Введение к работе
Актуальность теми. Диссертационное исследование посвяще-э анализу эстетических и культурологических взглядов выдаю-
згося деятеля латяно-амеряканско? культуры, кубинского гшса-зля и искусствоведа Хуана Марянельо Видауретга (1898-1977).
В настоящее время - в период осознания взаимозависимости целостности современного мира происходит резкий рост инте-эса к проблема!,' истории культура государств Латинской" Амери-1. Активизация такого внимания связана ташке с приближением Ю-детия открытия Америкн (1992 г.), которое воспринимается 3JK важная историческая веха, побуждающая к переосмыслении и зреоценке многих вопросов истории американской культуры и ее зли в' мировом развития.
. История человечества, превратившись в,о всемірную догоїш, по-новому ставит вопрос международного взаимопонимания творческого освоения культурного опыта. Именно на пути зза-.юдейсгвия культур складывается общечеловеческая культура, цшая и, вместе с тем, многообразная.
Духовная жизнь современной Латинской Америки насыщена щрякешшмл мировоззренческими поисками. Направленность ос-збодятельного движения, вопросы будущего, кульгуростронтель-ія политика ставятся зо взаимосвязь с осмыслением своеобра-ія исторического развития своих народов. Здесь выделяется іектр собственных тем, своя специфика, свои пути решения; ;есь присутствует убеждение л о своей собственной роли.в мимом цивилизованном потоке, о своей особой судьбе. Это убе-іешіе обоснованно. И, действительно, оригинальная как фило-)фская, таї: а художественная мысль Латинской Америки пряоб-
ре тают общезначимые смыслы. Все возрастающий интерес к этому региону определяется теперь не только задачей исследования далекого континента, но п актуальностью поставленных его культурой проблем для нашего собственного развития.
Хуан Маринельо, кубинский писатель и политический деятель, писатель-публицист, культуролог, историк искусства является одним из ведущих участников общзкультурного процесса Латинской Америки XX зека, объединяя в своеГі деятельности цели я задачи освободительного движения с развитием искусства.
Ведущим началом всей деятельности Маринельо выступало убеждение, согласно которому достижение экономической зрелости и политической свободы неосуществимо без сознательных усилий, направленных на духовное развитие народа. Искусство как выражение основных ценностных ориентации, свойственных культуре в целом, по мысли кубинского писателя, является факторок
О особой ценности, как органический я сущностный, не заменимый
никаким эквивалентом компонент целостного мировоззрения, вне внимания к которому невозможно подлинное освобождение и развитие человека.
В 20-30 годы Хуан Маринельо вместе с Х.А.Мельей, Х.К.Ыа риатеги и А.Попсе был одним из пионеров марксизма в Лагинско Америке. При этом существенно, что характерная для Маринельо марксистская ориентация соотносилась с более широким кулыуг. him контекстом, в частности в связи с проблемой взапшогноаіе ниі! латиноамериканское и европейской культур. При этом ванне учитывать, что процесс распространения европейских философских концепция в странах Латинской Америки достаточно самэбы тек. Уровень освоения общественных идея зд^сь часто ила го
ілножестве случаев опережал уровень социально-экономического развития. Вааной особенностью, оказавшей влияние на утверждение марксизма била активность выступившей в защиту культури художественной интеллигенции, одним из лидеров которой и са-ноеится Хуан Маринельо.
В поисках альтеріативн идеологии официальных позитивист-ких доктрин, призывавших к построению новой лизни своих народов при полном отрицании и презрении к своему историческому прошлому, латиноамериканские деятели культури обра-цаются к марксистскому учению, как синтезирующему б себе гуманистическую направленность исторической мысли человечества. При этом особое значение они придавали вопросу о месте ирзди марксизма вобщекульгурном движении человечества.'
