Введение к работе
Предметом настоящего исследования является воспитательная функция музыки, а тагае опыт ее изучения в азербайджанской эстетической мысли. Воспитательная функция входит самостоятельным звеном в ансамбль социальных функций музыки, которые, в свою очередь, представляют собой часть такой обширной научной системы, как социальные функции искусства.
Весь пафос работы аикдется на фундаменте признания огромных воспитательных возможностей музыкального искусства. Сама теория воспитательной функции музыки сложилась в процессе осознания воздействия музыки на человека; свидетельство ке этого осознания встречается в памятниках литературы, созданной на всем протяжении развития человечества в весьма отдаленных друг от друга регионах мира.
Поскольку исторический и географический параметры подтверждают значимость темы исследования, то представляется целесообразным обращение к конкретному региону, в данном случае к Азербайджану, предоставляющему интересный частный материал по изучению воспитательной функции музыки.
Актуальность темы исследования. Современность, как и исто
рически далекие от нас пласты времени, предъявляет необъятные
данные для наблюдения воспитательного воздействия музыки. Отсю
да - острая актуальность темы. Условия XX века, несомненно, спо
собствовали росту воспитательных потенций музыки хотя бы по при
чине огромного распространения в быту средств массовой коммуни
кации. Они максимально приблизили практику живого музицирования
к кандому человеку, тем самым увеличив возможности для воспита
тельного воздействия. .
Актуальность избранной темы видится ' и в чисто научных обстоятельствах. Воспитательная функция музыки как таковая, как специально поставленная научная проблема, исследована явно недостаточно. На это обстоятельство указывают ученые. Б.Курбанов, в частности, прямо говорит, что музыкально-эстетическое воспитание "все еде нуждается в специальном теоретическом обосновании"1
I Курбанов Б. Эстетические принципы программной музыки. Баку: Элм, 1982. С.160.
Степень разработанности проблемы. Актуальность темы обусловливается не только степенью неразработанности проблемы, но и степенью ее разработанности, то есть уже проведенными изысканиями, требующими дальнейшего научного развития.
Для написания работы имели важное значение труды выдающихся ученых Б.Асафьева, Л.Выготского, Б.Теплова, работы Дм.Каба-левокого7"Н7Кагана, С.Раппопорта, Р.Ингардена, А.Сохора, И.Рыж-кина, А.Фарбштейна, А.Павловского. Среди материалов по изучению Щ,\ в азербайдканской эстетической мысли выделяются прежде всего научно-публицистические труды Уз.Гаджибекова, К.Караева, Ф.Аыирова,.музыкально-исторические исследования Г.Араслы, З.Са-фаровой, С.Агаевой, Ш.Мирзоевой, К.Касимова, обцеэствтические работы А.Асланова, Б.Курганова, Т.Гадкиева, З.Мамедова. Наконец, особенный интерес из азербайдканской литературы представляют труды, более или менее касаюциеся воспитательного процесса через конкретно-музыкальную призму: в частности, работы Б.Курбанова, Р.Нагиева, А.Аслановой, Ж.Мамедовой.
Итак, изучаемый вопрос имеет достаточно глубокие научные традиций, вместе с тем в проблеме наличествует и немалое число относительно "белых пятен",, и среди них прежде всего вопрос самого механизма воздействия, что и определяет задачи исследователя.
Цель и задачи диссертации. Основная цель работы состоит в глубоком исследовании воспитательной функции музыки, изучении исторических корней'этой проблемы, точном определении аспектов функции, анализе "техники" их актуализации. При этом главное внимание.сфокусировано на непрограммной музыке, где закономерности собственно музыкального искусства выявляются в наиболее "чистом" виде. Исследовательские усилия сосредоточены на имманентно-музыкальных воспитательных возможностях музыки без.привлечения каких-либо внешних направляючих средств. Концентрация внимания на собственно-музыкальных потенциях воспитания диктуется и философским ракурсом работы, исключающим углубление в частности при всем их немалом значении в практическом воспитательном процессе.
Одной из важнейших задач исследования является изучение азербайджанской эстетической мысли в аспекте воспитательной
функции музыки. Задача эта исходит не только из законного интереса автора-к родной ему национальной культуре, но и из объективного значительного вклада азербайджанских ученых в разработку рассматриваемой проблемы.
Научная новизна работы. Такого рода исследование предпринимается впервые. Особое значение в свете научной оригинальности имеет выделение и анализ аспектов функции. Впервые в музыкально-эстетической литературе подчеркивается и доказывается значение эмоциональной стороны воспитательной функции. Следствие этого - закрепление за ней статуса отдельного, автснсілпсгс аспекта воспитательной функции музыки. Предприняты уточнения в дифференциации структуры и ряда других аспектов. Наконец, и опыт азербайджанской науки впервые рассматривается в ракурсе воспитательной функции музыки.
Методологическая основа. Наиболее значительными точками опоры в настоящем исследовании дня автора были рассуждения А.Со-хора, М.Кагана, Б.Курбанова о воспитательных возможностях искусства вообце и, і; частности, музыкального, величайшая роль которого в современном обществе неоспорима.
Научно-практическая ценность. Работа прямо связана с вопросами воспитания. Последние, имея непосредственное отношение ко всему комплексу многообразных параметров человеческого существования, определяются проблемами ныне функционирующей практикой человеческих отношений и прогнозирования таковых в будупей. Вопросы воспитания в любом контексте, в любом научном фокусе -всегда имеют большое практическое значение.
Что ,т.е касается собственно научной ценности диссертации, то она яъддет собой попытку несколько углубить разработку о.а-.ой из важнейших социальных функций музыки - воспитательной. Результаты работы могут быть использованы как основа для будущих кс'сле-дстшпи?. как ?амой воспитательной функции музыки, так и воспитательной гуккцип искусства вообще. Разумеется, итоги :"сс::е,:и::а:г.':п могут пополнить курсы эстетики ВУЗов, особенно музыкального ;.роф.;л...
Апробация работы. Диссертация бшп обсу.аденэ .на cor:/'.-лечо:.' заседании отдела эстетики и теории культуры института философ,;.) и права АН Азербайджана и отдела музыкального искусства Иііститута
архитектуры и искусства АН Азербайджана. Основные положения диссертации отражены в ряде научных публикаций и выступлениях на конференциях. "
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Изучение опыта азербайджанских ученьвсаб.осоОлсно в отдельную, вторую главу. Сделано это в кон-позиционных, структурных целях, однако исно, что опыт этот имеет весьма важное значение.и с точки зрения обцей теории воспитательной функции музыки.