Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетическая и социальная природа киномузыки Астафьева, Ольга Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Астафьева, Ольга Николаевна. Эстетическая и социальная природа киномузыки : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Рос. акад. управления.- Москва, 1992.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/3799-x

Введение к работе

Актуальность темы и ее обоснование. Кинематограф, почти столетие назад появившийся как техническая новинка и затем сформировавшийся в самостоятельный вид искусства, обрел к настоящему времени дополнительный статус одного из массовых средств коммуникации. Не без его влияния происходят серьезные изменения как в общественном сознании, так и в процессе становления человеческой личности. Использование кинематографа в виде средства идеологического воздействия и регулятора социального поведения и морали требует серьезного пересмотра критериев его оценки. В условиях демократизации общества естественным становится стремление художников к творческой свободе, которая в определенной степени выступает гарантом появления эстетически и художественно значимых произведений киноискусства. Изучение лучших образцов, оказывающих огромное влияние на духовный климат общества, на жизнь людей, образ и сущность их социального бытия становится фундаментальной задачей современной науки. Естественно,что появление истинно художественных произведений не является результатом лишь благоприятного воздействия социальных факторов. Только вкупе с талантом и мастерством становится возможным создание произведений, художественная ценность которых остается непреходящей.

Функционирование аудиовизуального искусства кино, сложное сочетание изображения и звука, которое стало действенным элементом кинематографической образности, требует серьезного изучения. Эстетическая и социальная природа кино как искусства органического синтеза в самой своей сути, а"не синтеза в виде некоего "концентрата"соприсутствующих смежных /'сведенных? но ь себе самостоятельных искусств" , предопределила появление целой группы новых художественных образований. Одним из них стала киномузыка.

В известной мере выбор проблемы продиктован современной социокультурной ситуацией, когда наблюдается усиление процессов интеграции и синтеза в сфере искусства,что в значительной степени влияет на обновление различных уровней системы

I. Эйзенштейн С. Гордость //Избр.произв.В 6-ти томах.Т.5. - М.: Искусство, 1968. - С.9?.

- 2-искусств. В силу социально-эстетической детерминированности своего участия в синтетической структуре кинопроизведения, музыка не только выполняет особую роль в создании целостного художественного образа, но и сохраняет при этом видовые признаки музыкального искусства, благодаря чему занимает определенное место в его системе.

Одновременная принадлежность киномузыки двум видам искусе! ва требует разработки методов ее исследования, прежде всего таких, которые бы позволили постигать данное явление широко и целостно,-тем более,что к настоящему времени взаимодействие музыки и кино дало ощутимые результаты на самых разных уровнях; содержательном, структурно-морфологическом, социально-психологическом и т.д.

Обращение эстетики к морфологии искусства, которая основывается на философской методологии и дополняется методами различных наук, дающими ей материал, представляется оправданным с точки зрения актуальности. В период формирования новых видов, родов и жанров искусства, с которыми музыка вступает в контакт, выявление сущностных признаков внутренней структуры художественных образований, одним из которых является киномузыка, становится важной задачей эстетической науки.

Степень изученности проблемы. Философско-эстетическая и искусствоведческая оценка явлений художественного синтеза, процессов взаимодействия и взаимовлияния искусств (в частности, музыки и поэзии, театра, кинематографа, живописи и других), роли музыки в синтетических видах искусства содержится в научных исследованиях самого широкого направления . Вопросы специ-

I. См.: Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Части І-1І1. - М. ,1972-1978; Ване лов В. Изобразительное искусство и музыка. - Л.,1983; Взаимодействие и синтез искусств.

л.,1978; Виды искусства в социалистической художественной культуре. - М.,1984; Взаимодействие искусств. Советское изобразительное искусство в контексте современной художественной культуры. - М.,1989; Галеев Б. Содружество чувств и синтез искусств. - М.,1982; Его же. Человек, искусство, техникг

Казань, 1987; Искусство в системе культуры. - Л.,1987; Зись А. Искусство и эстетика: традиционные категории и современные проблемы. - М.,1975; Его же. Виды искусства. - М., 1979; Его же. Конфронтации в эстетике: Очерки о природе искусства. - М.,1980 и др.; Каган М. Морфология искусства.