В многочисленних книгах и сгагьях X. Маринельо ставит ряд крупных и сохранявдпх ныне свою актз'альность проблем эстетики, среди которых целесообразно выделить такие вопросы, как: роль и значение искусства в хезни общества; искусство и дейс -витальность: реализм и авангардизм; традиции и историко-куль-гурные корни в художественном процессе; проблема культурного своеобразия; национальное а общечеловеческое в искусстве; место и роль художника в жизни общэства; соотношение мастерст-за и свободы в художественном творчество д т.д. В исследованиях Маринельо теоретическая проблематика сочетается с эстетическим анализом конкретных художественных явлений Латинской Америки, прэдсгавлена общая картина исторического художественного процесса Кубы и всего континента.'
Многогранная деятельность X.Маринельо неотъемлема от истории Кубы. Он язляэгся одним из организаторов Союза писателей"
л дзятелей искусств Kydu (УНЕАК), ректором Гаванского Университета, членом Кационаїьной компссид Академия'Наук, на протяжении многих лет достоянным представителем Кубы', в ЮНЕСКО. Б 1976 году Хуан Маринельо, депутат Национальной ассамблеи народной власти, был избран членом Государственного Совета Республики. В качестве, члена Президиума Всемирного Совета сторонников мира Маринельо совершал постоянную работу по органлзащш контактов художественной интеллигенции различных континентов, акцентируя роль искусства во взаимопонимании мевду народами.
Степень разработанности проблемы. На испанском языке существует обширная, глаЕИым образом, публицистического характер литература, посвященная разнил сторонам деятельности X.Маринельо (представлена в библиографии диссертации). Б настоящее Еремя в Гаване создан специальный научный центр по собиранию и изучению творческого наследия Хуана Маринельо. Однако, насколько известно автору, систематического научного исследования его эстетических взглядов опубликовано не било.
Советские читатели знакомы с переводами на" русский язык некоторых рр.бог Хуана Маринельо. ' Брошюра "Беседы с нашими художниками-абстракционистами" в I9GI году у пас в стране произвела впечатление первого взвешенного разговора о нєфигуратиі ном искусстве и имела широкие отклики в искусствоведении, одела? в СССР известным ипя кубинского эстетика.
І/ Маринельо X. "Бессдк онашимя худо&никлми-айотгшяуюнистами' !.".. Искусство, 1931.
Хосе- iV,r?pr:i - испамоаїлерикапсккі* писатель. І&рги и модернизм. ,-,., прогресс, 1Э54.
Со.чгс-г. чіі;чїи. Сборник статей, 1.5., Прогресс, 1968.
Чі!огч'.с;'во к репоишия. Сборник статей. Ы., Лрэгресс, 1977.
' - 5 -
В советской лашюамериканистике шля Хуана Маринельс упоминается часто в связи с его знача тельным влияниям на освобо-дительное движение я культурный процесс континента, но не существует специально посвященной его идеям научной работц.
Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности темы и малой степени ее разработанности, диссертант ставит своей целью выделить в творческом наследии Х.Маринельо эстетическую проблематику и раскрыть его эстетические воззрения а их эволюцию на протяжении 20-70-х годов двадцатого века в контексте общих культурных процессов Латинской Америки.
Эстетические взгляды Хуана Маринельо, его зсгетическая позиция, роздались как непосредственный отклик на требования времени, сопряженные о проблемами формирования и развития культурной жизни в стране. Его эстетика чаще всего имеет- не теоретическую эксплицитно изложенную форму, а выражена в полшичес-ки заостренных эссе, выступлениях, докладах, статьях и критических очерках. Поэтому возникает необходимость реконструкцій эстетической теории Х.Маринельо, а, следовательно, и ее интерпретации. С учетом этой специфики ставятся следующие задачи диссертационного исследования:
проанализировать сощю-культурнуто ситуацию на Кубе в контексте обцих культурных процессов Латинской Америки XX века, выявляя соцпашю-псгорнчзские и идейно-теоретические основания для обращения Х.Маринельо к марксизму;
выявить а раскрыть ключевые проблемы его эстетики путем систематизации литературных, публицистических, критических и теоретических работ Хуана '.іаринельо я корреляции их содзрлпнля
с развитием латиноамериканского исгорико-худояествениого процесса;
- раСКрЫТЬ НЄКОЮрНе ОСОбеШШСТЛ ИСТОРИИ XJTtCSGCIEQHHOrO
процесса Латинской Америки с точки зрения Ыар'инельо я его понимания историко-культурной самобытности, отношения национального и общечеловеческого в искусстве;
определить характер эеолюцин взглядов Х.Марішельо по вопроса.',! взаклодеІістЕкя искусства и кизпи и проблемам традиции и современного авангардизма в контексте развития латиноамериканского художественного сознания;
раскрыть понимание Х.Маркпельо социальных и кулыуро-строптелышх функции искусства; его позицию по проблеме свободы художественного творчества л взаимоотношений государства
и художника.
