Введение к работе
Актуальность исследования. В повои редакции Программы КПСС, принятой на XXVII съезде КПСС, ставится задача «...формирования всесторонне развитой личности»1. Структура такой личности предполагает единство рационального и эмоционального начал, активно взаимодействующих на уровне эстетического сознания. Для раскрытия диалектики этого единства представляется актуальным исследовать взаимодействие естественных наук и гуманитарной культуры. Исторически подвижные представления о космосе дают весьма интересный материал для такого исследования. Идея мира как космоса — мира, взятого в аспекте свор и упорядоченности и гармоничности — развивалась и наукой, и'искусством. Человечеством создано огромное количество космологических моделей. Сколь бы разнообразны они ни были, по как правило, при их создании большую роль играет эстетическая интуиция. Как пишут К- Гилберт и Г. Кун, «история эстетики показывает значение и силу космологической традиции»2. Для греков понятие «Космос» имело статус не только естественнонаучной, но и эстетической категории. Однако со времен античности представления о космосе неоднократно подвергались революционным преобразованиям. Естественно задаться вопросом: может ли космос в его современном понимании быть предметом положительного эстетического отношения? Исследование этой проблематики в эпоху интенсивного практического и научно-теоретического освоения космоса представляется актуальным.
Основную проблематику нашего исследования мы можем очертить следующим образом:
1. Эстетическое суждение о мире в целом—мире как космосе— есть замечательный факт культуры. Человек искони стремится к созданию целостного образа мира: от частного, эмпирически доступного он экстраполирует к всеобщему, универсальному, — и в акте этой экстраполяции существенную роль играют эстетические критерии красоты, гармонии, меры. Какое место занимают эстетические факторы в становлении целостной картины мира? Какова природа и структура эстетического суждения о мире в целом? Все эти вопросы весьма существенны для эстетической теории,— и их анализ занимает важное место в исследовании.
1 Материалы XXVII съезда КПСС — М.: Политиздат, 1986. —С. 140.
2 Гилберт К., Кун Г. История эстетики.—М., 1960. — С. 20.
-
Подчеркивая непреходящее значение классических критериев красоты, мы вместе с тем считаем, что по отношению к космосу их применение подчас было односторонним, — это связано как с имевшей место идеализацией космоса, так и с ограниченностью метафизического подхода к нему. Космическая гармония пронесена и диалектична,— это положение является для нас ключевым. Мы рассматриваем космос в его диалектическом становлении, — и стараемся найти адекватную для этого процессного взгляда систему оценок. Издревле гармония космоса понималась как специфическое единство противоположностей. Однако интерпретация этого единства часто бывала статической; кроме того, из картины мира, построенной в соответствии с идеалом абсолютной гармонии, элиминировался момент противоречивости. Вот почему особое внимание в своем исследовании мы уделяем анализу диалектического взаимодействия симметрии и асимметрии, регулярности и иррегулярности, порядка и беспорядка. Это позволяет нам выявить динамические черты в красоте современных космологических моделей, сделать систему эстетических оценок более гибкой, более адекватной по отношению к объективно противоречивой и процессной красоте бытия.
-
В настоящее время процесс коемпзаціш широко охватил разные науки. Представляется актуальным выяснить, какое отражение этот процесс находит в современном эстетическом сознании, «Космическая точка зрения» не является новой для эстетики. Однако современный материал позволяет качественно углубить и расширить концептуальный аппарат космологической эстетики. Очень важно осмыслить в контексте новейшего естествознания диалектическую сущность космического порядка: исследование антиэнтропийных тенденций в космосе позволяет по-новому поставить проблему космической организованности, связать ее с информационными и системными концепциями. Освоение этого во многом нового для эстетики материала тоже входит в задачу нашей работы.
Эстетическое отношение к космосу — явление разноплановое и разноуровневое. Эстетической оценке могут подвергаться:
-
непосредственно или опосредованно, с помощью приборов воспринимаемая нами часть вселенной, — характерна регулярно повторяющаяся в различные исторические эпохи тенденция отождествления этой эмпирически доступной части с миром в целом;
-
теоретически сконструированные модели мира как целого, — в основу модели кладутся как эмпирические факты, так и теоретические допущения, экстраполяции; при этом большую роль могут играть эстетические соображения;
-
фундаментальные закономерности, имеющие космологическое значение — ритм, симметрия, гармония мира, проявляющиеся
и глобально, и локально — как в «великом», так и в «малом»: изоморфизм великого и малого, их единство способны составить особый предмет эстетического отношения.
