Введение к работе
Актуальность темы исследования. Развернувпипся в напей стране nDouacc переорионташш общественного самосознания в область новых соцчачьно-лсторичзскш: и х-укалитарных ценностей требует отказа от традиционных догм и стереотипов а оценке и осмыслении искусства и культура. В созрзыеннон эстетике и искусствознании диапазон отношения к социально-историческим и гуманитарным проблемам искусства значительно увеличился. Происходит радикальное переосмысление роли и места искусства з истории, культуре и янзяи человека. В исскусстве усматривают альтернативу утраченным идеалам, пытаются посредством художественного образа возродить в сознании современного человека утраченные духовике ценности.
Эстетическое лерехиваняе времени в структуре художественного образа относится к сфере тех проблем, в которых объединяются усилия ипрокого круга дисциплин , стремяцлхся сконцентрировать свое внимание на реаеіша наиболее насущных задач современности. Поиски позах форм вхлзакдя искусства в общественное сознание заостряет внимание гуманитарных наук па антропологической проблематике. Эстетическое переэтвание времени в структуре художественного образа позволяет поднять ряд фундаментальных вопросов, освещающих различные аспекты духовное онтологии человека в мире. Отракая реалгч современного самосознания, проблема эстетического переживания времени задается целью обнаружения в индивидуальном настоящем человека 'общезначимых межврзмешшх смыслов и связанных с ними ценностей.
Актуальность тела диссертационного исследования определяется принципиальное важностью понятию-категориального аппарата, который способен отразить специфику процесса вживания общезначимых меавреыенных смыслов в щщиввдуальнкй контзкст настоящего. Система понятии и категорий связывающая шшшлдуаяьяое настоящее с оби^е-значимым непременным отражает структуру современного сознания, котороесориентировано на духовное возрождение.
Особоз внимание в современной переориентации сознания уделяется разработке проблем соотношения современно,! культуры и истории. 3 современное искусство одновременно включается большое количество по-новому узпденных, переосмысленных культурно-исторических ценностей, эстетическое пере;шзание которых связано с постоянны:/, самораскрытием в индивидуальном настоящем новых меквременкых смыслов.
Анализ указанных процессов тем более необходим, что в искус--
ствозяашш и эстетике наметилась тенденция к изучению искусства в контексте "картини мира", проведен ряд комплексных исследовании пцтадаихса преодолеть внутридисцшшшарную замкнутость от-дельных гуманитарных отраслей знания. Проблема гуманизма, ориентирующаяся на философскую антропологии, в ряде искусствоведческих л эстетически; направленій начинает занимать ведуцее место.
Научный анализ проблемы эстетического пере:л:ван.ія времени в структура художественного образа обусловлен характером и степенью воздействия пропаганды современных гуманитарных знании на человека. На сегодншни;; день очевидна необходимость не только раскрепостить сознание, уиичто/Ить кяпаированкость и стереотипность самопокамаяия и самооценки, но и сориентировать все эти процессы в область обнаружения адекватных современному положению человека в мире ценностей и смыслов,'диалогязяровагь сознание, включив его в разрешение актуальных проблем общественного бытия.
Степень разработанности проблемы. Как феноуеа эстетического переливания время впервые анализируется в философия II.Канта. И.Кант вносит значительный вклад в разработку проблемы эстетического переживания времени, анализируя ее с точки зрения принадлежности к миру субъективное чувственности. Кант отмечает, что caw по себе, вне субъекта время есть ничто. Но для Канта время есть не дискурсивное понятие, а чистая форма чувственного созерцания. Разработанный И„Кантон трансцендентальный метод анализа эстетического пере:юив-.ния времени получает свое дальнейшее развитие в западно-европейской философии первой половины XX века, в частности, в "философии хизна", феноменологии, экзистенциализме и герменевтике. Для отих направлений характерен пбдход к рассматриваемой, проблеме с точки зрения бытия рефлектнруздего сознания. Значительное место в развитии трансцендентального метода принадлежит Э«Гуссерлю, который изучал определенные структуры сознания, благодаря которым может происходить осознание того пли иного временного фактора. Вслед за Э.Гуссерлем фундаментальный анализ временных параметров бытия сознания проводят И.ХаДцеггер. Время рассматривается Хайдеггероы, как сущностная характеристика, как "бытие-сознание". Значительный вклад в содержательное развитие трансцендентального метода вносит Х.-Г.Гадаме? . Гадамер рассматривает проблему эстетического перепивання времени, как сферу онтологии смысла.