Методологпческуп основу исследования составили коїшреіно-историческиз и типологические принципы изучения искусства, ОИЛ-ращлеся на фундаментальнпе положения теории отражения и материалистического понимания истории.
При определении подходов к различным аспектам эстетических и культурологических взглядов кубинского мислителя, автор опирался на груды советских йилософов-эстегпков Е.В.Волковой, Ю.П.Давыдова, К.".Долгова, Л.Я.Зися, Л.Ф.Еремеева, С.А.Завадского, М.С.Кагана, Е.П.Крутоуса, Л.С.Мягунова, Ы.О.Овсянникова, Л.А.ОганоЕа, Г.П.Турука, И.П.Фролова,. Е.Г.Яковлева.
Основу для понимания и сценки автором культурних процессов в странах Латинской Америки составили работы советских латинсамериканисгев: А.Р.Бурготе, А.В.Василенко, й.Р.Грлгуле-РИЧ1, Л.А.Губера, M.G.Давыдовой, Э.В.Деменчоика, В.Б.Земско-г,а, Б.Н.КутеШцккоЕой, Л.С.Осповат, Н.И.Пеїякшзвой, В.С.Столбов а , 0.0.Тернового, И.А.Тертерян, В.И.Шизі. иной и др.
В качестве источников фактического материала и основи для обобщений" привлекались также груди советских, испанских я латиноамериканских историографов, этнографов, литературоведов, искусствоведов и публицистов, а такае произведения латиноамериканской худояесгвенной литературы ХУТ-ХХ веков.
Основным материалом диссертация служат опубликованные в лспаноязычных изданиях выступления и книги Хуана Ьіаринельо Видаурегты.
Научная новизна работы заключается в гон, что в ней впервые дается по возможности целостная картина эстетических взглядов Хуана Маринельо и его культуротворчзской деятельности; рассмотрены оригинальные решения кубинским мислителем сохранивших сбои актуальность вопросов эстетики.
Практическое значение. Материалы и выводи диссертации могут быть использованы в курсах по теории культуры я истории общемировых художественных процессов, в курсах.по истории эстетических учении, по истории литературы и искусства, а такхи при чтении спецкурсов по культуре стран трэтьзго мира. Так, на-, теорналы диссертации были введены автором в спецкурс для лекторского состава преподавателей предмета мировой художественной культуры в Республиканском институте повішення квалификации Министерства образования РСФСР.
Апробация роботи. Диссертация 'обсуждена и одобрена на заседании кафедры эстетики философского факультета МГУ. Основные идеи и выводы работы изложены автором в научных публикациях, а тгкке в выступлениях на Всесоюзной научной конференции "Эстетика и искусство в контексте мировой культуры (Москва, Ин-г философии АН СССР, ма'1, 1989); на I Всесоюзных Бахтинскнх чге-
пиях (Саранск, октябрь 1989); на Республиканской научио-ието-дичеоксй конференции преподавателей гуманитарных дисциплин (ДатвияДиепая, сентябрь 1989); на российских іі городских конференциях преподавателей мировой художественной культури (ilocmc, Шн-во образования РСФСР, 1989, 1990).
Структура и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы на русском и испанском языках.
Во введенииобосновывается актуальность темы диссертации, ее научная новизна, определяется цель и задачи исследования а его практическая значимость', характеризуется степень разработанности исследуемой теми в отечественной и зарубежной научной литературе, определяются методологические основи работ к ее структура.