В диссертации исследуются все из трех основных аспектов эстетического отношения к космосу,— но особое внимание уделяется второму: именно космологический материал, в силу своего исключительного богатства и эвристичностн, представляет особый интерес для эстетического обобщения. Заимствованное нами у А. Ф. Лосева понятие «космологическая эстетика» мы считаем удобным для той части эстетической теории, которая под специфическим для эстетики углом зрения исследует свойства мира как целого'. В семантике понятия «космос», соответственно античной традиции, мы выделяем следующие аспекты:
-
космос конечен;
-
космос целостен;
-
космос оформлен, — причем его форма эстетически значима;
-
понятие космоса ценностно окрашено; оно предполагает наличие глубинных соответствий между миром и человеком, — поэтому концепция объективно-субъективной природы прекрасного представляется нам методологически адекватной для исследований в области эстетики космоса.
В силу своей конечности, целостности и оформленное космос доступен непосредственной эстетической перцепции.
Перечисление этих исходных семантических моментов однозначно указывает на то, что понятие «космос» является более узким и специфичным, чем понятие «вселенная» или тем более понятие «картина мира». Разумеется, нам приходится оперировать и этими понятиями, — однако внимание диссертанта сосредоточено на главной для него проблеме: раскрыть природу и специфику эстетического суждения о мире в целом, обосновать на историческом и современном материале правомочность оценки мира именно как космоса —то есть, упорядоченной и прекрасной системы. Это основная цель и задача исследования.
Взгляды на строение космоса претерпели в XX веке революционное преобразование. Однако революция в естествознании предполагает сохранение преемственности с предыдущими этапами развития науки и культуры. Вот почему мы стремились проводить свое' исследование в широком историко-философском и историко-эстетическом контексте. Понятен дефицит литературы но разрабатываемой нами теме, — мы выбрали для исследования новую, фактически неразработанную проблему. Тем не менее, очень важно подчеркнуть, что замечательный анализ узловых этапов в развитии космологической эстетики мы находим в трудах Л. Ф. Лосева,
1 Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. — М., 1969. —С. 161.
а также в исследованиях М. Ф. Овсянникова, В. П. Шестакова, В. В. Бычкова п других советских эстетиков. Проблемы космологической эстетики обсуждаются в публикациях А. Д. Урсула, Ю. А. Школенко, Н. К- Гаврюшина. Труды советских эстетиков — особенно выдающиеся исследования А. Ф. Лосева — направляли наш поиск. Мы поставили перед собой задачу углубить и расширить проблематику, впервые намеченную в этих трудах. Где это было возможно, мы стремились рассматривать историю эстетики во взаимосвязи с историей космологии. Связать традицию с современностью: вот одна из важных задач нашего исследования.
Научная новизна исследования находит свое выражение в следующем:
-
Выявляется роль эстетических критериев в становлении и развитии космологических идей, — причем особое внимание уделено функционированию эстетического сознания в кризисных ситуациях, когда осуществляется переход к качественно новым моделям мира; показана как устойчивость основных представлений о красоте и гармонии космоса, так и их историческая лабильность, способность наполняться все более глубоким и диалектическим по своей природе содержанием.
-
Делается попытка соотнести традиционные концепции космической гармонии с новейшими, подчас остро парадоксальными моделями мира, — при этом категория гармонии подвергается принципиальной диалектпзации, показывается ее нетривиальная связь с категорией противоречия, ставится вопрос об эстетической значимости и ценности противоречия. Всесторонне рассмотрено соотношение понятий гармоничности и парадоксальности.
-
Фундаментальная оппозиция «космос—хаос», впервые понятийно оформленная в эстетике Древней Греции, рассматривается через призму современных представлении об упорядоченности и неупорядоченности,— показано, как накопление знаний о структурированности материи на разных уровнях ведет к релятивизации понятия хаоса, к постоянно прогрессирующему ограничению области хаотического; подчеркнуто значение этих процессов для обоснования тех исходных эстетических интуиции о красоте и стройности мира, которые закреплены в самом понятии космоса; ставится вопрос о том, что ограничение хаосогенных тенденций, осуществляемое па уровне разумной деятельности, может и должно быть осмыслено под эстетическим углом зрения.
-
Исследуются интереснейшие механизмы адаптации эстетического сознания к космологическим антиномиям и парадоксам,— в первую очередь к тем из них, которые генерируются введением в картину мира бесконечности. Рассматриваются различные формы эстетического освоения бесконечности. Выявляется наличие своеоб-
разных «краевых условии» в сфере нормативно-оценочной эстетической деятельности, — именно па границах конечного, эстетически освоенного «мезомира» с бесконечностями микро- и мегамира эстетическое сознание сталкивается с определенными трудностями и противоречиями. Как осмысление возникающих здесь напряженных ситуаций, так и попытки их разрешения, имеют принципиальное значение для развития теории эстетического и целом.
-
Эстетическая оценка космоса традиционно опирается на модельные представления — часто интуитивные или гипотетические— о форме мира как целого и его внутренней композиции, структурированности. Показывая связь такого моделирования космической формы н композиции с эстетическими нормами той или иной эпохи, диссертант особое внимание уделяет коллизиям, с которыми эстетическое чувство формы сталкивается при переходе от конечных к бесконечным и от стационарных к нестационарным космологическим моделям.
