Введение к работе
Актуальность темы. Проблемы гуманизации общества в наши дни приобретает все более глобальное значение. Постановка и решение данных проблем предполагает изучение гуманистических традиций духовной культуры, опыта деятельности, направленного на создание гуманного общества. В этом процессе существенное значение имеют художественный опыт, а также эстетические факторы - понимание красоты, ее социальной роли в истории.
Изучение опыта предыдущих поколений и эпох обнаруживает немало ценных положений, которые могут способствовать оптимальному решению современных проблем гуманизации общества. Такие возможности раскрывает изучение эпохи просвещения и романтизма, последующих направлений эстетической мысли, и прежде всего тех, которые проблемы гуманизации общества решают на основе признания первичности общечеловеческих ценностей, их осмысление осуществляет в разносторонних соотношениях в рамках определенных философских систем и с учетом национальной специфики духовной жизни того или иного региона.
В процессах исторического развития художественно-эстетической культуры народов Прибалтики много общего, но и немало отличительных черт. В 18 и 19 веках в Латвии наблюдается сильная доминанта на музыкально-эстетический аспект. Эстетико-философс-кие, а также искусствоведческие обобщения музыкальной жизни становятся важным фактором формирования духовного опыта народа, способствуют осознанию человеком его человечности и в категориях эстетических ценностей. Важно подчеркнуть, что многие из этих
ценностей прошлого сохранились в эстетическом сознании латышского народа и в наши дни. Они образуют
основу устойчивых компонентов латышской национальной культуры, подтверждающих свойственное латышам своеобразие эстетического отражения бытия.
Отмеченные особенности во многом определили направленность работы соискателя.
Настоящее диссертационное исследование посвящено проблематике национальной культуры, выдвигая в центр внимания исторический процесс становления и развития музыкально-эстетической мысли. Исследования этой проблематики входят в круг задач, стоящих перед философами Латвии и Прибалтики в целом. Их решение, разумеется, должно опираться на логику развития историко-философской мысли.
Степень разработанности проблем. В Латвии изучению проблем культуры, особенно в последнее двадцатилетие, уделяется много внимания. Однако все больше ощутимой становится потребность в достаточно широком обобщении и освещении истории общественной мысли, философских идей и убеждений.
Важным шагом в исследовании латышской философской мысли явились "Очерки о развитии общественной и философской мысли в Латвии" в трех книгах (Р., 1976 — 1982), где обобщены философские идеи, в периоде времени от эпохи предфилософии до 1940 года. Освещению развития эстетической мысли посвящена монография П.Зейле "Эстетическая мысль в Латвии" (Р., 1976). Ценным вкладом в исследование и разработку искусствоведческой мысли являются статьи и книги следующих музыковедов и историков музыки: Я.Вито-линьш, Л.Красинская. История латышской музыки. Р., 1972, Латышская хоровая литература (составители: ч. 1-Дз.Клявиньш, ч. 2 - Л.Письмснная). Р., 1970 и 1979, Андрей Юрян в музыке и жизни народа (составитель
А.Клотиньш). P., 1981, В.Берзиня. Зарождение латышской музыкальной публицистики. Р., 1983.
Однако в трудах, носящих преимущественно искусствоведческий характер, главное внимание уделено выяснению и интерпретации фактологического материала. Анализ эстетических теорий, идей, представлений о музыке, тем самим, как бы отступают на второй план. Сказанное не означает, что такой анализ не проводился вообще. Наиболее ощутимый вклад в разработку этого аспекта дан статьями Л. Л усе "Эстетические воззрения Эрнеста Вигнера", "Философские и общественные мысли в статьях Н.Алунана о музыке". Особо необходимо отметить публицистику музыковеда А.Клотыныпа, в статьях которого музыка рассматривается в контексте мировоззрения ("Эстетика Эмиля Дарзиньша", "Гений древней Риги", "Современное и романтическое" и другие).
Отмеченные, а также другие публикации, связанные с проблемами музыкальной эстетики, вовсе не умаляют значение настоящей диссертации, ибо среди них нет работ, посвященных анализу собственно музыкально-эстетических идей при последовательном соблюдении принципа единства исторического и логического.
