных: направлений преодолима наблюдаемого кризисного состояния, повышения общего уровня культуры личности.
Искусство как особый вид духовного освоения человеком действительности следует, несмотря на определённое "отторжение" его часть» потенциальных потребителей, на ряд противоречивых моментов в нём самом, еще раэ признать первостелещлл.) фактором, обладающим поразительной способностью вторгаться в личностный мир человека, глубоко влиять на саше основы его многообразшк отношений к миру, к самому себе, на его чувства, мисли, волю; быть сродством реалыю-гумаиистичесного преобразования человека, действующим при птом ненавязчиво, без всякого принуждения, незаметно, более того - доставлял особое у.цопольствие, возбуждая художественные эмоции. Отсюда понятно и то ьнимаше, которое уделяется в современной эстетике разработке различных аспектов теории эстетической деятельности человека, в частности, в c;jepe искусства. ОЭДектишпа :хе продвижение вглуо'ь её проблематики .зависит и от степени разрабсездиюсти попята?і!о-:;ак<горі'лльного аппарата эстетики, одним из центральних элементов которого пглиет-
ся категория худ'лсестленного образа, шіяв.гтощая характер отражения дєіїствитвльноо-тїї D искусстве. В советской зстетиг.е лта категория гкчроко исследуется v, свя^к с проблемами специфики художественного - авторского и исполнительского - творчества, структури "нтат^чьетого, зрительского, слупательсчого восприятия, худо-л-ествеппол анштд:;;:, условности в искусстве. Однако художеетвен-fpifl обг.'іп, как її другие рстотяческне категории, раскрнвает-евоё еодрртл:глэ в сготсмо с другидаї [плосоТ-сго-остетическиш категориями, такими, в частости, t-ак отражение, творчество, патетическое восприятие. Образ как вахнейліая категория остс-тикн конкре-тизнруетея в ряде других худодостр'мшщ: і: эстетических категорий и понятий. I' jк числу, па наш взгляд, необходимо отнести и понятно ассоциативности в искусстве, помогающее проанализировать спе-iiHjm.'y возникновения, воплощения, 'Тункциопирования, восприятия и воздействия худо?ествс-шюго образа.
Как известно, в искусстве ны имеем дело с художественной реальностью, которая в претворенной форде отражает реальность бытия. Рту художественную реальность ножно охарактеризовать как іго'нцонтр'ї'рошто представленную с помощью особой знаково-художе-ственкои организации систему значений и синодов действительности. Поэтому и воздействие произведения искусства на личность воспринимающего, на её Я'ормвроняме и развитие происходит не прямолинейно, п словчит, ассоциативно олосредованнкм путем, причем ассоциативность шптупает такне и гажнта фактором -.[сриировашш ху-до^есгпенноЛ образности и кеобходкмс-fl предпосылкой самого существования и далее - восприятия знакової', основы художественных языков. Глагодаря тому ватному мосту, которое она занимает в искусстве, ассоциативность выдвигается в число особо-важных, однако мало л-ісследованнкх эстетических проблем, по суті! представляя собой "способ достижения художественной выразительности, оснований на шчтлеши связи чувственных образов, возникающих в процессе непосредственного отражения действительности, с представлениями, хранящимся в памяти или закреплошшми в культурно-ист орі! -ческом опыте человеческое жизнедеятельности"/Эстетика. Словарь.-М.:Политиздат, 1989. - С.23/, важнейший фактор создания, функционирования к восприятия художественного образа.
