Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Открытка как феномен художественной культуры : (На материале русской открытки конца XIX-начала XX века) Родионова, Анна Евгеньевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Родионова, Анна Евгеньевна. Открытка как феномен художественной культуры : (На материале русской открытки конца XIX-начала XX века) : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Рос. ин-т переподготовки работников искусства, культуры и туризма.- Москва, 1995.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-4/3148-4

Введение к работе

Период конца XIX - начала XX века в России характеризуется подъемом промышленного производства, своего рода капитализацией искусства, что и повлияло на выпуск художественных изделий в небывало широком масштабе. В свою очередь в этот период наблюдался глубокий кризис в духовной жизни России под влиянием социально-исторических процессов - военных и революционных событий. Сложное переплетение эстетических и социальных проблем отразилось на художественной жизни России, многообразии философско—эстетических исканий в искусстве.

Художественные открытия, возникавшие в элитарных жанрах искусства, промышленное производство внедряло в массы, в результате чего индивидуальное становилось достоянием всеобщего, а массовое тяготело к уникально-индивидуальному. Общедоступность красоты, подъем художественности окружающей жизни — основные лозунги, выдвинутые художественно—теоретической мыслью рубежа XIX-XX вв. Демократизация искусства заключалась в установлении тесного контакта между искусством и зрителем посредством художественных выставок и различных видов доступной всем печатной графики — наиболее действенных средств развития массовых форм искусства.

Печатная графика живо откликалась на насущные эстетические проблемы времени, создавала духовную среду, воздействующую на человека, понимание им красоты форм, линий, красок, способствовала сближению людей разных сословий, будучи одинаково доступной и в городской среде и в деревенском быту.

Под печатной графикой подразумеваются "издании, большую часть объема которых занимает изображение с кратним текстом или без текста : плакаты, художественные открытки, репродукции, эстампы, а также - этикетки, включая фантики, товарные знаки, книжные знаки-экслибрисы, календарные стенки, художественно оформленные пригласительные билеты, театральные программы, меню - предметы материальной и духовной культуры времени.

Объектом исследования настоящей диссертации является выделенная из всего многообразия видов печатной графики художественная открытка.

Предмет исследования - специфика открытки как феномена художественной культуры.

Актуальность исследования художественной открытки как вида печатной графики обусловлена отсутствием обобщающего историко— эстетического исследования на вышеобозначенную тему. Существует также назревшая необходимость опровергнуть бытующие в обществе мнения о поверхностности открытки, ее отдаленности от подлинной культуры, восприятие художественной открытки в качестве ремесленного изделии, отличающегося плохим качеством репродуцирования ори-ш налов, приторностью и слащавостью сюжетов. Необходимо избавиться от господствующего в истории культуры одностороннего подхода к открытке.

Хронологические рамки работы обосновываются следующими

событиями: временем появления первых русских художественных открыток

(конец XIX века) и Октябрьской революцией 1917 г., коренным образом

'ІІУЄ'ШІІ'І'сйіісю издательскую систему в России, предопределивіиеи е<

' ГОСТ 16447-78. Издания. Термины и определения основных видов. -М., 1978. - С. 4.

идеологизацию, обусловившей тем самым значительное обеднение изобразительно-выразительной и тематической палитры открытых писем.

Цель диссертации - рассмотрен) историко-культурный процесс развития художественной открытки, сюжеты и символику ее изобразительного ряда в контексте социальной и духовной жизни общества. Данная цель определила конкретные задачи исследования:

  1. обобщить существующие взгляды на историко-культурный процесс становления и развития художественной открытки как вида печатной графики;

  2. предложить развернутую типологию художественной открытки, имеющую практическую направленность;

  3. охарактеризовать социокультурные функции художественной открытки;

  4. раскрыть и систематизировать изобразительную символику художественной открытки.

Методологической основой диссертационной работы служат теоретические достижения историко-философских, эстетических и искусствоведческих дисциплин, связанные с анализом художественной открытки в процессе ее взаимодействия с социокультурными явлениями в жизни общества. Для решения поставленных задач был использован -по мере необходимости - комплекс научных методов, взаимодополняющих друг друга, в частности - функциональный и структурно-типологический методы. Применение библиографического метода позволило выявить наиболее интересные издания, в которых прямо или косвенно отразились проблемы печатной ірафики.

-4 -Источники исследования.

При изучении русской художественной открытки были использованы фонды отдела изонзданий и отдела рукописей Российской государственной библиотеки, а также - экземпляры из частных коллекций, любезно предоставленные их владельцами. Периодическая печать рубежа X1Х-ХХ вв. являлась для диссертационного исследования вспомогательным источником. К ней относятся прежде всего издания, целиком посвященные проблемам истории открытки, ее коллекционирования, продажи и связанного с этим рекламирования, — журналы "Открытое письмо" (СПб., 1904-1906), "Открытка" (Калуга, 1907-19()9), "Открытое письмо" (Умань, 1906) и др.; журналы, освещающие общие вопросы коллекционирования, -"Марки и коллекционер" (СПб, 1903-1910), "Коллекционер" (Псков, 1902 г.), "Марки" (Киев, 1896—1901); отражающие развитие почтовой коммуникации ("Мочтово-телеграфный журнал"); посвященные истории искусства, художественной жизни России ("Вестник изящных искусств", "Искусство и художественная промышленность", "Художественные сокровища России"). Используются и периодические издания послереволюционного периода по общим вопросам собирания и изучения различных предметов искусства и материальной культуры, в том числе -и печатной графики: журналы "Среди коллекционеров", "Плакат", "Продукция изоискусства", "Филателия СССР", "Художник".

