Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическая теория русского модерна Нечаева Надежда Алексеевна

Эстетическая теория русского модерна
<
Эстетическая теория русского модерна Эстетическая теория русского модерна Эстетическая теория русского модерна Эстетическая теория русского модерна Эстетическая теория русского модерна Эстетическая теория русского модерна Эстетическая теория русского модерна Эстетическая теория русского модерна Эстетическая теория русского модерна
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нечаева Надежда Алексеевна. Эстетическая теория русского модерна : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 СПб., 2006 149 с. РГБ ОД, 61:07-9/298

Содержание к диссертации

Введение

1. Формирование эстетической теории модерна в России

1.1. Терминология и типология подходов к определению модерна 14 с.

1.2. Истоки русского модерна 38 с.

1.3. Идеи русской и европейской философии в эстетической теории модерна 53 с.

2. Эстетическая программа модерна

2.1. Природа, культура и цивилизация в эстетической концепции модерна 68 с.

2.2. Идея синтеза в модерне 102 с.

2.3. Жизиестроительный пафос модерна 115с.

Заключение 125 с.

Список литературы

Введение к работе

Диссертационное исследование посвящено теоретическим основаниям русского модерна, который рассматривается как эстетический феномен отечественной культуры рубежа ХТХ - XX столетий. Он возникает на рубеже столетий в границах Серебряного века и стремится к эстетическому обобщению опыта культуры, к синтезу различных исторических традиций, освещенному идеями прогресса, целесообразности и гармонии.

На рубеже веков модерн стремится к пересозданию окружающего мира средствами всех искусств, само искусство понимается в нем как жизнесгроение и одновременно игра, стилизация на основе традиций прошлых эпох.

Социокультурная актуальность темы связана с потребностью теоретического осмысления исторического пути России, особенностей национального самосознания, проявляющих себя в формах художественно-эстетического, философского, социального творчества. Актуальность исследования обусловлена теми изменениями, которые происходят в современной культуре и современной философии искусства. Особый интерес для современности, которая характеризуется в терминах переходности, кризиса и нестабильности социокультурной ситуации, представляют те состояния отечественной культуры, где обнаруживаются сходные проблемы. Художественно-эстетическая теория и опыт русского модерна оказываются в этом смысле весьма продуктивными и назидательными.

Судьба феномена модерна, возникшего на рубеже XIX - XX столетия и призванного решать многие проблемы и противоречия старого и нового актуальные для того исторического периода, все еще представляется понятой не до конца.

В модерне, возникшем более ста лет назад в сложной исторической и культурной ситуации, очень ярко проявились конфликты пользы и красоты, естественного и искусственного, массового и элитарного, природы и

цивилизации. Модгрн, как идеальный проект гармонизации жизненного пространства, утверждает действенность стремлений «человека творящего», предлагает пути эстетического разрешения им названных противоречий, перед которыми на новом витке истории, спустя столетие, вновь оказалась русская культура.

Важной проблемой для нас стала потребность «поиска себя» - в том числе и себя как «человека творящего». Именно модерн стремился выйти за пределы только искусства, основным его принципом стал принцип жизнестроительства, а исходным положением - признание практической человеческой деятельности как основы эстетического отношения человека к миру. В наш переходный исторический период необходимым стало изучение возможных основ, способов и форм жизнестроительства, обустройства окружающего мира. Модерн, его эстетическая теория, как непосредственно включающая этот принцип, может стать примером и основанием в решении современных проблем создания гармоничного жизненного пространства.

Художественно-эстетический проект русского модерна, с его стремлением к жизнестроительству по законам красоты и гармонии, возникает в русле общеевропейского движения к «большому стилю» (франц. moderne - новейший, современный; «Art Nenveau», «Jugendstil»), Однако, преобразованный потребностями эпохи, состоянием культуры и социально-политической ситуацией в России на рубеже веков, русский модерн обладает собственными чертами и качествами.

5а непродолжительное время своего существования модерн создал эмоционально и информативно насыщенный художественный язык, оставил множество образцов архитектуры, живописи, графики, скульптуры, музыки, дизайна, предметов повседневности; его духом были проникнуты театральные постановки и музыка, оформление книг и журналов. Иными словами, модерн - особое целостное мировидение, миропонимание, объединяющее жизнестроительный поиск отечественной культуры на рубеже XIX - XX веков. В теоретическом эстетическом дискурсе модерн осознавал

себя как мировоззрение, наследующее достижения мировой культуры и подводящее итоги ее существования.