Степень разработанности проблсм.г._ Проблема ассоциативности искусства, являющаяся достаточно важной для рвтония ряда теорети-
часких и практических вопросов, да iiacicmr.sro времени но нашла должной разработки. Вместе с тем, психологическая сторона нселе-доваїшя ассоциативности располагает .длительной историей. Заслуга открытия ассоциатишюго пришита как свяли между плеыентами психики принадлежит Аристотелю, который такде зперыио осмыслил пред-' посилки ассоциативных процэссон в духовной деятельности человека и выдвинул идею о возможна.! формировании образов на основе ассоциаций. Сам же термин "ассоциация" впервые был введён Дк.Локкоц. Большую роль в развитии учения об ассоциативности сыграла "ассоциативная психология" /Д.Хартли, Дж.Пристли, Д.Мидль, Д.-С.Ми иль, А.Бен, Г.Спенсер, й.ГЬрбарт, Г.Гйбянгтаус/. Однако ото учение абсолютизировало ассоциативные возможное человека, сводя все выс-шие психические прсцесси к оперирований ассоциациями, которые истолковывались к тому же лишь как автономные и статичные прспулты психики. Основна достоинством материалистического крыла ассоциативной психологии стало определение объективной обусловленности ассоциаций, раскрытие значения в этом отношении пропитого опита человека. Ряд полодсителыпк аспектов ассоциативной психологии бил использован основателями научной теории ассоциативности И.М.Сеченовым, обосновавшим, в частности, связь ре[л&кторного и ассоциативного принципов деятельности человеческой психики, и И.П.Павловым, выдвинувшим вопрос об ассоциациях на первое место в психологичесгак исследованиях. Основные полюг.єшія ассоциативной теории И.М.Сеченова и И.П.Павлова получили развитие в работах Б.Г.Ананьева, В.А..Самарина, П.А.Шеварега, А.А.Ветрова, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, рассматривающих действие ассоциативіпк механизмов психіки в осуществлении различных, видов человеческой деятельности. В частности, современная психология имеет немалые успехи в объяснении их взаимосвязей с мышлением, в том числе творческим /Д.Н.Еогсявлоиений, Н.А.Менчинская, А.А.Ветров, Ю.А.Самарин, П.А.Шешрев/, памятью, навыками, ямошими, воображением /Б.Г.Ананьев, .О.А.Самарин, Б.К.Анохин/, н выявлении обусловленности асесниатненнх процессов факторами личности - её опытом, потребностями, интересами, установками и т.п./С.Л.Рубинштейн/.
Трациционен интерес, проявляемый к данной проблеме искусствознанием, в частности музыгеподешем, рассматривании ассоциативность в качестве разного іаптора .^ормировашя хучаяосгвенногэ
' - 4 -
образа /Г>.В.Асафьев, В.Іі.Медуїловскип, Е.В.ІІазаикинскиа, А.Н.Со-хор, В.С.Цуккермац/, Однако в этих исследованиях ассоциативность рассматривается в конкретно-искусствоведческом аспекте, лишь в рамках анализа отдельных проислодений. Более широкая постановка проблемы отражена в теории интонации Б.В.Асафьева, который рассматривал музикальную интонацию в качестве "включателя" особых ассоциация, связывающих музыкальные структуры с действительностью сложно-опосредованными путяш.
Эстетический аспект проблемы ассоциативности одним из первых попытался исследовать Г.Фехнер, считавший закон ассоциаций одним из гласних в эстетическом восприятии, в деятельности творческого воображения, исходя, однако, при отом из идеалистической трактовки природы психического вообще и художественного сознания и творчества в частности. Сложно-опосредованная обусловленность эстетических ассоциаций состоянием производительных сил общества, необходимость рассмотрения конкретно-исторических и социаль-НО-ГНОСЄОЛОГИЧ9СКИХ аспектов ассоциативности подчеркивались в работах Г.В.Плеханова и Л.В.Луначарского. Ценные наблюдения над эстетической природой ассоциативности встречаем в эстетическом трактате И.Я,Франко "Из секретов поэтического творчества", целый раздел которого - "Законы ассоциации идей и поэтическое творчество"- посвящен отой проблеме. И.Я.Франко определил способность человеческой психики к ассоциативности одной из важнейших для духовной деятельности личности, проследил роль ассоциативности поэтической образности в создании художественного эффекта. :
В последнее время прямое или.косвенное исследование некоторых сторон проблемы находим в трудах ГО.В.Борева, С.Василева, В.П.Иванова, М.С.Кагаиа, Л.Т.Левчук, В.И.Иазегш, М.Ф.Овсянникова, А.А.Оганош. Число же специальных работ, посвященных анализу роли ассоциативности в искусстве, очень невелико. Пто, в ссновноы, исследования С.>'.Раппопорта, А.Г.Лшхаруа-Чолокуа, И.Л.Савранского, Б.ІІяиевоЗ, рассматривающие как некоторые общие закономерности функциошроватш ассоциативности в искусстве в целом, так и особенности конкретных её проявлении в литературе и музыке.
Таким образом, с учётом того, что проблема ассоциативности в искусстве, занимающая важнейшее место в сфере психолого-встетиче-скоп проблематики, до сих пор не получила должного целостного и разностороннего агализа, она избрана в качестве объекта исследо-
вания панной диссертационной работы.
Цель исследования заключается и тем, чтобы показать роль ассоциативности как непременного и важнейшего условия: функционирования искусства и на этой" основе обосновать правомочность использования понятия ассоциативности в качестве элемента понятийно-категориального аппарата эстетики.