(продолжение сн.см.на ел.стр.)

фики отдельных видов искусства, их иерархии привлекли внимание исследователей в разные исторические эпохи. Назовем лишь некоторые имена: Аристотель,Г.Лессинг.Н.Буало, Д.Дидро, Г.Гегель, И.Кант, Ф.Шеллинг, В.Белинский, Н.Чернышевский, И.Тэн, О.Шпенглер, И.Кон, Ф.Шмит, А.Веселовский, И.Иоффе, А.Лосев, Г.Шпет. В разработку проблем морфологии искусства значительный ..клад внесли такие ученые, как М.Каган, А.Зись, Д.Лукач, В.Кожинов, В.Ванслов, Г.Поспелов, Н.Дмитриева, В.Ска-терщиков, В.Гусев, Б.Галеев, Г.Гачев, Ю.Борев, С.Раппопорт, Л.Столович и другие. Их исследования служат основой для дальнейшей разработки вопросов видовой специфики искусства, выявления его морфологических уровней, закономерностей проявления характерных признаков и т.п. Вместе с тем многое в учении о родах и жанрах искусства, в том числе музыкального, нуждается в специальном углубленном исследовании, ибо система видов искусств претерпевает постоянные изменения, в частности круг проблем , связанных с киномузыкой.

Литература, посвященная непосредственно вопросам взаимодействия музыки и кино, как показывает изучение, появилась еще

до того, как сама музыка стала составной частью кинематографа и вошла в комплекс структурных особенностей звукового фильма. Обращение к работам Н.Анощенко, Р.Арнхейма, Б.Балаша, М.Блеймана, Д.Блока, С.Бугославского, П.Вульфиуса, Э.Вюермоза, А.Грана, И.Иоффе, Р.Канудо, Н.Лебедева, К.Лондона, В.Мессмана, Й.Муссинака, А.Пиотровского, В.Туркина, О.Тынянова, Хр.Херсонского, М.Черемухина и др., в недостаточной степени изученных,

(продолжение сноски)

- Л., 1972; Конен В. Театр и симфония. - М.,197о; Курышева Т. Театральность и музыка. - М.,1984; Ливанова Т. Западноевропейская музыка в ряду искусств. - М.,1977; Легень вий Ю. Содружество искусств: (Введение в мир художественного творчества). - Киев, 1987; Михалев В. Видовая специфика и синтез искусств. - Киев, 1984; Монтаж: Театр.Искусство. Литература. Кино. - М.,1988; Музы XX века: Художественные проблемы средств массовой коммуникации. - М.,1978; Проблемы синтеза в художественной культуре. - М.,1985: Хангельдиева И. Взаимодействие и синтез искусств. - М.,1982; Ее же. Музыка в синтетических видах искусства. - М.,1987; Ее же. Музыка: театр, кино, телевидение. - М.,1991 и др.

- 4 -с точки зрения отражения в них становления звукозрительного синтеза, позволили выявить основные эстетические и социально-психологические факторы, оказывающие влияние на развитие киномузыки раннего периода. Актуальны сегодня и многие положения трудов В.Васиной-Гроссман, О.Дворниченко, Т.Корганова, З.Лиссы, З.ірид, И.Фролова, И.Хангельдиевой, И.Шиловой и других. Внимание исследователей концентрируется вокруг выявления диалектического единства звукозрительной сферы кинематографа, характеристики функций музыки в создании художественного образа, определения онтологических основ объединения музыки и кино. Рядом авторов были предприняты попытки проследить особенности формирования киномузыки как новой области композиторского творчества, на примерах анализа использования музыки в кинофильмах выявить основные закономерности проявления ее эстэтической природы. Параллельно данная тематика освоена и искусствознанием, в частности музыковедением, Во многих монографиях, посвященных творчеству современных композиторов, анализируется влияние кинематографа на совершенствование выразительных средств и приемов развития традиционных жанров автономной музыки. Однако,чем явственнее идет процесс синтеза двух искусств, тем сильнее стремление исследователей отстоять самостоятельность музыкального искусства, его независимость от кинематографа. Достаточно вспомнил ряд монографий, в которых изучается творчество композиторов разных стилевых направлений,_в определенные периоды своей художественной деятельности активно сотрудничавших с кинематографом. Однако эти явные связи не берутся авторами во внимание,а работа композитора в кино либо вовсе не анализируете либо ставится в ряд малосущественных компонентов творчества. Подобный подход не отражает подлинного состояния музыкального искусства современности, из его общей картины развития упускается такой общепризнанный мощный канал, каким является кинематограф, оказывающий влияние на формирование композиторского стиля и в целом - композиторского мышления. Таким образом, киномузыка, как уже отмечалось, будучи явлением синтетического порядка, ь силу своей специфики попала в пограничнук

