Введение к работе
Актуальность темы исследования и степень разработанности проблемы. Проблема партийности искусства до самого последнего времени находилась в ряду центральных в советской .общественно-научной ілнсли. Впервые поднятая в трудах В. И.Ленина, она разрабатывалась в дальнейшем в работах Н.И.Бухарина, В.З.Вансло-ва, Л.^.Волкова, В.Д.Диденко, Д.Е.Донского, Г.В.ДубоЕа. А.Н.Иезуитова, Г.й.Куницына, Ю.А.Лукина, А.3.Луначарского, В.й.Свинцова, В.К.Скатерщикова, И.В.Сталина, Л.Д.Троцкого, И.С.Черноуцана и др.
Общю-! местом в обсудцении вопросов, связанных с партийностью искусства, вплоть до середины 60-х годов, была бесспорная констатация партийности как атрибутивной характеристики искусства и его философской теории, а партийного руководства -как безусловного основания в организации всех сторон духов- . ной жизни социалистического общества, в тем числе его художественной культуры.
Н-з.чавзаяся после ХХУІІ съезда КПСС демократизация политической системы СССР выявила принципиальную односторонность и методологическую ущербность такого рода ориентации. Объест -венная наука оказалась неспособной отвечать потребностям времени.
Глубокий кризис научной мысли не остался вне теоретической рефлексии ученых. Вместе с тем, в особенной сфере теории партийности искусства вопрос продолжает оставаться, по существу, открытым. Развернувшаяся дискуссия выявила пока в основном размежевание позиций в спектре от поддержки традиционной для философии искусства точки зрения до отрицания права данной категории на то, чтобы быть включенной э состав категорий философской науки. Это актуализирует проблему партийности
Ср., например: Волков И.й. Творческие методы и художественные
искусства в аспекте выяснения содержания категории партийности и её способности выступать в роли методологического регулятора соответствующих представлений теории и практики художественной культуры, быть одним из узлов категориальной -сети материалистически-диалектической философии.
Цели и задачи исследования. Целью предпринимаемого исследования является попытка' обнарунить источники противоречий в истолковании проблемы партийности искусства в его философской теории и дать такое разрешение этим противоречиям, которое бы обеспечило восстановление теоретико-методологического статуса категории партийности в .качестве элемента-философской науки.
В движении к названной цели диссертант ставит и решает задачи:
- во-первых, содержательного определения категории партийности искусства и её теоретико-методологических возможностей в составе современного философского знания;
системы. - 1.1.: Искусство, 1969; Гангнус А. На руинах позитивной эстетики. Из истории одного термина //Новый мир, 1988, V 9. - С. 147-163; Диденко В.Д. Искусство. Духовная культура. Сило-софия. - Алма-Ата: Наука, 1990; Золотусский И. Крушение абстракций //Новый мир, 1989, ?- I. - С. 235-246; Ковский В. Еивая литература и теоретические догмы //Общественные науки и современность, 1991, 'і0 4. - С. 146-155; Крутоус В.П. Презумпция историзма: статья В.И.Ленина "Партийная организация и партийная литература" в контексте нового мышления //Коммунист, 1989, !Г П. - С. 22-32; Лукин Ь.А. Новое мышление, культура, творческий метод нашего искусства //Современная драматургия, 1989, № 3. - С. 198-207; Свинцов В.И. Правда "черная" и "белая" //Вопросы философии, 1989, № 9. - С. 164-173; Рябов В.і. Кризис или возрождение: Философские раздумья об изобразительном искусстве. -Л.: Худ-к РСйСР, 1990.
во-вторых, выяснения гносеологических и социальных корней тех теоретических, методологических и практических трудностей, с которыми столкнулась философская теория партийности искусства на современном этапе её исторического развития;
в-третьих, задачей диссертационного исследования является практическое применение обнаруженных в итоги исследования содержания и теоретико-методологического статуса категории партийности искусства к прояснению реальных процессов, наблюдаемых в художественной культуре переживающего демократическую перестройку советского общества.
Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой одну из первых попыток анализа проблемы партийности искусства в условиях методологического поворота советской философской мысли, определенного условиями демократической перестройки общества.
Соответственно избранному в диссертации подходу, на за- . щиту выносятся следующие основные теоретические положения:
-
Партийность не есть атрибутивная характеристика искусства, она является выражением связи последнего с политическими, партиями.
-
Искусство социалистического реализма не исчерпывает социалистического искусства и не является единственно возможным в условиях первой фазы коммунистической общественно-исторической формации. Это партийно-ведомственная отрасль художественного творчества, имеющая свое основание в условиях господства партийной идеологии. .
-
Демократизация советского общества не снимает вопроса о партийности искусства, однако коренным образом преобразует основания связи искусства и политических партий. На место мерам принуждения приходит сотрудничество, основанное на учете специфики искусства и демократичности оснований свободы творчества, меценатстве в искусстве.
Методологическими и теоретическими основаниями исследования явились принципы материалистической диалектики, труды философов-марксистов по проблематике партийности искусства.
Научно-практическая значимость исследования. Содержание диссертации, выводы и положения ее могут быть использованы в целях дальнейшего теоретического исследования проблемы партийности искусства. Работа имеет голожительное значение для практики партийных организаций, учреждений литературы и искусства. Содержание ее может быть также использовано в педагогических целях, в частности, в преподавании соответствуоцих разделов курсов эстетики, философии, теории и историй искусства. .
Апробация работы. Содержание диссертации докладывалось ' на научных конференциях "Классическое наследие и художественно-творческое воспитание" /Краснодар, 1989/, "Духовная культура и формирование личности" /Краснодар,.1989/, а также в формах научно-теоретической, методической, лекционно-практической работы в Институте повышения квалификации преподавателей гуманитарных дисциплин при Белорусском государственном университете /1989 г. XXXIII. набор/.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии и социологии Института повышения квалификации преподавателей гуманитарных дисциплин при Белорусском государственном университете им. В.И.Ленина 21 ноября 1991 года.