Содержание к диссертации
Введение
Глава I Система эстетических принципов социа листического реализма 16-71
Глава II Преломление эстетических принципов социалистического реализма в самодеятельном театральном искусстве 72 -137
Заключение 138- 142
Приложение 143 -148
Библиография 149 -166
- Система эстетических принципов социа листического реализма
- Преломление эстетических принципов социалистического реализма в самодеятельном театральном искусстве
Введение к работе
Самодеятельное художественное творчество народа является характерной и неотъемлемой чертой социалистического образа жиз-ни.Более 25 млн. человек принимают непосредственное участие в художественной самодеятельности. Как отметил Л.И.Брежнев, "социализм не только открыл трудящимся массам широкий доступ к духовным ценностям,но и сделал их непосредственными творцами культуры. Одно из ярких свидетельств этого - необычайный размах художественного народного творчества... Художественное творчество народа - одно из характерных черт нашей советской действительности, нашей жизни" ,
В принятом 2 апреля 1978 грда Постановлении ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества" обращается внимание на "широкое использование самодеятельного искусства в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании, преодолении пережитков прошлого в сознании людей" .
г Роль самодеятельного художественного творчества для формирования и воспитания гармонически развитой личности трудно переоценить. Искусство как важное средство идеологического воздействия становится общественно-эстетическим фактором,обусловливающим максимальную активизацию мировоззренческих, нравственных и творческих интересов и потребностей людей.'
В Постановлении ЦК КПСС от 6 мая 1979 г. "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" из-
I/ Материалы ХЖУ съезда КПСС. М., 1971, с. 89. 2/ "Правда", 2 апреля 1978 г.
ложена широкая программа идейно-политической деятельности Коммунистической партии, общественных организаций и всех участников идеологического фронта.
"... Всестороннее гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры " рассматривается как важнейшая задача строительства коммунизма, В Постановлении предлагается активизировать творческую жизнь во всей ее многогранности: "глубже вникать в деятельность театров, музыкальных коллективов, в состояние изобразительного искусства, художественной самодеятельности, проявляя всемерную заботу об их дальнейшем развитии" . ЦК КПСС указывает на необходимость дальнейшего роста массовости художественной самодеятельности ч, создания на местах благоприятных условий для художественного творчества.
В Обращении участников Всесоюзного совещания работников культуры ко всем работникам культуры и искусства Советского Союза весной 1979 г. подчеркнута исключительная роль самодеятельного художественного творчества в коммунистическом воспитании трудящихся. Совещание призывает усилить внимание деятелей культуры к художественному творчеству, постоянно заботиться о повышении идейно-художественного уровня репертуара, исполнительского мастерства самодеятельных коллективов, об усилении воспитательной роли народного творчества в формировании всесторонне развитой личности ,
Успешное практическое решение актуальных вопросов самодеятельного художественного творчества невозможно без их теоретического осмысления. В исторических материалах ХКУ съезда
I/ "Правда", 6 мая 1979 г.
2/ "Клуб и художественная самодеятельность", 1979, №4, с. I.
КПСС, в важнейших партийных документах отмечается важность всестороннего изучения и творческого освоения и развития марксистско-ленинской теории для постоянного совершенствования эффективности и качества идеологической работы, одним из важнейших звеньев которой является искусство. В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ съезду партии подчеркивается: "На нынешнем этапе развития страны потребность в дальнейшей творческой разработке теории не уменьшается, а, наоборот, становится еще большей". . Исследование теоретических проблем искусства, его важнейших общественных функций, имеет самое непосредственное отношение к решению ответственных задач идейно-политического, трудового и нравственного воспитания народа. Особое значение имеет разработка эстетических проблем в сфере художественной самодеятельности, где оам процесс коллективного творчества призван способствовать идейно-эстетическому и нравственному воспитанию личности.
