Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальная и интернациональная сущность искусства и личность художника Гусейнова, Рейхан Камрановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гусейнова, Рейхан Камрановна. Национальная и интернациональная сущность искусства и личность художника : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04.- Баку, 1993.- 29 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. .

Обновление нашего общества - это глубинный процесс, охва
тивший все без'исключения сферы социальной жизни: экономику,
политику, культуру. Этот процесс немыслим без всемерной акти
визации интеллектуального, духовного потенциала общества. Воз
рождение общечеловеческих, нравственных идеалов, формирование
полноценной, многогранной художественной культуры, развитие
национальных культур,и языков и установление подлинно интерна
циональных взаимоотношений'между народами, - вот далеко не пол
ный перечень труднейших проблем, от решения которых зависит
дальнейшая сульба содружества. Вхождение в демократию, овладе
ние ее смыслом невозможны в нашей многонациональной стране
без поиска новых, духовно зрелых норм развития и содружества
культур. Поэтому исследование национальных и межнациональных
связей и отношений, этнических особенностей и интернациональ
ных установок выдвигается ныне в. число наиболее актуальных на
учных проблем. ' ;'".'

Вопрос о соотношении национального и интернационального в искусстве по существу является не только эстетическим, но и политическим. Естественно поэтому, что "пик" интереса к этой проблеме обычно приходится на те исторические периоды, когда особое значение приобретает национальный вопрос. Преобразование общественных отношений в нашей стране, их демократизация опрег делили динамическое развитие национальных отношений. Но динамика межнациональных связей, рост национального самосознания принимают самые разнообразные, подчас негативные форма: от тесной интернациональной сплоченности до межнациональных войн. Подобные тенденции не могут не.отражаться в сфере культуры, вызывая

необходимость углубленного осмысления этих явлений, исследования диалектики национального и интернационального в искусстве. Соотношение национального и этнического, интернационального и общечеловеческого и их, диалектика в искусстве, основные принципы и тенденции взаимодействия национальных культур, процессы их ассимиляции, интеграции и дагрференпиашш, вопросы взаимосвязи национального языка и национальной культуры, национальные ас -пекты художественного творчества и многие другие проблемы че только представляют в наше время научно-теоретический интерес, но и приобретают жизненно важное практическое значение.

Диалектика национального и интернационального проявляется не только на уровне собственно произведений искусства, но и охватывает весь процесс их созидания. Проблемы художественного творчества, личности художника всегда были одними из центральных в эстетике. Наименее разработанным аспектом в этой области является вопрос о соотношении национального и интернационального в личности художника. Тем не менее, научное решение этого вопроса может стать ключом к-пониманию многих узловых проблем психологии искусства, художественного творчества и эстетического восприятия. Разработка проблемы национальной принадлежности и интернациональных связей художника способствует конкретизации- исследования социального содержания искусства, его места и роли в системе общественных отношений. Это придает теме нашего исследования особую актуальность.

Разрабатывая проблему национального и интернационального в искусстве, необходимо принимать во внимание, что в советской эстетике она традиционно была связана в некоторых своих аспектах с излишней социологизацией и идеологизацией искусства. Многие теоретические парадигмы в этой сфере эстетики терпят

крах при столкновений с реальной действительностью и являются не только научно несостоятельными, но и источником неверных решений в сфере культура, что приводит к снижению ее уровня. Необходимость нового подхода к реоте'нию вопроса диалектики национального и интернационального в искусстве и в личности художника, рассмотрения ее с объективных научных позиций также в значительной мере обусловили выбор темы нашего исследования.

Степень разработанности проблемы.

К проблеме диалектики национального и интернационального в искусстве обращались многие - философы. Некоторым ее аспектам, в особенности процессам взаимодействия национальных культур, посвящены работы А.М.Асланова, М.Іорбогулова, А.Да.Гадяиева, Н.і'аибова, А.И.Головнева, ГЛ.Н.Губогло, К.Л.Зелинского, 5.5.Ка-сим-заде, Г.'Л.Ломидзе, А.Ю.Надааїюва, И.С.Надъярных, М.Нурма-гова, М.Н.Пархоменко, Ю.й.Суровпева, И.Х.Ханазарова, Ю.С.Яра-лова1 и многих других.

