Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетические проблемы музыкальной культуры Азербайджана с древнейших времен по XVI столетие Алекперова, Нигяр Ибрагим кызы

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алекперова, Нигяр Ибрагим кызы. Эстетические проблемы музыкальной культуры Азербайджана с древнейших времен по XVI столетие : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.04.- Баку, 1997.- 53 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние годы обращение к глубинным пластам национальной культуры наиболее привлекательно для ученых-гуманитариев, хоторым особо дороги судьба и история отечества и своего народа. Возвращение к собственным корням во многом обусловлено вступлением Азербайджана на путь свободы и независимости, весьма актуализировавшими потребность научного осмысления различных вопросов своей духовной культуры. В этой связи на авансцену науки выдвигаются проблемы, связанные с генетическими истоками, ранними и последующими этапами бытования также музыкальной культуры Азербайджана. Последней, однако, повезло менее всего. Ее можно отнести к разряду малоисследованных, а точнее неисследованных вовсе, если иметь в виду широкий эстетико-философский срез данной проблемы. Правомерность избранного подхода объясняется тем, что эстетический аспект как творческое, созидающее начало относится к сущностному вектору духовной, в частности музыкальной культуры. Эстетическая стихия является той почвой, на которой произрастают художественные явления. Именно поэтому, в значительной степени восполняя имеющийся пробел, предпринимается попытка рассмотрения эстетических проблем музыкальной культуры Азербайджана с периода ее возникновения (эпохи палеолита) по ХУІ столетие.

Вместе с тем, история отечественной музыкальной культуры в целом до сих пор еще не являлась предметом даже музыковедческого анализа1, хотя уже давно существует потребность ее углубленного изучения.

Исключительная музыкальность, особая восприимчивость азербайджанцев к слышимым формам, способность концептуального осмысления философских идей на невербальном уровне, воплощающаяся в мугамах, предопределяют особенности культурного бытия нашей нации, ее духовности и ментальное, также указывая на необходимость выявления того, как зарождалась и развивалась эта музыкальность, в каких формах воплощалась на длительном пути развития отечественной культуры и каким образом влияла на становление уникальной этнопсихологической специфичности.

1. Исключение составляет учебник "История азербайджанской музыки", Б.,1992,в котором музыкальная культура Азербайджана начинает бегло освещаться с более позднего периода - эпохи мезолита (Кобыс-танские рисунки).

Креме того: "В контексте происходящего сегодня во всем мире процесса культурной унификации проблема национальной, религиозной, культурной идентичности является достаточно острой, о чем свидетельствует подьем национализма во многих регионах мира. ... Внимание к своеобразию культурно-исторического опыта народов выражает общий для современного человечества интерес к национальному, самобытному как исходному пункту созидания подлинно универсальной, общечеловеческой культуры. ...отсутствие достаточной дифференциации между культурами может привести к потере жизнестойкости у всего человечества. И поэтому теоретическая модель мирового развития, поиски предельных оснований современной цивилизации, несомненно, должны учитывать культурно-историческое и цивилизационное многообразие человечества". ^

Наконец, распад прежней научной "системы", в которую была объединена и сведена вся сумма знаний, с огромным количеством категорий, понятий, законов, повлек за собой изменение парадигм философского мышления, затрагивающее, безусловно, сферу эстетики. Это делает необходимым поиск новых путей решения широкого спектра эстетических проблем, в особенности касающихся различных областей духовной культуры.

Таким образом, выбор данной темы вызван не только академическим интересом. Назревшая объективная потребность в разработке проблемы истории музыкальной культуры Азербайджана как предмета эстетического осмысления и одновременно отсутствие фундаментальных аналитических, а также описательных работ по избранному профилю, явственно свидетельствуют об актуальности темы, настоятельно диктуя необходимость ее безотлагательного рассмотрения.

Эстетический подход, определяющий характер и особенности
исследования, его специфику и направленность, предполагает
органический синтез основного и конкретно-научного

(музыковедческого, искусствоведческого, исторического,

археологического, палеопсихологического, культурологического, религиоведческого, этнографического и т.д.) анализа, без которого было бы невозможно выявить качественное своеобразие изучаемого феномена и сделать определенные научно-обоснованные выводы.

1. Петякшева Н.И. Диалог цивилизаций: Восток-ЗападУ/Вопросы фило-софии.1ЭЭЗ,Ы6.С174.