Художественная самодеятельность преимущественно базируется в клубных учреждениях, и это закономерно; задача повышения социальной и творческой активности масс - одна из основных функций самодеятельности - в то же время является и одной из важнейших задач культурно-просветительной работы клубных учреждений и занимает значительное место в решении проблем коммунистического воспитания народа.
:< Идейно-воспитательные и художественно-творческие функции самодеятельного искусства теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают решающее воздействие как на непосредственных участии-
I/ Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, с. 72.
ков любительских коллективов, так и на зрителей. Поэтому решение проблем самодеятельного искусства требует комплексного подхода, предусматривающего рассмотрение идейно-эстетической, педагогической и художественно-творческой функций самодеятельности в их неразрывном единстве.
Одной из таких проблем является проблема преломления эстетических принципов социалистического реализма - творческого метода советского искусства - в условиях художественной самодеятельности, составной частью которой является любительское театральное искусство. Его важнейшие цели и задачи заключаются в просвещении и воспитании личности, приобщении ее к прекрасному миру театра, а как следствие этого процесса - к появлению у личности насущной потребности участвовать в процессе коллективного творчества, т.е. в идеале - в процессе создания духовных ценностей.
Советский самодеятельный театр прошел яркий и интересный путь развития. Его эволюция: от массовых зрелищ и агитпропаганды времен гражданской войны до стационарных творческих коллективов с полноценным идейно-художественным репертуаром, его творческие свершения и еще нерешенные проблемы его деятельности получили и получают широкое освещение как в научных исследованиях, так и в периодических изданиях. Однако, в философско-эстетиче-ском аспекте роль и функции театральной самодеятельности в сокровищнице советской культуры выявлены далеко не полно. Анализ проблемы преломления эстетических принципов социалистического реализма в условиях самодеятельного театрального искусства, выявление общих закономерностей и специфических особенностей этого преломления призваны в известной мере восполнить этот пробел*-
Основными задачами диссертационной работы являются:
I/ раскрытие применительно к самодеятельному театру важнейших эстетических принципов, общих для советского искусства в целом: партийности и народности, пролетарского интернационализма, историзма, революционного гуманизма, многообразия форм, жанров и выразительных средств;
2/ выявление на этой основе художественных закономерностей, присущих театральной самодеятельности;
3/ раскрытие диалектики идейности и художественности в процессе создания духовных ценностей средствами самодеятельного театрального искусства и приобщения к этому процессу самых широких масс участников.
В диссертации раскрывается участие театральной самодеятельности в решении важнейших задач идейно-эстетического воспитания.
Методологической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма, партийные документы, в частности, решения ХХУ съезда КПСС, постановления ЦК КПСС по вопросам культуры и искусства.
Обзор литературы.
Литература, использованная в диссертации, может быть отнесена к трём группам: I/ обобщающие работы по эстетике; 2/ исследования, посвященные профессиональному театральному искусству, имеющему общие художественные закономерности с самодеятельным театральным искусством; 3/ многочисленные разноплановые труды /книги, статьи, брошюры, диссертации/, непосредственно относящиеся к самодеятельному театру.
I/ Из обобщающих работ по эстетике для темы диссертации
особенно важны книги: С.С.Гольдентрихта, А.Г.Егорова, А.Я.Зи-ся, Н.Л. Лейзерова, М.Ф.Овсянникова, Ю.М.Щукина , в которых важнейшие эстетические категории рассматриваются в контексте их преломления в различных видах художественного творчества, исследуются специфические особенности этого преломления.
В книге А.Г. Егорова выявлены закономерности эстетического и художественного развития, показана специфическая, непосредственная связь между уровнем социально-экономического развития государства и его эстетической культурой. Принципиальное значение имеет данное автором общее определение роли и значения художественной самодеятельности в идейно-эстетическом воспитании
3 советского народа, перспектив её дальнейшего развития .
