Введение к работе
Актуальность темы исследования. Одна из вакннх особенностей созргменной художественной культуры состоит в неуклонном росте удельного веса разного рода интегративных образований. Это и новые форма синтеза пространственных искусств, и многоплановое расширение постановочних средств в театре, и, в особенности, сложное взаимодействие различных творческих стихий в искусствах технического комплекса, которым принадлеяит ".львиная доля" современного художественного производства. Активное действие иктегратйвной тенденции актуализирует важную для искусства проблему целостности художественного произведения. Являясь фундаментальным и непременным качеством любого искусства, целостность приобретает исклвчкгелгяое значение - и особые трудности осуществления; - при создании единого худогеетвекрого организма из столь различных "строительных материалов", как, например, слово, свет, цвет, пластика, музыкально-акустический лоток, игра актеров на сцена или экране. Целостность зле произведения во многом зависит от его прострагствевно-зременной организации. М.Бахтин с немалым основанием наззал хрокотол /то есть слояно-структурные пространственно-временные отношения/ произведения "воротами его смыслов" : только через такие "ворота" художник может ввести эти смыслы в "тело" произведения, и через эти же "ворота" они приходят к его читатели, зрителю елз слуиателэ. Но хронотопы в разных искусствах существенно различны, а в иных случаях резко контрастны. Художественный синтез
Бахтин U.Vi. Формы врекзни л хронотопа в романэ. Очерки по исторической поэтике.//' Бахтин 1.-1.ІЛ. Литьратурнс—критические статьи. - П.:Художественная литература,'1У86, с. 290.
невозможен без такого их прочного взаимопроникновения, при котором образуется целостная пространственно-временная струк-. тура - одни "ворота" для единого смысла. Стачо быть и б теоретическом плане решение актуальных и ванных проблем худсгесс-зенного синтеза взвозмоето без пристального внимания к сущности и путям интеграции разнородных хронотшоЕ в целостную пространственно-временную организацию произведения синтетических видов искусства.
Но и сала до себе проблема пространства и времени в искусстве для эстетики и искусствознания XX века является не менее актуальней, чем проблема синтеза искусств. Вместе с тем она сравнительно нова: интерес к ней вспыхнул в начале нашего столетия, а шъаастоящему разгорелся лишь во второй его половине, привлекая к себе все более широкий круг исследователей.
Новизна доследования. Все перечисленные проблемы - синтеза искусств, целостности художественного произведения я про-странетвенЕО-грекенной его организации - не могут пожаловаться на невнимание. Посвященная им отечественная и зарубежная литература весьма объемна. Ко впервые предмет исследования располагается на пересечении этих трех линий: создание иктегратпв-ных образований связывается с достижением их целостности, а в качестзе едного из непременных ее оснований в синтетических искусствах Бндагается пространственно-временная их организация; изучение ге деследщей капразлено на такое взаимодействие различных, порой контрастно противостоящих друг другу структур, которое придает целостность данному образовании.^
Исследование синтеза искусств в дакнсь: ракурсе псзеслило
зг-дслить трч ос::срні.:>: тала синтетических образсваж, соответствующих трсі.; їкіїаі.: художественных хроьстолсь і установить различая з сопряжении кх компонентов; задвинуть принципиально новое и более емкое по сравнению с существупзиии определение синтеза искусств как резонансного ззаимодействия различных пространственнс-Брекзнких организаций, образующих вктегратив-кое целое. Исследование же резонансного взаимодействия различных художественных стихий /я разню: хронотопов/ в произведениях экранных искусств позволило по-новому осветить природу пространственно-временного звукозрительного синтеза.
Цель исследования: обнаружение природы и механизма формирования целостной пространственно-временной организации .::.- синтетических художественных произведений. Для ее достижения решаются следу вике задачи.
-
Анализ философских категорий пространства у времени в их современном звучании.
-
Выявление наиболее общих и существенных черт пространственно-временной организации художественных произведений.
-
Исследование особенностей хронотопов разззх искусств и их взаимодействия в целостной пространственно-гременной организации синтетических художественных образованик.
