Введение к работе
Актуальность темы. Всеобъемлющий процесс перестройки нашей общественной лсизни вызвал глубокие коллизии, весьма напряженную ситуацию. Поиск путей к демократическим преобразованиям экономической, политической, духовной сфер протекает трудно, противоречиво. Выявилось не соответствие уровня общественного сознания назревшим потребностям обновления всех сфор нашего бытия. Наряду с другими насущными проблемами выдвинулась проблема возрождения всего духовного мира людей. Закономерно взаимосвязанное решение социальных задач с повышением культуры. Сода относится также эстетическая культура, формирующаяся путем освоения художественных ценностей - произведения искусства. "По мере роста культурного уровня народа усиливается влияние искусства на жизнь общества, его морально-психологический климат" .
Эстетическая культура служит благотворным фактором, способ-отвукгош нравственной зрелости, социально-полезной активности личности. Самостоятельнее приобщение к творениям искусства, формируя чувство прекрасного, одновременно формирует обиественное самосознание. Подлинное искусство обогащая, облагораживая чувства, фантазию, воображение человека, обогащает также его мысли. Оно способствует углублению интуитивно-душевного опыта, расти -рению подсознательного, над которым возвышается интеллект. Эмоционально-образное взаимодействует здесь с рациональным, обусловливая совершенство, творческую ценность художественного произведения. В нем красота, добро, истина гармонически сочетаются; воспитательное начало неотрывно от познавательного. Важность раскрытия этой диалектики в природе искусства очевидна. В этом отношении бесспорно значение философско-эстетического обобщения художественной практики музыкального искусства. Освещение спз -цифики проявления здесь взаимоотношения эмоционального с рациональным - но только теоретическая потребность. Это важно также для эстетического воспитания нашего современника.
Ыузикально-зстетическое воспитание, как часть эстетического воспитания, подчиняется его закономерностям я выполняет при этом роль, связанную с функционированием музыки в обществе. Вместе с тем процессу музыкальяо-зотетического воспитания присуща своя
I Программа Коммунистической партии Советского Союза. - Н.: Политиздат, 1989, с.59.
специфика. При решении сложной проблемы музыкально-эстетического воспитания духовный мир должен быть во всей его полноте. А это немыслимо вне диалектического взаимоотношения эмоционального с рациональным в сфере искусства.
Степень разработанности проблемы. Эстетическая проблема взаимоотношения эмоционального с рациональным в вдзнкальном искусстве специально наименее исследована. Ее специальному изучению способствовал накопленный опыт советских ученых по исследо -ванию музыкальной эстетики . Достигнутые здесь нашими учеными успехи явились фундаментом для углубленного осмысления данной проблемы. Самостоятельное познание их теоретических достижений произведений музыкального искусства легло в основу исследования.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является эстетический анализ внутренней связи эмоционального о рациональным в музыке. Этой главной цели подчинено решение следующих основных задач:
- охарактеризовать специфическую природу музыки, определяю-щюю ее место з системе других видов искусства;
I Ванслов В.В. Изобразительное искуоотво и музыка. - Л,, 1977; Днепров Б. О музыкальных эмоциях. - В кн.: Кризис буржуазной культуры и музыки. - М., 1972; Креылев Ю. Познавательная роль музыки. - М., 1963; Кремлев.Ю. Интонации и образ в музыке. -В кн.: Интонация и музыкальный образ. -1.1., 1965; Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.г 1976; Мазель Л.А. О природе и средствах музыки. - М., 1983; Курбанов Б, Проблемы музыкально-эстетического воспитания. - Баку, 1985; Очеретовокая Б. Содержание и форма в музыке. - М., 1985; Раппопорт С.Х. Мзкусство и эмоции. - М., 1972; Рызккин И.О. Образная композиция музыкального произведения. - В кн.:_Интонации и музыкальный образ. - М.„ 1965; Еучьевская Е. А. Функции музыкальной темы. - Л., 1977; Резников А.П, 0 роли мировоззрения в творчестве композитора. - Л., 1975; Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. - М.,1977; Сохор А.Н. Воспитательная роль, музыки. - М., 1975; Тельчаров ЕЛІ. Музыкальный вкус в системе музыкального сознания и деятельности. - В кн.: Искусство и действительность. - М.,1979; Табидзэ Л.Н. Музыка в системе эстетического воспитания молодежи. - Батуми, ,1985.
осветить сообразно цели исследования преемственное развитие взглядов на воспитательно-познавательную сущность музыки;
раскрыть гармоническое единство чувства и мысли в музыке через проявление художественно-эмоционального;
анализировать низненно-рационалыюе содержание музыки как. фактора углубления, обогащения ее эмоционального содержания;
рассматривать взаимообогащение эмоционального и рационального начал музыки как внутренние условия ее развития.
Тоорзтико-штодояогичоскио основы работы. Ее методологиче
ской основой явились принципы марксистско-ленинского подхода к
объяснению предназначения искусства. Установки Коммунистической
партии по художественяо-эстетичоскому развитию общества также оп
ределяли ее методологии. Важным теореткко-методологаческим под -
спорьем слуяили для работы философски обобщающе труды советских
эстетиков. Достигання их творческой мысли составили здесь теоре
тическую базу. .
Научная новизна исследования. Данное исследование посвящено наименее изученному аспекту музыки. Взаимоотношение эмоционального с рациональным в музыке специально рассматривается здесь. Обобщенно достижений музыкальной эстетики, многообразной художз- ственной практики творцов музыки позволило осуществить следующее:
обобшеїшо освещено место музыкального искусства, проявля-. галегооя через "стихию звуков" в системе искусств. Особо подчеркнуты его эмоционально-воспитательные, рационально-познавательные возможности;
сделан содержательный историкс-музнкальн'>-эстетический экскурс, проливавдий сват на понимание анализируемой проблемы;
обоснована глубина сопереживания красоты музыкальных образов, слитностью возвышенного чувства о глубиной шели;
анализировано закономерное обогашениз субъективно-эмоциональной первоосновы музыки, воплотивший природу познания объективной реальнооти;
объяснено влияние ыаситаба интеллекта творца на масштабы его художественного видения, эстетический идеал.
Практическая значимость цседадования. Обобщения, вывода , .:-следования, раскрывающие взаимоотношения эмоционального о рациональным в музыке, практически значимы. Лни могут быть использованы в преподавания эстетики, в худонественной практике музыкального творчества.
Апробапия диссертационной работы. Диссертация выполнена и обсувдена ка заседании отдела этики и эстетики Института философии и права АН Азербайджанской ССР. Основные положения к вывода исследования отражены в опубликованных статьях, докладах «сообщениях на научных конференциях.
Структура диссертации такова: введение, две главы, эаклю -чение. К работе прилагается библиография.