Введение к работе
Актуальность исследования. Эстетическая проблематика в философии постструктурализма привлекала многих исследователей на протяжении трёх последних десятилетий. Исследования, посвященные становлению постструктуралистской мысли, позволяют установить следующее: проблема, связанная с философией постструктурализма как существенная в эстетическом плане, осознавалась многими крупнейшими исследователями второй половины XX столетия; она присутствует в исследованиях философского, психологического, семиотического, литературоведческого, искусствоведческого плана. При этом в интересующем нас преломлении - в связи с современным русским изобразительным искусством - проблема остаётся недостаточно изученной. В работе анализируется опыт инновационной художественной практики сквозь призму эстетики постструктурализма как нового способа изучения художественного произведения с помощью критической рефлексии.
Наличие постструктуралистской тематики в современной художественной практике очевидно. Поэтому столь широкое распространение философии постструктурализма и её влияние на отечественное современное искусство усиливает потребность в философском осмыслении постструктуралистской эстетики. Эстетика современного русского изобразительного искусства показывает, в какой степени сама художественная практика соотносима с философией постструктурализма. Применительно к художественной практике философские термины постструктуралистов активно используют теоретики постмодернизма, поднимая проблему современного искусства и констатируя в связи с этим постструктуралистское влияние на творчество современных художников.
Конечно, ни филогофы-постструктуралисты, ни теоретики-постмодернисты не говорят в связи с художественной прак-
тикой или отдельными её сферами об особом направлении или художественном методе, которые могли бы бьпь обозначены словом «постструктуралистские». Для учёных, однако, очевиден ряд философско-методологических подходов философов-постструктуралистов к осмыслению художественной практики и интерпретации текстов и объектов культуры на основе преодоления и отрицания структуралистского подхода. Теоретики искусства подчёркивают откровенное доминирование в современной художественной практике неклассической эстетики, берущей истоки в философии постструктуралистов; её изучение является актуальной задачей, весьма существенной для дальнейшего развития эстетической теории. Эта доминанта и позволяет использовать термин «постструктуралистская эстетика» в отношении изобразительного искусства русских современных художников. Мы применяем термин «постструктуралистская эстетика» в отношении русского неоконцептуального и абстракционистского искусства второй половины XX века, рассматриваемого нами на примере коллажа. Таким образом, актуальность исследования определяется противоречием между активным обращением художественной практики к постструктуралистской эстетике и недостаточным теоретическим осмыслением этого процесса.
Степень разработанности темы исследования. Современное состояние осмысления философии постструктурализма свидетельствует о существовании многочисленных методологических и теоретических подходов к изучению данного направления. Тенденция к исследованию философско-эстетических аспектов французского постструктурализма отчётливо проявилась в отечественной науке к середине 80-х годов XX века. Становилось всё очевиднее, что понять истоки искусства постмодернизма с множеством заимствованных направлений, школ и жанров можно, лишь рассматривая его в новом философско-эстетическом контексте. В этом отношении можно указать на работы 80-х годов И.П.Ильина и исследова-
ния 90-х годов Е.Бобринской. В последние десятилетия XX века интересующие нас проблемы прямо или косвенно обсуждались в публикациях по проблемам искусства ЕДёготь, М.Колдобской, В.Мизиано, Н.Молок, М.Орловой, Н.Чечот и других авторов.
Специфика французской философии но многом определяется столкновением рационалистических традиций национальной культуры с иррационализмом экзистенциалистско-персоналистской ориентации. Франция, в отличие от некоторых европейских стран, сохранила традицию рационалистического мышления от Декарта до современных эпистемологов-неорационалистов. В то же время Франция наиболее напряжённо пережила и период влияния иррационалистического субъективизма в период второй мировой войны, что закономерно в конце 1960-х годов привело к кризису рационализма или так называемой логике тождества, к которой свелась французская феноменология и структурализм, о чём подробно сообщают ВДекомб в своей работе «Современная французская философия» (1980) и ПАндерсон в работах «Размышления о западном марксизме» (1976); «На путях исторического материализма» (1983).
Обращаясь к истокам философии французского постструктурализма, современные учёные ссылаются в плане преемственности на работы русских формалистов (структурная лингвопоэтика Р.Якобсона, описание системы персонажей из «Морфологии сказки» В.Я.Проппа), французских структуралистов (труды по структурному психоанализу ЖЛакана, структурной антропологии КЛеви-Строса, ранние работы Р.Барта и М.Фуко), концепцию «языковых игр» Л.Витгенштейна, версию «Феноменологии духа» Г.В.Ф.Гегеля в обстоятельном комментировании АКожева, феноменологию Э.Гуссерля, объяснение КМарксом общества как целостной системы, часть учения Ф.Ницше, выразившуюся в идее «переоценки всех ценностей», теорию знака Ф.Соссюра, логи-
ко-философские труды Г.Фреге, труды З.Фрейда и проблемные поля (вопросы смысла, значения, сущности, бытия, времени и др.) М.Хайдеггера.
