Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическая полифония мемориального музея Волкова, Ирина Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Волкова, Ирина Васильевна. Эстетическая полифония мемориального музея : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Мос. гос. ин-т культуры.- Москва, 1992.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 01-2/3929-2

Введение к работе

Актуальность темп исследования определяется огромным интересом, растущим в нашем обществе, к восстановлению культури прошлого п ее связей с настоящим, к возвращению тлен, несправедливо преданных забвению или оттесненных на обочину ценностных представлений. В этом духовном возрождении особая роль принадлежит мемориальным музеям, в том числе тем из них, которые посвящены деятелям художественной культурыі По мнению М.Бахтина, С.Аверкн-цева, Л.Гинзбург, память обладает эстетизирующей направленностью. Еместе с тем мемориальный "дом" художника есть сфера реальных связей ушедшего с современностью .И только в силу речевого штампа "музейность" несправедливо отождествляется с невостребован-постью.

Современный мемориальный музей отказался от хрестоматийной " дидактики, от плоской иллюстративности, от унылой однозначности и идеологической "неточности" (выражение М.Бахтина). Он многого достиг в организации экспозиции как специфического целостного произведения музейного искусства, в выявлении культурно-эстетического смысла меморий, подлинников, документов, в сочетании мемо-рпальностп п псторико-культурологического освещения. Расширилось понятие мемориального музея: теперь это не только материально-веществепные експонати, размещаемые в экспозиции и хранимые в фондах, не только музейные интерьеры, но и природная среда. В музее читаются поэтичеекко произведения, пополняются музыкальные сочинения, выставляются предметы изобразительного и прикладного искусства, проводятся научные конференции, демонстрируются кинофильмы, снимаются телеспектакли я т.п.

Однако эстетическая палитра музейныг экспозиций небогата разнообразием п оттенками. Она часто проникнута благоговейной серьезностью, парадностью, стремлением сгладить драматизм жизненной и творческой судьбы художника, которые переживает внутренние кризисы, страдает от непонимания, исходящего не только от "суда глупца и ... толпа голодной", но и собратьев по творчеству. Диалогическая многозначность оцнок, а иногда их полярность, слабо

представлены в музейных экспозициях, односторонность которых восполняется лишь словом экскурсовода. До минимума сведено игровое, юмористическое начало. А в мемориальном музее зритель должен услышать голоса согласия и спора, приятия и неприятия, погрузиться ке только в атмосферу благоговения, восхищения, почитания, но и сострадания, боли, негодования, а также иронического, шутливого обыгрывания ситуаций.

Все это заставляет обратиться к концепции диалогичности, эстетической полифонии, серьезно-смеховой культуры выдающегося мыслителя XX в., одного из признанных лидеров гуманитарного знания М.М.Бахтина. В притоке его идей испытывает необходимость как практика, так и теория музейного дела. Подобная экстраполяция "высокой" теории на эмпирические наблюдения и обобщения музееведения назрела и потому, что в нем самом складываются тенденции, идущие как бы навстрзчу бахтинским мислям о полифоничлости, "каркаваль-ностл" и многотояности (множество тонов в отдлчпе от одной тональности) -культура. Однш;о эти "стыки" остается до сих пор кева-явлетшма, в автор данной диссертации стрешлся восполнить этот пробел.

Степень разработанности проблеем и пг точниковедческая база исследования. Стремление стнмулирсв&ть музейное творчество и его научно-критическое сскіслеіше посредством привлечения теоретнчес кого потенциала эстетики, культурологии, искусствознания, семиотики характерно для Франции, Великобритании, Чехо-Словакии, Югославии, Пользш. ЯрккЯ пример - поиски Е.Свецшского в Польше, который опирается в своих проектах на концегщпо многослойного строения произведения, разватуа Р.Ингарденом - классикой фсноаеиоло-гической эстетики. Для-отечественной культури, музейного творчества, проектирования и.его теоретико-критического оснаслєнія неоценимое значение имеет идеи U.Бахтина п диалогизируюззх с ним мыслителей.

