Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гносеологическая проблематика искусства в эстетике Гегеля Туйцын, Юрий Владимирович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Туйцын, Юрий Владимирович. Гносеологическая проблематика искусства в эстетике Гегеля : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.04 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1990.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-6/994-8

Введение к работе

Актуальность исследуемой темы. Выяснение сущности феномена ворчества всегда было одной их самых трудных, но в то же время іажннх проблем философской науки. Несмотря на комплексный харак-'ер исследований творчества в последние десятилетия целым рядом ;исциплин, неизвестного содержания в данном вопросе все же гораз-;о больше, чем изученного.

Одним из перспективных путей в исследовании творческого процесса является рассмотрение его во взаимосвязи с познавательной ;еятельностыо. В истории философии, как известно, имели место по-1ытки противопоставить познание творческой деятельности, однако, ісє большее число исследователей приходят к выводу об их единст-' іє. Поэтому проблема творчества будет актуальной в науке до тех юр, пока будет изучаться познавательная деятельность человека.

Центральным и важным этот вопрос является и в эстетике. Изу-іая познавательные возможности искусства, философы глубже пости-ают закономерности художественного творчества. Искусство как ісобнй вид познавательной деятельности, (хотя и не сводится ценном к таковой) развивает творческие способности человека в спе-іифичеекой форме. Ввиду этого эстетика одновременно решает две адачи: выясняет как сущность художественного творчества, так и ворчества вообще.

Большое значение в изучении художественного творчества имеет смысление практики художественной деятельности и характера ее азвития. Примечательно в связи с этим переосмысление однобоко-енденциозного подхода к характеру художественного творчества, нтерес к нетрадиционным направлениям в искусстве. Эти тенденции ыдвигают актуальные задачи для общественных наук сконцентриро-ать свое внимание на более интенсивном изучении возможностей

проявления творческих способностей человека. В этих условиях возрастает интерес к проблемам творчества и познания в эстетике, учитывая ее методологическую роль для искусства.

Проблема познания и творчества в искусстве в свое время была рассмотрена Гегелем. Его "Лекции по эстетике" затрагивают практически все основные вопросы, волнующие эстетиков сегодня. Несмотря на то, что в его работах нет отдельных глав, посвященных процессу худоаественного творчества, представителю классической немецкой философии удалось создать целостную концепцию художественного творчества, имменентно содержащееся в его эстетике.

Гегель рассматривал искусство и как процесс творческого созидания прекрасного, и как процесс познания абсолютной идеи. Категории его эстетики являются ступенями познания истины в образах прекрасного и проявлением творческой деятельности. Поэтому представляется интересным рассмотреть взаимосвязь гносеологического и творческого аспектов изучения искусства в эстетике Гегеля.

Диалектическая эстетика немецкого философа глубоко проникла в сущность искусства. Ее актуальность сохраняется еще и потому, что в ней дана обстоятельная картина деятельностной природы художественного творчества, показана взаимосвязь свободы творчества в тесном переплетении с его духовным характером и отображением объективных потребностей развивающегося сознания.

Гегель был идеалистом, но его "Лекции по эстетике" понятны и близки диалектико-материалистическому прочтению. Возможно именно это обстоятельство имел ввиду Ф.Энгельс, когда писал К.Шмидту: "Когда Вы уае несколько вработаетесь в нее, то будете поражены" .

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 38. - С. 177.

зйствительно, даже если отвлечься от рассуадений о боге, абсо-ятноы духе и т.д., при углубленном изучении гегелевская эстетика редстает стройной, последовательной, целостной, всеохватывающей онцепцией, верно отрагавщей многие закономерности художествен-ого творчества. Поэтому эстетические взгляды Гегеля могут ока-ать методологическую помощь современным представителям этой нау-и.

Состояние исследования проблемы. К настоящему времени фило-:офское наследие Гегеля, в той числе его эстетика, изучены доста-очно обстоятельно. Необходимо отметить, что методологиееское іначєние в изучении и переосмыслении с материалистических позиций :ажных принципов эстетики немецкого мыслителя имеют труды класси-:ов марксизма-ленинизма.