Реализация поставленной цели обусловливается решением следующих задач;
исследовать роль и специфику функционирования ассоциативности на различии уровнях коммуникативной системи искусства;
проанализировать важнейшие аспекты действия ассоциативности как эффективного спосоо'а формирования художественной образности в искусстве;
раскрыть взаимосвязь ассоциативности с ва>кігзшя:ти психическими процессами художественного творчества;
обосновать функционирование ассоциативности в качестве необходимо.! предпосылки существования и.реализации знаковой природа худо*естветя.к язнкоз искусства.
Тоорстико-нетодологической основой исследования является ленинская теория отражения, дополняемая современными теориями активности чувственных восприятий, самого акта отражения, изложенными в трудах П.К.Анохина, А.Н.Леонтьева, теорией "психологической установки" Д.И.Узнадзе, выявляющими объективное содержание ассоциативных связей, актуализирующихся и процессе художест-. вешшй дептелыгости человека. Важнее место в анализе проблеми заняли теоретические пьгооли учешк-зстзтнков, занимающихся проблемами художественного творчества и художественного восприятия. В работе так.же использованы результаты, полученные в ходе исследования проблемы ассоциативности психологами, искусствоведами, социологами, физиологами.
Научная новизна исследования определяется, правде всего, самой постановко/І проблемы ассоциативности в искусстве, определением места ассоциативности в понятийно-категориальном аппарате зстетики как необходимого .элемента исследования проблем художественной культури. Разносторонний анализ обозначенной проблемы позволил автору получить следующие результати, обладающие научной новизной:
- ассоциативность выступает пообходиш услениьм рзализации
искусством свое;? ко-.г/гуникативпсй функции; она является непременным элементом процессов авторского и ксполшкгельского творчества и хупсг.естпешгого восприятия, проявляя б каждом и? них свои специфику;
асеот'патнвнк:"! принцип является гТ-^ективнш фактором тюрми-ропания хупочествешо'^ образности в искусстве, в частности, с помощью х-'дт'.сствогпо" условности, художественно? символики;
b-tW^hic психические процесом художественного творчества евпэаш с ассоциативность"!; действенное функционирование памяти, воображения, ;орлирование представлении обусловлены именно ассо-циатнвшдл механизмов психики;
ассоциативность функционирует в качестве основной предпосылки существования и реализации знаковой основы художественных языков искусства и является основним механизмом перевода идеальных образов в художественно-материальные знаковое образования и наоборот;
понятие ассоциативности правомерно рассматривать в качестве необходимого элемента понятийно-категориального аппарата эстетики, спосоїствутодего исследовании и конкретизации ватнеіігоїх понятие и категорий естетики /художественная образность, художественное творчество, анализ художественного произведения, эстетическое воздействие/.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что полученные результата могут быть использованы для дальнейшего развития теоретических и конкретпонаучнщ. /эстетических, искусствоведческих, психологических, социологических/ исследований проблем художественного творчества г. художественного восприятия, худотге-ственпої' коммуникации, становления и специфики художественного образа, худсжественно-ястеткчоспого воспитания личности, как некоторый вклад в развитие общей теории эстетической деятельности.
Кроме того, проведенное исследование ва*;но не только для развития теоретическое мысля, но и для практики искусства, так как формирование разносторонней ассоциатквпо-худот.естзешюй сферы в сознании человека путём расширения его индивидуального ассоциативного (^оида и планомерного вовлечения его в процесс овладения общезначимыми ассоциативными фондами означает практическое включение личности в і;скусство, в худежествеккуа практику как в качестве понимз-тцого, П''р"~ивпп'цего его потребителя, так и в качестве
его творца.
Сформулированные в работе положении иогут бііть попользона-
ЇІІІ В уЧ(їбііОМ Процессе ІірИ разработке ОТНиЛЫНК ТОЙ курСОЙ и
спецкурсов по остетике, психологии, педагогике, в практико подготовки музыкантов-исполнителей, актеров, режиссеров, п процессе художестветю-зстетнческого воспитания молодом.
Апробация работа. Основные результати,научного исследования отражены в публикациях. Отдельные положения диссертации обсуждались на семинарах аспирантов философского Факультета, на 3-й Республиканской школе молодих фшюооїсп "Пробкоиа человека как предмет |і!лосо{.ского исследования" /г.Алушта,І9&Я г./, Всесоюзно!! научной кон^еренгдои "Духовная культура и 'югмирование -Ш!Чіюстіі"/г.Краснодар, 1989 г./, Всесоюзной научг.оіі конференции "Прсблемность как Ьорла развития культурп''/г.Целиноград, 1.909 г./, меrayз опекой научно-методической конференции "Изучение ленинского теоретического наследия в вузовских курсах общественное наук"/г. Запорожье, К>90 г./.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырехглав, заключения и списка основной использованной литературы. Содержание работа