Введение к работе
Актуальность избранной темы обусловлена интенсивными общественными переменами в стране, выделением человека как ключевого звена гуманизации всего общества.
Гуманизация, демократизация общества определяют новый характер общественных отношений, возвращают нас к ленинским принципам отношения к творчеству, в основе которого глубокое понимание художественной деятельности, недопустимости в искусстве механического равнения, господства большинства над меньшинством, в обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, мысли и фантазии . Уходит в прошлое возможность регламентации, администрирования в управлении культурой, назиданий и поучений в адрес художников. В духовной сфере постепенно складывается атмосфера свободного поиска. Большинство деятелей культуры, в частности, музыкальной выступает с поддерякой идей и принципов перестройки, активизирует усилия, направленные на более полное раскрытие интеллектуального и культурного потенциала человека.
Сегодня особенно актуально обеспечить процесс гуманизации общества серьезными теоретическими разработками, концепцией развития личности. Первостепенное значение в процессе ее формирования имеет культура,ибо только она по-человечески гуманистична.
Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить тог факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразова-
I. См.: Ленин В.И. Поли.собр.соч. - Т.12. - С.101.
- 2 -ний, приобретая небывалую остроту. Общество заинтересовано в культурном прогрессе, в историческом развитии человека - универсального субстрата культуры. Она в свою очередь неотделима от общественного человека - своего субъекта и объекта.
Парадокс истории сегодня состоит в том, что человечество начало отрицать себя своей деятельностью. Глобальные вопросы современности порождены его бытием, поэтому в природе сущностных сил человека, а не вне его начинаются поиски причин, породивших многие проблемы. Дегуманизация фундаментальных отношений "человек-природа", "человек-общество","человек-человек" привела к деградации его отношения к самому себе. Это можно понять, проследив один из важнейших элементов мировоззрения человека - представление о мире и месте человека в нем. Целостное видение мира для нас сегодня, когда история общества переживает эпоху перехода от одних жизненных стандартов к другим, не менее необходимо, чем знание конкретных наук.
Прошедшие десятилетия, внесли в облик социализма ряд деформаций: всеохватывающую командно-административную власть,совершенно противоестественную для культуры; насаждение системы "чрезвычайных мер" в отношении к "инакомыслящим", политику "железного занавеса" по отношению ко всему иностранному; политизацию и идеологизацию всей культуры, сопровождаемые навязыванием идейно-мировоззренческого, теоретико-методологического и даже стилевого однообразия в науке и искусстве. Это влекло за собой мифологизацию культуры. Идеологизированная, она превратилась в придаток государственно-партийной системы.
Некомпетентность, невежественность способствовали потере приоритета культуры. Узаконился остаточный принцип, выраженный в материальной, финансовой, кадровой, социальной необеспеченности, политической конъюнктуре, разрыве между словом и делом. Культура, политика, экономика и сегодня не составляют единства в обществе. Стремление решать проблемы в этих сферах по-отдель-ности остаются бесплодными. Все указанные отрицательные явления пронизывают и разные области художественной культуры, в том числе музыкальной. В ней отразилась серость парадной культуры, однообразие мышления в творчестве, и в потребностях
слушателей. Научная мисль но показала особой заинтересованности в изучении происходящих процессов. Новые политические, общественные движения повлияли на музикальную культуру, активизировались неформальные движения, в музыкальную жизнь влились молодые силы с новыми эстетическими идеалами. Вместе с тем искусство стало подвергаться активному влиянию коммерции. Государственные структуры в то же время показали свою некомпетентность, неподвижность, пассивность, нежелание изучать новые процессы в музыкальной жизни общества. Демократизация общества и самоуправление вытесняют, отбрасывают бюрократическую систему и административно-командные формы руководства. Новые концепции управления сложной многонациональной музыкальной жизнью еще не разработаны. Требуется уточнение понятий этнической, национальной, мировой музыкальной культуры и новое понимание сущности интернационализма на данном этапе развития общества.
Исследование многонациональной музыкальной жизни актуально не только в теоретическом аспекте, но и в практическом отношении для перестройки функциональной системы, содержания современной музыкальной культуры, способной влиять на целостное развитие личности.
Анализ сложной, часто противоречивой многонациональной музыкальной жизни не мог проводиться лишь в эстетическом плане. В исследовании используются эстетические, музыковедческие, социологические, психологические данные. Это позволило диссертанту использовать новые аспекты в теоретических обобщениях и в практических рекомендациях.
Состояние разработки проблемы. В 70-80-е годы проблемы музыкальной жизни изучались лишь фрагментарно.
Сосредоточенность на исследовании экономических и политических аспектов того кризисного состояния, в котором оказалось советское общество, сделала эти проблемы приоритетными сферами на только і.,;\"-.і;:п.:іст:'чгсі:ох'' полевки, ко и научного анализа. Лить в госг^'кго .гссптглетис r.pzr.r от гремели радикально мыслящие у*-~;іг: старг-лгеь раскрыть iieUJieroncuyv.'e к сфере культурі:. Пзяі'"с?і гяц алз-г.г.тичзі.чос сериалов, ь ко-
- 4 -торых отдельные авторы, творческие коллективы постарались осмыслить культурный процесс как в стране в целом, так и в отдельных республиках .