В монографии Н.Л. Лейзерова рассматривается одна из важнейших особенностей искусства как формы общественного сознания -его художественная образность. Автор анализирует природу художественного образа с точки зрения ленинской теории отражения.
I/ Гольдентриаст С.С. О природе эстетического творчества. М.; 1966; Щукин Ю.М. Социалистический реализм и советская эстетическая мысль. Тула, 1973; Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М., 1974; Зись А.Я. Искусство и эстетика. М. 1975; Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.,1974; Его же. Художественная специфика искусства социалистического реализма. М.,1976; Овсянников М.Ф, История эстетической мысли. М.,1978.
2/ Егоров А.Г. Указ. соч.
3/ Там же, с. 139-150.
4/ Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М., 1974.
Исследуя образность различных видов искусства, Н.Л.Лейзеров обращается, в частности, и к театральному искусству,
В книге М.Ф. Овсянникова прослеживаются основные этапы развития эстетической мысли от античьости до возникновения марксистской эстетики. Принципиальное значение имеют суждения автора о преемственности культуры, о необходимости при исследовании современных проблем учитывать опыт культурного наследия npoi
лого,
2 В монографии С.С.Гольдентрихта исследуется происхождение
и сущность эстетических отношений и эстетического творчества масс. Автор анализирует понятия эстетического идеала, художественного метода как исторически обусловленного способа отражения и выражения эстетических отношений, раскрывает общественную воспитательную роль искусства.
Театр, как синтетическое искусство, концентрирующее выразительно средства многих видов искусства - один из основных объектов исследования А.Я, Зися . В монографии рассматриваются проблемы природы и социальной сущности искусства, понятие художественного образа как особой формы отражения действительности.
2/ Профессиональный и самодеятельный театры неразрывно связаны друг с другом: и происхождением, и сценической деятельностью, и репертуаром. Истории многонационального советского драматического театра посвящено 6-томное издание Института Исто-
I/ Овсянников М.Ф. Указ. соч. 2/ Гольдентрихт С.С. Указ. соч. З/ Зись А.Я. їказ. соч.
рий искусств АН СССР1' Б каадом из его Т0М0Б> особенно в разделах, относящихся к театральному искусству в национальных районах, имеются экскурсы в самодеятельное народное творчество.
і Большое значение для современного театрального искусства,как профессионального, так и самодеятельного, имеет система К.С.Станиславского, его мысли и воспоминания о своей жизни в театре,его отношение к народному самодеятельному театру. Особенно важны идеи Станиславского о работе актёра над собой, над ролью, о задачах режиссуры, призванной раскрыть идейную сущность пьесы в
сценическом воплощении . '
.і Самого большого внимания как в профессиональном,так и в самодеятельном театре заслуживает учение К.С.Станиславского о внутренней дисциплине и слаженности театрального коллектива. Стройная система обучения искусству актёра, требовательность в отборе любителей сценической деятельности и квалифицированная оценка дарований будущего актёра - все это имеет прямое отношение к самодеятельному театральному искусству.
В этой связи исследования, в которых доказывается непреходящая ценность системы К.С.Станиславского, представляют большой интерес как для теоретиков и практиков профессионального,так и
самодеятельного театрального искусства .
I/ История советского драматического театра в шести томах /1917-1967 гг./. М., 1966-1977.
2/ Станиславский К.С. Собрание сочинений в восьми томах. Тома 3-6, 8.М.,І955-І96І; Его же. Моя жизнь в искусстве. М.,1972.
3/ Крыжищшй Г. К. О системе Станиславского. М. 1955; Новский Л.А. Учение К.С.Станиславского и театральная самодеятельность. М., 1963; Уварова Е.Д. Этика К.С.Станиславского и художественная самодеятельность. М., 1964; Калашников Ю.С. Эстетический идеал К.С.Станиславского. М.,1965; Его же. Театральная этика Станиславского. М.,1972; Прокофьев В.Н. В спорах о Станиславском. М.І976.
