Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная самодеятельность как элемент социалистической культуры : Опыт системного исследования Храмов, Валерий Борисович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Храмов, Валерий Борисович. Художественная самодеятельность как элемент социалистической культуры : Опыт системного исследования : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Моск. гос. ин-т культуры.- Москва, 1990.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-9/1250-3

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется огромной ролью художественной культуры, важным элементом которой является худовзственная самодеятельность, в духовном развитей человека как самодеятельного, творческого субъекта деятельности.

Развитие художественной самодеятельности, как и всей культуры в обществе, представляет собой социально обусловленный я управляемый процесс. Эффективность управления этим прогресом достигается при наличии теоретических знаний о неы и их воплощении в качестве средств в эмпирический а.чализ реального процесса Художественной самодеятельности, в разработку ' программы его совершенствования и практику руководства. Такое понимание цели теоретического исследования художественной самодеятельности соответствует потребности ее аеоржи, задачам, поставленным перед общественными науками противоречивым развитием практики и не обходимое тьп перестройки всех сфер киз-ш нашего общества.

Одним из решапдих условий эффективного использования результатов теории в практике является достияение системного знания, адекватного целостности самой объективной реальности, отображапцего диалектику социальных процессов. Из этого следу-ет, что эстетический аспект исследования художественной само-/-тятельностн в рамках системного подхода должен составлять необходимую часть ее теории. Системное исследование художественной самодеятельности предполагает: выявление ее сущности и социального назначения; определение места, которое она занимает в системах художественной'деятельности и культуры; анализ конкретно-исторических условий ее функционирования. Разработка данных теоретических проблем художественной самодеятельности позволяет повысить научную обоснованность эмпирического анализа ее функционирования, осмыслить причины возникновения деструктивных явлений и деформаций, пути и средств ва разрешения противоречий, предвидеть перспективы развития, что важно для решения задачи эстетического воспитания. Все это позволяет- рассматривать избранную тему диссертационного исследования актуальной. .

Степень научной разработанности проблемы. Многие вопросы теории художественной самодеятельности достаточно глубоко оо-

2 мыслены, несмотря на молодость самого социального явления. Активная разработка' теоретических проблем, художественной самодеятельности советскими авторши нахла свое выражение в анализе идей классиков марксизма-ленинизма, посвященных проблемам самодеятельности и художественного творчества /Алресян Г.З., Каргин А.С, Куликов Ю.Н., Саймонов А.Д. и др./. Б культурологической литературе 70-Х-8О-х годов достигнуты определенные результаты в осмыслении специфики', статуса и судеб современного' народного творчества, показано место художественной самодеятельности в социалистической художественной культуре /Кузнецова Т.В., Некрасова М.А., Цукерман B.C. и др./. Многообразные формы проявления художественной самодеятельности проанализированы в многочисленных кандидатских диссертациях с точки зрения .искусствоведения п педагогики /Бакланова Т.И., Богатырев В.А., Бсгдасаров В.А., Григорьева Е,И. и др./. В литературе довольно активно разрабатываются проблемы взаимовлияния художественной самодеятельности и фольклора /Емельянов Л.И., Кондратьева С, Михайлова Н.Т., Путилов Б.Н. и др./, художественной самодеятельности и профессионального искусства /Вартанов А.И., Егоров А.Г., Сохор А.И., Уральская В.И. п др./. Учеными большое внимание уделено работе над созданием общей теоретической концепции художественной самодеятельности /Смирнова Е.И., Соколовский Ю.Е. .Цукерман B.C. и'др./, в рамках которой, разрабатываются и наиболее общие теоретические вопросы. Однако это направление в исследования художественней самодеятельности нуждается в дальнейшем углубления с помощью современных методологических средств, разрабатываемых на философском уровне, поскольку недостаточная разработанность общих теоретических вопросов затрудняет развитие и более специальных исследований. Так, разработка проблем взаимовлияния художественной самодеятельности с фольклором и профессиональным"искусством, социального функционирования л/дожествэнной самодеятельности ставит исследований перед наобходимостью дать определение тому, что мы называем художественной самодеятельностью. Однако познавательная задача, связанная с осмыслением специфики этого художественного феномена, исходя из сравнения его с фольклором, профессиональным искусством зли любительством, предполагает

3.