Судя по вышедшей в последние года литературе, посвященной анализу няей И.Бахтина (С.Аверащез, С.Бочаров, Е.Богатырева, Е. Волкова, Вяч.Во.Иванов, В.КагхЕиов, В.иахлйн, О.Оссгвскай п др.), проблема полифонии постоянно присутствует, как бы растворена со всех трудах Ц.Бахтана, начиная с первой философской статьи, наз-. ванной пад&тедямз "К философия поступка". Хотя сам теран "полифония", тесно связанный с анализом роиапного ганра, появляется

позднее, в работе "Проблемы творчества Достоевского" (1929 г.).

Для того чтобы проследить основные этапн, а главное - общую совокупность идей Н.Бахтина, касающихся культурно-художественного диалогизма и полифонии как одной из высших его форм, не было необходимости воссоздавать всю эволюцию взглядов шслителя: ведь диссертацию посвящена не Бахтину, предает ее исследования - "приложение" идей М.Бахтина к проблемам современной музейной культуры. Однако необходимо было проработать исследования Бахтина под избранным углом зрения, обобщить: его идеи по интересующей проблеме и систематически их излечить. Это оказалось возможным благодаря поставленной цели и благодаря опоре на исследования, посвященные Бахтину.

Идеи даадогнчкости 1* полифонии смыкаются и определенным образом соотносятся, диалогизяругат с отдельными положениями С.С. Авершздеза, Л.Н.Гинзбург, Л.О.Лосева, й.М.Лоткзла, Ю.Н.Тынянова, -а такяе современных зарубежных я отечественных эстетиков, культурологов. Автор диссертации стремился опираться и на эти исследования.

Интересный, 'разнообразный материал по избранной проблеме в музееведческом плане содержится в яурналах: "Huaeun" (издание ЮНЕСКО), "Советский музей", "Наие наследие", "Творчество", '"Декоративное искусство СССР", в теоретическом - в журнале "Вопросы философии". Эти источники сироко представлены в диссертации. Создание отечественной музееведческой теории усилиями Е.Вансловой, М.Гиедовского, Е.Дмитриезой, А.Крейна, Е.Розенблша и других отечественных практиков и исследователей дает серьезные основания для выхода к бахтинеккм идеям. Помимо этого, автор привлекал оригинальные теоретические посылки и описания практического опыта таких зарубегных исследователей, как Р.Стронг (Великобритания), Е.Ривьер (Франция), Е.Свецимский (Польша), Й.Бенсш, З.Странсккя (Чехо-Словакия), Т.Шола (Югославия) и др. Особое внимание уделено материалам конференций Международного совета музеев, проходивших в коше 70-х - в 80-е годы в разных странах мира, например, первой конференции работников литературных музеев в Веймаре, 1978 г.Т

х ІСОИ International Committee for Literature Huseur.s (Піг.ц-tea of the First Annual Meeting, Уеіг.яг, 1?8).

-4.-

Цель и задачи исследования. Цель исследования - проанализировать теоретико-практические поиски современного мемориального музея, предварительно рассмотрев концепцию эстетико-культурологи-ческой полифонии, разработанную в трудах М.Бахтина. Реализация данной дели диктовала последовательное решение конкретных задач:

рассмотреть интерпретацию М.Бахтиным полифонии в широком культурно-эстетическом смысле;

проанализировать диалог "быта" и "творчества" в музейной экспозиции в аспекте идей М.Бахтина и близких ему исследователей о соотношении биографического и творческого начал в личности художника;

выявить основные типы экспозиционно-мемориальных решений и степень зрительской активности в их восприятии;

рассмотреть проблему музейной экспозиции как эстетизиро-ванной памяти;

обобщить материал по проблемам эмоционально-эстетической полифонии музейной среды.

Методологической основой диссертационной работы стали, во-первых, гуманитарные, насыщенные диалогом "с другими" методы самого М.М.Бахтина; во-вторых, принципы комплексного подхода, при котором выход в историю и теорию музейного дела осуществляется путем привлечения изысканий в других гуманитарных науках, философии, эстетике, теории культуры, филологии; в-третьих, методологические посылки о взаимосвязи и взаимодополяителыюсти теоретического и эмпирического знания. В качестве сформировавшегося теоретического знания выступает эстетика, а в качестве эмпирического (хотя уже и с весомыми попытками создания теоретических концепций) - музееведение.