3/ Развитию, театральной самодеятельности, получившей за годы Советской власти широкое распространение во всех районах страны, посвящ&но большое количество книг и сборников статей. В них освещаются вопросы роли и значения самодеятельного творчества в нравственном и эстетическом воспитании народа; специфических особенностей, характерных для развития самодеятельного театра; творческого содружества профессионального и самодеятельного театра и помощи мастеров профессионального искусства самодеятельности; работы самодеятельных коллективов в сельской местности . Среди многочисленных работ, посвященных практике театральной самодеятельности: выбору репертуара, задачам режиссуры, привлечению актёров-любителей, обучению и воспитанию их, проведению репетиций, декорационному, музыкальному
И ШУМОВОМУ ОфорМЛеИПЮ СПеКТаКЛЯ - Следует ОСОбО ОТМЄТйТЬ КпИГИ
известпого режиссёра Н.М.Горчакова, содержащие продуманные и использованные в многолетней практике рекомендации Л
Из опубликованных работ о достижениях самодеятельного искусства в национальных ревеваких республиках наиболее значн-
ії/ Сегодня и завтра народного театра. /Сборник статей/ М.,1963; Мусиенко М.Ф.Негаснущий свет рампы. М.,1965; Театр на селе. /Сборник статей/ М., 1966; народные театры страны./Сб.статей под ред.С.Ганцевичс»/.М.,1958; Искусство миллионов./Сборник стг тей по материалам Всесоюзной научно-практической конференции/ М.,1976; РемезО.Я. Сыграаные книги. М., 1977.
2/ Горчаков Н.М.Спектакль художественной самодеятельпости. М., 1954; Его же. Как поставить спектакль. М., 1955; Его же.Рабо-та режиссёра над спектаклем. М., 1956.
3/ Мануйлов М. Самодеятельное искусство Советской Молдавии.Кишинев,I960; Баякунов 0.Самодеятельное искусство в Киргизии. Фрунзе, 1967; Ким Н.С.Театр масс. Ташкевт,1977.
тельной представляется монография Н.С.Кима, в которой показана история возникновения народного театра Узбекистана, его национал* ные особенности и традиции,успехи, достигнутые в развитии саиодея тельного театра Советского Узбекистана,его интернациональный характер.
В литературе последних лет специально освещается история
развития народного самодеятельного театра в России до революции и в первые годы Советской власти. Здесь следует назвать прежде всего монографию Г.А.Хайченко,книги В.М.Кукаретина, М.И.Савушкиной, Н.С.Зеленцовой,статьи в сборнике "Народный театр" под редакцией
В.Е.Гусева .
В большей мере, чем в опубликованных работах,интерес к
актуальным проблемам самодеятельного художественного творчества
проявился в диссертационных исследованиях,посвященных различным
2 аспектам самодеятельного искусства, в том числе и театрального .
I/Кукаретин:» В.М. Из истории театральной самодеятельности. М.,1972; Зеленцова Н.С.Народный революционный театр в России эпохи гражданской войны и начала 20-х грдов.М.,1973; Народный театр./Сборник статей. 0тв.ред.В.Е.Гусев/.Л.Д974; Хайченко Г.А.Русский народный театр конца ХІХ-начала XX века.М.,1975; Савуикина Н.И.Русский наро; ный театр. М.,1976.
2/Алексеева Л.А.Художественная самодеятельность как средство формирс ваиия нового человека.М.,І970;Петрова Д.М.Самодеятельный театр и формирование гармонически развитой личности.-М.,1972; Слижикова Л.А.Некоторые проблемы повышения эффективности эстетического воет тания в коллективах массового самодеятельного-; драматического театра. М.,1972; Стуль М.П. Влияние театральной культуры на формирование художественных запросов трудящихся.М.,1975; Каргин А.С. ЕдиЕ ство нравственного и эстетического воспитания участников художественной самодеятельности /на опыте работы самодеятельных музыкальных коллективов/. Ы.,1977; Шибаева М.Ц.Педагогические проблемы творческой подготовки участников театральной самодеятельности в условиях студийности /на мэтериалруработы самодеятельных студий І9І7-І925 гг./. М., 1977.
