Введение к работе
Актуальность темы исследования. Наше общество живет в эпоху тотальной переоценки ценностей. "Традиционные" ценности, которые в значительной степени утверждались господствующей идеологией, теряют смысл и значение. Человек часто остается без ориентиров. Вот почеку главная задача наук, занимающихся проблемой духа - помочь найти истинно человеческие ценности, выработать правильную ценностную ориентацию.
Проблема ценности непосредственно связана с зопросами существования человека, смысла его жизни, словом, с гамлетовским "быть или не быть?". Дело в тога, что для утверждения в мире человеку необходима правильная ценностная ориентация. Ему необходимо найти, признать и сделать своим личным достоянием такие ценности, долженствующая сила которых заключается в них самих. Человечеству дазно известны эти ценности: истина, добро и красота. Без них нет подлинно человеческого существования. Смысл и цель жизни человечества определяются ими, и поэтому для каздой личности они должны являться целями-ценностями.
Являясь целью-ценностью, эстетическая ценность, наряду с теоретически и нравственными ценностями, определяет характер-мировоззрения человека. Поэтому ценностное понимание эстетического раскрывает широкие мировоззренческие перспективы для людей, задающихся вопросом о'смысле человеческой жизни, так как вопрос этот имеет эстетически-ценностный аспект, посредством которого общее мировоззрение заключает в себе возможность модифицироваться в эстетическое мировоззрение, а это последнее - в качестве гаранта эмоционального ут-
- 4 -веркдения чаїовека в мире. Что касается философии, она лишь .в том случае сможет выполнять мировоззренческуй функцию, если в пункте пересечения науки, морали к- искусства предстает в качества синтезирующего фактора гуманитарных начал культуры.
Таким образом, вполне очевидна и актуальность проблемы, и то, что ее правильная постановка и ранение смогут сыграть немаловажную роль в деле повышения мпровоззренчески-культур-ного уровня нашего народа, помогут.направить на верный путь происходящие у нас культуротворческие процессы и тем самый послужат определению правильной эстетически-ценностной ориентации.
Степень научной разработки проблемы. Исследование проблемы ценности насчитывает века. Ее историко-философский силуэт берет начало еще в античности. Однако интенсивная разработка проблемы началась в прошлом веке. Знаменательно, что многие авторы основным достижением философии XIX века считают именно создание теории ценности под названием "аксиология".
В понимании'природы ценности, на западе существуют в основном два направления. Первое понимает ценность как осуществление интересов, желаний, потребностей человека, приписыва- ет ценность предметам и явлениям, которые отвечают этим интересам, желаниям., потребностям. В противоположность такому психологическому и субъективистскому пониманию природы ценности второе направление старается найти для нее метафизическое объяснение и оправдание.
Такое понимание природы ценности целиком относится и к эстетическим теориям ценности. Для примера можно назвать тео-
- 5 -рий Б.Хркстиансека, дж.Сантаяны., ?.Кнгардена и Е.Гартмана.
Несмотря на некоторые недостатки и просчеты в теориях этих авторов (особенно двух последних) г/лого интересного и заслуживающего внимания.
В отличие от Запада, разработка'аксиологической проблематики б Советском Союзе фактически была запрещена, в чем непосредственно были повинны сами философы. Увлеченные критикой "буржуазной философии", на аксиологию они смотрели не как на составную часть философского знания, а как на одно из течений'реакционной буржуазной философии". Лишь с начала 60-х годов стало ясно, что без аксиологической проблематики советская (т.е. "марксистская") философия во многом проигрывает. Хотя надо отметить, что исследователям этой "новой" проблематики пришлось отразить немало нападок со стороны ретроградов.
Решающую роль в деле привлечения интереса к проблемам аксиологии сыграла т.н. "новая эстетическая школа" (Н.Чавча-вадзе, З.Какабадзе, В.Квачахия, А.Буров, В.Ванслов, Л .Столовий и др.), заложившая начало преодолению гносеологизма в эстетике. Данная школа,в частности, выступила против вульгарного тезиса, что искусство и наука, якобы, по содержанию являются тождественными, а различие мазду ними заключается лишь в форме. В противовес этому она выдвинула новый тезис, согласно которому искусство (и вообще эстетическая сфера) имеет эстетическую сущность (в дальнейшем постепенно выяснилось , что эта сущность носит ценностный характер).