Разрабатываемые в "философии ліізна", феноменология, экзис-
- З -тєццпадлзме л гернеиезтике методологические принципы анализа проблемы находят свое последовательное воплощение в ряде іилосо'їско-эстетических и искусствоведческих концепций.
Исследование структури художественного образа каїс форми, отражающей определенную структуру сознания, значительное кесто занимает в семантической фнлософш: и семиологии структурализма Э.Кас-слрера, С.Лаягер, Я.фкарт.овского. Структура художественного образа рассматривается в этих концепции: к ait способ сішслозого конструирования реальности, как образная репрезентация /интерпретация/ определенной структура сознания.
Практическое применение для анализа истории искусства структурно-семантический подход находит в ккоиомг.тческом методе, разрабатываемом Э.ПаяосГ.скям, Э .У. .Гомбрнхо:;!, Д.Е.Хнрілек, Х.Гораном.
З.Пано&скому, основателю яконологичзского метода, принадлежит-заслуга соединения фор.'.;алы:о-стллистячэокого анализа искусства с содертателькнк. Иконология исследует худо^сстзешшй образ и систематизирует принципы репрезентация не по технике исполнения или качеству, а но их значению. З.ПаноІскпн разрабатывает концепцию "внутреннего смысла" эпохи, которые является отражением определенной структуры сознания. Пкогюлогичзскнц метод находит свое последующее развитие з трудах Э.Гопбриха, Д.З.Хнрша и Х.Горака. Работы этих исследователей характеризуются широкой культурологической ориентацией и опирается на комплексный' подход к изучению проблемы художественного образа.
В нстогич отечественной фплосойско-эсгетячешэй кисля значительное место в изучении проблемы эстетического переглвания времени принадлежит М.М.Бахтину. Им разрабатывается понятие "хронотопа", которое представляет собой смисловую структуру, отралаюцую иізнь рефлектирующего сознания. Специфика временных характеристик в структуре античного художественного образа анализируется в работах А.'5.Лосева. История проблемы времени, как іТюрми человеческого бытия освежена в трудах Я.5.Лскдна, .Трубникова, социально-исторический аспект проблемы рассмотрен А.ПЛоем, фундаментальный анализ категории время з западно-европейской сї;ялосоиц первое половины XX века проведен П.ЇЇ.Гаддзнко, 3.II.Молчановым. Психологический аспект проблемы временных перерізаний нааел свое отражение в исследованиях Л. G. Выготского, <2.3.3аснлша, 2 .К .Голозахи, А .А .Кролика. Культурологически;! анализ категории "время" з средневековом сознании проделан А.Я.Гуревкчзм. Структурно-семантический подход .
к толкованию временных представлений наблвдается а трудах Ю,Д,Ло'т-маяа и его школы. Мировоззренческий анализ времени в ханровоіі дифференциации искусства проделан в работах Д.С.Лихачева.
. Но для отечественной науки все еще характерна разобщенность внутридисципликарных подходов, что приводит к преобладанию формально-логического и формально-стилпотического методов анализа проблемы. При отдельных попытках преодолеть внутрвдисцишштрнуы замкнутость, принципиальная разобщенность практических и теоретических „задач в исследовании приводит к тому, что предпринятые усилия не всегда дают должный результат.
. Разобщенность философских исследований и работ в области психологии временных переживаний приводит к замкнутому характеру результатов, практическое применение философских и психологических методов анализа проблемы временных перенизаний оказывается возможно только в пределах круга проблем, которые относятся к философии или психологии. Мало изученным представляется круг вопросов, связанных с особенностями эстетического переживания времени, предполагающий об'ьединенность философско-теоре тиче ской методологии с художественной практикой.
Цель и задачи исследования. Целью дашюл работы является' разработка принципов 'взаимодействия философской, эстетической и искусствоведческой методологии анализа проблемы эстетического переживания в структуре художественного образа.
Для реализации целя исследования необходимо решение следующих задач: ..
обнаружить смысловое единство философско-эстатических и структурно-семантических аспектов эстетического переживания времени в структуре художественного образа;
выявить исторические модели образной репрезентация эстетического пере.іизашя времени;
определить исторический статус "смыслового единства" эстетического переживания времени в искусстве XX века.через анализ принципов взаимодействия исторических моделей образной репрезентации времени.
Методологические принципы исследования основаны на попытке комплексного применения структурно-семантического и иконологиче-ского методов анализа проблемы эстетического переащвания времени в структуре"художественного образа. В качестве матрриалов иссле-
довалия использованы памятники философской мисли, литературы и изобразительного искусства.
