Введение к работе
Актуальность теш исследования определяется растущим - как нашей стране, так и во всем мире - интересом к русской философии культуре, и, э частности^ к теоретическому наследии русского имволизма.
Для современной культуры, стремящейся осознать свое единство духовные истоки, несомненно, представляет интерес феномен русского символизма, который вобрал и сконцентрировал в себе как ложность и глубину русского духовного ренессанса, так и блеск, юваторство "серебряного" века русской поэзии. Отсюда богатство дей русского символизма, его духовная глубина, особая культурная тточениость этого мировоззрения, Бердяев, осмысляя эесь путь раз-іития русского символизма, писал:"Судьба символистов - предтеча говой жизни в творчестве - жертвенна и трагична... Новый символизм щет последнего, конечного, предельного, выходит за пределы сред-іего, устроенного "канонического" пути... В новом символизме 'ворчество перерастает себя, творчество рвется не к ценное»1 Я?.! ;ультуры, а к новому бытию. Символизм есть кризис культурного ис-іусства. Кризис всякой серединной культуры" .
При изучении истории и теории русского символизма перед на-!И встает ряд значительных историко-эстетических и методологичес-гих проблем, часто очень важных для решения современных задач эс-етики. В силу определенных обстоятельств русский символизм "вклинивается" в современные споры не только по некоторым проблемам іскусства, но и по мировоззренческим основаниям.
' Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989, С.533.
Интерес к символизму сегодня объясняется и тем, что его теоретики пытались создать уникальную в своем роде реальность, несущую в себе непостижимую способность к преображению действительное-ти, так и самого человека. Б теории русского символизма человек предстает как динамическое целое, замечательное своей многомерностью и пластичностью, в сочетании твердости духовных основ и абсо-лвткой чуждости всякому отвлеченному догматизму и нормативности. -
Актуальность русских символистов заключается и в том, что они выступили с предельно максималистскими требованиями к человеку, искусству и обществу. Эти требования определили универсальные темы их произведений - это глобальные проблемы жизни и смеряй, смысла человеческого бытия, осознания трагических моментов всемирной истории. Для русского символизма проблема творчества выступала как центральная и была ориентирована на поиск и обретение духовных оснований человеческого существования, позволявщгх человеку обрести достоинство и веру в себя, .способность к самостоятельному творчеству. Поэтому русский символизм не утратил значения как для современной эстетической теории, так и для осмысления духовной ситуации наших дней.
Степень разработанности проблемы. Творческому наследию русского символизма посвящено значительное количество работ как отечественных, так и зарубежных исследователей. В современной философ-ско-эстетической литературе го теории символизма следует выделить, прежде всего, работы Н.В.Ведмецкой, А.Л.Казина, В.А.ІІураченко, А.К.Нижеборекого, И.АЛохловой, Э.И.Чистяковой , которые преодо-
Ведмецкая Н.В. Концепция художественного творчества русского символизма: философский анализ (А.Белый, В.Брюсов, Вяч.Иванов): Автореф.дис. ...канд.фмлос.наук (МГУ.- Й.,1967, Казин А.Л. Неоромантическая философия художественной культуры: (К характеристике шро воззрения русского символизма 1900-х годов (фит.анализ;. Автореф.дис. ... канд.филос.наук (МГУ.- М.,
іеаазст инерцию социологического подхода к символизму и предпринимают попытку зановов с позиций современного знания данного сопро-:с рассмотреть историю н теорию русского символизма.
Из рабо» прошлых десятилетий по истории и теории русского зіімЕОЛнзма представляет интерес работа В.Ф.Асмуса 'Философия и эстетика русского символизма" . В этом труде Асмус0 несмотря на определенную идеологизмрованнссть, неизбежно характерную для той исторической ситуации, сумел показать как кирокий философско-исто-эичесхий контекст символизма, гак и дать анализ многим теоретическим положениям русского символизма, показав их разнообразные философские истоки.
При наличия значительной литературы по теории символизма недостаточно изученной остается проблема творчества0 специальный анализ которой предпринят лишь в работе Н.В.Ведиецкой , Для этого доследования характерно выявление чисто гносеологических моментов в художественном творчестве русских символистов. Сам же феномен "творчества" в том глубинном, метафизическом смисле, как его подимали символисты, данный автор не ставил целью своего рассмотрения и анализа.
(продолжение) ... 1984. Нижеборский А.К.. Проблема символа в гносеологии русского символизма (В.Брюсов, А.Белый): Авторе*.дас. ... канд.филос.наук (Ин-т философии АН СССР,-И.,1962. Хохлова И.А. Гносеологическое обоснование теории культуры в эстетике Вяч.Иванова //Взаимодействие эстетики, искусствознания и художественной критики. - М.,1987. Чистякова Э.И. "Эстетическое христианство" Андрея Белого// ВФ. - Ы.,1990. - № П.
р Асмус В.Ф. Философия и эстетика русского символизма //Литературное наследство.М.Д937 .
3 Еедмецкал Н.В. Концепция художественного творчества
русского символиэма:Фклос.анализ /А.Белий, В.Ерюсов,
Вяч.Иванов/. "
-6.-
Традиционно изучение символизма осуществлялось литературо-Еедаш. В 70-е - 90-е годы вышло значительное количество работ, посвященных теоретическим и.культурно-художественным истокам русского символизма, его связям с аналогичными западноевропейскими течениями. В рамках историографии на оту тему следует особо отметить работы С.С.Аверинцева, А.К.Долгополова, Е.В.Ермиловой, Е.В. Ивановой, Н.П.Крохиной, З.Г.Шнц .