односторонность и многовариантность ее решения. Ведь сравнивать явления можно по разным параметрам, с точки зрения различных предметных подходов. Поэтому существование в научной литературе по предмету исследования большого числа определений, художественной самодеятельности и, как следстзие, постановку проблемы"определения художественной самодеятельности" /Каргин А.С, Сафонов Л.Г. и др./ можно считать отражением потребности специальных наук в дальнейшей разработке наиболее общих вопросов ее теории. А это, в свою очередь, подчеркивает внутринаучную актуальность предпринимаемого теоретического исследования, которое однако может быть осуществлено только при достаточной разработанности системной методологии.

Системная методология стала входить в исследования советских обществоведов в качестве средства решения доеольно широкого круга проблем с начала 60-х годов /АЕерьянов А.Н., Блау-берг И.Б..Кузьмин В.П., Маркарян Э.С., Улэдов А.К. и др./. Для решения поставленных в диссертации проблем особо валным в методологическом плане представляется направление системных исследований, связанное с изучением человеческой деятельности с точки зрения исторического материализма /Афанасьев В.Г.,Буе-ва Л.П., Кветной М.С., Николов Л., Юдин Э.Г. и др./. Ведь сам предает исследования-самодеятельность-заставляєт в поиске средств познания обратиться к методологическим возможностям категории "деятельность". С другой стороны, специфика подхода исторического материализма к проблеме деятельности состоит в том, что здесь раскрываются такие системные ее характеристики, значение которых является всеобщим. Решение же самых общих вопросов позволяет приступить к конкретным, собственно эстетическим проблемам, связанным с системным исследованием художественной деятельности и ее модификация-художественной самодеятельности.

В ^эстетике уже предпринимались попытки использования системной методологии в качестве средства решения теоретических и практических вопросов. В частности, системный анализ применялся при исследовании категорий эстетики /Борзв Ю.Б., Жариаов д. М., Крюковский Н.И., ІПестахсБ В.П./. Эвристические синтезирующие возможности категории"деятельность"были использованы рядом аЕторов и для решения более широкого спектра научных проб-

4 лем, в той числе и системного представления художественной деятельности /Зеленов Л.А,, Каган М.С..Столович Л.Н., Рашюпорт С.Х./. Однако системно-функциональный анализ человеческой деятельности, примененный в деле ее изучения оказался достаточным для описания элементного состава, функционирования художественной деятельности, но не поднялся до описания и объяснения ее развития и генезиса, а следовательно, и творческого характера. Поскольку проблема генезиса художественной самодеятельности является наиболее дискуссионной, а без описания творческого характера этого феномена культуры вообще невозможна ее сущностная характеристика, постольку от применения апробированных в эстетике методологических средств в данном случае следует отказаться. В связи с этим в работе предпринимается попытка использования, в качестве методологической основы решения поставленных проблем, философской концепции деятельности, разработанной В.П.Фофановым на базе' диалектической концепции систем и метода восхождения от абстрактного к конкретному, в основу которой положен принцип развития /саморазвития/ системы деятельности, а это дает основание надеяться на то, что она способна преодолеть ограниченность применяемых в эстетике методологических средств.

" Дбль исследования: дальнейшая разработка наиболее общих теоретических проблем художественной самодеятельности, достижение систедшого знания о ней в качестве необходимого условия углубления эмпирического анализа ее многообразия и противоречий в. развитии.

Задачи исследования: на базе диалектической концепции систем и абстрактной модели социальной деятельности дать системное описание художественной деятельности на примере исполнительского ее вида и определить роль художественной самодеятельности в этой системе; раскрыть структуру эстетического общественного отношения как "формы и результата" эстетической деятельности и определить место и функции художественной самодеятельности в ней; представить художественную самодеятельность в качестве элемента социалистической культуры в конкретно-исторической определенности и социальной ценности; исходя из формационной концепции культуры,рассмотреть проблему реализации познавательной и преобразущей практику функций культуро-ведческого исследования художественной самодеятельности.