В деле "внедрения" аксиологической проблематики в советскую философскую литературу особая заслуга принадлежит грузинским' (НЛавчавадзе, З.Какабадзе, В.Квачахия, О.Еакурадзе,
0.ДЖКОЄВ.И др.) и ленинградским (3.Тугаринов, I'.Каган и др.) философам,, к которым позже присоединились и другие исследователи (Л.Столович, 0 .Дробншдоііі, А.Гулыга, Ю.Еорев и т.д.).
Уг;е несколько десятилетий ценностная природа эстетического перестала быть предметом спора. Несмотря на это, существуют различные подходы к ценностному пониманию эстетического. Одна группа авторов считает, что в процессе общественно-исторической практики формируются эстетические свойства ("качества") действительности как сущностные определенности "очеловеченной природы". Поэтому эстетическая ценность по природе своей объективна.
Другая группа авторов считает,-что эстетическое не приписывается ни онтологическому статусу бытия, ни психологическому состоянию сознания. Статус эстетического аксиологичен. Эстетическая ценность есть развернутая-между специфической материальной структурой и оценивающим сознанием система субъект-объектных отношений.
Несмотря на различие,эти точки зрения содержат в себе общую ошибку. Дело в том, что их авторы пытаются генетически-описательным методом раскрыть ценностную сущность эстетического и, исходя из этого, вынувдены обосновывать ценностную иерархию через ценности-средства. Родство этих точек зрения наглядно проявляется в типичной попытке их.синтеза в монографии И.Малышева "Эстетическое в системе ценностей".
Самый плодотворный путь разработки проблеми ценности был избран грузинскими философами. (3 процессе позитизной разработки проблемы именно они являются ориентиром для диссертанта). Суть их концепции заключается в следующем: мир ценностей не создан ни богом, ни человеком; ценность не является субъек-
- 7-тивным образованием никакого субъекта - ни божественного,
ни человеческого. Ценности суіцествуют идеально и требуют от
нас реального воплощения.
Основная цель и задачи исследования. Основная цель работы заключается в том, чтобы на пересечении эстетики, аксиологии, философской антропологии и философии культуры, на основании выяснения природы ценности в контексте человека, его культуры и свободы, путем дедукции показать специфические особенности эстетической ценности, выявить ее с&мостоя--тельность', объективность и автономность.
Достижение этой цели потребовало решения следующих конкретных задач: выяснить сущность человека путем критического преодоления, с одной стороны, механистической, биологической и психологической и с другой, рационалистической, религиоз--, ной и теологической концепций, путем выявления специфических признаков человека как творца культуры; охарактеризовать свободу как предпосылку цели яизни и культуротнорчёской деятельности человека; определить содержание философского понятия ценности; охарактеризовать ценностное отношение человека к миру; выявить основание модели иерархии ценностей путем ' анализа взаимоотношения материальных, социальных и духовных ценностей; показать сходство и различие членов т.н. "эстетической триады" духовных ценностей; определить специфику эстетической ценности'посредвтвом выяснения ценностной природы эстетического предмета; и, наконец, с учетом этой специфики охарактеризовать такие определенности эстетической ценности, каковыми выступают объективность и автономность.
Методологическая и теоретическая база исследования. Для решения намеченной цели и конкретных задач исследования, на-
ряду с необходимым для исследовательской логики системным
методом, в работе использован гуманитарно-аксиологический 'подход. Падежной теоретической гарантией явились в этом плане работы, прозеденные советскими и%заруба-зшми учеными в области эстетики, философской антропологии, философии культуры и аксиологии. Особое значение в этой связи придается ценностному подходу. Анализ эстетической ценности зиждется на взаимодействии эстетической ценности с субъектом, для которого только и существует ценность. В целом анализ эстетической ценности преломляется в спектре тех особенностей, которые являются характерными именно для.этой реальности как определенного ценностного типа. Все это сделало необходимым использование диалектического и феноменологического методов, а также привлечение таких вспомогательных методов, каковыми являются анализ и-синтез, дедукция и индукция, принцип единства исторического и логического и т.д.
Новизна работы. Новым в данном исследовании является то, что, в отличие.от широко распространенных в советской эстетике объективистской, субъективистской, субъект-объекткой точек зрения (которые преимущественно характеризуются генезисным подходом), учитывая результаты гуманитарно-культурологическо-аксиологического подхода грузинских авторов, дана характеристика, некоторых специфических особенностей самой эстетической ценности. Новизной является и то, что проблема ценности непосредственно связывается с проблемок человеческой сущности, в чаотности со свободой как сущностным определением, человека, так как именно это последнее открывает путь к пониманию ценности. Человек понят не как проявление порядка, стоящего на ступени ниже его самого (как это делают механицизм, биоло-
- 9 -гиэм и психологизм),и ке как существо, определяемое вышестоящей инстанцией (как это делают рационалистические, теологические и религиозные концепции), а как осуществление непосредственно для человека характерного порядка, который выявляется в виде культуротворческого процесса.