Сегодня формы модерна обнаруживаются в декоративном искусстве, в промышленной графике, дизайне интерьеров и мебели, в оформлении текстиля, стекла и фарфора, ювелирном искусстве. В архитектуре интерес к искусству модерна возобновился еще раньше (на рубеже 50 - 60-х годов). Б последнее время появилось множество стилизаций в духе модерна. Его эхо то неясно, то отчетливо звучит на протяжении всего XX столетия, и потому по отношению к творческим исканиям современников он выступает как «протостиль». Мимолетность судьбы модерна оказывается сейчас компенсированной его историко-культурной «канонизацией».

Теоретическая актуальность проблематики модерна определяется рядом обстоятельств. Во-первых, необходимостью выявления природы этого яркого, противоречивого и значимого для отечественной культуры художественно-эстетического явления, его теоретических оснований, причиь появления, его качественных особенностей, изобретенных им способов преобразования реальности. Во-вторых, - несмотря на обилие искусствоведческой и культурологической литературы, следует констатировать слабую изученность эстетической теории русского модерна. В-третьих, теоретическая актуальность проблематики модерна объясняется необходимостью разработки и применения современного методологического инструментария историко-эстетического исследования, предполагающего синтез философского, искусствоведческого, культурологического, компаративистского, социально-психологического подходов.

Практическая актуальность работы определяется тем, что представленные материалы и выводы могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов по истории русской эстетики и художественной культуры. Материалы и выводы диссертации могут быть полезны в музейной практике при организации экспозиций и составлении каталогов, а также в лекционной и экскурсионной работе.

Определяя степень разработанности темы, следует отметить, что корпус теоретических источников, литературы, посвященной модерну, чрезвычайно объемен. Можно утверждать, что на протяжении столетия модерн прочно вошел в научный дискурс. Его рассматривают как стиль художественного мышления и практики, как особую эпоху в евро-американской и русской культуре, как мировоззренческую тенденцию, объединившую множество индивидуальных художественных концепций и формальных новаций. Оценки современников и потомков чрезвычайно противоречивы, их спектр меняется во времени от безусловной восторженной апологетики - до резкого неприятия и отрицания. При всем богатстве теорий и концепций, вне поля внимания исследователей остается возможность анализа модерна как художественно-эстетического феномена, явленного в его теоретическом обосновании как «понимающее присутствие» (Э. Гуссерль).

Аналитические попытки определения особенностей и исторической роли модерна предпринимаются уже в начале XX века. Одна из первых работ, посвященных европейскому модерну, принадлежит немецком)' исследователю Э. Михальски. В его статье «Историко-художественное значение Югендстиля» («Die entwiklunggeschichtliche Bedeutung des Jugendstils», 1925) впервые намечается исторический подход к стилю, определяется его место - между импрессионизмом и экспрессионизмом, хотя лишь в малой мере рассматриваются его собственные характеристики.

Наиболее гл)боким исследованием того времени стала книга Фрица Шмаленбаха «Югендстиль. К вопросу о теории и истории плоскостного искусства» («Schmalenbach F., JugendstiU. Ein Beitrag zu Theorie und Geschichte der Flachenkimst», 1935), в которой главное внимание былс обращено на проблемы формообразования.

В нашей литературе термин «модерн» встречается уже в работах Э. Старка («Старинный театр», 1922; «Петербургская опера и ее мастера», 1940), А.А. Федорова-Давыдова («Русское искусство промышленного капитализма», ] 929).

После 1904 года, когда модерн стал очевидным фактом художественной практики, нарастает количество текстов, посвященных собственно художественной проблематике и оценивающих модерн с точки зрения выразительности, новизны, функциональности. В течение всего столетия интерес к модерну то усиливается, то угасает, однако эта тема никогда не исчезает из поля внимания исследователей.

В конце XX - начале XXI века об интересе к этому феномену свидетельствует значительное число работ, посвященных проблемам модерна, появившимся за последнее десятилетие, многие авторы делают модерн и его время предметом своего рассмотрения.

Все многообразие теоретических текстов, посвященных модерну, можно достаточно условно разделить на три типа, в зависимости от авторской позиции и используемой методологии: литература искусствоведческая, культурологическая, историко-социологическая.

Среди работ первого типа, рассматривающих модерн как художественный стиль, проявивший себя в различных видах и жанрах искусства, актуальными для данного диссертационного исследования стали труды В.П. Апышкова (об архитектуре модерна), Е.И. Кириченко, Г.А. Недошвина. О модерне в живописи, графике, музыке, театре и і декоративно-прикладном творчестве писали В.В. Ванслов, А. Гусарова, Т.К. Каждан, В.Г. Каратыгин, И.В. Корецкая, В.М. Красовская, Т.Н. Левая, Л.П. Монахова, И.Ф. Петровская, М.Н. Пожарская, Л.А. Рапацкая, ДВ. Сарабьянов, Э. Старк, Ф.Я. Сыркина, Renate Moller, Larissa A. Shadowa, F. Schmalenbach, О. Wagner. Определение модерна как стиля и рассмотрение его иконографии мы встречаем уже у А.А. Федорова-Давыдова, позже этими вопросами занимаются Д В. Сарабьянов, И.В. Корецкая, Т.К. Каждан.

