Введение к работе
Феноменология занимает видное место среди зарубежных эстетических теорий, является одной из ведущих в современных исследованиях. Знакомство с феноменологической эстетикой является необходимым для понимания и объяснения эстетической мысли XX века.
Диссертация посвящена феноменологической концепции непосредственного познания и ее влиянию на эстетику Романа Ингарде-на (1893-1970) - одного из выдающихся учеников Э.Гуссерля, достигшего мирового признания в философии и эстетике. Ингарден не только блестяще применил феноменологические методы, но и развил их и усовершенствовал. Оригинальность проведенных польокигл философом исследований и полученных результатов не имеет аналогов в традиционной классической эстетике. Оригинальность его взглядов истекает из специфики феноменологической методологии, ориенти- . руицейся на непосредственный опыт и опиращейоя на соответствующие познания сущности человеческого сознания. Без учета специфики феноменологического подхода невозможно правильно оценить эстетику Ингардена, вникнуть в глубину исследований, уяснить пути ее познания,
Актуальность избранной теш обусловлена, во - п е р в ы х, тем, что применение феноменологических методов в современной филосовии расширяется. Эстетика Ингардена, получившая всемирное признание и удачно применившая эти методы в нашей стране, по сей день мало изучена, а существующие исследования недостаточно раскрывают и учитывают специфику феноменологического философствования. На наш взгляд феноменологические методы & ингарденов-ские достижения могут быть полезны в решении современных проблем эстетики.
Во-вторых, изучение эстетического наследия йнгар-дена важно для понимания истории современной феноменологической эстетики как определенного этапа. Эстетические концепции и теории философа представляют собой одну из интереснейших рефлексий современной зарубежной эстетики.
В-третьих, Р.Ингарден как представитель феноменологической эстетики решает ряд проблем, которые до сих пор не получили освещения в марксистской эстетике; например, перевод непосредственного эстетического опыта на язык абстрактных понятий, теория онтологии искусства. Употребляемые методы .феноменологического анализа и описания удачно раскрывают структуру произведений искусства, специфику эстетической процессуальности, эстетических ценностей. Подобный опыт, безусловно; заслуживает пристального внимания.
В-четвертых, Ингарденовский эпистемологически--онтологический анализ произведений искусства нацелен на позна-. ние продуктов культуры, глобальное их осмысление.
В-пятых, в настоящее время возросла потребность к позитивной оценке феноменологического подхода, в выявлении его возможностей, переосмыслении того, что долго подвергалось критике, отбрасывалось. Использовавшиеся философом методы непосредственного познания позволяют эстетической мысли двигаться в самых неожиданных направлениях и давать эффективные результаты.' Они обеспечивают пластичность исследования, исключают сползание к старым, неработающим стереотипам мышления, к метафизике, требуют опираться на непосредственный эмпирический опыт, на собственное постижение эстетического знания об исследуемом объекте.
Эстетическое наследие Ингардена составляют: монографии, многочисленные статьи и рецензии. В диссертации основное внима-
ниє уделяется следующим трудам: "Исследования по эстетике", "О литературном произведении", "О познании литературного произведения", "Переживание. Произведение. Ценность", "Доклады и дискуссии по эстетике".
Степень изученности проблемы. Из-за ряда объективных причин в марксистско-ленинской философии интуитивные, непосредственные формы познания подвергались критике как ненаучные и мистические, в силу чего эстетические воззрения Ингардена на искусство трактовались нак противоречащие реалистической концепции. Ученые, придерживающиеся упрощенных взглядов на интуитивное познание, не замечали позитивных его моментов. Б позитивном плане феноменологическая методология освещается в раоотах Г.Шпе-та , Н.В.МотрошиловоЙ, К.А.Свасьяна8 и других. Теория литера-
турного произведения затрагивается К.Долговым, вопрос интенцио-
1 R.Ingarden, studia a estetyki, T.l. 1957. Т.2. 1958, 1іЗ.
1970. Warszawa.
2 0 dziela literaokim. Warszawa. 1960,
* 0 poznawaniu dziela literackiego. Warszawa. 1976. ^ Przezycie. Dzielp. Wartoac. Krakow. 1966.
5 Wyklady і dyskusje z estetyki. Warszawa. 1981.
6 Г.Шпет. Явление и смысл. Москва, 1914.
7 Н.В.Мотрошилова. Принципы и противоречия феноменологической
философии. Москва. IS68. Специфика феноменологического
метода // Критика феноменологического направления современ
ной буржуазной философии. Рига, 1981. //
8 К.А.Свасьян. Феноменологическое познание. Ереван, 1987.
9 К.Долгов. Феноменология литературы Р.Ингардена // Контекст.
1972. М., 1973. // .
наявного бытия - Ю.Й.МатьюсойГ, онтология ценности - Т.А.Содей-кой , эстетическая концепция - Д.Юаниным, теория музыкального произведения - Е.Г.Гуренко , общую оценку эстетики дает В.Разумный .
Изучением наследия Ингардена интенсивно занимаются польс-кие философы. Эстетике посвящена монография А.Щепанской , познавательным методам литературных произведений - монография Б.Котовой , методологии - докторская диссертация Я.В.Сарны . Уместно отметить специальный сборник статей, немалая часть которых касается эстетики Р.Ингардена. Авторы сборника, в ЧаСТ-ности, теории искусства освещает - М.Ризер , проблемы живописи - Й.Паточка , вопросы эстетических ценностей - М.Голашевска ,
Ю.Й.ІЛатьюс. Проблема интенциональности в эстетике Ингардена. Канд. дисс, Рига, 1975.
Т.А.Содейка. Феноменологическая онтология Р.Ингардена. Канд.
ДИСС, ВИЛЬНЮС, I982.T.Sodeika "Vertybe kaip ontologine prob-leraa R.Ingardeno fenomenologijoje.Z/Pro'blemos. 1980-25 Vilnius//.
Д.М.Хашш. Эстетическая концепция Р.Ингардена и ее анализ в современной эстетике // Вопросы философии, 1984, К7. [J
Е.Г.Гуренко. Проблемы художественной интерпретации. Новосибирск. 1982.
5 В.Разумный. Предисловие //Р.Ингарден "Исследование по эстетике" Москва, 1962 //
A.Szczepanska. Estetyka Romana Ingardena, Yferszawa. 1989«
B.Kotova, Zalozenia filozoficzne programu badan literackich
R.Ingardena. V.'arszawa-Poznan. 1980.
8 Я.В.Сарна. Критические исследования феноменологии Р.Ингардена. докт. дисс. Москва, 1985.
M.Rieser. Jtomana Ingardena filozofia sztuki, //Penpmenologia Romana Ingardena "Studia z estetyki" V/. 1972. //
J.Patocka. Uwo^i о Hoinana Ingardena filozafii obrazu.//Fenome-nologia.,,//
M.Golaszewska. Ingardenowski swiat vvartosci. //Penonenolo-gia...//
т о
А.Венгжецки , В.Цихонь , проблему-литературной метафоры - Э.Со-ва . Исследования польских ученых надо оценивать положительно.
Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью ставили выявление специфики интуитивных феноменологических методов, которые непосредственно применяются Ингарденом в исследовании эстетических явлений и. объектов. Одновременно стремились показать оригинальность и значимость результатов в области эстетики. Для достижения поставленных целей наметили решение следующих задач:
. - осветить непосредственные- интуитивные методы как основу феноменологической методологии,
выявить специфику феноменологических методов и процедур,
определить структуру "феноменологического" феномена сознания,
выяснить исходные теоретические точки эстетики Ингарде-на,
-проанализировать концепции, касающиеся эстетических актов (эстетической процессуальности),
- рассмотреть теорию эстетической ценности, конкретизации
произведения искусства.
Методологическую основу диссертационного исследования составляет исторический и аналитический подход. Сущность эстетических теорий и концепций Ингардена рассматривается изнутри, ана-
A.Wggrzeoki. О obsoliutnosci wartosoi etycznych і estetyoz-nyoh //Fenomenologia..«//
W.Ciohon. W sprawie relatyvmoaoi wartosoi, //Fenomenologia...//
B.Sowa. Problem literackiej metafory. //Fenomenologia,..//
литически, имея в виду феноменологический образ мышления. Сознательно они не рассматриваются с позиций философии маркоизма; специфика феноменологической логики вряд ли может быть адекватно понята в сравнении. В ходе исследования опирались на оценочные положения таких гсследователей феноменологии, как Г.Шпет, Н.В.Мотрошилова, К.А.Свасьян, В.И.Молчанов, КЛЛартель. При анализе теории интуиции обращались к работам Н.О.Лосского. В.Ф.Асмуса, Ю.Н.Давыдова, В.Сеземана. Однако основное внимание уделяли трудам Э.Гуссерля и Р.Ингардена.
Научная новизна работы исходит из выбранного аспекта исследования, из установки на выявление непосредственных форм познания, их эффективности в оценке эстетических явлений. В таком ракурсе эстетическое наследие Р.Ингардена не рассматривалось ни в зарубежной, ни в советской эстетике. Отличительные особенности выполненной работы заключаются в том, что:
методы феноменологического анализа и описания рассматриваются в связи с проблемами эстетики,
интуиция понимается диссертантом как-универсальная способность познания, подчеркивается ее роль в эстетическом отношении .и тем самым ее возможности в познании этого отношения,
в познавательном процессе акцентируются синтезирующие свойства интуиция, ее равнозначность с интеллектом и разумом, а в эстетическом отношении - ее "схватывающие" и творческие свойства,
акцентируется значимость феноменологических непосредственно-интуитивных процедур,
выявляется структура "эстетического" феномена по аналогии с "феноменологическим" феноменом,
феноменологические процедуры понимаются как средство в
переводе непосредственного эстетического опыта на' логический язык теорий,
освещается понимание предмета эстетики и эстетического предмета Р.Ингардена,
дается анализ концепции эстетического переживания, эстетической оценки, эстетической ценности,
рассматриваются теория конкретизации произведения искусства, вопрос интенционального эстетического бытия.
Научно-практическую ценность диссертационного исследования видим, в том, что ее материалн могут быть использованы в разработке спецкурсов, в лекциях по истории зарубежной эстетики, по теории эстетики. Знакомство с интуитивными методами феноменологии должно послужить расширению круга методов познания в эстетике, а тем самым и проникновению в еще неизученные сферы эстетического бытия. Проанализированные наїли феноменологические методы могут быть применены и в познании феноменов и объектов культуры.
Апробация работы. Диссертация обсуадена на заседании кафедры марксистско-ленинской эотетики философского факультета МГУ им.М.В.Ломоносова II декабря 1989 года и рекомендована к защите. Основные ее идеи и положения изложены в статье "О феноменологическом познании красоты" в журнале "Крантай" ("Берега") 1989 г., №11), а также в депонированной статье "Итуити-вистские течения в эстетике" (в сб. "Художественная культура: вопросы теории и истории", АН СССР ИНИОН, №39691. 1989 г.).
_ Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Содерлание изложено на 147 страницах машинописного текста. Список литературы включает 127 названий.