- II -
Л.М.Петрова изучает сущность и специфику самодеятельного' театра, его место и роль в социалистической культуре и в формировании творческой активности личности.
В диссертации Л.А.Слижиковой подвергается исследованию учебно-воспитательный процесс в самодеятельном драматическом театре. Большое внимание уделяется необходимости творческого освоения системы К.С.Станиславского в самодеятельных коллектив в ах.
М.М.Шибаева посвятила свою диссертацию изучению студийного движения в театральной самодеятельности, как качественно новому явлению в процессе обучения актёров-любителей. В диссертации раскрываются воспитательные функции народного театра на материалах студийного обучения актёрскому мастерству. Автор доказывает целесообразность этой системы обучения и воспитания актёров, предохраняющей от проникновения ремесленничества в самодеятельный театр. Студийное обучение актёров-любителей представлено в диссертации как одна из ведущих новаторских тенденци театрального искусства, доказавшая свою жизнеспособность. Рекомендации М.Шибаевой имеют большое практическое значение для подготовки кадров квалифицированных актёров-любителей.
Влияние театральной культуры на формирование эстетических и художественных запросов трудящихся - тема исследования И.П. Стуль. Автор раскрывает важнейшие особенности системы "театр-зритель", исследуя влияние театра на зрителя и зрителя на театр. В связи с разрешением этой проблемы по-новому трактуются понятия: "театральная культура", "запросы зрителя", "преемственность театральной культуры". В работе изучается сущность художественных запросов зрателййи методы формирования этих запросов средствами театральной культуры.
- IE -
Большинство диссертаций, посвященных самодеятельному искусству, написано в педагогическом аспекте. Но и в работах Л.А. Алексеевой, Л.М.Петровой, Н.П.Стуль, имеющих эстетическую, направленность, эстетические принципы самодеятельного театра не являлись предметом исследования.
Источники.
В диссертации использованы разнообразные источники, которые моено свести к 4 группам: в первую группу включаются произведения основоположников научного коммунизма по вопросам культуры, материалы съездов Коммунистической партии, относящиеся к вопросам культуры и искусства, а также постановления Коммунистической партии и Советского правительства, относящиеся к ху-докественной самодеятельности. Эти материалы слуаили методологической основой исследования .
Во вторую группу, такие важную для научных выводов, вошли результаты социологического анализа, проводимого диссертантом в восьми самодеятельных театральных коллективах Москвы и Московской области, где сосредоточены вамодеятельныа. театралі
-г f
I/ Ленин В.И. О культуре и искусстве. М.| 1966. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.,1976.
Материалы ХХІУ съезда КПССІМ.,1971; Материалы Ш" съезда КПСС. М., 1976; "О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения". Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР ої10/11.1977 г.; "О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества". Постановление ЦК КПСС от 2.ІУ.І978 г., "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". Постановление ЦК КПСС от 6.У.1979г.
- ІЗ -
ные коллективы различных типов, со своими специфическими особенностями, отражающими динамику развития современного самодеятельного искусства.
Анкета, составленная для участников самодеятельных театралі ных коллекЕивов, включает 7 групп вопросов, охватывающих основные аспекты преломления принципов в практике самодеятельного театра; Материалы, полученные в коллективах» на наш взгляд, дают возможность выделить главные комплексные проблемы, стоящие перед самодеятельным театральным искусством, и определить основные тенденции и перспективы его развития.
Ответы участников самодеятельности были обработаны, под-? считаны по однозначным группам, сопоставлены с другими ответами и полученные результаты позволили придти к самостоятельным обобщениям, опирающимся на достоверный и объективный источник.