IJ диссертационном исследовании анализируются также дореволюционные каталоги издательств, выпускавших открыточную продукцию: "Общины сп. Евгении", "Ришар" в Петербурге, "Рассвет" в Киеве.

Пыли задействованы монографические труды и статьи, посвященные вопросам типологии и классификации: 'Типология изданий" (М., 1990), "Классификация русских письменных источников по

- 5 -отечественной истории" Л.Н.Пуїнкарева (М., 1975), статьи Н.И.Бабури-иой, О.Б.Враской, Г.П.Кувшиновой . К исследованию также были привлечены работы филокартистов, среди которых особого внимания заслуживают книги Н.С.Тагрина "Мир в открытке" (М., 1978) и в "В поисках необычного" (Л., 1962), справочник М.СЗабоченя "Филокартия" (М., 1973), пособие В.В.Шлеева и Э.В.Файнштейна "Как собирать художественные открытки" (М., 1963), альбом МЯ.Чапкиной "Художественная открытка" (М., 1993).

При изучении символики открытки использовалась научная лите-

2 ратура, в которой разработана теория символов . Философский подход позволил раскрыть связь эстетического аспекта художественной открытки с социальными условиями ее функционирования. Социокультурные функции художественной открытки анализируются в контексте эстетических исследований, посвященных художественной жизни России рубежа Х1Х-ХХ вв. (работы А А.Сидорова "Русская графика начала XX века" (М, 1969), Г.Ю. Стернина: "Художественная жизнь России 1900-1910-х годов" (М., 1988), ДЗ.Сарабьянова "Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы" (М, 1989), Н.И.Бабуриной: "Русский плакат (конец Х1Х-начапо XX века)" (Л.,

Бабурина Н.И. Принципы формирования фонда изобразительных материалов в национальной библиотеке страны //Труды ГБЛ. Т.13.— М., 1976. - С.90-103; Враская О.Б. Основные положения методики каталогизации печатной графики. - М., 1965; Кувшинова Г.П. К вопросу о методах классификации изоизданий//Тез. конф. молодых специалистов ГБЛ. - М., 1989. - С. 18-19 и др. 1 Голан А. Миф и символ. - М., 1993; Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М., 1976; Лотман Ю.М. Символ в системе культуры//Труды по знаковым системам. Вып. 21. - Тарту, 1987. -С. 10-21; Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни. - М., 1991 и др.

- 6 -1988); Н.МЗоркой: "На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России. 1900—1910—е гг." (М, 1976) и др.).

В изучении художественной жизни России огромным подспорьем являлась также мемуарная литература .

Научная новизна диссертации состоит в том, что открытка впервые вводится в научный оборот как источник изучения художественной жизни России рубежа XIX-XX вв. Составлена развернутая классификация русской художественной открытки, на наш взгляд, более полная по сравнению с предшествующими. Выявлены социокультурные функции художественной открытки. Впервые дается классификация и подробный анализ символов русской художественной открытки.

Практическое значение диссертации

Диссертационное исследование может служить основой:

— для практической работы с фондами открыток в отделах
изоизданий библиотек, архивов и музеев;

для разработки методических рекомендаций, направленных на совершенствование современной практики издания художественных открыток;

при чтении курсов по истории искусства России рубежа Х1Х-ХХ вв., а также подготовке обобщающего монографического исследования о русской художественной открытке.

Апробация диссертационного исследования Основные положения и выводы диссертации были опубликованы в ряде статей автора, изложены в докладах, прочитанных на конференциях молодых специалистов Российской государственной библиотеки (Москва, апрель 1991, июль 1992, июнь 1993, апрель 1994 г.); на Румянцевскнх чтениях в Российской государственной библиотеке

(апрель 1995 г.); на Седьмой научно-практической конференции по проблемам книговедения "Книга в меняющемся мире" (Москва, май 1992 г.); на Третьей научно-практической конференции молодых ученых и специалистов печати "Печать. Молодежь. Рынок." (Смоленск, сентябрь 1992 г.); на научной конференции "Искусство русской книги X 1-Х IX вв." в Российской государственной библиотеке (Москва, декабрь 1994 г.); на секции книги Московского Дома ученых Академии наук (февраль 1992 г.). Основные положения диссертации обсуждены на проблемной группе кафедры прогнозирования социокультурных процессов Российского института переподготовки работников искусства, культуры и туризма (июнь 1995 г.).

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Прилагается список литературы по теме.