Основополагающими для нашего исследования были труды французских постструктуралистов, а именно: Ж. Дерри-да, М. Фуко, Р. Барта, Ж. Лакана, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяра, Ю. Кристевой.
Кроме того, в ходе анализа мы используем рассуждения русских исследователей о постструктуралистской эстетике и философии, опираясь на отдельные статьи и монографические исследования Н.С. Автономовой, А.В. Гараджи, Б. Гройса, С.Н. Зенкина, И.П. Ильина, Г.К. Косикова, В.Ю. Кузнецова, В.Е. Лапипкого, Н.Б. Маньковской. ВА Подороги, М.К. Рык-лина, С Л. Фокина, М.Б. Ямпольского и других учёных.
В последнее десятилетие философско-эстетические проблемы неклассического искусства рассматриваются с попыткой оценки этих проблем сквозь призму мировой художественной культуры, а также с позиций их социальной обусловленности. Вот имена некоторых исследователей этой проблемы: М.Н. Афасижев, Е. Бобринская, Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, Л.Н. Воеводина, Б. Гройс, КМ. Долгов, ОА Кривпун, А.С. Мигунов, АА елипенко, О.В. Туркина и другие.
Исследования этих авторов позволяют достаточно объёмно представить различные подходы, выявляющие идеологические, информационные, маргинальные, мифотворческие и другие истоки современной эстетики и искусства. И хотя названия работ некоторых авторов номинально совпадают с обозначенной нами проблемой, мы не можем сказать, что сама проблема оказалась разрешённой в окончательной форме. Поэтому нами и предпринята попытка рассмотреть постструктуралистскую эстетику и современное русское искусство в их взаимосвязи.
Обьекгжатюванаяізстетикапостструктурализ-макакодноизнаиболеевлиятелъныхмировоззренческихос-нованийсовременногоискусства.
Предмет исследования: степень ихарактер воплощения постструктуралистскопэстетики в искусстве^усс/сого коллажа конца 1970-х - начала 2000-х годов.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является выявление связи между философско-эстетическим наследием французских постструктуралистов и спецификой современного русского изобразительного искусства, а именно, коллажа, а также определение сущностных характеристик и тенденций развития современного коллажа.
Поставленная цель предполагала решение следующих задач:
выявить эстетические и общественно-политические истоки формирования французского постструктурализма;
проанализировать философско-эстетические взгляды основных представителей французского постструктурализма;
описать специфику современного русского искусства в контексте постструктуралистской эстетика;
определить, в какой степени коллаж и сама русская современная живопись носят постструктуралистский характер; выявить следы влияния постструктурализма на современное изобразительное искусство, проявляющегося в сю-жетике, тематике, приёмах и методах на примере русского коллажа.
Методология исследования. Несмотря на то, что в настоящее время существует множество работ, посвященных отдельным художникам и целым направлениям современного искусства, общая методология эстетического описания постмодернистского искусства ещё не сложилась. Это особенно характерно для отечественной научной практики.
Указывая на методологические принципы, которые мы попытались применить в своём исследовании, мы отдаём отчёт, что не можем рассматривать такой многоаспектный феномен, как современное изобразительное искусство, в рамках единственной методологии.
Кроме того, в контексте настоящего исследования мы рассматриваем искусство не только как явление, обладающее эстетической силой воздействия, но и как форму социально-философского дискурса.
В основных своих подходах наше исследование опирается на следующие традиционные и новейшие концепции:
классические и современные, отечественные и зару
бежные школы философской эстетики (Г.-В. -Ф.Гегель,
М.Бланшо, В Беньямин, Г.Ульмер, Ю.МЛотман и др.);
концептуальные работы в области искусствоведения, истории и теории отечественной художественной культуры и искусства (Е.Бобринская, О.Туркина, Б.Гройс, М.Орлова, В.Курицын, ААпресян и др.);
семиотические традиции истолкования художественного произведения (Р.Барт, Ю.Кристева, ЮЛотман);
на формирование постструктуралистской эстетики в
современном русском искусстве сильное влияние оказывает
общественно-политический контекст новой посткапиталисти
ческой эпохи Методологически значимыми с этой точки зре
ния являются работы английского постструктуралиста
ПАндерсона и теоретика современного искусства Б.Гройса,
которые подчёркивают идеологическую обусловленность
культуры и общества послевоенной Европы. С этих же пози
ций в диссертации использованы труды современных авторов
М.Рыклина, О.Хархордина и других.