В современный период основная часть работ в советской фило-:офской литературе, посвященная эстетике Гегеля, затрагивает волосы, связанные с освещением развития отдельных видов искусства, го идеи о прозаическом состоянии мира, взгляды философа на соот-ошение реалистического и условного в художественном творчестве, опросы периодизации истории искусства и многие другие. Общие ме-одологические вопросы, гегелевской гносеологической концепции ис-усства рассмотрены в работах М.Ф.Овсянникова, М.А.Лифшица, .Павлова, П.В.Копнина, Б.И.Кедрова, А.Я.Зися, Е.В.Волковой, .И.Шинкарука и ряда других авторов

1 Овсянников Ы.Ф* Философия Гегеля. - М., 1959; Павлов Тодор. б эстетике Гегеля. - София, 1974; Шинкорук В.И. Логика, диалекти-а и теория познания Гегеля. - Киев, 1964: Копнин П.В. Проблемы иалектики как логики и теории познания. (Избранные философ, рабо-ы). - М., 1982; Зись А.Я. К оценке гносеологической концепции ис-усства в эстетике Гегеля // Эстетика Гегеля и современность. -., 1984; Кедров Б.М.Е&инство диалектики, логики и теории позна-ия. - М., 1963; Лившиїі М.А. Эстетика Гегеля // Вопросы философии, 968. -М 4; Волкова Е.В. Эстетическая потребность в искусстве концепция Гегеля и современность) // Вестник МГУ. - Сер. УП, 988. - » 6.

Общепризнанным положением является то, что для Гегеля искусство - это презде всего познание. Философ расе:.-..тривал художественное творчество с позиции воплощения идеала, который понимался им как результат познания абсолютной идеи средствами искусства. Поэтому искусство предполагает познание идеала как наиболее совершенной модели явлений действительности.

Не подлекит сомнению и тот факт, что развитие искусства, по мнению Гегеля, предполагает противоречие мейду содержанием и формой художественного произведения. Однако причины различного разрешения противоречия ыеззду содержанием и формой произведения как в отдельном акте художественного творчества, так и в общеисторическом изменении искусства, в гегелевской эстетике исследованы еще недостаточно.

Исследование вопросов взаимосвязи познания и творчества, их соотношение с гегелевской концепцией искусства имеет место в ряде работ советских эстетиков (С.С.Гольдентрихт, А.В.Гулыга, Э.В.Ильенко, А.С.Мигунов, А.А.Оганов, Е.Г.Яковлев и др.). Но систематизированной работы, посвященной данному вопросу в гегелевской эстетике, в советской философской литературе не имеется.

Зарубежные авторы, исследующие гносеологическую проблематику в художественном творчестве, как правило, стремятся использовать отдельные идеи Гегеля для обоснования определенных течений современной идеалистической философии. Однако подобные работы нельзя считать фундаментальными исследованиями эстетики немецкого философа.

Наиболее объемными исследованиями гегелевской философии в англо-американской литературе является работы сторонников его концепции, таких как Г.Мур, В.Стейс, У.Кауфзшш, Д.Финдлей,

.Уоллесх. Им свойственен реинтерпретаторский характер рассютт->екім, кськентарии-и обоснование гегелевских философских и эсте-'ИЧЄСКИХ взглядов.

Более критичными исследования!*!! модно назвать работы Б.Кро-'са, Д.Намкнски, Э.Крейга, Д.Сейделя, Д.О'Брайена . В них рас-;цотрена историческая периодизация искусства, представленная Ге-злем, через связь с абсолютом, через деятельностнув пріфоду творчества, через становление человеческой свободы.

Задачи исследования:

показать взаимосвязь предкзта позканкя и предмета ТЕорче-;тса в искусстве в эстетике Гегеля;

рассмотреть гегелевский подход к анализу исторического становлення худозественного образа в связи с изменением способа воплощения идеала;

| - выяснить истоки гегелевского поиианкя деятельностной пр:!-роды творчества и искусстве;

определить гегелевский подход к сзогноггэниа свободы и объ-ектиЕНостп а художественно-творческой процессе;

еыяснить проблеш и проткворзчкя гносеологической и тзор-ческой концепций гегелевской эстетики;

  1. StaoeT7..2bo-?bL±losophy ot Hegel.- I>.X924:'.UurSO;H.S.Tho Игі-losonhy of Вейеі.- OxCord.I955j Saufiaaaa н.' Begei; A~Beinterpre-tation. - Э.Т. 1965; тМХау Л Hegeli ~A-Bd-Bz8fliaafcloa; -5. 1958} їїаІДдов TT; Keolegosena to the Btcdy of Hegel's Philosophy and EsDaeially of his bogio. - Osford. I95X.