1. См.: Асланов А.їЛ. Художественное творчество народов Востока
у в эстетике Гегеля,-йшэсоЬскив науки, 1976, .'&; Борбогулов
"L Кдинство национального и интернационального,- Й..1979;
Гаджиев А.Д>х. Этапы литературного братства. - Баку,1986;
Гаибов Н. Дерево братство /Плоды взаимосвязи культур узбек
ского и азербайджанского народов/.-Ташкент, 1979; Головнев
А.И. Интернациональное и национальное в развитии социалисти
ческой культуры.- минск, 1УУ4; i/уоогло м.н. наиионально-рус-
ское двуязычие как фактор динамизма национальных культур и
укрепления национальной сплоченности советского народа. -
м. ,1988; 'Зелинский к.М. Октябрь и национальные литературы.
М.,' 1967; Касимзаде Ф, J. Сближение братских культур. -Еаку,
1965; Ломидзе Г.И. Патриотизм и интернационализм советской
многонациональной литературы. Тбилиси, 1985; Наджа]юв А.Ю.
Сближение культур социалистических налий.-М.,1932; Пархо
менко М.Н. многонациональное единство советской литературы.
-М. ,1978; Суровцев СИ. Необходимость диалектики.-М. ,1982;
Ханазаров ИЛ. Диалектика национального и интернационально
го в культуре развитого социализма.- Ташкент, 1983; Яралов
Ю.С. Национальное и интернациональное в советской архитек
туре. - У.,1985г. '

Проблему напионального и интернационального питаются осмыслить не только Философы, но и про:$ессиональные писатели. Так, появились работы А.Адамовича, А.Бучиса, Ч.Гусейнова, Эльчина,1-а в "Литературной газете" и в журнале "Дружба народов" постоянной стала рубрика "Национальное и интернациональное". В последние годи этой теме бил посвящен ряд кандидатских диссертаций."

Многие авторы, такие как А.Агаев, Ю.Громлей, Т.Вурмистро-ва, А.Гаджиев, А.Дашдамиров, Н.Джандильдин, Ы.Куличенко, Д. Мамедов, ЛЛетелкпа, И.Кон, М.Росенко, А.Холмогоров исследуют социальные, эстетические и психологические характеристики многонациональной культури, при этом ими' косвенно затрагиваются и вопросы, рассматривающиеся в данной работе. Большой интерес представляют методологические -суждения и попытки сравнительно-исторического исследования национальных культур в трудах П.Н.Ееркова,' Р.Еикмухаыетова, И.С.Брагинского, И.Конрада, В.И.Кулеаова, Д.С.Лихачева, И.Г.Неупокоевой, М.Садыхова, В.К. Шахина, Е.П.Челышева, а также в работах философов из других стран, например: Ю.Доланского, А. 5лакера, Д.Дюришина /Чехословакия/, А.Димы /Румыния/, И.Шетера, М.Вайда /Венгрия/, Г. Маркевича /Польша/, Г.Х&гера, Г.Цигенгейстера /Германия/.

  1. См. Адамович А. Литература и проблемы века. -М. ,1936;. Бучис А.А. Литературные судьбы - М.,1982: его же: Судьба национального в современной литературе. -''Вопросы литературы", 1988, 2; Гусейнов Ч. Формы общности советской многонациональной литературы. -М.,1978; Эльчин. Поле.Притяжения.-М.,1937.