Методы исследования. Проблематика и цель исследования предполагает обращение к идеям философского синтеза современного искусства и единства гуманитарных наук, к принципам историзма и преемственности в художественной практике. Общей методологической
практике. Общей методологической установкой диссертационного исследования является принцип единства общественно-политического, онтологического и гносеологического анализа современного искусства. Этот комплексный подход позволит, на наш взгляд, точнее представить специфику последнего.
Говоря о параметрах специфики современного русского искусства, мы опираемся на контекстуальные принципы экспозиции и субъективные принципы кураторов ведущих художественных галерей и проектов.
Научная новизна исследования связана с тем, что впервые русский коллаж рассматривается как форма постструктуралистского дискурса:
выявлено, что одним из источников современного неоконцептуального и абстракционистского русского изобразительного искусства стали идеологически обоснованные философские взгляды ведущих французских постструктуралистов;
в результате анализа философско-эстетических аспектов французского постструктурализма установлено, что взгляды основных представителей явились высокопродуктивными в художественном контексте, проявившись в сюжетике, тематике, приёмах художественного произведения;
обосновано, что современная художественная практика, в том числе и русский коллаж последних двух десятилетий, явилась опытом осмысления постструктуралистских идей.
Всё это позволяет интерпретировать изобразительное искусство последнего художественного поколения как художественную практику с ярко выраженным постструктуралистским характером, проявляющимся в тематике, сюжетике, приёмах и методах исполнения.
Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении степени и характера влияния философии постструктурализма на художественную практику русского
коллажа. Эстетика постструктурализма проиллюстрирована
на примере современного русского коллажа.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы и результаты исследования могут бьпь использованы в учебно-педагогической деятельности по курсам: «История изобразительного искусства», «Семиотика», «Теория искусства», «Эстетика», а также другим дисциплинам. На основе исследования в учебный процесс гуманитарных вузов может бьпь введён спецкурс «Постструктуралистская эстетика и художественная практика».
Положения, выносимые на защиту:
-
К возникновению постструктурализма приводит кризис рационализма, связанный со столкновением рационалистических традиций французской культуры с иррационализмом экзистенпиалистско-персоналистской ориентации. Главным направлением в философской парадигме становится анализ нестабильных, неравновесных систем, а также причин и обстоятельств, вызывающих потерю устойчивости и переход к хаосу. Нестабильность и неопределённость превращаются в основные характеристики универсума, вызывая потребность в новых средствах методологического анализа.
-
Появление художественных практик неофициального искусства в Советском Союзе происходило параллельно с формированием философии постструктурализма, во многом удовлетворяя потребность художников по-новому взглянуть на мир. Таким образом, художественная практика русского неофициального искусства и его вариаций сыграла своего рода роль философского дискурса. Та часть проблем, что во французских философских кругах была актуализирована постструктуралистами, во многом соотносится с русской художе-ственнойпрактикой.
3. Русские художники-неоконцептуалисты и авангарди
сты конца XX века продуктивно используют философско-
эстетические концепции постструктуралистов. Это демонст-
рирует, прежде всего, ведущую роль философского посг-структуралистского дискурса сегодня для названной группы художников и указывает на его возрастающее значение для будущего художественного процесса.
4. Восприятие целого в современном коллаже как многоуровневой аппликации формирует особую систему коллаж-ного видения и мышления. В этой системе современный русский коллаж разрушает условность посредством живописных объектов и несёт в себе элементы идеологического раскола, которые, по нашему мнению, носят постструктуралистский характер.
Апробация работы
-
Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите по специальности: 09.00.04 - эстетика - на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств «6»октября 2004 (протокол №2).
-
Материалы исследования внедрены в учебный курс «Эстетика» на кафедре теории культуры, этики и эстетики.
-
Основные положения и содержание диссертации отражены в публикациях автора. Отдельные аспекты диссертации были представлены в выступлениях на межзвузовских научно-практических конференциях молодых учёных в Московском государственном университете культуры и искусств: «Новые пути наук о культуре» (6-7 декабря 2001 г.), «Науки о культуре: современный статус» (10-11 декабря 2003 г.), «Мир культуры в универсуме сознания» (2 ноября 2004 г.).
Структура работы определена целями, задачами име-тодологией диссертационного исследования Диссертация со-стт:жзвведения,двухглав,заключения,спискалитературы.