Второй - культурологический - подход предполагает рассмотрение модерна как особой культурно-исторической эпохи в ее генезисе, функционировании и значимости для дальнейших путей развития отечественной (и общеевропейской) художественной культуры. В этом

контексте особенно значимы для данного исследования работы Е.А. Борисова, Ж.П. Мидан, Д.В. Сарабьянова, Г.Ю. Стернина, С.А. Стерноу, У. Харди, D. Sternberger, G. Sterner, М. Wallis. В рамках культурологического подхода можно обнаружить ряд исследований, акцентирующих социально-исторический смысл модерна, его предпосылки, комплекс эстетических идей, концепций творчества и его результатов, непосредственно связанных с социокультурным запросом современности (В.К. Кантор, В. Келдыш, B.C. Турчин). Философские и социально-психологические основания модерна рассматривают в своих работах Ю. Хабермас - в Европе и Н. Н. Лунин - в России.

Историческая дистанция, отделяющая модерн от современности, позволяет оценить его роль не только для развития искусства, художественной культуры L целом, но и в отношении к социально-политическим процессам, развернувшимся в XX веке. В работах последних лет отчетливо прослеживается тенденция идеологизации, политизации эстетических установок модерна, предлагается видеть в нем не только либерально-профессистский проект, но прямого предтечу фашизма, национал-социализма и ленинизма (П. Козловски).

Модерн оказался по-своему «идеологичен», связан с характерными
умонастроениями времени. Философско-мировоззренческими

предпосылками, лежащими в основе его эстетической теории, стали идеи западных и русских философов. Поэтому для нашей работы важен корпус философских текстов рубежа XIX - XX веков - работы Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева.

Применяя компаративистский метод, проясняющий особенности русского модерна, мы обращались к иностранным изданиям, посвященным русскому модерну: Е.А. Borisowa, GJ. Sternin «Jugendstil in Russland Architektur, Interierus, bildende und angewandte Kunst», Larissa A. Shadowa «Suche und Experiment. Russische und sowjetische Kunst» и др.

Искусствоведческий подход преобладает в работах Dr. Hans Mullera «Jugendstil - EinMrung und Erlauterungen vor», M. Wallisa «Jugendstil». Модерну ь

архитектуре и декоративно-прикладном искусстве посвящены исследования О. Wagner «Moderne Axhitektun>, A. Endell «Die Schonhein der grossen Stadt», F. Schmalenbach «Jugendstil. Ein Beitrag zu TTieorie und Geschichte der Flachenkunst», Renate Moller «Jugendstil. Mobel, Glas, Keramik, Metalle, Leuchten, Schmuck».

В зарубежной критике существуют работы, рассматривающие модерн е литературе; R. Gruenter «Jugendstil in der Literatur», W. Lenning «Der Literanche Jugendstil». В немецкой литературе к художникам модерна могут быть отнесены P.M. Рильке, Г. фон Гофмансталя, во Франции литературный модерн представлен Ж.К. Гюйсмансом, М. Метерлинком, в Англии - О. Уальдом. Недавно и в России вышла книга О-В. Ковалевой «Оскар Уайльд и стиль модерн». Рухкие исследователи С.Д. Титаренко и И.В. Корецкая признают литературный модерн достаточно условным понятием, сближая его с символизмом. В России, по мнению И.В. Корецкой, иконографические черты модерна проявляются в лирике К. Бальмонта, А. Блока, А. Белого.

В последние годы вновь усилился интерес к модерну как стилю. Об этом свидетельствует, в частности, ряд монографий, посвященных «Миру искусства» как объединению, представляющему искусство модерна в России, и Дягилеву как организатору выставок, концертов, театральных постановок (Т. Кузовлева, А.С. Ласкин, В.И. Ыестьев). Об этом интересе свидетельствуют л ежегодные Дягилевские чтения, организованные кафедрой истории искусств Уральского государственного университета им. A.M. Горького и Пермской художественной галереей; издание Пермского ежегодника, где многие статьи посвящены модерну и его мастерам; ряд выставок в Санкт-Петербурге и Перми; наконец, конференция «100 лет петербургскому модерну» (1995 г.).

Множественность подходов к пониманию феномена модерна требует, во-первых, терминологического различения таких понятий как модерн, модернизм, символизм, авангард, а во-вторых, теоретического обоснования понятийных границ «изнутри» самого явления. Попытка реконструкции философско-эстетического самоопределения модерна в данном

диссертационном исследовании реализуется в решении задачи воссоздания целостного образа мира и человека в нем, характеризующего это явление отечественной культуры.