Учитывая сложность общей панорамы разных этапов музыкальной культуры Азербайджана, охват весьма значительного временного диапазона, невозможность непосредственного наблюдения и изучения предмета исследования, многоаспектность выдвинутой темы, автор отдает себе отчет, что работа не в состоянии охватить всей совокупности вопросов, которые можно было бы поставить в связи с заявленной проблематикой. Поскольку для их исчерпывающего решения потребуются коллективные решения, в диссертации уясняются наиболее существенные эстетические аспекты, без которых сама постановка проблемы могла бы оказаться затруднительной.

Цель и задачи исследования. Целью предпринятого

исследования является контекстовый анализ музыкальой культуры Азербайджана древности, средневековья и Возрождения с эстетических позиций.

Аналитический ракурс, избранный в работе, предполагает восстановление закономерностей функционирования отечественной музыки, генетические истоки которой восходят к эпохе палеолита, в контексте духовной культуры синхронного времени (в первую очередь реииіии, идеоноіии и сисіемьі ценносіей), ншшющейсн сложнейшей детерминируемой и одновременно самодетерминирующейся системой с присущими ей фундаментальными "модельно-порождающими принципами" (А.Ф.Лосев) и творческими потенциями, которые реализуются в ходе дальнейшего развития. При этом наиболее адекватным для работы эстетико-философского профиля является освещение проблемы как бы "дальним планом", что связано с осмыслением ее на высоком уровне теоретизирования, а не с подробным изучением вопроса в деталях.

Рассмотрение проблемы в контекстовом ключе обусловлено сильной взаимосвязью художественного сознания, в том числе музыкального, с типом и стилем культуры; неизбежностью проявления в явном или скрытом виде характера духовных ориентации эпохи во внутрихудожественном мире. Если интрамузыкальные особенности манифестируют об экстрамузыкальных качествах всех периодов, то имеется и обратная связь, позволяющая судить о впутримузыкалиной специфике, исходя из внемузыкальных свойств. Поэтому, принимая во внимание, что музыка являет собой вполне определенную проекцию культуры, скудость материалов, касающихся музыкальной практики Азербайджана периода древности и средневековья, устную традицию бытования и наличие способов фиксации, позволяющих лишь

4 приблизительно восстановить особенности ее звучания, данный подход представляется оптимальным.

Реализация основной цели осуществляется путем постановки и решения следующих задач:

- определить место и роль музыки в данной культуре,
особенности ее функционирования и развития в широкой исторической
перспективе;

рассмотреть музыку сквозь призму эстетических ценностей, как специфическую форму наиболее обобщенного эстетического осмысления мира, воплощающую в себе то или иное понимание Красоты;

выявить влияние социокультурных параметров, всей духовной ауры, включая мир ментальности эпох, на способы сложения музыкальной лексики, весь акустический строй;

- обрисовать социокультурную и музыкальную специфику
Азербайджана в каждом рассматриваемом временном срезе;

- через тип и стиль культуры выделенных периодов вывести тип и
стиль музыки;

проанализировать зороастрийскую и христианскую музыкальную культуру Азербайджана в эстетическом ракурсе;

- подойти к исламу в эстетико-философской проекции для
обнаружения происходящего в культуре, согласно закономерностям
мусульманской энергетики, порождающей определенную иерархию
ценностей, локальные и глобальные идеалы в соответствии со
священными ориентирами;

разобраться в вопросе "Ислам и музыка";

уяснить трансформационные процессы в культуре в целом и музыкальной в частности в связи с принятием и утверждением ислама в Азербайджане;

показать эстетические особенности азербайджанской музыкальной культуры эпохи Возрождения.

Кроме того, на протяжении всей работы перед диссертантом стояла задача, которую можно назвать триединой:

во-первых, выявить сохранность собственного лица отечественной культуры, в частности музыкальной, своих исконных ценностей. При этом предметно доказать, что наша культура, безусловно, подвергаясь изменениям, порой радикальным, в процессе своего развития, тем не менее всегда отличалась от других, как далеко отстоящих, так и родственных ей по тем или иным параметрам. Иначе

5 говоря, научно обосновать то, что несмотря на огромное влияние множества культур в разные периоды своего существования, культура Азербайджана, в том числе исторического, будучи с самого начала открытой по своему типу (это является ее специфической характеристикой), усваивала полезный состав форм и методов пришедших извне культур, лишь превращая усвоенное в свои питательные вещества и никогда не оказываясь поглощенной внешними культурными влияниями, то есть она всегда оставалась неповторимой и постоянно сохраняла свою внутреннюю непроницаемость, высокий уровень выживаемости собственных традиций;