Материалом для конкретизации полученных выводов стали экранные -искусства, яри этом особо вселено участие музыки в формировании единого хронотопа кх произведений. Взбор именно зтого материала связан с тем, что искусства, нспшеьзушие средства массовой коммуникации, являются "самыми синтетичными": взаимодействие разных художественных стихлії на оснзве единого
технического хтаолекса оказывается особенно глубоким и органичным. Унихагьное положение в их ряду занимает музыка - непременный участник всех видов "технических" синтетических образовании, ункщіонируший притом на разных уровнях их структуры. Обладая чрезвычайно гибкой и многослойной пространственно-временной организацией, музыка как компонент теле—и кино-произведений становится ключом для раскрытия структуры их хронотопов.
Теоретико-методологическая платформа исследования: работы и локальные суждения философов, эстетиков, искусствоведов, а также музыкантов, художников, литераторов, деятелей телевидения и кинематографа, касанииеся художественного пространства-времени и синтеза искусств. Б выявлении философского смысла категорий пространства и времени автор учитывал освещение их А.Бергсоном, ГЛ$.Ф.Гегелем, И.Кантом, М.Хайдеггером, О.Шпенглером и др. Ориентиром в формировании представлений о художественной реальности, необходимых для определения простран-ственно-временЕнх отношений в искусстве, явились работы зарубежных и отечественных философов и эстетиков Н.Гартмана, З.И. Гершковича, М.С.Кагана, А.Ф.Іосева, Х.Ортеги-и-Гассета, С.Х. Раппопорта, Ф.Езллинга и др. В изучении же художественного пространства-времени диссертант отталкивается от концепции ГА.М.Бахтина о хронотопе как формалъно-содеркательной категории произведеная. Выявляя его специфику в различных видах искусства, автор привлекает исследования, искусствоведов и художников Б.Р.Вишіера, Л.В.Мочалова, ІІ.Б.І.їуриной, В.Фаворского; литературоведов и писателей Е.Лоткана, Т.Ьіанка, В.Топороза,
Д.Фрэнка; музыковедов п композиторов ы.Г-.Арановсксго, Б.З. Асафьева, П.Булеза, Е.В.Медушевского, ь.Б.Назаккішс.кого, Г. Срлова, J0.H. Холоп ова, З.Е.Холоповой, К.Фишера, Е.Шеффера, К. Штокхаузена; киноведов к режиссеров А.Еазена, Ю.Богомолова, Р.Клера, Т.Левина, А.Тарковского, А.Уильяжа, С.І.І.Зизєнитсй— на и др. Диссертант опирается к на современные исследования синтеза искусств, в частности, на работы отечественных эстетиков А.Я.Зися, А.К.Ыазаева, В.Й.Тасалова и зарубежных ученых ДжЛевинсона, З.Лиссы, Т.Манро, А.Хельман; на обобщения творческого опыта мастерами искусств М.Актониони, И.Бергманом, В. Кандинскш, Б.А.Покровским, Е.Фельзенгатзйвсм, С.М.Эйзепитейном и !.ш. др., а такке на исследования средств массовой ком-мукикащш и их роли в культуре XX века, пряяадлеяапке Т.Адор-но, В.Беньягпшу, А.Вартансву, В.АІихалкоБгчу и др.
Теоретическая значимость дассерташз связана с открывающимися предложенным в ней подходом перспективами в осмыслении проблемы'синтеза искусств, а также в изучении весьма сложных вопросов пространственно-временных отношений в исгусстве. Результаты исследования могут иметь и практическое значение как в педагогической деятельности /в области эстетики и искусствознания/, тав в в художественном творчестве /например, дри сочинении музжи х-кино- и телефильмам/.
Основные положения диссертации были апробированы на заседание кафедры обїесгЕЄннЕле наук Косковсксй консерватории, на нзучнс-теоретичес:ик конференциях "ХудогзствзЕзое наследие в контексте современной культуры" в г. Санкт-Петербурге и "Современное мифотворчество и искусство" з г. Петрозаводске,
а такке в п}бликапиях по теме работа.
Круг рассматриваемых вопросов определил структуру диссертации. Она состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка литературы на русском и иностранных языках.