Наиболее объёмную группу источников составили материалы периодической печати. Они охватывают все существенные вопросы темы, в том числе особенности и своеобразие самодеятельного театрального искусства,.дискуссионные вопросы развития самодеятельных театров, проблемы режиссуры, обучения и воспитания актёров и режиссёров, репертуара и его изменений, эстетического воздействия спектаклей театральной самодеятельности ва зрителей, влияние участия в самодеятельном театральном коллективе на производственную и общественную деятельность, а также итоги смотров художественной самодеятельности, статистические данные , одноактные и многоактные пьесы. Особенно богато представлен в периодической печати разносторонний опыт лучших самодеятельных театров Российской Федерации и национальных республик.
В теоретическом аспекте весьма важным для исследования оказался журнал "Театр". Хотя этот журнал освещает в основном профессиональное театральное и музыкальное искусство, на
его страницах находят место и статьи о самодеятельном творче-
I стве,подводятся итоги крупным фестивалям, а критический анализ пьес и спектаклей и статьи по проблемам драматургии и искусству режиссёра и актёра представляют для самодеятельного театра не меньший интерес, чем для профессионального.
Обширная и разнообразная информация о театральной самодеятельности публикуется в журнале "Клуб и художественная самодеятельность". Почти в каждом номере этого журнала имеются статьи о самодеятельносзм, рассказывающие, как правило, о практическом опыте отдельных коллективов, или итоговые материалы, в том числе и статистические данные о результатах конкурсов и фестивалей.
В диссертации использованы также материалы журнала "Культурно-просветительная работа". Наряду с информационными статьями об опыте народных театров, здесь помещаются статьи по дискус сионным вопросам театральной самодеятельности, критические разборы спектаклей, заметки по проблемам репертуара, итоги фестивалей театральной самодеятельности.
Помимо упомянутых журналов, в диссертации были использованы материалы из газет: "Правда", "Советская культура", "Труд" "Комсомольская правда", где содержатся обобщающие статьи о це-
I/ См.' Смирнов-Несвицкий Ю. "Особого рода искусство".""Театр", 1974; № 12. Подборка статей "Народные театры",-"Театр", 1975, Ш 12.
лях, задачах и направлениях развития самодеятельного театрального искусства.
Четвертую группу источников составили мемуары и публицистика театральных деятелей и руководителей /обычно режиссёров/ народных театров. В этом отношении для дореволюционного времени особенно ценны воспоминания энтузиастов народного театра -Н.Ф.Бунакова и И.Щеглова..
Весьма полезный материал о советском самодеятельном театре содержат очерки талантливых режиссёров М.И.Савилова и Г.Г. Смирнова . В этих очерках находят отражение не только достижения, но и трудности народных театров, творческое лицо коллективов и отдельных актёров-любителей, методы режиссёрской работы.
Представленный очерк научной литературы и источников вопроса свидетельствует о том,что проблема эстетических принципов советского самодеятельного театрального искусства нуждается в специальном исследовании.
На защиту выносится: обоснование понятия эстетических принципов; анализ основополагающих эстетических принципов социалистического реализма, выявление и исследование особенностей преломления эстетических принципов в практике самодеятельного театрального искусства; обобщение опыта самодеятельного театра в реализации эстетических принципов социалистического реализма.
I/ Бунаков Н.Ф. Моя жизнь в связи с общерусской жизнью,преимущественно провинциальной 1837-1905 гг.СПб.,1909.; Щеглов И.Л. Народный театр в очерках и картинках. СПб., 1898.
2/ Савилов М.И. 50 лет в самодеятельном театре,М.;1957; Смирнов Г.Г. Старейший народный театр. Алма-Ата, 1963.