-
Введение динамической компоненты в наши эстетические представления о космосе качественно обогащает и диалектически углубляет те оценочные критерии объективно-прекрасного, которые складывались под влиянием статуарных, исключавших момент развития моделей космоса. В чем заключаются особенности эстетического отношения к развивающемуся миру? Отвечая на этот вопрос, диссертант обосновывает необходимость комплементарного использования понятий симметрии и асимметрии при эстетической опенке мира как целого, — элементы асимметрии и дпсспмметрии в структуре космоса вовсе не снижают его эстетической значимости, а лишь свидетельствуют о диалектически-процессном характере космической гармонии. Раскрывая природу этой гармонии, диссертант выявляет эстетические эффекты инверсии противоположностей н антисимметрии, анализирует эстетическое значение инвариантных отношений.
-
«Космос один —космосов много»: эта альтернатива, наметившаяся еще у Платона и Демокрита, обрела особую актуальность в наши дни, когда широко обсуждается гипотеза о множественности вселенных. Данная гипотеза представляет большой интерес для эстетической теории, поскольку дает возможность—пусть на уровне условного моделирования — в новом аспекте поставить вопрос об универсальности наших критериев объективно-прекрасного. Как идея множественности вселенных, имеющих различные физические параметры, так и гипотезы о формах жизни, возникающих на различной биохимической основе, помогают нам теоретически сконструировать и мысленно представить качественно иные каноны красоты, складывающиеся под влиянием весьма нетривиальных условий. Будут ли такие каноны связаны инвариантными отношениями? Постановка данного вопроса существенна для того,
чтобы в новом ракурсе — с опорой на теоретически сконструированный сравнительный ряд — проанализировать соотношение абсолютного и относительного, объективного и субъективного, универсального и локального в наших представлениях о прекрасном.
8. Поддерживая и развивая концепцию объективно-субъективной природы прекрасного, диссертант ставит вопрос о соотношении онтологических и аксиологических моментов в эстетическом отношении к космосу; дает эстетическое осмысление антропного принципа в космологии, который на новом уровне восстанавливает древнюю идею о гармонии между макро- и микрокосмом (человеком); выявляет параллели между научными и художественными моделями космоса, — привлечение нового материала и новой аргументации позволяет углубить понимание диалектики объективного и субъективного в природе прекрасного.
Методологической основой исследования является диалектик о-м а т е р и а л и с т и ч е с к и й подход к раскрытию красоты космоса.
В рамках объективного идеализма красота космоса есть явление вторичное, — она производна от красоты трансцендентного начала (в разных терминах это красота Бога, Логоса, мира идей, Софии и т. п.). Опыт объективно-идеалистической диалектики и эстетики использован нами критически, — с полным учетом тех рекомендаций, которые мы находим в работе В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма»'.
Космос метафизического и механистического материализма обладает рядом ценных эстетических достоинств. Его гармония имеет естественную детерминацию; при анализе этой гармонии широко используются математические методы. Тем не менее интерпретация космоса как механизма представляется неадекватной. Космос в подобного рода моделях исторически не эволюционирует; гармония мироздания трактуется как от века заданное и неизменное равновесие. Лишь диалектико-матсриалистп-ческий метод способен обеспечить адекватный подход к постижению гармонии космоса.
Практическая значимость исследования. Развитые в диссертации идеи стали программной основой для создания в г. Петрозаводске Музея космического искусства им. Н. К. Рериха, в котором сосредоточены разысканные н собранные нами уникальные произведения русской и советской космической живописи 10—30 гг. XX века. Широкая пропагандистская деятельность
1 Ленин В. И. О значении воинствующего материализма // Поли. собр. соч.— Т. 45. —С. 31.
музея также является практической реализацией идей и выводов диссертации.
Апробация работы. Диссертация Обсуждалась и рекомендована к защите на кафедре марксистско-ленинской эстетики философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. ОснЬвные положения диссертации освещались автОром в докладах и выступлениях iid следующих научных конференциях и симпозиумах: Вторая Всесоюзная конференция по марксистско-ленинской эстетике (М., І972); Всесоюзный симпозиум «НТР и развитие художественного творчества» (М., 1977); Всесоюзный симпозиум «Проблемы стн-леобразования» (ЛІ, 1980); Всесоюзное совещание по истории астрономии (Рига, 1988); годичные ббщёинститутские конференции Карельского госпединститута (Петрозаводск, 1970—1987). Проблематика диссертации отражена в наших книгах, статьях и тезисах общим объемом ll'l а. л. Идеи исследования популяризировались в выступлениях автора по Центральному и Карельскому радио и телевидению, а также в регулярно проводимых нами циклах творческих встреч «Эстетика научного поиска» и «Искусство в эпоху НТР».
Диссертация насчитывает 431 стр. машинописного текста п имеет следующую структуру: