Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-эстетические проблемы свободы в процессе художественного творчества : (На материалах искусства С. Косенкова) Шевченко, Николай Ильич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевченко, Николай Ильич. Философско-эстетические проблемы свободы в процессе художественного творчества : (На материалах искусства С. Косенкова) : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.04 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1994.- 45 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-3/469-2

Введение к работе

Актуальность темы. Среди вопросов совершенствования процессов общественного развития, которые выдвигает жизнь в условиях демократических преобразования в нашей стране, внедрения рыночной экономики, важное место занимает теоретическое исследование проблем свободы и социальной ответственности субъекта деятельности в сфере не только материального, но и духовного производства, особенно в сфере худокественно-эстетическго творчества.

Наше общество, в недавнем прошлом больное тяжелым недугом С тоталитаризмом, демагогической трескотней, от которых в полной мере не избавилось еше и поныне), нуждается в окончательном освобождении от всего этого, в переосмыслении многих теоретических положений, не последнее место в которых занимают переосмысление понятия "свобода" и "социальная ответственность", глубокая научно-теоретическая проработка проблемы свободы и ответственности, в уяснение их роли и места в человеческой жизнедеятельности. Это - важный социальный заказ, выдвигаемый логикой развития самой жизни, имендим к этому отношение научным учреждениям и специалистам. Духовное и нравственное очищение, весьма актуальное и так необходимое нашему обществу, может произойти не только на основе изменения принципов развития экономики, но и на основе нового понимания и отношения к искусству, где реально пересекаются проблемы нравственности, гражданственности, мировоззрения, выбора ценностных ориентации, добра, справедливости, реализованных или нереализованных надежд. "Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение путем нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности" (15 - утверждает Ф.Шиллер.

Однако искусство может служить высоким нравственным чело-аеческим идеалам и художественно-эстетическим потребностям лицей, при условии, если художник, создаший его, будет свободен, а его творчество при этом будет ответственно. Это позволяет говорить диссертанту об актуализации исследования свободы и ответственности в художественном творчестве.

Искусство - особая сфера приложения человеком своих :ил. разума и таланта. Строго говоря, оно - процесс художес-

L) Разум сердца. М.: Политиздат.1994 - С. 58.

твенно-эстетической деятельности С творчества) и его результат. В ходе этого весьма специфического процесса, с помощь» художественно-образных средств с одной стороны, происходит освоение человеком окружащего его мира: с другой - на основе тех ке средств - осуществляется создание особого рода продуктов человеческой деятельности - произведений искусства.

В силу такой специфики освоения икра, как познание и преобразование его. а также специфичности продукта самой этой деятельности, указывает диссертант, в искусстве по-особому проявляются и функционируют свобода и социальная ответственность людей. При этом сохраняется все необходимые и наиболее важные для их существования общие закономерности и ролевые качества, которыми обладают эти социальные Феномены независимо от сфер человеческой деятельности, где они обнаруживаются.

Таким образом, в а к н о понять, отмечается диссертантом, с одной стороны, сущность, природу, законы возникновения и Функционирования свободы и ответственности человека в процессах деятельности в широкой ее понимании, а с другой - в специфической проявлении в такой сфере, в частности, как искусство.

Теоретическая разработка проблем свободы и социальной ответственности всегда сохраняла высокую актуальность, а потому постоянно привлекала внимание многих исследователей.

Как справедливо подчеркивает З.Г.Апресян, проблема свободы весьма "старая, как сама эстетика и вечно современная, актуальная..." С1> Ны найдем здесь значительный ряд имен исследователей этой проблемы: Ю. Алексеев. 3. Апресян. Г. Арвелад-зе. С.Арееладэе. Аристотель. В. Борщунов, Б. Вякин, М-Ганиев, 3. Геершкович. А.Гордиенко, Х-Гросман, Ю.Гусев, Ю. Давыдов, В.Дааыдович. ИДзеверин, В.Дмитриев. К.Долгов. Р. Донченко, Г. Дубов. А.Дубравин. А.Дымшиц. Г.Ермаш, А.Зись, З.Зорьянов, А. Караганов. ЛКорчевой. Л. Кочан, И.Крукс, В. Кучинский.М. Кузнецов. IL Лепеха, ІІЛоганов. Ю. Лукин. П. Медведев. П. Мезенцев. А.И*гроФанов. А-Михайлова. (({.Моисеев. К.Никонов. К. Новиков. Тр. Оганов. А-Пелин. С. Плотников. Н. Самойлова. Н. Семенкин, 3. Смирнова, В-Упорин, П. Федосеев. Н.Фокина, И. Черноуцан, Е. їїаблиновский. Н. Шамота» К. Шевченко. В. Щербина. Л.Юдке-вич. Е. Яковлев и многие другие.

Значительный интерес к проблем» свободы в западной буржуазной философе* проявляли, отмечено ь диссертации, сторонник*

1) Апресян З.Г. Свобода художественного творчества. М.: Искусство. 1385. - са

экзистенциализма, особенно его ведущие представители А. Камю, Г.Марсель, Ж.-П. Сартр. М.Хаядеггер. а также К.Ясперс. Среди представителей неофрейдизма значительный вклад в разработку этой пюблемы внес Э.Фромм.

В русской Философской мысли рубежа XIX - Ж веков в русле Формирования "нового религиозного сознания" проблемы свободы затрагивали Н.Бердяев. В.Розанов. В.Соловьев, П.Флоренский и' другие, а в материалистической Философии - В.Боровский, В.Ленин, А.Луначарский. М.Ольминский. В.Плеханов и многие другие.

Ответственность - не менее древняя и не менее актуальная проблема, чем свобода. Однако научный интерес к этой проблеме сложился сравнительно недавно. Вместе с тем. разработка ее велась интенсивно в различных направлениях, и в настоящее время здесь существует широкий круг литературы: НА. Алексеев, Е.Ануфриев. Г.Атаманчук. В.Афанасьев, В. Бору лин, В. Войкова, Л.Буева, З.Васина, О. Восков, Л. Грядунова, А.Дьяков, Г.Журавлев, Т.Заславский, А.Здравомыслов, Л.Зборовский, Л.Золотава, Е.Левченко, Н.Минкина. Н.С.Морозова, К.Муздыбаев, А-Пла-хотный. В.Соколов, Э.Соловьев, Э.СтарчевскиП, А.Титоренко, А-Харчев. О.Шликова, К.Шварцман, Н.Шевченко, А.Шишкин, Б.Шульц, Б.Яковлев и другие.СІ)

Согласно концепции, предложенной в диссертации, свобода и социальная ответственность как социальные Феномены объективно включены в систему зависимых отношений: субъект - потребность - деятельность - продукт деятельности, где они выполняют регулятивную роль в удовлетворении потребности результатами и продуктами труда. Поэтому возникает необходимость не только анализа и описания всей этой системы, но и изучения "поведения" потребности и деятельности, уяснения их сущности и объемов содержания понятий.

Исследованием потребности занимались Р.Гребенников, А.Здравомыслов, Б.Левин, А.Маргулис, В.Радаев, Н.Шевченко и другие. Среди зарубежных авторов - З.Фрейд, 3.Фромм, а также Г. Салливэн. пытавшийся установить зависимость между потребностями отдельной личности и всего общества и призывавший к изучению межличностных отношений людей.

Нельзя не отметить блестящие страницы З.Фрейда, в которых с позиции описания детских сексуальных переживаний автор пытается анализировать все творчество таких мастеров шедаой кисти и пера, как Леонардо да Винчи, Шекспир, Гете, Дэстоев-

1) Перечень работ других авторов дается в тексте диссертации и в прилагаемой к ней списке использованной литературы.

_ 4 -

екий. К сожалению, в данной работе научный интерес диссертанта лежит в целом за пределами поисков этого искусного аналитика. .

Между тем автор диссертации не может пройти мимо небольшой по объему работы Гастона Башяра ''Введение в библию Шагала" С Си.: Г. Башляр. Новый рационализм : Пер. с Фр.- М.'. Прогресс, 1987 - . С. 354- 367.), в которой реализуется методология анализа художественной потребности в творчестве "гениального худодаика".

Широкому познании подвергалась и деятельность. Среди значительного круга аитомз ь диссертации отмечается Л. Буева, Б.Галеев, В.Иванов, М.Каган. А.Леонтьева, С.Раппопорт. А. Сто-лович, Н.Шевченко, Е.Шевцов и многие другие.

В зарубежной филосоїші после И. Канта тема человеческой деятельности долго оставалась вне поля зрения. И только в конце XIX - нач. XX века интерес к ней возник у неокантианцев, но за пределами повседневной жизни, обыденного опыта и предметно-чувственной деятельности, к которым, якобы. Философия никакого отношения не имеет. Брешь здесь пробил А.Бергсон своим принципиально новым взглядом на взаимодействие познания и деятельности, а потом и Ф.Ницше. Но дальше всех в разработке проблем деятельности в зарубежной литературе пошли представители прагматизма, в частности им родоначальник Ч. Пирс, а также У.Джемс и особенно Дж.Дьюи.

Проблемами механизмов, побуждашик деятельность, занимались сторонники неоіївйдизма: К.Юнг, А.Адлер, К.Харни, Э.(йэомм, Г.Салливэн и другие.

В результате обобщения процессов исторического развития человеческого общества, нового взгляда на жизнь в нашей стране, теоретических разработок разных аспектов изучаемой литературы у диссертанта появилась возможность на новой основе подойти к определению понятий "свобода" и "социальная ответственность", а также связанных с ними понятия "потребность" и "деятельность".

В условиях еще недавней тотальной идеологической борьбы проблема свободы в искусстве трактовалась в духе ленинской статьи "Партийная организация и партийная литература". (1) Эта статья, как известно, давала своеобразное разъяснение того, как лонимапп- свободу творчества марксисты, партия пролетариата. В ней якобы с объективной беспристрастностью автор статьи подьерг "разоблачению" контрреволюционные претензии на

1) .Ленин В. И. Поли. собр. соч. - Т. 12. - С. 99-105.

свободу тех. кто имел иное ее понимание. В сути своей же В.Ленин в понимании свободы исходил не с научного, а с обыденного представления. Не свободен тот, кто зависим /например, от денежного мешка, подкупа и т.п./, а свободен - кто не зависим. С той же наивностью определяется и путь к свободе: уничтожить "денежный мешок", к чему, просто говоря.и сводилась главная задача пролетариата, всей революции. Границы решения проблемы свободы были строго очерчены и идеологически регламентированы. Это накладывало определенный отпечаток на последующее освещение проблемы. Исследователям приходилось часто лицемерить, а нередко по причинам стереотипности не замечать, что "король -гол".

Постановка проблемы свободы, вообще, и свободы творчества в частности, как некоторой независимости от чего-либо, считает диссертант, по меньшей мере некорректна. Ибо не в природной, не, тем более, в социальной среде никогда не существовало и не может существовать независимых явлений. Любой объект с той или иной необходимостью может выходить из-под влияния тех или иных зависимостей. Но как только это произошло, тут*же он становится уже зависимым от других явлений и объектов. И так без конца. Отсюда, считает диссертант, формируется важность переосмысления понятия "свобода". Свобода не может реально существовать ради себя самой. С объективной необходимостью она. по мнению диссертанта, должна играть определенную Функциональную роль, будучи включенной в какую-то, только ей присущую систему. А потому объективное . содержание» научный анализ требуют того, чтобы взглянуть на проблему свободы и с этой стороны, что с высокой убедительностью и показано диссертантом. Свобода субъекта предполагает необходимую его ответственность, следует из концепции работы. То есть ответственные зависимости шгут складываться только в процессе свободы и только - деятельности, так как деятельность - сущность человеческого существования. Стало быть , осознавая такую зависимость свободы и социальной ответственности и понимая диалектическую их связь, по мнению диссертанта, важно уяснить ролевое начало социальной ответственности. Но трудно будет решить этот вопрос, считает диссертант, если не попытаться уяс--ють: перед кем или, возможно, перед чем ответственен субъект. Если удастся понять, что субъект ответственен, главным образом, не перед третьим лицом, а перед самой деятельностью, в соторой субъект участвует, перед ее совершенством и ее результатами, то исследователь вправе не согласиться с бытующим «нением, что ответственность возникла с появлением

коллектива.CD Но в таком разе с объективной необходимость» по-новому автор призван переосмыслить генезис и деятельности. и ответственности, их сущность, природу и их понятие: найтк побудители деятельности, место и роль в этом ответственности V свободы. Понять и описать систему зависимых отношения: субъект - потребность - деятельность - свобода - ответственность -продукт деятельности.

Исследование этих социальных Феноменов может быть высокс значимым, доказывает диссертант, как в познавательном теоретико-методологическом, чах и в практическом, ( преобразовательном) плане обновления и социальной переориентации нашегс общества.

Важно знать, по мнении диссертанта, "поведение" свободы я социальной ответственности также и в специфических видах деятельности» в частности, в искусстве, в деятельности отдельно взятого художника. У исследователя - это творчество Станислава Косенкова, современного талантливого графика, серьезное исследование работ которого пока еще никем не проводилось.

Диссертант ставит основной целью исследование и разработку теоретико-методологических основ изучения свободы и социальной ответственности в процессе художественно-эстетического творчества, теоретический анализ их регулиру «щего воздействия в системе зависимых отношения: субъект - потребность -деятельность - продукт деятельности.

Учитывая многогранность, сложность и неразработанность проблемы в том аспекте, который диссертант взял для исследования, в работе реализацию поставленной цели он видит в решении следующих задач:

Во-первых, сформулировать систему зависимых отношений: проследить ее Функционирование на уровне общего, особенного и единичного:

Во-вторых, разработать научно-теоретические и методологические основы исследования свободы и социальной ответственности в художественно-эстетическом творчестве, на уровне общего, для чего:

1. Вначале уяснить понятия: "потребность" и "дея-

1) См. :Минкина Н. А. Воспитание ответственностью. - М. ."Высшая школа. 1990. С. 20-21.

тельность". их объективное содержание, сущность, генезис развития, а также методологические подколы исследования в русле сформулированной системы зависимых отношений.

  1. Переосмыслить творчество в плане уяснения его понятия, проблем и сущности, а также особенностей художественно-эстетического творчества как особого вида человеческой деятельности.

  2. Переосмыслить понятие "свободы", ее сущности и объективного содержания, в том числе свободы в художественно-эстетическом процессе на основе понимания ее роли в системе зависимых отношений.

  3. Вскрыть теоретические проблемы социальной ответственности, уяснить и переосмыслить ее понятие, сущность, истоки и принципы Формирования, особенности социальной ответственности художника.

В-третьих, теоретически рассмотреть художественно-эстетическое творчество как вид деятельности и удовлетворение потребности в искусстве, внутренние отношения, генезис и сущность, т. е.:

  1. Рассмотреть на уровне особенного эстетическую деятельность как" вид, сторону общечеловеческой деятельности в системе отношений потребностей и труда людей:

  2. Определить типологию видов эстетической деятельности:

  3. Определить общее, особенное и единичное в художественно-эстетическом творчестве (искусстве) как специфическом виде эстетической деятельности, его функционирование в сформулированной диссертантом системе отношений.

В-четвертых, на конкретном материале творчества Станислава Косенкова С1941 - 1993)' рассмотреть свободу художественной индивидуальности в системе отношений на уровне единичного:

  1. Определить биосоциальные и художественно - практические основы внутренней свободы художника: теоретико - методологический аспект;

  2. Выявить истоки свободы творческой индивидуальности при анализе становления творчества С.Косенкова:

  3. Исследовать внутреннюю (субъективную) свободу художника и ее реализацию в творчестве художника;

  4. Исследовать внешнюю С объективную) свободу художника и ее становление в процессе творчества С.Косенкова.

В-пятых, рассмотреть социальную ответственность в кудожественно-эстетическом творчестве и ее регулятивную роль в системе зависимых отношений на уровне единичного. С этой целью необходимо:

  1. Рассмотреть ответственность творческой личности в художественно-эстетическом процессе Сна основе анализа творчества конкретного художника - С. Косенкова):

  2. Выявить и раскрыть основные принципы Формирования и Функционирования социальной ответственности художника С анализ проводится на конкретном материале искусства СКосенкова):

  3. Исследовать талант как высшее проявление способности, ответственность таланта, ответственность и талант С. Косенкова:

  4. Выявить диалектику свободы и ответственности как ответственность свободы и свободу ответственного отношения художника в процессе творчества С теоретико-методологический и практический выход). Произвести поиск этого диалектического единства в искусстве С. Косенкова.

В-шестых, на базе теоретического анализа поставленных проблем предложить в заключение конкретные рекомендации по активизации научно—исследовательской работы в области изучения свободы и социальной ответственности художественного творчества.

В диссертации, таким образои, дается ФилосоФско-эстети-ческий анализ свободы и социальной ответственности художественного творчества. Свобода и социальная ответственность раскрываются на уровнях общего, особенного и единичного как сложные социальные феномены, обладающие интегра-тивными качествами и выполняющие регулятивную роль в системе зависимых отношения: субьект - потребность - деятельность - продукт деятельности.

Прослеживаются.истоки свободы'и социальной ответственности, генетические связи, принципы формирования и функционирования их. На основе теоретического анализа осуществляется критика положений, которые, по мнению автора, того заслуживают. В этой связи в диссертации производится переосмысление таких понятий, как : "потребность", "деятельность", "свобода", "творчество", "новое", "старое", дается уточнение понятий' "ответственность", "эстетическое", "художественное", "искусство". Создается теоретическая модель системы зависимых отношений: субъект - потребность - деятельность - ответственность - свобода - продукт деятельности и ее функциональных зависимостей. Данная модель воспроизводится в Философском знании (общее), в Философско - эстетическом (особенное) и художественно-эстетическом (единичное).

Теоретические положения, сформированные в работе, применены в ней же для анализа художественной индивидуальности, творчества конкретного художника, в частности - современного русского графика Станислава Косенкова.

Теоретическая значимость и практическая ценность исследования состоит в том, что выводы предлагаемой работы вносят качественно новые элементы в знание при уяснении свободы творчества и социальной ответственности художника. Они могут быть использованы в дальнейших исследованиях в области Философии, эстетики и искусствознания, а также в преподавательской и художественной практике.

Методологическую основу исследования составили Философские положения об общем - особенном - единичном, теория эволюционного развития человека, диалектико-материалистические законы и принципы, системный подход и аналитико-критические приемы.

В работе широко использован художественно-практический материал С. Косенкова, его теоретические размышления об искусстве и его общественном назначении . Все это в научно-теоретический оборот вводится впервые.

Научная новизна исследования. Проводя Философский анализ свободы в процессе художественного творчества, автор диссертационного исследования впервые исходит из того, что свобода, как социальный Феномен включена в систему зависимых отношений: художник - художественно-эстетическая потребность - творчество - творческая свобода - социальная ответственность художника - произведение искусства. В этой системе зависимых отношений, по мнению автора, свобода является тем необходимым условием, при котором наступает адекватность между создаваемыми произведениями искусства и художественно-эстетическими потребностями людей. Иными словами, произведения искусства созданные художником а состоянии творческой свободы, с большей степенью вероятности могут удовлетворять ту потребность, которая вызвала данный творческий процесс.

Новым в работе является также и то, что в исследуемой системе зависимых отношений уясняется роль социальной ответственности художника. По доказательству автора, она выражается в том. что в неизбежном единстве с творческой свободой социальная ответственность тоже участвует в процессе постижения

адекватности между художником, его потребностями и произведениями искусства, ставшими результатом' побудительных действий этик потребностей.

К научной новизне следует отнести и то. что в работе исследуется диалектическое соотношение творческой свободы и социальной ответственности художника. По мнению автора, оно состоит в том, что при достижении удовлетворения художественных потребностей созданными произведениями искусства свобода художника должна быть ответственной, а социальная ответственность его - свободной. Это теоретическое положение получило свое подтверждение в результате анализа автором творческого наследия конкретного художника.

Новизной, по мнению диссертанта, следует признать уже само формулирование и описание системы зависимых отношений, которая автором работы представляется в начале на уровне общего как субъект - потребность - деятельность - свобода - социальная ответственность - продукт деятельности . Затем проявление и функционирование этой системы прослеживается на уровне особенного. В качестве последнего избирается сфера эстетической деятельности. При этом система зависимых отношений предстает перед нами как: субъект - эстетическая потребность - эстетическая деятельность -свобода эстетической деятельности - социальная ответственность субъекта эстетической деятельности - продукт эстетической деятельности.

И это еще не все. Проявление и функционирование системы зависимых отношений, сформулированных автором, уясняется и на уровне единичного. На основе логических подходов и анализа видов эстетической деятельности в качестве единичного здесь избирается художественно-эстетическая деятельность С искусство). В соответствии с этим, в результате сформировавшихся художественно-эстетических потребностей и их развития, по мнению автора, произошло становление художественно-эстетических субъектов - художников. Эта система зависимых отношений предстает теперь как художник - художественно-эстетическая потребность - художественно-эстетическое творчество - творческая свобода - социальная ответственность художника - произведение искусства.

Автор не ограничивается абстрактно-логическим уровнем исследования системы зависимых отношений, а переходит с чисто теоретического на теоретико-практический уровень и прослеживает Функционирование ее в ходе анализа творчества отдельного художника. Для этого избран современный русский график, вписавший яркую страницу в историю отечественного и мирового

изобразительного искусства, на сегодняшний день еще мало исследованный - Станислав Степанович Косенков.

Научной новизной может явиться здесь не только исследование своей собственной теории при анализе 'художественного творчества как сферы проявления специфических потребностей по-особому сформированного творческого субъекта, а главным образом то, что в научный оборот вводится значительный художественный пласт в человеческой культуре, который составляет творческое наследие этого талантливого художника.

Ввиду того, что Формулирование системы зависимых отношения, ее осмысление и теоретическое обоснование потребовало нетрадиционных подходов в трактовке потребности, деятельности, свободы и социальной ответственности, в работе было проведено переосмысление понятий этих социальных Феноменов.

Автор отказывается от традиционно сложившегося представления о том. что потребность выражает нужду в чем-то. Содержание этого понятия шире и имеет иную функциональную направленность сам Феномен. Это понятие выражает качественное проявление необходимости на уровне Функциональной жизненности, является, полагает автор, совокупностью объективных закономерностей, обуславливающих жизнедействие био-, биосошю-С человек) и социальных (общество) систем. Главное, к чему сводится функциональная роль потребности - это выступать побудителем к деятельности названный систем, для получения продукта действия с целью удовлетворения самое себя, чем и обеспечивать жиэнесу-ществование системы, имеюаей наличность - потребность. В этом состоит сущность потребности. Сущностью художественной потребности является акт постоянного побуждения художника к творческому процессу.