В работе имеется целый ряд новаций частного характера, большинство из которых сформулированы в следующих основных положениях, выносимых на защиту.
Проблема ценности непосредственно связана с вопросами -человеческой сущности и назначения, смысла его жизни, бытия-небытия. Реализованная в искусстве ценность как эстетический разум представляет собой необходимую сущностную форму самореализации способностей человека в универсуме, вследствие чего она выступает как один из тех основных путей, с помощью -, которого ему удается выразить свою собственную сущность.
Внутренняя свобода человека, как его фундаментально-сущностная характеристика, определенная волей и сознанием в твор-ческо-преобразовательнои деятельности, универсальным продуктом которой является история и культура человечества в их многообразии, а в них реализуются, воплощаются человеческие ценности. Именно ценности выступают критерием отличия "культуры" от "натуры", феноменов культуры от фактов "натуры".
В культуре и человеческой лизни ценным в целом является не то, что представляет собой чисто объективное положение вещей, и не то, что определено субъективным "порядком" отдельного человека, а то, что в человеке утверждается подлинно человеческое. Подлинно человеческим же является тот образ жизни, который отличает его от всего существующего.
Человеческое существование подразумевает правильную цен-
- 10 -ностную ориентацию, а эта последняя требует наличия ценностной иерархии, в которой определяющей инстанцией выступает эстетическая триада духовных ценностей - истина, добро и красота, они-то и есть цели-ценности.
Эстетическая триада духовных ценностей связана с эмоциональной сферой сознания посредством эстетической ценности, отличающейся от других членов триады тем, что она выступает органически.'., :*ивым единством реального и идеального, чувственного и сверхчувственного,именно потому обладает способностью эмоционального воздействия на человека. Это последнее, в свою очередь, способствует утверждению подлинно человеческого в человеке, и тем самым эмоциональному утверждению в окружающем мире челозека как свободного существа.
Эстетическая ценность реализуется в эстетическом предмете, в качестве которого может выступать любое явление любой сферы действительности, но в котором в чистом виде не сохранена ни эмпирическая реальность и ни долженствующая идеальность ценности. Эстетический предмет - это не эмпирическая данность, а то, каковым он должен быть с позиции цели и идеала. Эстетический предает, таким образом, является не просто предметно-чувственным явлением, а идеализированной реальностью, как чувственность, возведенная в ранг цен- ' ности.
Эстетическая ценность имеет силу только для человека как эстетического субъекта. Поэтому судить об ее всеобщем, обязательном и объективном характере возможно лишь в контексте взаимодействия с эстетическим субъектом,-так как этот, повледний выступает индивидуальностью, освобожденной от повседневной утилитарно-практической, теоретической и нравст-
- II -
венной потребности и интересов.
Определяющим моментом содержания эстетической ценности выступает свобода, детерминирующая одновременно творческую активность человека. Содержания понятий "творчество", "человек" и "свобода" взаимопересекаются на "перекрестке" имманентного критерия эстетического акта - закона'красоты. И в самом этом акте человек предстает как существо, отвлеченно-дистанцированное и очиіденно-"катарзированное" от эмпирической реальности, которое сдерживая свои действенные сущност-^ ные силы, достигает позиции чистой пассивности, в которой в виде созерцательной сущностной силы концентрируется и -Интел-' лєкт, и все чувства как оптимальное условие максимальной разумной активности.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Анализ актуальных билософско-эстетических проблем ценности, представленный в диссертации, моает быть использован как материал при создании учебника по эстетике; на его основе возможно чтение спецкурса, а такие его использование в педагогической практике эстетического воспитания. Учет результатов исследования принесет определенную пользу специалистам отраслей художественной критики и искусствоведения.
Апробапия работа. Основные положения диссертации накли отражение в публикациях автора к его выступлениях на конференциях и проблемном семинаре аспирантов и молодых научных работников Тбилисского государственного университета им.' И.Дчавахкшзнли (1988, 198Э, ГЭЭО гг.). диссертация обсуэдека и рекомендована к защите на заседании каїе.црн эстетики Тбилисского университета.
Структура работы, диссертационная работа состоит из
- 12 -введения, трех глав (содержащих десять параграфов) и заключения. Прилагается и 'библиография. Работа изложена на 138 -страницах, список литературы содержит 126 наименований.