  2. Croce B; History as the Story of liberty. - ЕІ І94І; Seidel 0. Activity aad SrotincU Piofcto-j Schoiliag and Hegel, -r H.Y. 1976;

Eaaiasfcy J.'Hegel'on Art;;Ад Interpratatioa of Hegel's Aestho-tieot - ff.T» 1962:-Ayer AiJ. PredOa aad !!orality and Other Essays. - Oxford. 198*; Craig S. the Hiad of Qod aad the Gorks of Нал. - Osford. 1987«

выявить философские принципы, которые обусловили противоречия гегелевской концепции художественного творчества;

показать значение Гегеля в обосновании гносеологического анализа искусства и в разработке теории творческой деятельности художника.

Научная новизна исследования. Научная новизна работы заключается в том, что в ней приводятся в единую концептуальную систе му сувдения Гегеля, по проблемам гносеологии искусства и художес венно-творческой деятельности. В работе сформулированы общие при ципы художественно-образного мышления, изложенные в трудах немец кого мыслителя.

Важным моментом исследования является рассмотрение в "Эстетике" Гегеля исторического становления художественного образа. С мечается, что своеобразие художественного образа в искусстве зависит не только от .соотношения содержания и формы-произведения, как указывают современные исследователи эстетики Гегеля, но еще от преимулественного использования одного из способов художестве ного познания - символизации, индивидуализации, типизации, идеализации. Вместе с изменением характера художественного позна ния, меняются характеристики художественного образа, что в свою очередь определяет тип художественного творчества.

В диссертации показано, что Гегель в искусстве отдавал пре; почтение художественной идеализации, которая, по его мнению, по: воляет добиться гармоничного сочетания сущности и явления, истины и красоты, т.е. вплотную приблизить произведение искусства к идеалу.

В диссертации акцентируется, что изначальная природа идеал! представляет собой понятие абсолютного духа. Однако содержание этого понятия в истории познания конкретизируется, считал Гегел:

ияя таким образом на содержание идеала. В сущностном плане идея рекрасного реализуется в любом акте творчества абсолютного духа, деал, по мнению философа, есть конкретное воплощение идеи. Позему, в диссертации показано, что идеал Гегель вынужден был пометить в действие и творчество художника, способного в конкретнее образах выразить истину, постигая таким путем абсолютную идею.

В диссертации доказывается, что Гегель не исключал прекрае-юе из природы, а утверждал ее духовную причинную обусловленность. Ізвестно, что данный вопрос в истории эстетики трактуется различна. Отмечается, что красота в природе является отнюдь не случай-ым, а вполне закономерным качеством, ибо природу Гегель рассмат-іивал как закономерный момент развития абсолютного духа.

Отмечается, что несмотря на стремление Гегеля показать закономерность осуществления абсолютного духа в искусстве, философ іактически доказывал направленность искусства к человеческому ха-іактеру, его способность раскрыть .духовное богатство человека в свободной художественно-творческой деятельности.

Анализ условий, определяющих тип художественного творчества > эстетике Гегеля способствует лучшему пониманию таких вопросов, ак: соотношение национального и общечеловеческого в искусстве, вязь исторического и актуального содержания в художественном роизведении, истоки объективности художественного творчества, оль индивидуальных качеств личности художника, зависимость худо» ественной манеры субъекта творчества от его нравственно-эстети-еской позиции.

Диссертация может быть плодотворно использована в переосмыс-ении негативного опыта преувеличения гносеологической природа скусства в советской эстетической науке.

Научно-практическая ценность исследования. Выводы, полученные в результате данного исследования, позволяют полноценнее осмыслить природу художественно-творческой деятельности, особенности художественного мышления, закономерности исторического развития искусства.

Материал диссертации может быть использован при чтении курса по эстетике, спецкурсов по истории эстетической мысли и теории культуры, по критике субъективистских интерпретаций гегелевской теории творчества, а также при подготовке учебно-методических пособий и рекомендаций.

Апробация работы. По теме диссертационного исследования были сделаны доклады на теоретических семинарах кафедры философии ГИТИСа, на аспирантской конференции ГИТИСа, на Всесоюзной аспирантской конференции в 1985 году в г.Казани. Диссертация обсуждалась и получила одобрение на заседании кафедры философии ГИТИСа в 1987 году и заседании кафедры эстетики МГУ в 1989 году. Содержание отражено в публикациях автора.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Работа содержит 143 страницы машинописного текста. Список литературы включает 193 наименования.