Система эстетических принципов социа листического реализма
За более чем сорок лет, прошедших со времени I съезда советских писателей, на котором было впервые выдвинуто научное определение социалистического реализма,в нашей исследовательской литературе появилось немало работ, посвященных выявлению и анализу эстетических принципов этого творческого метода. Выделяя в качестве основополагающих пять принципов: партийность и народность, пролетарский интернационализм, историзм, революционный гуманизм, многообразие форм, жанров и выразительных средств,- следует отметить,что теория и практика искусства социалистического реализма не ограничивается только этими его специфическими особенностями. Но их совокупность является общей для всей эстетической культуры нашего общества, в том числе и для самодеятельного искусства.
В Отчетном докладе ЦК КПСС ХКУ съезду КПСС указывается: "Партийный подход к вопросам литературы и искусства сочетает чуткое отношение к художественной интеллигенции, помощь в её творческих поисках с принципиальностью. Главным критерием оценки общественной значимости любого произведения,разумеется,была и остается его идейная направленность" .Формирование марксистско-ленинского мировоззрения для каждого талантливого художника - ключ к постижению,анализу и выражению в ярких художественных образах жизненной правды,борьбы за революционное переустройстве мира.
Следует отметить, что само понятие "эстетические принципы" еще недостаточно всесторонне раскрыто в исследовательской литературе. Чаще всего оно употребляется для литературоведческого и искусствоведческого анализа тех или иных произведений литературы и искусства, но не для анализа философско-эстетического, т.е. исследования наиболее общих закономерностей развития культуры и искусства. Под общим понятием принципов /которое, разумеется, не сводится только к эстетическим принципам/ мы подразумеваем обобщение определенных закономерностей объективного исторического процесса. Как известно важнейшая специфическая особенность искусства как формы общественного сознания - отражение общественного бытия посредством художественных образов, иными словами, отражение художественным сознанием общественного бытия. Эстетические принципы,-проявляясь и преломляясь в искусстве, являются обобщением определённых общих тенденций в отражении художниками существенных явлений объективной действительности.
Мы понимаем под эстетическими принципами совокупность осознанных идейных и художественно-творческих доминант,лежащих в основе метода.Эти доминанты не даются априорно, но объективно формируясь, логически вытекают из всего многообразия объективной действительности, которую и отражает искусство. Как форма общественного сознания искусство обладает тремя важнейшими функциями: оно познавательно, эмоционально и оценочно. Всякое подлинное искусство отражает жизнь в диалектической взаимосвязи этих трёх своих функций.
В теории и практике социалистического реализма познавательная, эмоциональная и оценочная функции органически преломляются в соответствии с основной целью нового искусства: борьбой за революционное переустройство мира, общества, сознания человека. И поэтому эстетические принципы социалистического реализма органично, творчески проявляются в художественно-образной структуре произведений литературы и искусства и неотделимы от неёу .
Среди обширного списка исследований, посвященных теории и практике литературы и искусства социалистического реализма, одним из оамнх значительных является фундаментальный труд академика И.Б.Храпченко "Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы", в 1974 году удостоенный Ленинской премии. Одно из важнейших положений этого исследования - мысль о неотделимости, диалектической взаимосвязи общественного и эстетического, проходящая через ЕЕШ кпигу.
Общественная позиция художника, его борьба за утверждение коммунистического идеала, преломляясь в отраженной им в ярких художественных образах действительности, и есть важнейшая идеологическая функция искусства социалистического реализма, предполагающая яркие художественные открытия. Ведь произведение литературы и искусства только тогда подлинно, когда его идейное богатство живёт в эмоционально насыщенной художественно-образной структуре.
Преломление эстетических принципов социалистического реализма в самодеятельном театральном искусстве
Мы рассматриваем эстетические принципы, прежде всего,для выявления с их помощью важнейших,специфических особенеостей самодеятельного искусства. Диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность принципов требуют их рассмотрения в неразрывном единстве, не допускающем искусственного расчленения принципов.