Своеобразно автором трактуется представление о деятельности. Вопреки сложившемуся мнению, что деятельность есть выражение проявленной активности социальным субъектом, в исследовании прослеживается органическая связь деятельности с потребностью. Деятельность как направленный и планомерный С дозированный) процесс действия С интерпретация автора), возникает во всех жизненесущих системах, с момента возникновения в них потребности к поддержанию жизни. Новизна здесь не в расши-рительности представлений о деятельности, а В утверждении того, что:

а) деятельность есть результат побудительной активности
потребности к обеспечению жизнесуществования био-, биосо-
циоС человек), а также сошосистем С общество):

б) в сущности своей выражает процесс направленного» пла-

номерного С дозированного) действия:

в) этот процесс усложняется по мере усложнения организа
ции жизненесущих систем и их отражательных свойств:

г) по мере Формирования целеполагателъных свойств челове
ка сложилась целенаправленная деятельность, свойственная лю
дям. В ней-то и выражается социальная активность, аналогично -
инстинктивная, вызываемая потребностями такого же свойства
(инстинктивные животные). И доинстинктивные живые существа и
простейшие клеточные образования совершают деятельность, по
буждаемую доинстинктивными потребностями. Движителями такой
деятельности является раздражимость как простейшая Форма отра
жения.

Художественно-эстетическая потребность возникла и развилась как специфическая потребность, во-первых, в результате эволюции общечеловеческой и эстетической деятельности на базе Формировавшихся эстетических и художественных потребностей и интересов к этой сфере человеческого труда и окружающему миру, во-вторых - в результате освоения этого мира, выражения отношения к нему, а также утверждения в этом мире человека путем эстетического и художественного преобразования и изменения его. Главную, определяющую роль в этом развитии, в возникновении искусства сыграли художественные и эстетические потребности и интересы, дифференцировавшиеся на основе материально-производственных потребностей и интересов, подтверждает автор, исходя из новых теоретических посылов.

При осмыслении эстетической деятельности, автор стремясь найти ее истоки, доказывает, что теория оперативных свойств психики, которая обосновывает начало орудийной деятельности, может быть использована для доказательства и начала деятельности эстетической. Во-первых, в известной теории автору удалось найти новый акцент, а во-вторых, распространить эту теорию на поиск доказательных начал эстетического сознания и эстетического труда, что может быть отнесено также к научной новизне.

Новым может быть признано не только осмысление функциональной включенности свободы в систему зависимых отношений и регулятивной роли ее в этой системе, но, главным образом, переосмысление свободы на иных теоретических подходах. Автор стремится преодолеть традиционное представление о свободе как какой-то независимости на том основании, что в мире нет независимых сущностей и все в мире вещей и понятий взаимозависимо. Свобода не тождественна независимости. Творческую свободу художник обретает на основе врожденной художественной способное-

ти. а) путем приобретения необходимых художественных знания и навыков. 63 через познание необходимости С природной и исторической), получая при этом возможность выбора в процессе творчества нужных путей,, средств и методов в достижении творческой цели, в удовлетворении художественно-эстетической потребности.

Рассматривая' социальную ответственность художника включенной в систему зависимых отношений и исследуя ее Функциональную роль в этой системе, автор не ограничивается этим: на новых подходах доказывается, что человек социально ответственен прежде всего перед своей потребностью, перед профессиональностью своей деятельности. А стало быть, ответственность могла зародиться не в ходе коллективного труда, как принято считать, а в процессе изначальной орудийной деятельности. Ибо совершенствуя орудийное производство, достигая успеха в изготовлении орудия труда, первобытный человек уже тогда с необходимостью должен был относиться к этому ответственно. Этот принцип в основном всегда лежал и продолжает находиться в основании Формирующейся социальной ответственности, убедительно доказывается автором, что не может быть не отнесено к научной новизне.

Социальная ответственность художника, доказывает автор, формируется на основе трех групп принципов: общеэстетических, общественно-регулятивных и художественно-творческих. Эти принципы, сформулированные автором, широко описаны в работе и тоже составляют новизну исследования.