Культура конца XIX - начала XX века поставила многочисленные проблемы, связанные с модерном, содержанием самого термина «модерн», с типологией подходов, с историей стиля и его влиянием на особенности дальнейшего развития русского и западного искусства. Возникли вопросы об отношении его к мировому художественному наследию, проблема генезиса стиля. Аспекты изучения модерна разнохарактерны: онтологические, гносеологические, методологические и логические, как системы знаков, категорий, правил обоснования. Это также исследование новых ситуаций общения (например, пространственных и временных искусств), жанровых разновидностей художественного языка модерна, это аспект исследования механизмов владения и игры, и общественно-политический аспект.

Изучение современной литературы о модерне убеждает, что общей концепции эстетической теории модерна и специального философско-эстетического исследования, посвященного целостному анализу эстетической теории русского модерна, в настоящее время не существует.

Объектом исследования в настоящей работе стал модерн как эстетический феномен русской культуры рубежа XIX - XX веков, который рассматривается в трех аспектах: как мировоззрение, художественное направление и стиль.

Предмет исследования - эстетическая теория русского модерна. Специфика предмега заставляет обратиться и с особым вниманием отнестись к исследованию теоретических текстов. Поэтому материалом исследования послужил комплекс текстов, созданных авторами на рубеже XIX - XX века и работ, по стилистическим признакам относящихся к модерну. Эту работу предваряло изучение энциклопедических определений модерна, а также анализ признаков, по которым он определяется в трудах эстетиков

историков и искусствоведов. Разработка темы потребовала привлечения широкого круга исследований по русской архитектуре, живописи, театру этого периода, вопросам развития культуры и эстетической мысли.

Исследование выполнено на материале теоретических текстов и анализа художественно-эстетической практики.

В работе рассматривается специфика построения модерном образа мира, понимание творчества и значения художника, а также антиномии жизни и творчества, замысла и воплощения. Исследуется не только созданная модерном картина мира, но и то, как он сам себя понимает к оценивает в сложившейся пограничной ситуации.

Цель исследования - воссоздать эстетическую теорию модерна как основание его художественной практики. Отсюда - комплекс последовательно решаемых задач:

- определить содержание понятия «модерн», охарактеризовать основные
подходы к пониманию этого феномена;

предложить типологию и дать анализ эстетических текстов модерна;

реконструировать теоретические основания модерна с позиции целостности образа мира и человека в нем.

Методология исследования.

Работа выполнена в комплексной философско-эстетической методологии, синтезирующей культурологический, искусствоведческий, социально-психологический подходы и сравнительно-типологический метод исследования. В процедурах рассмотрения теоретического самосознания модерна с позиции проблематичной целостности образа мира открывается возможность использовать принцип реконструкции.

Основной источниковедческий материал - комплекс теоретических и художественных текстов рубежа XIX - XX веков, материалы и документы иконографического, мемуарного, художественно-критического характера.

В разработке комплексной методологии была важна мемуарная литература (С.С. Лифарь «С Дягилевым», М.В. Добужинский «Воспоминания»,

М.М. Фокин «Против течения» А.Н. Бенуа «Мои воспоминания») и переписка. Основу исследования составили работы современников модерна: А.Н. Бенуа («О новом стиле», «Возникновение "Мира искусства"«), СП. Дягилева («В час итогов», «Сложные вопросы»), А. Белого («Луг зеленый», «Священные цвета»).

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования состоит в следующем:

впервые модерн рассматривается как эстетический феномен русской культуры рубежа XIX - XX в трех аспектах: как мировоззрение, художественное направление и стиль;

эстетическая теория модерна исследуется в контексте отечественной к европейской философской мысли;

русский модерн в своей эстетической теории и практике предстает как реализованный в культуре Серебряного века социокультурный проект жшнестроительства.

Основные положения, выносимые на защиту. 1 Модерн - эстетический феномен, представляющий себя в качестве мировоззрения, направления в философии искусства и художественного стиля. Модерн основывает свои позиции в контексте опыта мировой и отечественной культуры в синтезе исторических традиций, освещенных идеями прогресса, целесообразности и гармонии.

  1. Исходным положением эстетической теории модерна является декларация могущества практической творческой деятельности, которая составляет смысл человеческого присутствия в бытии. Задача художника-творца состоит в соединении эстетических программ с практическими моделями жизнестроительства, что определяет модерн как мировоззренческую позицию и стиль жизни.

  2. Фундаментальными эстетическими ценностями, характеризующими аксиологическую позицию модерна, являются: творческая

индивидуальность, активность субъекта, полная свобода творчества. Эстетическое сознание модерна ориентируется на особенное, индивидуальное и единичное, интуитивно-чувственное познание, на сосредоточенное внимание к инаковому, исключительному.