Теоретическая новизна работа определяется выделенной проблемой и поставленной цель» исследования. Экстраполяция идей Ы.Бахтина на музейную теорию п практику еве не проводилась, а такяо не обобщались то положения, находки п упущения музееведческой теории и практической организации музейно-меморяалыюй среда, которые имеют все основания быть сопоставленными о концепцией выдаю-вегося мыслителя современности.

Опираясь на труды М.Бахтина, автор диссертации рассматривает полифонию но тольхо как более высокую ступень диалогичностя, то есть как пересекавдееся "многоголосие" мировоззренческих поэи-

пий и речевых высказываний различных индивидов, стоящих за культурными текстами, и не только как его адекватное воплощение в определенной романной структуре, образцом которой является творчество Ф.Достоевского. К концепции полифония, по его мнении, относится и бахтинское понимание соотношений автора-творца и автора-человека, творческого и критико-публицистического начал в целостной личности, автора изображающего и изображенного. Все эти ипостаси художника диалогазируют между собой. Противопоставление однотонной культуры культуре с множеством тонов сродни противопоставлению монологического и пачифонического романа. Получившая широкую известность теория серьезно-смеховой культуры М.Бахтина дает, основание говорить о многоцвегности взаимодополняющих друг друга эмоционально-эстетических звучаний мемориально-музейной среды, призванной не только приобщать к прекрасному и величественному, но и вызывать чувство скорби, горечи, с одной стороны, ~ и ироническое обыгрывание, в чем-то схожее с карнавальным мироощущением, различные оттенки смеховых реакций - с другой. Тем самым раскрыты новые аспекты понятий диалогизма и полифонии и сделана попытка их систематизации.

В музейной среде, какой бы достоверной ни была экспозиция,-диалогизируют прошлое и настоящее, вступают в спор и согласие современники художника, оппоненты и почитатели, профессиональные критики и веискупгеннне зрители, читатели, слушатели. Автор полагает, что поле для демонстрации диалогического несогласия должно быть более широким - это не умаляет творческую личность, а ярче выявляет ее своеобразие, драматизм судьбы и верность призванию.

Полемика музееведов о том, что представлять в экспозиции -быт или творчество, - высвечивается по-новому. Между этими, казалось бы, различными ликами одной индивидуальности тоже происходит диалог. Аргументируется положение о том, что в музейной среде необходимо шире представлять материалы, говорящие о том, как автор (живописец, поэт, музыкант) полемизирует сам с собой.

В диссертации освещается эстетизирующая роль памяти, предметным воплощением которой становится экспозиция мемориального музея.

Научно-практическое значение работы состоит в том, что ее положения могут быть использованы и для решения проблем организации музейной среды, отвечающим требованиям.современной культуры.

и для пополнения музееведческой теории. Результаты исследования могут найти место в лекциях и семинарах по эстетике, теории и истории культуры, в музееведческих курсах.'

Апробация работы. По теме диссертации сделан доклад на методологическом семинаре кафедры философии и культуры Московского института прикладной биотехнологии. Основные положения диссертации использовались при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу "Эстетика" в Московском государственном пнституто культуры. Диссертация обсуждалась на кафедре теории культуры, этики и эстетики Московского государственного института культуры '20 января 1992 г. и рекомендована к защите.

Структура диссертации определяется предметом исследования и поставленной целью. В ней две главы: I - "Концепция зстетпко-куль-турологической полифонии", включающая четыре подраздела: І.І. Основные понятия; 1.2. Полифония ісак высшая форма диалогичности п эстетического многообразия; 1.3. Авторская мнеголикость и произведение искусства; 1.4. Эстетическая многоцвелюсть культуры п диалог ее смыслов б аспекте смеховых тонов; II - "Поиски эстетической полифонии в современном музее", включающая также четыре подраздела: П.І. Типы экспозиционных решений і. зрительская активность; П.2. Зстетизировшшая память; П.З. Диалог биографии, быта ,п творчества в мемориальном музее; П.4. Эмоционально-эстетическая многозначность музейной среды в аспекте серьезно-смеховых тонов. Диссерташш предваряет введение в проблему, завершают заключение и библиография. Диссертация содержит 163 с. машинописного текста.