  2. См.напр.: Джафаров Э.М. Познавательное и воспитательное значение процесса взаимодействия национальных художественных культур. Баку, 1S80; Дейярев А.К. Диалектика национального

и интернационального в советской культуре /историко-философский анализ/. М.,1987; Деревянченко А.А. Методологические проблемы исследования взаимодействия культур. М.,1987; Таран В.А. Интернационализация - закономерная тенденция развития современного советского искусства. Киев, 1988; Аман-баев М.Н. Развитие национальных художественных культур на современном этапе: Состояние, проблемы, перспективи. »1., 1990; Керимова Р.Х. Диалектика напионального и интернационального и эстетическое воспитание. Баку, 1990.

Но, несмотря на столь обширную литературу по этому вопро'
су, мы с сожалением должны признать, что в разработке многих
аспектов этой теш мы находимся в начале пути. Связано это,
в первую очередь, с печатано известной идеологизацией нашей
науки, когда политические решения диктовали и определенную
трактовку эстетических проблем.- . -

'їапиональная культура обычно .рассматривалась как специфическая "упаковка" определенного социалистического образа лизни. Поскольку йе считалось, что- процесс унификации материальных условий существования отдельных национальностей и этнических групп является неизбежным и прогрессивным, то желательным провозглашалось стирание различий ив сфере духовной культуры, за исключением лишь внешних, чисто декоративных деталей. Иной ход мысли привычно квалифицировался как проявление "националистических пережитков". -",

Слоянейшие процессы, прсисходяаие в наших национальных культурах, упрощались и рассматривались лишь как взаимообогащение и взаимовлияние, что не соответствовало действительности. , Само же понятие "национальная культура" связывалось лишь о определенным историческим периодом становления наций /капита-. лнзм и социализм/, т.е. политическая категория произвольно зкстраполировалась на сфэру культуры, что приводило к разрыву ее естественных исторических связей со всем предыдущим процессом развития. Все это привело к значительному обеднению эсте- . тики, хотя вышесказанное в различной степени относится,к раз-яда работам. ' . ;'/г '."'- -:- ''':'.'''' //:--

Особое место в ряду исследований по данной проблеме занимает книга Г.Гачева "Национальные образы мира",*.которая от-

1. Гачев Г. Национальные образы мира, М.^Советский пиоатель, 1S88. ;'. . . . .- ; :

личается большой самобытностью и оригинальностью. Здесь автор предпринимает попытку осмыслить категорию национального в искусстве в эстетико-психологических параметрах.

Другой аспект 'темы нашего исследования - диалектика на- . ционального и интернадаонального в личности художника - разработан очень незначительно. Психологии художественного творчества посвящены работы таких корифеев науки, как Е'.Басйн, Л.Выготский,, Е.Громов, А.Зись, М.Храпченко, М.ЯрошевскиЙ. Чо вопрос о национальном в личности художника лишь фрагментарно затрагивался в работах некоторых учешет и фундаментально практически не исследовался.

Цель и задачи исследования.

. . Основной целью работы является теоретическая разработка проблемы национального и интернационального в искусстве, их диалектики в личности художника ив процессе художественного . творчества. '.'-._

Для достижения этой цели выделяются следугадие задачи: -уточнить понятия "национальное" и "интернациональное" в искусстве, установить их соотношение с понятиями "этническое", "Общечеловеческое";

раскрыть диалектику национального и интернационального на различных уровнях искусства \.

определить основные формы и пути взаимодействия напио-

нальных культур;,

' 1. См.напр. Кон И.О. К проблеме национального характера. - История'психологии. П., 1971. -

2. См.напр.:Еасин Е.Я. Психология художественного творчества, М.,1985; его же Творческая личность худодввка, М.,1988; Выготский Л.С.. Психология худокественногсРтворчеотва, М., 1986; Громов E.G. Природа художественного творчества, М., 1986; Зись А.Я. Эстетические взгляды художников социалистической культуры, М, ,1985; Храпченко Ю. Художественное творчество, деятельность, человек, М.,1978; Яроыгевский НЯ. психология творчества и творчество в психологии, М.,1988.