В этих работах в контексте литературоведческого анализа раскрывается не только содержание поэтического мира в художественных произведениях символистов, но также предпринимается попытка понят всю- сложность социальной, философской и эстетической программы символизма как относительно целостного феномена духовной культуры
Наследие русского символизма давно и активно осваивается зарубежными исследователями. Здесь могут быть названы такие имена как И.Хольтхузен, выступивши с работой "Исследования по эстетике
о
и поэтике русского символизма" и Дк.Уэст - "Русский символизм.
Исследование о Вяч.Иванове и русской символистской эстетике" . Эти авторы считали, что идеи русского символизма глубоко философичны и находятся в' авангарде теорий европейского модернизма.
* Авер'инцев С.С. Поэзия Вяч.Иванова //ВЛ. - М..І975. - № 8. Долгополов А.К. В поисках самого себя //Изв.АН СССР. Сер. лит. и яз. - М.,1980. - № 4 Ермилова Е.В. Теория и образный . мир русского символизма. - Ы.,1969. Иванова Е.В. Зарождение русского символизма и идейно-эстетическая борьба в литерату-
e 90-х годов: Автореф. дис. ... канд.филол.наук /АН СССР, н-т мировой лит;им.А.М.Горького, - М.,1983. Крохина Н.П. Миф и символ в романтической традиции;/В рус.поэзии и эстетике нач.XX в./: Автореф.дис. ... канд.филол.наук /АН СССР. Ин-т мировой лит. им.А.Ё.Горького. - и.,1990. Минц З.Г. Об эволюции символизма:/К постановке вопроса:тезисы/ //Учен. зап.Тарт ун-та.-1966. -г Т.7351
2 J. ttvMbirSt^. «У/ыЛгл Ouif- Jhllitilk Dili WaJS^-^^-^-^-
з jWest. K^iio^y^boEis^y^s/i^ay of
VyOi,chtst
d&% he-tit. - I,, 13 70
На Западе регулярно проводятся международные конференции, посвященные творчеству ведущих сюлволистов, существуют спецсеминары по различным проблемам русского символизма.
Наиболее глубокое проникновение в суть философских идей символизма, по мнению диссертанта, продемонстрировали А.Белый и Вяч.. Иванов, сами формировавшие теорию и практику символизма. Категория творчества выступала в качестве основополагающей в их теории, которую они понимали как философию творчества.
Говоря в целом об исследованиях русского символизма, необхо
димо стметить следующий момент: работы философов часто содержат
экскурсы в сферу литературного творчества, а литературоведы так
їли иначе соотносят художественное наследие символистов с фило
софскими проблемами. '
Цель и задачи исследования. В диссертации автор ставит перед зобой цель: провести систематическое исследование концепции творчества в теории символизма, рассмотреть в историко-эстетической іерспективе стремление к возрождению мифа, символа и теургии че-эез творчество о которое, в представлении символистов, соединит зеловека с космосом, природой, метаисторическоя культурной традн-деей и своим собственным' внутренним духовным существованием» Достижению этой цели подчинены и задачи исследования: .
проанализировать философско-эстетическую концепции симво-шэма, выявив связи, интегрирующие разнообразные духовно-ценност-:ые и образно-поэтические принципы символистов как единую мировоззренческую систему;
рассмотреть теоретические источники русского символизма, і такжетот духовный контекст, в котором он существовал, показать то связь как с русским.духовным ренессансом, так и с западным ммволизмом;.
- e =
проследить появление новой поэтики символа; мифа, теург* что определило своеобразное место русского символизма в мировой символистической традиции;
путем сравнительного анализа взглядов А.Белого и Вяч.Ивг нова раскрыть содержание понятия "творчество"0 являющегося фундг ментальным в теории символизма.
Научная новизна исследования заключается;
- в исследовании еце недостаточно изученной эстетической
концепции творчества в теории русского символизма;
= в виявлений близости данной концепции мировоззренческой ориентации русского духовного ренессанса /Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский/?
~ в осуществлении попытки реконструкции концепции ТЕорчестз символистов через анализ используемых ими понятий: символ, миф, теургия, культура;
= в гц) о веде нин сравнительного анализа концепции творчеств; А.Белого и ВяЧоИванова и философской интерпретации их основних положений о
Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого материала и задачами диссертации» основой исследования стали ид преемственности в развитии культуры, а также принцип сравнитель го анализа» По существу, эта работа является реконструкцией ші' софско-эстетических оснований русского символизма и его концепц творчествао
исследование строится на основе имманентного анализа эстет ческих взглядов русских символистов /прежде всего А.Белого и Вя Иванова/ с привлечением необходимого материала для объяснения и связи отдельных положений их концепций творчества. Основными ис точниками являются труда теоретиков символизма и близких к ним
_ 9 -
по взглядам мыслителей. Привлекаются также работы современных исследователей русского символизма.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в тс: , т.п ее результаты могут способствовать углублению представлений о процессе развития эстетики русского символизма.
Материалы диссертации могут бить также использованы при подготовке спецкурсов по истории эстетической мысли России начала XX века.
Апробация р'боти. Основные положения диссертации нашли отражение в выступлениях в виде доклада на кафедре философии АГИК (1967г.)и на кафедре философии ИПК МГУ (19Шг.). Диссертация обсуждена на заседании кафедры эстетики философского факультета МТУ н рекомендована к защите.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, ДЕух глав, заключения и списка литературы по исследуемой теме.