Наряду с этим определены новые подходы в осмыслении категорий "эстетическое", "гармония", "творчество" и "талант".

На защиту выносятся следующие, имепоие новизну, результаты:

в работе создана теоретическая модель системы зависимых отношений: субъект - потребность - деятельность - ответственность - свобода - продукт деятельности, показана Функционально-регулятивная роль свободы и ответственности в поддержании жизнеспособности этой системы, в удовлетворении потребности:

определен статус свободы и ответственности как социальных Феноменов:

рассмотрен гносеологический срез искомой системы, всех ее элементов, что побудило автора к определению сущности и переосмыслению понятий "потребность", "деятельность", "свобода" и "ответственность", а также "художественно-эстетическая потребность", "творчество", "свобода творчества", "социальная от-

ветственность художника":

- в процессе анализа всей системы и ее элементов дано ан
тологическое рассмотрение этой системы, исследованы генезис
потребности, деятельности, свободы и ответственности;

- проведена систематизация и типологиэация потребности и деятельности в генетическом срезе Сдоинстинктивные, инстинктивные и неинстинктивные (человеческие)), в предметно-бытовом С человеческие, как общие), эстетические, как особенные; художественно-эстетические, как единичные; определены они и по принципу субстрактности (материальные и духовные) :

- впервые дается целостный структурно-функциональный
анализ системы: субъект - потребность - деятельность - ответ
ственность - свобода - продукт деятельности применительно к
художественному творчеству на материалах искусства талантливо
го современного графика Станислава Косенкова: богатое художес
твенно-практическое и теоретическое наследие художника в науч
но-теоретический оборот вводится впервые:

раскрывается сущность свободы и ответственности художника, их соотношение и диалектическое единство:

подвергается анализу роль свободы и социальной ответственности в художественно-эстетическом творчестве через осмысление взаимодействующей системы потребностей, деятельности и продуктов деятельности художника;

- иэлагакл-ся основные принципы Формирования и функциони
рования социальной ответственности художника, дается их типо-
логизация:

- наряду с уточнением и переосмыслением ряда понятий да
ны их деФениции (свыше тридцати), использованные в диссерта
ции и автореферате.

Научно-практическаязначимост ь исследования. Теоретико-методологическое значение диссертации автор видит в том. что сформулированные в ней итоговые выводы, обобщения и практические рекомендации могут способствовать повышению эффективности теоретических исследований свободы и социальной ответственности в процессе художественно-эстетического творчества, дальнейшей разработке потребности и художественной деятельности в условиях Формирования в стране рыночной экономики, духовного возрождения нашего общества.

Содержащиеся в диссертации научно-практические выводы и рекомендации могут быть использованы в непосредственном творчестве: в Формировании ответственных отношений творцов искусства, в повышении художественных достоинств и эстетической зна-

чимости произведений искусства, в переосмыслении свободы творчества и реализации ее в художественно-творческом процессе.

Рекомендации и выводы, к которым пришел диссертант, могут быть использованы в учебно-образовательной и воспитательной работе в вузам, техникумах, училищах художественного профиля и общеобразовательных школах при чтении нормативных курсов, а также спецкурсов по Философии, эстетике и искусствознанию, при изучении педагогики.

Выводы могут быть использованы в музейной практике при Формировании выставок, составлении каталогов и проспектов, при освещении выставок экскурсоводами и критиками.

Апробация работ ы. Исследование было обсуждено на кафедре Философии Белгородской государственной технологической академии строительных материалов, но главным образом на каФедре эстетики МГУ. Основные теоретические положения диссертации изложены в монографиях, брошюрах и тезисах [1-193.

Структура и обьем работы

Специфика комплексного изучения проблем свободы и социальной ответственности в художественно-эстетическом процессе: на материалах искусства СКосенкова определили логику исследования и структуру диссертации. Она состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.