Принцип диалектического единства партийности и народности, охватывающий все аспекты социалистической культуры, и в самодеятельности является идейно-эстетическим средоточием, направляющим ее мировоззренческую, познавательную и художественно-творческую активность.
В статье "Ленинское учение о культуре и социальная активность трудящихся" В.В.Савельев справедливо отмечает, что "показателем активности трудящихся в области духовной культуры является, во-первых степень усвоения ее ценностей /повышения уровня образования, развития творческих навыков, художественного вкуса и т.д./ и, во-вторых, мера реализации усвоенных ценностей в общественно полезной деятельности" . Оба эти показатели общественной активности трудящихся ярко проявляются в художественной самодеятельности. Партийность самодеятельного искусства проявляется, прежде всего в формировании активной жизненной позиции как участников коллективов, так и зрителей. Развитие общественного потенциала личности в социалистическом обществе определяет и развитие творческих навыков, возможностей и способностей человека. В свою очередь, с повышением духовных запросов и общекуль турного уровня личности возрастает и её общественно-политическая и трудовая активность. Эта взаимосвязь неоднократно подтверждалась результатами многочисленных социологических исследований, в частности, посвященных художественной самодеятельности Члены самодеятельных коллективов, как правило, более активны в общественной работе, в участии в социалистическом соревновании, являются инициаторами различных передовых починов, вносят рационализаторские предложения и т.д., т.е. их общественно-политическая и трудовая активность прямо пропорциональна их активной культурно-просветительной деятельности . Такой вывод подтверждается и результатами проведённого нами социологического анализа в самодеятельных театральных коллективах Москвы и Московской области. На вопрос: "Влияет ли участие в самодеятельном театралі ном коллективе на Вашу производственную и общественную деятельность?" 126 человек из 204 опрошенных /более 60$/ ответили "способствует более ответственному отношению к производственной и общественной деятельности", при этом 78 человек /около 40%/ отметили, что для них "участие в общественной жизни своего трудового коллектива и занятия в самодеятельности неотъемлемы друг от друга и взаимно дополняют друг друга". Безусловно, участие в самодеятельном коллективе требует определенных, часто весьма значительных затрат времени. Тем примечательнее тот факт,что только 19 актёров-любителей /менее 10% шрошенных/ ответили, что участие в коллективе "не оставляет времени для повышения производственной квалификации и участия в общественной работе". Следовательно, подавляющее большинство участников самодеятельных коллективов, рационально используя своё время, умело распределяет его для удовлетворения и развития как своих эстетических возможностей и потребностей, так и для повышения своей общественно-политической и трудовой активности, и в немалой степени этому способствует их возрастающий культурный уровень.
В наши дни, с повышением требований к самодеятельному искус ству, этой активности, идущей как бы "снизу", необходимо уделиті самое пристальное внимание, направить её в нужное русло. Б этом плане весьма показателен I Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества,проводившийся в 1975-1977 гг.
В Постановлении Президиума ВЦСПС, Бюро ЦК ВЛКСМ, Коллегии Министерства культуры СССР, Коллегии Министерства высшего и сред него специального образования СССР и Коллегии Государственного Комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию ставятся широкие задачи по всестороннему развитию самодеятельного искусства. По положению, фестивали должны содействовать дальнейшему развитию массового художественного народного творчества, созданию новых и укреплению существующих кружков І коллективов художественной самодеятельности, широкому вовлечению в них новых масс рабочих, колхозников, молодежи, пропаганде формами искусства всемирно-исторического щначения Великой Октябрьской социалистической революции, героической истории Коммунистической партии и Советского государства. "Фестиваль,- как шг пет начальник Управления культурно-просветительных учреждений Министерства культуры СССР Л.Даниловз,- -поверка боевой готовности артистов-любителей и руководителей самодеятельных коллек тивов" Столь серьёзное общественное назначение самодеятельного творчества ко многому обязывает, в частности, обязывает к высокой требовательности и повышению мастерства.