- во-вторых, раскрыть, каким творческим потенциалом обладала культура Азербайджана, поскольку она не только отражала в себе различные культуры, а что очень важно, сама отражалась в них, распространяя вовне колоссальный творческий заряд, мощные волны облучения. Не случайно широко известные всему миру культуры (скифская, мидийская, сасанидская и др.) подпитывались ею,

обогащались ее "языком" и смысловыми интенциями;

в-третьих, наряду с уникальностью, своеобычием рассматриваемой культуры, присущей ей способностью воспринимать и передавать художественно-эстетические ценности, исследовать также черты ее универсальности, проистекающие от общих процессов глобального масштаба. Поэтому помимо специфичности, присущей предмету исследования, учесть единые, глубинные закономерности вселенской культуры, исходя из чего предпринять попытку выявить общечеловеческие начала в культуре Азербайджана и проследить особенности их конкретного воплощения. Таким образом, вместе с культурно-историческим и цивилизационным своеобразием раскрыть общие основы культуры, обусловленные наличием"единого вселенско-космического кода" (А.Е.Лукьянов).

Теоретико-методологические основы работы. Методологической основой диссертационной работы является метод системно-причинной обусловленности духовных явлений, предполагающий изучение музыкальной культуры в контексте общественно-исторической практики, и принцип историзма, способствующий анализу предмета исследования в динамике. При этом методология отличается от марксистской, согласно которой любое развитие в истории, в том числе культуры, представляет собой неизменный процесс восхождения от простого к сложному, от низшего к высшему. Опора на данный принцип позволяет анализировать развитие культуры в широком смысле как

изменение, противоположное неизменности, и дает возможность избежать значительного упрощения культурно-исторического процесса.

Поскольку исследование имеет синтетический характер, основано на стыке методов эстетики, философии и различных конкретных наук, в числе более частных теоретических методик диссертант широко использует конкретно-научные методы исследования.

Степень изученности проблемы и научная новизна исследования. Автор является первым исследователем, разработавшим эстетические проблемы музыкальной культуры Азербайджана со времени ее возникновения по ХУІ столетие. Впервые анализируется также отечественная духовная культура синхронного времени.

Поскольку работа имеет контекстовый характер, при ее написании широко используется весьма обширная литература из разных областей знания, прямо или опосредованно связанная с избранной темой. Прежде всего следует отметить значительный материал по истории музыки стран Ближнего и Среднего Востока, а также Азербайджана, накопленный музыкознанием.

Конкретный материал является существенным подспорьем при рассмотрении данной проблемы. Он представляет собой эмпирический уровень, требующий осмысления и согласования, определенной координации с уровнем теоретическим для освещения рассматриваемых вопросов в эстетическом ракурсе. Сюда относятся историко-аналитические работы, посвященные истории музыкальной культуры и ее отдельных ветвей, жизни и творчеству крупных музыкантов, проблемам этномузыкологии; исследования, описывающие общетеоретический, акустический, социологический, семантико-речевой, формальный и жанровый уровни музыки. Среди них труды классика отечественного музыкознания У.Гаджибекова, а также Э.Абасовой, С.Агаевой, Х.Агаевой, С.Аязбекова, А.Бадалбейли, Б.Багирова, С.Багировой, М.Бардакчи, М.Баркешли, С.Бубакера, В.Виноградова, К.Гасанова, Ш.Гасымлы, Р.Грубера, С.Дашдамиравой, Т.Джани-заде, А.Зиятлы, И.Зонис, Р.Зохрабава, З.Имамутдиноаой, Р.Исмаил-заде, Л.Карагичевой, К.Касимова, С.Касимовой, А.Мамедова, Т.Мамедова, Р.Мамедовой, О.Матякубова, Дж.Михайлова: А.Назарова\ К.Нельсон, Ю.Плахова, Н.Раджабова, З.Сафаровой, Д.Селимханова, М.Талби, Г.Тоума, М.Хайруллаева, Г.Дж.Фармера, Л.И.ал-Фаруги, С.Фархадовой, Б.Шахсойлу, Сэл-Холи, Э.Эльдаровой и др.

Привлекаются также труды, в которых анализируется проблематика, по аналогии помогающая изучению отдельных ветвей музыкальной культуры Азербайджана, в частности В.Гошовского, К.Квитки, В.Мартынова.

Особое значение имеют работы ученых, разрабатывающих вопросы музыки на стыке философии, эстетики и музыковедения (Г.Абдуллазаде, А.Джумаев, Т.Гаджиев и др.).

Чрезвычайно важными и основополагающими являются письменные памятники по истории культуры, в том числе музыкальной, обращение к которым способствует наиболее полному раскрытию темы. Среди них: Коран, сочинения Геродота, Страбона, "История Албании" Моисея Каланкатуйского, "Албанская хроника" Мхитара Гоша, "Книга песен" Абу-л-Фараджа ал-Исфахани", "Китаби Деде-Коркуд", "Китаб футух ал-булдан" ал-Балазури, "Кашф ал-махджуб" Джуллаби ал-Худжвири, "Ихйа улум ад-дин" Абу Хамида ал-Газали, "Пятерица" Низами, в особенности поэма "Хосров и Ширин", "Памятники минувших лет" ал-Бируни, трактаты ал-Фараби, Сафиаддина Урмави, Абдулкадира Мараги, Омара Хаййама и др.

В диссертации привлекается богатая литература, способствующая выявлению особенностей культуры, в том числе музыкальной, на территории исторического Азербайджана со времени ее возникновения. Это труды, непосредственно связанные с самыми ранними этапами бытования нашей культуры, работы, в которых рассматриваются реалии, связанные с начальным периодом культуры, возникшей и развивающейся на других территориях, а также общетеоретические проблемы древнейшей культуры (И.Алиев, В.Алиев, К.Вейлэ, И.Джафарзаде, Ю.Крамаренко, Е.Лапина, Д.Максимова, А.Окладников, А.Столяр, В.Г.Чайлд и др.).

Кроме того, используются многочисленные труды по истории, археологии, этнографии, культурологии, религиоведению, истории философии и эстетики, искусства и литературы тех стран, с которыми Азербайджан был связан в силу социально-исторических причин с древности по ХУІ столетие и, соответственно, имел ряд общих либо близких черт в культуре. Это работы таких ученых как: К.Азимов, О.Акимушкин, В.Бартольд, Г.Беверинг, Е.Бертельс, М.Бойс, О.Большаков, И.Брагинский, А.Бретаницкий, Б.Веймарн, А.Т.Велч, А.Годар, И.Гольдциер, У.Грэм, Г.Э.Грюнебаум, А.Джумаев, Е.Дорошенко, М.Дьяконов, Т.Дюка, Г.Йейнболл, К.Иностранцев, М.Каган, Т.Каптерева, Г.Э.Кафесоглу, Г.Керимов, Р.Кинжалов, А.Кини, А.Кныш, А.Колесников,

8 Н.Конрад, И.Крачковский, К.А.Крисвил, А.Кристенсен, А.Крымский, З.Кулизаде, А.Курбанмамадов, В.Луконин, А.Массэ, А.Мец, М.Моле, С.М.Р.Мусави, ас-Садик Мухаммад, П.Нвийа, В.Никитина, Дж.Нурбахш, К.И.Падвик, И.Петрушеаский, Б.Радтке, Е.Резван. А.Сагадеев, А.Талыбов, М.Тарбият, Дж.С.Тримингэм, Ф.Толюк, И.Фильштинский, Б.Шидфар, Ш.Шукуров, А.Халидов, Е.Яковлев.

Раскрывая тему, диссертант опирается на труды по целому комплексу научных дисциплин, предметом исследования которых являются реалии отечественной культуры. Из них большую значимость имеют работы таких ученых как: А.Абасов, М.Аббаслы, Х.Абдуллаев, О.Абибуллэев, А.Алекперов, В.Алиев, И.Алиев, К.Алиев, С.Алияров, М.Аллахвердиев, А.Асланов, Г.Асланов, Г.Араслы, М.Ариф, А.Ахадов, Д.Ахундов, С.Ашурбейли, Р.Бадалов, Г.Бахшалиева, Л.Бретаницкий, З.Буниятов, Р.Ваидов, Б.Веймарн, Н.Велиханлы, А.Гаджиев, Д.Гасанзаде, Г.Гейбуллаев, М.Гейдаров, Р.Геюшев, Р.Гусейнов, М.Дадашзаде, И.Джафарзаде, М.Ибрагимов, С.Казиев, Дж.Каграманов, Ф.Касим-заде, С.Касумова, С.Кашкай, Г.Керимов, К.Керимов, Л.Керимов, Ф.Кочарли, К.Кошкарлы, З.Кулизаде, А.Маковельский, З.Мамедов, Т.Мамедов, Ф.Мамедова, Н.Мехтиев, Н.Миклухо-Маклай, Дж.Мустафаев, М.Нейматова, Г.Намазов, М.Ордубади, И.Петрушевский, В.Пириев, М.Рафили, Н.Рзаев, С.Рзакулизаде, А.Саламзаде, Г.Сумбатзаде, Ю.Сафаров, М.Тахмасиб, К.Тревер, И.Чеменземинли, О.Эфендиев, П.Эфендиев, Р.Эфендиев, З.Ямпольский и др.