В публикациях конца 80-х годов все более важное место стал занимать анализ художественной культуры .
Процессы музыкальной жизни рассматривались в связи с анализом композиторского творчества, некоторых тенденций исполнительства, но реже - в свете теоретико-методологических принципов музыкального процесса в целом .
I. Мамардашвили К. Осмелиться быть // Наше наследие. - 1988. -JS 3. - С.23-25; Мамардашвили К. Мысль о культуре // Философские науки. - I989.-R II. - С.75-81; Чавчавадзе Н.Э. Эстетические аспекты культуры // Ежегодник философского общества СССР, 1984. -М.: Наука, 1984. - С. 162-177; Глазычев В.Л. Феномен асинхронности в культуре // Ускорение социально-экономических процессов и культурные проблемы социальной орга-
низации. - М.: ИФ АН СССР, Ї9В7. - С.55-59; Дедков И.А. Литература и новое мышление // Коммунист. - 1987. - № 12. -С.57-ъ5; Каганов Г.З. Освоенность городской среды // Культура города: проблемы качества городской среды. - М.: НИИ
культуры, 1986. - С.92-102; Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. - Ы.: Наука, 1987. - 174 с; Филатов В.П. Новое мышление и общественный динамизм // Вопросы философии. - 1988. - А I. - С.16-28; Соловьев 0. Культура под прессом // Сов.культура. - 1988. - 23 июля. - С.7; Стошкус К. Какая перестройка? // Вехи культуры. - 1988. -С.8-12 (на лит.яз.); Стошкус К. Еще раз о мировой культуре // Вехи культуры. - 1990. - Л I. - С.40-41 (на лит.яз.);
Фохт-Бабушюш Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. - М.: Наука, 1986. - 237 с.
-
Лукин Ю.А. Демократизация художественной культуры (ХХУШ съезд КШС о культурной политике партии /fВопросы литературы. - 1987.-й I. - С.3-33: Таривердиев М. За парадным фасадом // Сов.культура. - 1988. - 2 июня. - С.5; Товстоногов Г. Перестройка. Гласность. Театр // Современная драматургия. - 1988. - й 2. - С.195-200; Лисаковский И. Путь один - демократизация / Кинематограф - время перестройки // Советская культура. - 1988. - 8 сентября: Шестаков Г.Философия компромата /7 Советская музыка. - 1990. - & I. - С.37-42.
-
Капустин Ю. Музыкант-исполнитель и публика (социологические проблемы современной концертной жизни); Исследование. -Л.: Музыка, 1985. - 160 е.; Лавров В.Песня на хозрасчете // Лит. газета. - 1988 - 14 окт. - В с; Лебедев Е. Кое-что об ошибках сердца: Эстрадная песня как социальный симптом // Новый мир. - 1988. - В 10. - С.239-254; Ухов Д. Музыка вокруг нас: Круглый стол с участием А.Курбина и Ю.Саульского // Мол.эстрада. - 1987. - W I. - C.I08-II3; Холопова В. Музыка ищет
(Продолжение сноски см.на ел.стр.)
Проблема человека и его бытия, человека и художественной культуры рассматривались в основном через развитие и анализ художественной литературы и с ней связанных процессов. Что касается музыкальной культуры, то ее роль в формировании человека указывалась лишь в связи с общеэстетическим воспитанием .
В обширной музыкально-педагогической литературе анализируются либо конкретные пути, методы приобщения молодого поколения к музыке, либо разрабатываится частные проблемы музыкального восприятия, развития музыкальных способностей человека. В этом плане важными представляются работы Дм.Кабалевского, Н.Ветлугиной, Б.Диментмана, Л.Баренбойма, И.Дзераанской, Э.Бальчитиса, З.Ринкявичюса, А.Катинене.
В контексте всей культуры и проблем человека на философском уровне музыкальное искусство стало рассматриваться в трудах В.Цукермана, Т.Ермаковой, в ряде статей Э.Алексеева,С.Ка-талос, В.Петрушина, П.Гуревича, Г.Ципина, Т.Чередниченко и др. Музыкальной культуре они стремятся придать в своих работах ведущее место в культуре общества и жизни человека2.
(Продолжение сноски с 4 стр.)
публику, публика ищет музыку // Муз.жизнь. - 1988. - № 6. -C.I; Саульский Ю. Быть достойным эпохи // Сов.музыка. -1988. - № I. - С.5-ІІ; Набок И. Идеологические функции музыки. - Л., 1987; Гуревич П.С. Музыка и борьба идей в современном мире. - М., 1989: Конен В. Третий пласт // Сов.музыка. -1990. - № 4. - С.75-83; Ганчикова В. Путем обновления // Сов. музыка. - 1990. -й I. - С.21-24; Чередниченко Т. Современная музыка и историческое сознание музыковеда // Сов.музыка. - 1989. - # 9. - С. 103-107.