  1. Эстетическая теория и практика модерна претендует на статус объединяющего начала в современной ему культуре, при этом синтетическое художественно-эстетическое мышление, которое характеризует художника нового типа, связано с вопросом целостности художественной формы.

  1. Искусство выступает как автономная и самодостаточная форма мышления и бытия, в отличие от символизма, где художник лишь религиозно-мифологический посредника между Богом и миром. Структура и объем исследования.

Структурное построение диссертации определяется логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, выводов, и библиографического списка (357 источников, в том числе 17 на иностранных языках). Текст диссертации изложен на 149 страницах.

Истоки русского модерна

Художественная атмосфера рубежа XIX - XX веков представляла собой оживленный диалог, сталкивание противоположных художественных и философских позиций. Но это было многообразие внутри единства. Поскольку, несмотря на кажущееся множество, существует ряд общих тенденций, концепций, идей и образов, связывающих различные явления интеллектуальной жизни эпохи. Единство миросозерцания эпохи рубежа XIX - XX веков обусловлено, прежде всего, тем, что философские идеи, эстетические теории и художественная практика имели своим общим источником и основой романтический идеализм.

Рубеж веков обозначил важную границу в развитии художественного и эстетического сознания людей. «Также в мировом масштабе рубеж веков быг переходным. Самые разные явления искусства, научного знания, социальной жизни были отмечены кризисом, рубежностью. Пересечение старого и нового, соединение разных столетий, нескольких этапов определяли ту многоукладность русского искусства, которая в предреволюционные десятилетия достигла высшей точки» (119, с. 189).

На рубеже веков, сначала в Европе, а затем в России, повсеместно начинает звучать слово «modern», обозначившее новые тенденции в застройке городов и в архитектуре и давшее имя новому стилю. Стиль модерн самым тесным образом связан с разными социальными факторами: обострением общественных противоречий, в некоторых странах приведших к революционным взрывам, техническим и промышленным прогрессом, развитием общественной мысли, философии, науки, литературы. Все течения искусства модерна объединяло общее, так называемое, миросозерцание «fin de siecle» - «конец века», отличавшееся, с одной стороны кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой -настоящими поисками нового большого стиля во всех сферах творческой жизни.

Здесь фиксируется не просто граница в смене картины мира, а разрыв с предшествующими традициями искусства. Уже XIX век предстает перед нами в панораме, не сводящейся к единой формуле поисков. На рубеже веков мы являемся свидетелями мозаичных и не укладывающихся в единую определенность процессов. Если результатом развития искусства и литературы XVIII - XIX века было возникновение систем индивидуальных стилей, то художник начала XX века живет во множестве форм и направлений. В текстах художественных произведений и визуальном искусстве происходит объединение разнородных образов мира. Возникает диалог культур. Объединяются архаика и современность, Восток и Запад, элитарное и народное. Разнородные художественные течения, направления, стили развиваются не последовательно, как в предшествующие времена (когда, например, готический стиль приходил на смену романскому, а затем сменялся ренессансным стилем), а параллельно, взаимно дополняя друг друга, и воспринимаются как равноправные.

В России на рубеже XIX - XX веков происходит переоценка ценностей во всех сферах человеческой деятельности. Это связано с мировоззренческим кризисом, который охватил культуру. Новые течения в искусстве этого периода свидетельствуют о распадающейся целостности в мировоззренческом и эстетическом аспектах. Возникло иное ощущение жизни, чувство времени, ритма, пространства, все это мы можем увидеть в модерне, в новом мироощущении его творцов, в его собственном миропонимании. Все это многоголосье и создает всеобъемлющую, целостную картину мира этого периода.

Можно без особого труда составить перечень русских мастеров, творчество которых, прежде всего, определяло разные стороны и грани русского модерна. В изобразительном искусстве это В.М. Васнецов, М.А. Врубель, MB. Нестеров, А.Я. Головин, В.Э. Борисов-Мусатов, А.С. Голубкина, Е.Д. Поленова, СВ. Малютин, И.Я. Билибин, М.В. Якунчикова, ведущие деятели «Мира искусства»: К.А. Сомов, Л.С. Бакст, М.В.

Добужинский, A.H. Бенуа. Называя мастеров модерна в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, понадобится повторить имена В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, СВ. Малютина, добавив к ним Ф.О. Шехтеля, Л.Н. Кекушева, Ф.И. Лидваля, Н.В. Васильева, Н.Я. Давыдову, Н.П. Ламанову.