Кроме того, используется философско-эстетическая и культурологическая литература по проблемам истории и теории культуры, необходимая в работе для обобщения и экстраполирования общетеоретических положений на сферу музыкальной культуры Азербайджана при учете специфики последней (Д.Лихачев, О.Лосев, О.Кривцун, Н.Петякшева).

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- впервые в эстетической литературе предпринята попытка
целостного анализа музыкальной культуры Азербайджана в весьма
широком временном диапазоне;

- проблема музыкальной культуры изучена в контекстовом ключе,
обобщены данные целого комплекса наук - истории, археологии,
палеопсихологии, эстетики, философии, культурологии, социологии,
истории и теории музыки, этномузыкологии, этнографии,
религиоведения, истории литературы и истории искусств;

показано эстетическое своеобразие отечественной музыкальной культуры на всех рассматриваемых стадиях ее бытования;

- уяснены влияние эстетического начала на музыку, ее стиль,
взаимосвязь выразительных форм и характера культуры;

определены время возникновения и особенности функционирования зачатков музыкально-эстетического мышления и далее первобытной музыки на территории исторического Азербайджана;

- реконструирована модель древней музыки Азербайджана,
выявлены ее стиль и эстетические особенности, метро-ритмо-
интонационные и формовые характеристики;

- с эстетических позиций прослежена картина становления и
функционирования христианской культовой музыки Кавказской Албании
на протяжении двух этапов развития новозаветного пения;

освещены эстетические принципы структурирования зороастрийской духовной музыки Атропатены (Адурбадагана), ее характерные особенности;

исследованы трансформационные процессы в культуре, в том числе музыкальной в связи с принятием и утверждением в Азербайджане ислама;

уточнено эстетическое своеобразие азербайджанской ашыгской музыки ХІ-ХУІ вв.;

- рассмотрена философско-эстетическая специфика квинтэс
сенции музыки отечественного Возрождения - классического мугама.

Практическая ценность исследования. Анализ избранной проблемы нацелен прежде всего на решение ряда практических задач.

Материалы диссертации восполняют значительный пробел в эстетике, культурологии и музыковедении, имеют весьма существенное значение для обучения и воспитания в Азербайджане будущих эстетиков, культурологов и музыковедов. Знание философско-эстетических особенностей отечественной музыкальной культуры и шире - духовной культуры в целом окажет позитивное влияние на эффективность преподавательской деятельности в гуманитарной сфере.

Основное содержание работы может быть использовано при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам эстетики, культурологии, социологии и истории музыки, в практике преподавания в вузах, лицеях и колледжах истории азербайджанской культуры, истории отечественной музыкальной культуры, истории эстетики

10 Азербайджана, истории музыкальной культуры и истории эстетики стран Востока.

Результаты исследования имеют большую научную значимость для дальнейших углубленных изысканий в таких областях, как история азербайджанской культуры в целом, музыкальной в частности, история отечественной музыкальной эстетики.

Положения диссертации окажутся полезными для развития такой фундаментальной науки как азербайджановедение.

Апробация работы. Содержание исследования полностью отражено в печатных публикациях. Отдельные положения и выводы работы прошли теоретическую апробацию в выступлениях на ХУІІІ Всемирном философском конгрессе (Брайтон, 1988), II Международном симпозиуме по искусству азербайджанских ковров (Баку, 1988), многих конференциях, в том числе 96-ой Межпарламентской Конференции (Пекин, 1996), Международной научно-практической конференции "Законодательное обеспечение развития науки и образования в государствах -участниках СНГ в условиях рынка" (Санкт-Петербург, 1996), различных методологических семинарах.

Материалы диссертации широко использовались в лекционных курсах "История и теория мировой культуры", "История азербайджанской культуры", "Социальные проблемы искусства", "История эстетических учений" и "Эстетика", прочитанных автором в БИСУП, Азгосуни-верситете искусств и культуры и Азгосуниверситете русского языка и литературы. Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедр философии и политологии БИСУП и совместном заседании двух кафедр философии БГУ им.М.Э.Расулзаде и рекомендована к защите.

Объем и структура диссертации. Общий объем диссертации 334 страницы машинописного текста. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.