Цель диссертационного исследования: изучение процесса формирования эстетического сознания в период образования латышской нации и анализ роли музыкально-эстетических представлений в этом процессе. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
определение влияния идей просвещения на процессы образования латышской национальной духовной культуры;
анализ воззрений И.Г.Гердера о языке "как о пред-ыскусстве всех искусств" и их влияния на постановку проблем средств выражения в эстетической мысли
Латвии;
- изучение лирической поэзии как особой формы
эстетического отражения действительности;
освещение роли певческих обществ и формы праздника как способа опредмечивания общечеловеческих ценностей;
анализ отражения в теоретических формах и в публицистике процесса осознания национальной идентичности на стадии завершения исторического этапа формирования эстетического сознания.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Теоретической основой настоящего труда является философские учения прошлого, относящиеся к тематике диссертации, и осбенно концепции представителей немецкой классической философии. Методологической основой работы выступает историко-логический анализ.
Научная новизна работы. Основные моменты, образующие научную новизну диссертации, являются результатом осуществленного соискателем методологического подхода к изучению формирования эстетической мысли в конкретных условиях. Согласно этому подходу, в отличие от имеющихся работ, в настоящей диссертации развитие теоретических основ музыкальной культуры Латвии рассматривается как целостный процесс в контексте мировоззрения определенной эпохи, что позволило обнаружить основания и мотивации возникновения определенных структур эстетического сознания.
В этом плане важным результатом анализа обширного материала является вывод о том, что латвийская эстетика и музыкальная культура данного периода формировались не как чисто народный феномен, а в процессе взаимовлияния европейской эстетической
мысли, ее адептов в среде остзейской интеллигенции, и крестьянской музыкальной культуры, вырастающей на почве национальных традиций. В течении длительного периода изучению упомянутого взаимовлияния препятствовала известная классовая и национальная "презумпция".
Проведенное исследование включает в себя следующие конкретные моменты, содержащие научную новизну:
вывод о том, что в 18 и 19 вв. своеобразной доминантой развития музыкально-эстетической мысли Латвии выступила концепция языка как хранителя духовного богатства народа, его культуры, и что этим обусловлено специфическое, отличное от современного понимание музыкального искусства в системе эстетического сознания;
аргументы и обобщения в пользу уникальности хоровой культуры Латвии и ее выражения в форме песенного праздника, выступающего формой духовной интеграции народа и сохранившего свое значение вплоть до наших дней;
освещение неизученных до сих пор аспектов и сфер влияния эстетики просвещения и романтизма на процессы художественной культуры Латвии;
выделение в качестве показателей относительной зрелости национальной музыкально-эстетической мысли: степени осознания в теоретических формах специфики мироощущения в народном творчестве и в профессиональном искусстве, осмысление процессов выделения музыки как самостоятельного вида искусства и ее взаимосвязей с другими его видами, а также уделение особого внимания закономерностям развития национальной музыкальной школы;
научный анализ и оценка публикаций остзейских музыковедов и критиков конца 18 и начала 19 веков, а также работ младолатышей, до сих пор неисполь-
зованных для изучения эстетической мысли данного периода.
Научно-практическая значимость работы:
диссертационное исследование расширяет существующие представления о традициях латышской культуры, что способствует более целенаправленному их включению в культурную жизнь Латвии и всего региона, их учета, в частности, при организации и проведении праздников песни;
данная работа способствует преодолению односторонности в изучении музыкального искусства, связанной с эмпирико-аналитическим подходом, способствует также расширению представлений о музыке в ее многосторонних взаимоотношениях с другими компонентами духовной культуры;
работа может быть использована в лекционных курсах по истории философии и культуры Латвии и Прибалтики в целом;
— диссертация может служить основой спецкурса
при изучении латышской музыкальной истории и лите
ратуры в музыкальных училищах и в Государственной
консерватории им. Я.Витола.
Апробация работы. Основные положения работы излагались автором в журналах "Известия АН ЛССР" (1987 г.) и "Максла" (1989 г.), на 17 конференции музыковедов Прибалтики "Старинная музыка и современность" (Шяуляй, 1983 г.), на Всесоюзной научно-методической конференции "Проблемы специфики и пропаганды этических знаний" (Рига, 1987 г.), на 47 научно-практической конференции "Духовная культура современного общества: Проблемы и пути развития" (Рига, 1988 г.), в лекционных курсах, прочитанных в Латвийской государственной консерватории им. Я.Витола, в пропагандистской работе.
Концептуальные выводы диссертационного исследования обсуждались на кафедре этики, эстетики и теории культуры философского факультета Киевского ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции государственного университета им. Т.Г.Шевченко.
Структура исследования. Цель и задачи диссертационного исследования определили его структуру и логику изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка использованной литературы.