Нередко истоки модерна в России связывают с идеями и воздействием западноевропейских школ, что, несомненно, имело место. Но тем не менее стилевые признаки будущего феномена возникли в творчестве русских мастеров не случайно, не следуя уже готовой эстетической концепции, а создавая на практике его новые особенности и формы в ответ на потребности русской культуры и общества.

Рождение модерна обусловлено социально-историческими обстоятельствами: обострением общественно-политических и экономических противоречий, приведших к революционным взрывам, научно-техническим и промышленным прогрессом, рождающим новый тип цивилизации. Между отдельными формами модерна в разных странах существовало типологическое сходство, что создавало те общие межнациональные особенности, которые позволили потом называть модерн «международным космополитическим стилем». Однако многие западные идеи и явления были интегрированы в русскую культуру, встроены в ее систему и развивались уже по-особому, самостоятельно и отлично, на основе национальных элементов русской культуры и искусства. Это относится и к модерну, вобравшему в себя особенности русских культурных традиций.

Идеи русской и европейской философии в эстетической теории модерна

Так как история философии является самостоятельной дисциплиной, а значит, способна предложить собственное понимание историко-философского процесса развития теоретической мысли, то необходимо рассмотреть более подробно феномен модерна в философии. Тем более что есть полное право на постановку вопроса о философском содержании модерна, поскольку он был первым течением, охватившем все сферы культуры и ориентированным на синтез философских и искусствоведческих идей. Именно модерн создаёт идею единого искусства (Р. Вагнер, С. Дягилев), единой (для всех времён) философии (Ф. Ницше), идею всеединства (Вл. Соловьёв). Эта идея синтеза уже сама по себе предполагает наличие некоего высшего единого эстетического начала, которое является источником всякой человеческой деятельности и в котором, должны соединиться все искусства, мораль и знание. Модерн представляет собой логику нового видения мира и это видение не может касаться какой-нибудь одной изолированной области.

Не корректно говорить о влиянии философии рубежа веков на возникновение модерна, или об обратном воздействии, поскольку и русская философия этого времени и эстетика модерна исходят из единого идеологического течения, имеют одни корни, поэтому в работах многих философов, социологов, деятелей искусства этого периода обнаруживается прямое или косвенное присутствие модерна.

Диалог между западной и отечественной философскими культурами в начале XX в, был чрезвычайно интенсивным и теоретические формы русского модерна обнаруживаются в отечественной и европейской философии.

Так, русский космизм актуализирует проблему всеединства, которая прорастает в искусстве модерна как стремление к синтезу; символизм, акмеизм, футуризм также вдохновляются мировидением космизма. Его присутствие явственно обнаруживается в поэтическом творчестве А. Блока, Л. Белого, К. Бальмонта, В. Брюсова; в живописи М Врубеля и Б. Борисова-Мусатова; в музыке А.Н. Скрябина, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского; в балетных постановках М.М. Фокина и В.Ф. Нижинского.

Особую связь с эстетикой русского модерна можно увидеть в философии Вл. Соловьева. Поэзия Соловьева способствовала усвоению его философских идей и распространению их далеко за пределами собственно философского сообщества. Его философия ориентирована, прежде всего, эстетически (красота для него есть самая адекватная форма откровения личности).

Взаимосвязь философии Вл. Соловьева и эстетики русского модерна прослеживается через центральные понятия философии всеединства, русской идеи, красоты, смысла искусства, разработанные великим мыслителем и воспринятые эстетической практикой модерна. У Вл. Соловьева мы находим мысль о совершенном всеединстве между целым и отдельными частями, общим и единичным, внутренним духовным и внешним, вещественным. Такая естественная слитность уподоблялась им совершенной красоте. Зерно философии Вл. Соловьева, русская идея, с ее христианским преображением жизни на основах добра, истины и красоты, является, по сути, лейтмотивом русского модерна.

В своей работе «Красота в природе» Соловьев развивает идею формирования эстетической структуры мира. Теоретический образ мира в философии всеединства воссоздает динамику эволюционных процессов борьбу порядка и хаоса в природе. Каждый виток развития мировой целостности охвачен порывом к стихийному созиданию совершенных «эстетичных предметов» и явлений. Категориальный анализ эстетического многообразия природы сводится у Вл. Соловьева к центральной категории -категории прекрасного, основной в эстетической теории модерна. Модерн также связывает своеобразие красоты с принципами гармонии, совершенства