Научная новизна исследования. Впервые в отечественной литературе разработан принцип комплексного анализа проблеми эстетического пере.тлвашш времени в структуре художественного образа. Выявлен собственно эстетический статус временных переживаний, обнаруживающий себя не в традиционной хронологическом чередовании прошлого, настоящего я будущего, а в принципе соотнесения индивидуального настоящего с общезначимым мегвремепным. Выявленный принцип соотнесения рассмотрен в контексте смыслового единства. Смысловое единство анализируется автором в структурно-семантическом и в иконологическом разрезе эпохи. Структура художественного образа, рассмотрена с точки зрения включенности ее структурно-семантических и пкоиологических особенностей в смысловое единство эпохи и предстает в процессе анализа как .лшоэ, развивающееся во времени понятие. В результате исследования обоснован ряд положений, отличающихся научной новизной:
- эстетическое переживание времени есть форма духовной онтологии человека в мире и находит свое отражение в принципе соотнесения индивидуального настоящего с общезначимым меззремеиным. Принцип соотнесения опирается на сшеловое единство эпохи и имеет ряд структурно-семантических и иконологичоских особенностей, проявляющихся в структуре художественного образа;
- принцип соотнесения индивидуального настоящего с общезначимым мехвременным опирается на антропологическую константу эпохи и несет в себе конкретную "смысловую предопределенность" эпохи. В античности принцип соотнесения опирается на онтологический универсализм и отражает универсальное оборотничество смысла, свойственное этому периоду. В средние века - это привнесенная христианством в принцип соотнесения аятииомичяоеть временных представлении, отражаемая в постоянной "соКрытости" смысла антиномии время - вечность. В Новое время принцип соотнесения опирается на рационально-эмпирическое осознание конечности индивидуального настоящего по отношению к бесконечной общезначимости меявременного, Смысловая предопределенность Нового времени зивет мехцу конечностью и ограниченностью человеческого знания и бесконечной не-познанностью Природы. Абсолютизация знания в Наше время существует наряду с абсолютизацией иррациональных принципов соотнесения. ,И в рационализме и иррационализме индивидуальное настоящее рас-
сштрнзается с точки зрання его общезначимости;
- принцип соотнесения индивидуального настоящего с сбцезаа-чшщм ме.зреі/.еніям имеет ряд исторических моделей репрезентации смысловол предопределенности эпохи - метафору, символ и аллего-рли. Принпапи структурно-семантического и якочологичзского вза-имодепстгпш метафоры, символа я аллегории отражают мегзремеяную связь индивидуального настоящего эпод: с общезначимнм шзремэн-кым. Структура художественного образа з контексте этих взаимодействии постоянно обретает с;.:ыслозу,о и эстетическую "еМКОСТВ" во времен::.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, . что сформулированные в диссертация положения могут даоыэбство-вать дальнейшей разработке структурно-семантического и лкскологя-ческого методов аналнза проблемы эстетического переживания времени в структуре,художественного образа как в отдельные исторические периода, так и в современной искусстве. Предложенные по-логеняя йогу? быть использованы как в области исторического искусствознания, так и для анализа исторического контекста современного искусства. Важчим аспектом в практическом применении предложенных подомения является разработка курса лекция по исто-. рли мировой я отечественной культуры и культурология.
Апробация работы. По оснозннм положениям диссертационного исследования автор выступил с сообщениями на республиканской на-учйо-методояогичзскоГ конференции "Актуальные вопросы теория и практики нравственного'л эстетического воспитанна молодели" /Киев, 1984/, на мЄлзузовско:і научно-практической конференции молодых учених "Социальная акт;ізнооть искусства: нравственно-эстети-.ческие проблемы" /Киев, 1985/, на УІ Всесоюзной аколэ ьюлидых ученых "Специфика философского знаній я общественная практика" ''Москва, 1936/, на УІ Всесоюзных чтениях молодых ученых "Ускорение: проблемы духозного развития общества" /Москва, 1985/, на научно-практической конференции "Актуальные проблемы перестроив учебы пропагандистских кадров" /Харьков, 1988/, на Всесоюзно»! научной конференции "Национальный аспект художественной культу-
, ри" /Вильнюс, 1989/, на конференции, молодых учених ".Мистецтво та народна творчість кінця XX століття" /Киев, I9S0/. Результат.
исследования внедрены при разработке курса лекций по "Историк искусства эпохи Возрождения" для студентов факультета теории и история искусства Киевского государственного художественного ин
отиту та я прі. разработке курса лекций по "История мировой1 и отз-> чеотвенной культура" для студентов Киевского технологического института легкой промышленности.
Структура работы и последовательность изложения материала обусловлены логикой раскрытия проблемы, историко-философским ао- [