Такое движение от абстрактно-общего к' конкретно-историческому представлению социальных процессов по ступенькам конкретизации на уровнях отображения социальной системы в категориях "общественное огношенйй>""обществеяно-экономическая формация" и "культура" и есть путь к достижению системного знания, осуществленный с помощью диалектического метода восхождения.

В связи с тем, что в теории социальной деятельности еще не достигнуто единство взглядов, существуют различные подходы и точки зрения, результаты предпринятого исследования могут представлять собой лишь возможный на данном этапе развития науки ' вариант системного представления художественной самодеятельности. Такое исследование осуществляется в рамках предмета эстетики, которая в методологической литературе определяется как наука о законах эстетической деятельности. Обсуждение в работе лроблематики исторического материализма в связи с использованием категорий "деятельность", "культура","общественное отношение" и т.д. для разработки общих проблем эстетики связано с теоретической направленностью работы и методологической ролью исторического материализма, которую он призван осуществлять в отношении общественных наук, следовательно, и в. отно-п^нии эстетики.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации замотается в том, что диалектический системный подход впервые приманен к решению эстетических проблем, связанных с разработкой теории художественной самодеятельности, что позволило:

  1. Обосновать, что системным представлением художественной деятельности охватываются все'ее модификации, следовательно, и художественная самодеятельность.

  2. Последовательно двигаясь по ступенькам диалектического метода восхождения, углубляя и наполняя первоначальное абстрактное представление эмпирическим содержанием, вывести ее системное определение.

  3. Показать, что фольклор как предсистемный способ художественного отражения ценностей практической жизни не прекращает своего существования с возникновением профессионального искусства, с которым связано формирование саморазвивающейся системы."Он сохраняется как генетический фон профессионального искусства, воспроизводится но традиции, но трансформируется под его воздействием. Степень проникновения их друг в

друга имеет конкретно-исторический характер, в связи с чем художественная самодеятельность определяется как модификация фольклора, как следствие активного взаимодействия с профессиональным искусством субъектов массового уровня художественной деятельности.

  1. Описать в принципиально новом значении для расширенного воспроизводства системы исполнительскую художественную деятельность, а аз этого определить художественную самодеятельность как воспроизводство доступных ценностей специализированного искусства.

  2. Соотнести художественную самодеятельность с практической сферой эстетического отношения и определить ее как активный способ потребления художественных ценностей, способ самовыражения, творческого и художественного развития личности.

  3. Дать ценностное описание художественной самодеятельности и впервые анализ ее состояния распространить на вє.ь процесс, на выявление и разрешение противоречий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты диссертации внедрены в учебный процесс Краснодарского государственного института культуры и используются при прэзедении лекционных и семинарских занятий по курсам "Теория самодеятельного художественного творчества", "Марксистско-ленинская эстетика" и "Марксистско-ленинская философия". Материалы работы используотея при проведении лекционных и семинарских занятий по курсу "Этика и эстетика" на отделении "Культурная политика КПСС" в университете марксизма-ленинизма Краснодарского крайкома КПСС.

Результаты исследования могут быть использованы в преподавании вышеназванных дисциплин в высших и средних учебных заведениях, а также в разработке программы совершенствования деятельности учреждений культуры и искусства.

Апробация. Основные положения и результаты диссертационного исследования были доложены на научной конференции философского общества СССР '.духовная культура и формирование_личности" /г.Краснодар, 1989/; нанаучно-практической конференции кафедры теории и истории музыки МГИК по проблеме"Совершенствование системы и методов преподавания музыкально-теоретичес-

ких дисциплин и истории музыки в институтах культуры в рамках учебного плана и суиествущих программ /г.Москва, 19Є8/;!на заседании кафедры философии Краснодарского государственного института культуры /1989/.