_ 5-зону между музыкально-теоретической наукой, эстетикой театра и кино. Оценивая сложившееся положение,аналитик указывает: "Потребности художественной практики требуют более последовательной теоретической разработки эстетических проблем киномузыки на соеременном кинематографическом материале". Что касается обобщения эмпирически-конкретного материала киномузыки, то рабе" сугубо музыковедческой направленности в последние годы появилось немало. Регулярно публикуются исследования, посвященные анализу киномузыхи в фильмах определенного региона, творчества отдельных композиторов и т.д. .

Значительно медленнее идет теоретико-концептуальная разработка данной проблематики в рамках эстетической науки. Новый уровень художественности современных кинопроизведений требует от., исследователей применения такого подхода. Хотя в изучение данной проблемы внесено много существенного и важного, тем не менее степень ее разработанности нельзя признать удовлетворительной. Исследование синтетического явления, опиравшееся на методологию целого ряда искусствоведческих наук, не позволяет в рамках отдельно взятых подходов изучить и описать специфические методы структурно-функционального и эстетического анализа приемов слухозрительного синтеза в кинематографе, выявить особенности художественного восприятия киномузыки, определить критерии ее художественной ценности и т.д. Эстетическая и социальная природа киномузыки, направленная на реализацию специфических художественных задач и выражающая определенный этико-эстетический смысл, нуждается во всестороннем анализе. Более углубленного изучения требуют вопросы места и роли киномузыки в системе средств массовой коммуникации, ее социального бытия вне внутренней структуры фильма.

  1. Хангельдиева И. Музыка: театр, кино, телевидение. - М.,

  2. Кац Б. Простые истины киномузыки: Заметки о музыке Андрея Петрова в фильмах Георгия Данелии и Эльдара Рязанова. - Л., 1988; Микоян Н. Киномузыка Арама Хачатуряна. - М., 1984; Шафер Н. Дунаевский сегодня. - М.,1988, и др.

- б -

Цель и задачи исследования заключаются в том,чтобы выявить эстетическую специфику киномузыки как рода музыкального искусства, изучить действие основных социально-психологических механизмов восприятия киномузыки и,исходя из них, показать особенности проявления синтетического мышления кинокомпозитора.. Главная направленность исследования реализуется через решение ряда конкретных задач, в соответствии с которыми организована и структура диссертации. В качестве основных выступают следующие:

изучение гносеологических и генетических особенностей музыкального искусства, способствующих включению музыки в звукозрительный синтез кинематографа;

выявление значения закономерностей взаимодействия кинематографа и музыки в период дозвукового кино;

описание теоретической основы механизма формирования новых морфологических структур в системе музыкального искусства;

разработка теоретико-концептуальной модели киномуэыки как рода музыкального искусства;

исследование социально-психологических механизмов восприятия киномузыки как компонента кинематографического образа и выявление специфики аудиовизуального восприятия;

выявление особенностей формирования синтетического типа мышления, а также социальных координат, определяющих процесс работы композитора над созданием музыки к фильму.