и целостности. За истинной красотой признается способность глубоко и сильно воздействовать на реальный мир. «Мы получаем такую формулу: эстетически прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности» (271, 31). Пытаясь раскрыть диалектическую природу красоты, русский „ философ осмысляет ее как порожденную из своей противоположности, то есть идеей безобразного, противостоящих друг другу начал - материи и света. Повсюду, где материя становится светоносной, можно всегда встретить явления красоты. Поскольку органическое сочетание материи и света есть, согласно Вл. Соловьеву, жизнь, то природа предстает во всей красе там, где достигнута внутренняя полнота жизни, либо, где ее явления производят «впечатление игры живых сил». Свет и жизнь - два основных критерия оценки эстетического содержания в природе. Красота в неорганической природе существует в двух видах: «световое прекрасное» (звездное небо, радуга, алмаз) и красота, которая выступает как бы предвосхищением жизни (звонкий ручей, водопад и т.д.). Доминирующие в растительном мире процессы организации обусловливают безраздельное господство в его эстетическом пространстве красоты узоров с т изумительными формами. В животном мире красота выступает в орнаментальной и музыкальной формах. Она не обитает в сфере отвлеченной идеальности, а есть «святая телесность», материя, до конца просветленная идея. По Вл. Соловьеву, красота - плод любви идеи к материи. Эстетика природы дает нам необходимые основания для философии искусства, - этот тезис непосредственно относится и к модерну.

Идея синтеза в модерне

Сложные проблемы идейно-эстсшческой и духовной ориентации феномена модерна сказались в постановке вопроса о синтезе искусств. Идея синтеза -сквозная и фундаментальная в эстетике модерна - наиболее полно реализована в его художественной практике, свидетельствует о его универсалистских претензиях, стимулирует сложение целостного стиля V корректирует истолкование «Gesamtkunstwerka».

С одной стороны, теория синтеза играла стимулирующую роль в сложении стиля. С другой - практическая реализация мечты о синтезе искусств, средствами модерна внесла коррективы в истолкование "Gesamtkunstwerk a". Идея эстетизации окружающего мира нашла свое выражение в "стиле жизни", в желании жить по законам красоты. Одним из средств эстетизации жизни явился провозглашенный Р. Вагнером синтез искусств ("Искусство и революция", "Искусство будущего"). Именно в синтезе искусств модерн видел средство для слияния искусства с жизнью.

Крайне существенная часть эстетического кодекса модерна - идея синтеза -соотносилась с традиционной верой в преобразующую жизнестроительную миссию искусства и получила на русской почве поддержку в общественно-культурных потребностях страны. Результатом этого стало и определенное отношение к искусству. «Стилевое единство, возрождение идеи синтеза искусств, представлялось особым способом преодоления противоречий времени, кризисной ситуации, как бы давая встать над ними» (226, с. 18). Встала необходимость объяснить внутреннее единство всех искусств. Еще Шеллинг, наряду с другими немецкими романтиками, явился родоначальником подобной теории. Он исходил из сущности искусства как такового. Все виды художественного творчества объявляются им модификациями общей идеи, а каждая часть является моделью целого. Все формы искусства оказались во внутренней связи и образовали синтетическое единство.

Обычно синтез искусств модерна противопоставляется распаду связи искусств в середине прошлого века. Модерн расширил сферу синтеза искусств, который прежде касался в основном архитектуры, живописи и скульптуры. Он ориентировал произведение любого жанра на взаимодействие с другими ради общей цели - создания единого художественного образа. «Искусство - интегрированная часть жизни» -лозунг модерна.

Идея синтеза искусств витала в воздухе. На рубеже веков сложилась знакомая нам структура взаимоотношений искусства и общества: журналы, галереи, коллекционеры, музеи, рынки, реклама.

Модерн в своих текстах выступал против уподобления искусств друг другу и, одновременно, искал пути, способы и методы их взаимодействия, чтобы обновить и обогатить художественный язык, объединенными усилиями группы искусств создать эстетически окрашенную среду. Важными принципами в аспекте стилистического выбора языковых средств и творческого преобразования в эстетике модерна является динамическое равновесие как органическое соединение разных видов искусств в единое художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Поэтому особенностью формообразования в модерне является способ превращения одного вида искусства в другой, способ уподобления, взаимопроникновения и имитации друг друга.

Совершенно по-особому развивался русский модерн в театре. Модерн насквозь театрален. Эстетическая программа модерна предполагает движение и развитие, без чего театр не мыслим, ибо его основой является действие. Театр в русском модерне был не только целью синтеза, но и предметом (театральные мотивы в живописи), а также способом преображения реальности Тяготение к театру усилило и то, что особое свойство модерна заключено в метафоричности его языка, в системе игры, символа, стилизации. Театральность, присущая модерну, выводилась и из фольклора, народного творчества, которое всегда по своей природе театрально. На модерн откликнулись все виды театра - драматический, балетный, оперный. В драматическом театре мы сталкиваемся с таким явлением как "Старинный театр". "Старинный театр" просуществовал два сезона и задуманная широкая программа (от античности до Мольера) была осуществлена лишь частично. Постановки "Старинного театра" дали классический пример претворения стиля произведений средствами модерна.1 Модерн в драматическом театре носил эпизодический характер. Зато в балетном театре воздействие эстетики модерна оказалось продолжительным и привело к созданию ярких балетных постановок. Это, например, "Русские сезоны" С. П. Дягилева, где получили свое отражение синтез искусств, ретроспективизм, стремление к народному искусству, характерные для эстетической теории русского модерна, были воплощены характерные для модерна темы и сюжеты. Первые примеры выражения новой творческой программы модерна мы можем найти не только в "Русских сезонах", но и раньше, в истории оперного театра С. И. Мамонтова (деятельность которого разделяется на три периода: первый - 1885-1887 гг., отделенный от второго 9-летним перерывом, второй - 1896-1899 гг. и третий- 1899-1904 гг.) и С. И. Зимина Художники, работающие в этих театрах, становились сорежиссерами постановок.

