Введение к работе
Актуальность темы исследования. Опыт проясходяшей в натай стране перестройки убедительно свидетельствует о том, что решение стоящих перед обществом кардинальных проблем невозможно баз духовного возрождения человека на основе переосмысления и включения в этот процесс духовных ценностей художественной культуры прошлого. Это означает, что "мы должны с?«зло, энергично наралшвать и расширять культурный пласт перестройки, используя и развивал все духовное богатство, созданное нашими предавствэнникамяи.
В современных условиях, когда повсеместно в нашем многонациональном государства наблюдается небывалый рост национального самосознания населявших его народов, особую значимость приобретает ис-слодованЕэ национальных художественных культур, самобытность а неповторимость которых полифонизмом идей и образов, многоцветней красок, особым видением мира будет обогащать духовную жизнь обновленного обпества.
Данная забота посвяшена эстетическим проблемам казахской советской литературы на этапа ее становления. Вабор темы обусловлен следующими обстоятельствами: I. Эстетические пройлеш становления казахской советской литературы
все айв остаются "белым пятном", несмотря на ряд проведенных иссле-
2 дований.
Революционной перестройке - идеологию обновления: Речь М.С. Горбачева на Пленума IK КПСС 18 февраля 1988 г. // Коммунист. -^ Ь88. - #4. - С. 15.
^См.: Акбергенора Б.К. Эстетические особенности творчества Габита Мусрепога: /на материале прозы/: Дис. ... канд.филос.наук. -Ташкент, 1973: Нурланова К.IF. Эстетика художественной культуры казахского народа. - Алма-Ата, 1987 я щ).
.-2-
.2. В силу того, что становление казахской советской литературы происходило на переломном этапе исторического развития казахского общества, опыт эстетических исканий ее лучших представителей имеет большое значение для современного литературного процесса в Казахстане.
Работа написана, главным образом, на материале творчества Сак< на Сейфуллина - ярчайшего представителя казахской литературы 20-х' .годов. Такой подход, по мнению диссертанта, вполне оправдан. Во-первых, общепринята точка зрения, согласно которой С.СеЯфуллин является основоположником казахской советской литературы. Эта шел: проводится в исследованиях М.Ауэзова, М.Базарбаева, Ш.Елеукенова, М.Каратаева, С.Кирабаева, С.Муканова и др. Действительно, он стоял у истоков практически всех жанров казахской советской литературы: поэзии, прозы, драматургии, литературной критики, публицистики.
Во-вторых, в его творчестве, как в своеобразном фокусе, преломились все противоречия процесса становления казахской советской литературы.
В-третьих, сосредоточенность на творчество конкретного писателя будет способствовать более углубленному исследованию рассматр; ваемых проблем.
Степень разработанности проблемы. Эстетические проблемы творчества С.СейФуллина остаются все еще неисследованными, хотя отдельные аспекты освещаются в работах (Л. Базарбаева, К.Джтмалпева Н.Джуанышбакова, Ш.Елеукенова, Е.Исмаилова, М.Каратаева, С.Кирабаева, С.Чуканова, К.Нурчановой и др.
Цель и задачи исследования. Цапыо работы является исследование эстетических воззрений С. Сейфуллина в тесной Связи с художественной практикой 20-х годов, когда казахская советская литература переживала процесс своего становления. В соответствии с указанной
далью в работе ставятся следующие задачи:
раскрыть идейно-эстетические предпосылки творчества С.Сейфуллина, исходя из единства объективных и субъективных факторов;
еылбить особенности принципов художественного творчества писателя на основе анализа его эстетического идеала;
рассмотреть проблему традиции и новаторства в творчестве С.Сейфул-лииа на примера взаимодействия фольклора и письменной литературы;
показать национальное своеобразие творчества С.Сейфуллина.
Шучная новизна диссертации определяется тем, что:
- в ней впервые предпринята попытка дать целостное представление
об эстетических воззрениях С.Сейфуллина, исходя из проблемы эстетического идеала;
выдвинуты некоторые новые идеи, позволяющие рассматривать развитие казахской литературы в контексте мировой литературы /идея о формировании романтического напгавчения в казахской литературе под влиянием Октябрьской революции/ и в ее национальном своеобразии /идея о переосмыслении .применительно к казахской художественной литература теории хронотопа М.Бахтина/;
использованы новые методологические подходи, разрабатываемые в советской эстетической науке.
Общетеоретическую и методологическую основу .диссертации вставляют:
- принцип историзма, который дал возможность рассмотреть творчество
С. Сейфуллина на фоне широкого исторического и социокультурного
контекста;
- принцип народности, позволяющий выявить истоки творчества С.Сей-
фуллина, восходяЕие к ."народно-мифологическому слою казахской
См.: Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии.- М., 1985. - С 63..
художественной культуры;
принцип национального своеобразия художественной литературы, детерминированный особенностями мировосприятия, мировоззрения ТОГО или иного этноса, народа;
новые теоретические и методологические подходи, разрабатываемые в советской эстетической катке /в частности, использованы результаты исследований по проблемам эстетических категорий, представлені ные в работах М.Бахтина, В.П.Хуравлева, В.П.Крутоуса, В.Г.І&гиатуя-линой, В.Хмары, М.Б.Храиченко, Е.Г.Яковлева в др., опыт анализа искусства в его соотнесенности с понятиями "духовная культура", "философия", "цивилизация", разрабатываемый в исследованиях В.Д. Диденко, С.А.Завадского и 7.И.Foвиковой и др./
Теоретическая и. практическая значимость полученных в диссертации результатов заключается в следующем:
как представляется, внесен определенный вклад в изучение творческого наследия С.Озйфуллкна в эстетическом аспекте;
показана специфика зстетачэскях проблем процесса становленая казахской советской литературы;
обоснованы некоторые новіш метод ологиче окно подходы к анализу эстетической проблематика казахской советской литературы.
Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы для дальнейшего изучения творчества С.Сейфуллана, эстетических проблем казахской советское литература. Она такаэ могут найта применение в курсе истории и теории казахской советской литэратуры, в лекционной пропаганде, в работе по эстетическому воспитанно.
Апробация работы. Некоторые поясаекая и выводы диссертации излагались на Ломоносовских чтениях в МГУ им. М,В;Ломоносова /lyjGr на научно-теоретической конференции "Социалистическая культура: социальное в национальное" в г. Алма-Ате /1990 г./. Диссертация
обсуждалась на кафедре эстетики философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова и рекомендована к замите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав /первая глава содержит два параграфа, вторая глава - три параграфа/, заключения и списка использованной литературы.