Методологической основой диссертации послужили труды, созданные исследователями разных школ и направлений; те аспекты их учений, которые имеют непосредственное отношение к общефилософским проблемам искусства, теории и психологии художественного творчества, художественного восприятия. Прежде всего диссертант опирался на комплексные исследования Б.Асафье ва, Б.Яворского, А.Сохора, Е.Назайкинского, В.Медушевского, В.Цуккермана, С.Скребкова, А.Мазеля, М.Тараканова, Т.Чередниченко и других, а также на теоретические работы и статьи С.Эйзенштейна, И.Пырьева, В.Пудовкина, Л.Кулешова, Г.Козинцева и других, отличающиеся высокой степенью внутренней ассими-

ляции методов и выходок в смежные сферы знания. Одним из источников работы послужили высказывания, воспоминания режиссеров и композиторов, участвующих в экранном творчестве. Данный подход представляется методологически перспективным для развития теории искусства, так как "разгадать" творческий процесс, субъективная сущность которого немаловажна, может помочь лишь сам композитор.

Научная новизна исследования заключается в самой постановке проблемы, так как на современном этапе развития искусства вопрос сущностной природы разных видов искусства, многообразных аспектов ее проявления остается в эстетической науке одним из нерешенных. Обратившись к проблеме рода в музыкальном искусстве, которой, по утверждению М.Кагана, "теория живописи или музыки вообще не знает", автор диссертации продолжил разработку его идеи о возможности приложения к музыкальному искусству родового уровня ніассификации как общеэстетической категории. Исследование генезиса киномузыки, теоретическая разработка ее определения как рода музыкального искусства позволили внести некоторые уточнения по ряду принципиальных положений морфологии и терминологического аппарата. Вычленение родовых признаков дало возможность систематизировать основные закономерности проявления звукозрительного зинтеза в кинематографе, тем самым расширив методологический инструментарий изучения киномузыки.

Наряду с этим в работе проанализирована специфика аудиовизуального восприятия, обусловленная своей синтетической основой, выявлены социально-психологические механизмы, эбеспечивающие процесс восприятия музыки в контексте фильма. Анализ одного из путей прохождения музыкальной информации в рамках слухозрительного синтеза кинематографа, с опорой ла принцип взаимообусловленности природы музыкального искусства и конкретного способа его восприятия в целостной структуре кинопроизведения, занимает значительное место в работе.

Исследование некоторых этапов современного фильмопроиэ-зодства позволяет обнаружить объективные и субъективные детерминанты , определяющие специфику работы композитора в кине-іатографе.

Научная разработка выбранных аспектов проблемы невозможна без обращения к определенному кругу произведений, созданных в разные периоды развития искусства кино. При этом новизна подхода выражена в стремлении привлечь к анализу явления разного стиля, художественного уровня. Это позволяет, вкупе с обращением к классическим образцам, отразить многообразие современной музыкальной практики.

Практическая значимость диссертации состоит в том,что ее положения и выводы могут оказать влияние на развитие современного фильмопроизводства. Его функционирование, включающее решение как художественных, так и технико-экономических задач, возможно лишь при достаточно отлаженном механизме всех составляющих. Изменения внутренних и внешних аспектов творческого процесса работы композитора в кинематографе (подобно другим его участникам), отличается профессиональной специализацией, которая предполагает умение работать в особой области творчества - создавать киномузыку.

Работа может быть использована специалистами по эстетике и искусствознанию в качестве методологического инструментария для проведения целостного анализа киномузыки, где по-особому переосмысливаются закономерности звукозрительного синтеза, продиктованные новым типом синтетического мышления. Результать исследования в целом могут быть применены в специальных курсах музыкального искусства для режиссеров кино, для обучения кинокомпозиторов.

Апробация диссертации. Основные положения, содержащиеся в диссертации, обсуждены на заседании проблемной группы и методологических семинарах кафедры культурологии Российской Академии управления. Теоретические выводы диссертационного исследования поэтапно излагались на научно-практических и теоретических конференциях, таких как: У искусствоведческая конференция молодых ученых (Ташкент, 1983), Первая конференции молодых историков Средней Азии и Казахстана, Научно-теоретическая конференция профессорско-преподавательского состава Таджикского государственного института искусств им.М.Турсун-заде (Душанбе, 1984), Международный симпозиум, посвященный

_ 9 -1400-летию Борбада (Душанбе, 1990), а также на научно-практических семинарах Министерства культуры и Союза композиторов Таджикистана, Факультете повышения квалификации Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского. Результаты исследования отражены в опубликованных материалах.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух разделов и заключения, списка использованной литературы