виявить основные тенденции взаимодействия национальных . культур как исторически закономерного процесса;.

проанализировать понятие "национальный характер", раскрыв определякгдие факторы его формирования;

раскрыть особенности проявления национального в личности художника;,

проанализировать основные закономерности проявления диалектики национального и интернационального в процессе художественного творчества;

раскрыть взаимосвязь художественного творчества и восприятия с формированием национального.самосознания личности..

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования заключается в следуюпдах разработанных в нем положениях: '-.-...

- в отличие от традиционной трактовки национального в ис
кусстве как историко-стадиального- явления, присущего искусст
ву социалистических и капиталистических наши, национальное

в работе рассматривается более широко, как "этническое, чем , сохраняется историческая преемственность в развитии национального искусства;

национальное трактуется как определенное видение мира, обусловленное особой, присущей лишь данному народу структурой характерологических черт и определяющее своеобразие художественно-образной системы произведения;

проводится гранила между интернациональным как эстетическим и как идеологическим явлением, интернациональное в искусстве рассматривается в широком'смысле как выражение гуманистических общечеловеческих идеалов;

- диалектика национального и интернационального в искус
стве 'рассматривается на двух уровнях: на уровне отдельной на
циональной культуры или отдельного произведения искусства и '.
на уровне взаимодействия культур различных народов. В первом
случае ато диалектическое единство противоположностей, во вто
ром - диалектика общего, особенного и единичного;

,.- выявляются*основные исторические тенденции процесса взаимодействия национальных.культур; интеграция - дифференни-апия -интеграцияна основе да>йрешшапий;.

- исторический пропеос взаимодействия национальных куль-,
тур рассматривается как частный случай проявления диалектиче- "
ских законов единства и борьбы противоположностей и отрицания

.отрицания;. '!',._ -.'.''.'."' '--' ;.

взаимосвязь национальных культур в единую мировую культуру рассматривается как всеединство, где кавднй элемент структуры товдествен всему целому; .; :

национальный характер определяется как инвариант совокупности определенных ценностных ориентации, .формирующийся под воздействием глубоких материальных,и духовных причин; .

выделяется комплекс материальных и духовных факторов, определяющих формирование национального характера как этнической общности в целом, так и отдельной личности;

раскрывается диалектика национального и интернашюналь- . ного в процессе худокественного творчества;

выявляются.основные закономерности и тенденции процесса воздействия художественного творчества на национальное самосознание личности.

- 9 -Теоретическая к практическая ценности яссяедовзиия.

Теоретическое исследование диалектики национального и интернационального в искусстве и ее проявления в личности художника может способствовать более глубокому пониманию исторических яропессов развития и взаимодействия национальных культур, а также дальнейшей разработке проблем художественного творчества. Изучение сущности, генезиса и структуры национального характера и его проявления на различных художественных уровнях может представлять и практический интерес в связи с ростом национального самосознания народов и развитием их культур. Результаты работы могут быть использованы в преподавании эстетики, этики, психологии, "социологии, в соответствующей культурно-воспитательной работе с молодежью и т.п.

Методологической Ъсновои диссертационной работы являются творчески осмысленные достижения отечественной и зарубежной философии, эстетики, этика, социологии, психологии, этнографии и искусствознания в области изучения проблем национального и интернационального, этнического и общечеловеческого в социальной жизни, культуре, искусстве, психологии личности, а также труды по психологии искусства, основой анализа проблемы национального и интернационального в искусстве и в личности худо-ккика явились диалектический и сравнительно-исторический методы, а также идея всеединства Вл.Соловьева.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на ка)іедре этики и эстетики Бакинского Государственного Университета им.М.Э.Расулзаде.

Основные положения диссертации отражены в опубликованных статьях автора по теме исследования, а также обсуждались на научно-теоретичоских конференциях в г.Баку.

v - lo -'''.;

Структура диссертации. Диссертация состоит из двух глав/ введения и заключения.. К работе прилагается библиография.