-
Художественная культура и развитие личности. - М.: Мысль, 1978; Теория эстетического воспитания / АН СССР, Ин-т философии. - М.: Искусство, 1979 - 255 с; Медушевский В. Целостность социалистической музыкальной культуры как условие гармонического развития личности // Музыкальное искусство и формирование нового человека. - Киев, 1982. - С.31-45; Фохт-Бабушкин К).У. Искусство и духовный мир человека (Об особенностях воздействия искусства на личность). - М.: Знание, 1982. - 112 с; Липский В.М. Эстетическая культура и личность. - М.: Знание, 1987. - 128 е.; Матонис В.и. Музыкально-эстетическое воспитание личности. - Л.: Музыка,1988. -288 с.
-
Чередниченко Т.В. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. Проблемы и перспективы
- М. Г ство'в системе
Юсфйн А. Музыка йпроолемы глобальной экологии человека // Сов.музыка.,- 1990.-3 в. - с.38-43; Тедьгарова Р. Музыка и культура (личностный подход). _ И., 1986.
ого искусства. .Проблемы и перспективы развития. Ермакова Г,А. Музыка в системе культуры /Т Искус-ме культуры. - I.: Наука, 1987. - С.148-156; ..
Анализ публикаций показызает, что фрагментарное исследование проблемы "музыкальная культура - человек" не может дать целостного ДОШІШЛИЯ проблемы развития личности. Многие аспекты духовной необеспеченности перестройки музыкальной жизни еще не стали предметом развернутого научно-теоретического анализа.
Цельа исследования является попытка по-новому осмыслить одну из важнейших проблем гуманного общества - целостное развитие личности в процессе освоения музыки» на разных уровнях динамичной музыкальной япзни общества. Автор диссертации обращается к разнообразно-:, богатой, но противоречивой этнической, национальной и многонациональной музыкальной жизни, стремясь в ней найти содержательные отношения человека с искусством.
Аатор стремится выявить реальные трудности, тормозящие развитие музыкальной кизни, определить возможные методы ее фу шецио ниров ания.
Диссертант ставит перед собой следующие задачи:
раскрыть специфическую функции музчкп как вида искусства и рассмотреть ее в проявлениях музыкально!; низни;
определить музыкальную жизнь как особый феномен, выявить его место в системе культуры;
на основе философской теории личности попытаться систематизировать формы приобщения человека к высокой музыкальной культуре;
обосновать смысл процесса целостного развития личности;
рассмотреть сущность этнической, национальной, мировой музыкальной культуры как вашого участника процесса целостного развития личности в многонациональном обществе;
выявить новые ориентиры в культурной политике, разработать научно-практические рекомендации по оптимизации отношений общества и личности.
Метогологлческой базо:" исследования послужили основные принципи диадектичзского метода философии, работы классиков мар:сспя'.:а~ле;пшкзма, постановления Ш КПСС б сфере культуры, документы республиканского значения, материалы форумов творческих союзов;
В работе лепользозачы материалы всесоюзных, реслубликан-
- 7 -ских научных конференций, пленумов и съездов творческих СОЮЗОВ, обществ, Министерства просвещения и культуры Литвы, концертных организаций и музыкальных театров. Использована научная литература и публикации во всесоюзной, республиканской и зарубежной печати.
В диссертации представлены материалы проведенных автором социологических исследований и наблюдений. Для полноты анализа в работа приводятся статистические данные по музыкальной жизни Литвы, особое внимание уделяется анализу деятельности Национальной филармонии.
Научная новизна исследования;
дана характеристика многонациональной музыкальной жизни общества конца 80-х г. (в том числе с помощью социологических исследований);
выработаны подходы к изучению феномена личности как объекта и субъекта музыкальной культуры;
определена сущность процесса целостного развития личности;
разработаны научно-практические рекомендации для партийных, государственных органов по выявлению новых ориентиров в многонациональной музыкальной жизни и управлению этой сферой.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшего развития теории музыкальной культуры и многонациональной музыкальной жизни, для разработки методики практического использования теории эстетического воспитания членов общества. Результаты исследования могли бы помочь решить некоторые неотложные вопросы организации музыкальной жизни общества. Они призваны помочь развитию высших потребностей и утверждению ценностных ориентации человека в процессе освоения многонациональной музыкальной культуры.
Апробация. Основные положения, содержащиеся в диссертации, обсуждены на проблемно-исследовательском семинаре кафедры теоржи и истории культуры АОН при ЦК КПСС, на проблемном семинаре кафедры культуры Вильнюсской высшей
- 8 -партийной школы. Основные положения нашли отражение в докладах: "Потребности социалистического общества и задачи музыковедения" (май 1986 г., научно-практическая конференция Союза композиторов Литвы), "Литовская музыка в современном обществе" (май 1987 г., научно-практическая конференция СК Литвы), "Человек и культура" (сентябрь 1989 г., всесоюзная научная конференция, г.Грозный). Важнейшие положения нашли отражение в публикациях и методических разработках. Выводы диссертации апробированы на практике Госфилармонии Литвы, в работе Народного университета г.Вильнюс (факультет культуры), на семинарских и практических занятиях со слушателями Высшей партийной школы Вильнюса.