Жизиестроительный пафос модерна

Остановимся на том, что модерн с самого начала осознавал себя неким сосредоточием важных историко-культурных, социологических и духовных проблем эпохи.1 «Представляет ли новое движение действительно нечто вырождающееся, упадочное, или же, напротив того, оно настолько сильно и самобытно, что способно вдохнуть живой дух в наше стареющее искусство и открыть желающим новые, широкие горизонты для художественной действительности?» (169, с. 65-66). Данный вопрос был главной тематикой споров по поводу нового феномена и его форм, которые, так или иначе, появлялись в разных видах искусства. Признавая наличие жизнетворческой установки в идее «эстетизации жизни» у мастеров-декораторов, 3. Гиппиус все же резко критикует «мирискусническую» выставку «Современное искусство» (1902): «А еще совсем недавно казалось, что путь современного искусства - не конечный путь красоты для красоты. Благоразумие эстетов оказалось безумием. Мы для новой красоты нарушаем все законы, преступаем все черты. Когда-то это казалось полетом. Теперь, любуясь комнатой-цветком, мы ясно видим, что никакого полета не было, и даже не было мысли о нем, и даже лететь отсюда совершенно некуда и незачем. Прекрасно можно устроиться и без крыльев» (105, с. 25).

Но своевременность модерна была очевидной: эпоха требовала реализации на эстетической основе технических достижений человечества. Общедоступное, комфортное, красивое - таково было социальное требование, обращенное к архитектуре, декоративно-прикладному искусству, таково было требование к обустройству окружающего мира. Модерн как стиль противостоял традиционной классической системе, господствующей со времен Ренессанса, и в особенности сложному "многостилью" периода эклектики. Но он нуждался в многосоставном эстетическом контексте, чтобы проявить сполна свои эстетические свойства, и рубеж столетий, как раз был тем временем сосуществования разных направлений и течений в искусстве и философии, актуализации многочисленных проблем.

На рубеже XIX-XX веков обозначились резкие полюса в ориентации общекультурной жизни - от отчетливо элитарной обособленности до многообразных проявлений массовой культуры. И в раннем модерне видна неразрешенность отношений массового и уникального, ремесленного и фабричного. Существенными проблемами для модерна сразу же стали антиномии жизни и творчества, замысла и воплощения, проблема границ творчества, отношечие к природе, обществу и цивилизации. Нерешенность всех этих вопросов на рубеже столетий придавала ему своеобразную окраску, определяла творческий поиск, требовала социального и эстетического анализа.

Сформировавшийся образ мира, созданный модерном, соединил в себе не только разноречивые, но и прямо противоположные духовные искания своего времени, что было выражено его особым мировоззрением и его функционированием в сложившейся исторической ситуации. Анализ теоретических текстов (С. П. Дягилев «Сложные вопросы», Н. Н. Евреинов «Театральные инвенции», А. Дмитриев «Современное декоративное искусство») дает возможность понять, что свою задачу модерн представлял как соединение собственных эстетических программ с практическими знаниями, с завоеваниями промышленного столетия и воплощением их ь жизни. Он видел свою задачу в реализации программы эстетического обновления жизни на путях социокультурной и производственной практики. В этом смысле синтезирующая интенция модерна направлена на преодоление разрыва между романтической верой в возможность построения гармоничного мира и позитивистской философией дела, рассматривающей социум как продукт производственно-экономических отношений.

С. П. Дягилев писал - «Мы не можем принять формулы искания красоты в принципиальном удалении от действительности» (99, с. 51). Рассчитанные не на музейные залы, а на бытование в повседневной жизни его произведения, от архитектурных сооружений до ювелирных изделий, афиш, театральных постановок быстро врывались в окружающую человека среду, в обыденное сознание. Формы этого нового, возникшего на рубеже двух столетий, феномена не только отражали сложную духовную атмосферу времени, но и заметно воздействовали на нее.