Введение к работе
Актуальность проблема.Появление настоящей диссертации продиктовано потребностями дальнейшего изучения диалектики национального и интернационального, перспективами развития национальных культур в различных республиках. Актуальность выбранной темы мотивируется возрастающим значением литературных взаимосвязей, сложным и противоречивым воздействием интернациональных процеосов на специфичность национальных литератур.
Азербайдйакзкая советская литература бС-70-х годов составляет ваьный этап в процессе ее развития не только в отношении идейного содержания и художественной формы, но и а об-щеэстетическоы плане. Национальное в литературе и искусстве
"Литературная газета", 1988,24 августа.
обретает эстетическую значимость только е то;.' случае, когда кудодестьенчо осмысляются различные, сферы народной жизни как определяющие его историческую устойчивость. Речь в данном случае идет об осооои мере единства человека и социума /этносопиума/, которое еімеляєтся и на уровне национального дольклора, национальных обычаег и традиций, и на уровне современной социальной жизни.При этом "историческая устойчивость" не исключает исторические изменения национальной жизни, благодаря чему в различные эпохи меняется национальная эстетическая доминанта * что и фиксируется эстетикой как наукой;"современная эстетика развивается и обогащается, опираясь на достижения не только отдельных еидое искусства, но в всех форм .и канров с учетом границ их художественных возиожностей .
. Аетор диссертации показывает, что в азербайджанской советской литературе GO-70-x годов интернациональные тенденции получают новий иі/пульс не за счет отказа от нашюнзльно-спени}".-ческого, а за счет преодоления декоративно-орнаментального понимания национального. Данная идея представляется особенно важной на современном этапе, когда происходит переосмысление, ры-работка новых подходов к эстетической сущности национального и интернационального в.. искусства и литературе. Современным исследователям приходится'считаться с интернационализацией литературных канров в контексте мировой литературы. В частности, такие представители современного мирового романа как ДкоЗо, Сартр,Камю, Кафка, Маркес, Айтматов и другие, оказывают мощное клтакле ча различные национальные литературы, в тон числе и азербачдг.эя-
" Курбанов Б.О. Взаимосвязь музыки и литературы. Гаку, Г."72, с.133.
скую. Если говорить более конкретно, то следует признать воздействие эстетики "магического реализма", наиболее характерной дл;і поэтики латиноамериканского романа, позволившей азербайджанским писателям по-новому прочесть сфокусированный в национальных мифах и национальном фольклоре, архаический уклад жизни.
Цели и задачи исследования. Современная эпоха - эпоха перестройки и гласности - потребовала новой интерпретации казалось би известных литературно-эстетических ЯЕЛЄНИЙ. С этой точки зрения основная цель исследования заключается в анализе характерных черт национального и интернационального в азербайджанской литературе 60-70-х годов в свете современных научно-теоретических подходов.
Что касается глзеных задач исследования, то они в первую очередь связаны с анализом'неразрывной связи между национальным и интернациональным, иными словами показом того, как одно и то же литературно-худолестненное явление предстает как различные стороны единого диалектического процесса. При этом автор понимает, что сегодня требуются не готовые схемы и декларации, а анализ противоречий самого процесса. Следует при-знавь, что возможно настоящая диосертация и не свободна от известных стереотипов,, сложившихся постулатов прежней научно-теоретической литературы.Вместе с тем автор настоящей диссертации в границах своих скромных возможностей стремился по-новому осмыслить важный этап истории азербайджанской советской литературы с позиций марксистской эстетики и тем самым Енести свою лепту в новые концепции взаимосвязи национального
- ? -
и интернационального е литературе и искусстве.
Научнзя новизна диссертации. Прежде есєго отметим, что
азербайджанская литература 60-70-х годов впервые специально
и системно исследуется в аспекте единства национального и ин
тернационального. Непосредственная se новизна работы заключа
ется е новых подходах как в об-е^илосо^ском, так и в эстети-
ко художественном планах, ot5y слов ленных радикальными измене
ниями нашей общестгенно2 іійзни. ilpn этом именно "национальный
вопрос","национальная идеД" стали средоточием острых теорети
ческих дискуссий а споров. «
Следует отметить, что в исследуемый пзриод на страницах литературной периодики широко дебатировались различные проявления национального как в мировоззренческом, так и в художественном плане. В диссертации по-ноЕому переосмысляются оти дискуссии, подчеркивается, -что они ео-уногом подготовила почву для современного прочтения национального в искусстве.
ha конкретных nj: иберах автором обосновывается ычсль о там, что в азербайджанской литературе 60-70-х годов национальное проявляется не е традиционном, каноническом значении, а в намерении преодолеть эпигонство, сломать обветшалые каноны, и одновременно, б традициях прошлого обнаружить новые тсуы, но-вь;е образы, ноЕие худомстЕенно-выразителыша средства. U этом смысле к изеєстной трудности Еыработкя строгих дескрипций по поводу национального, невозможности выделения чистой, бен примесей национальной "материи", прибавляется своеобразие худс-хе-сте нного опыта, где отход от канонического с одной сторони к иновационные процессы с другой, декларируются как возвращенце к
- 8 -подлинно национальному, противопоставленному вульгарным спекуляциям на внешней этнографичности.
Обосновывая свои положения, диссертант отмечает, что е общинультурном плане творческое развитие национальных традиций особенно ярко проявилось в прозе рассматриваемого периода, которая развивала лучшие традиции своих предшественников - принципы гуманизма, подлинного человеколюбая, социальной ангажированности, просветительской устремленности.
Предмет исследования. Поскольку настоящая диссертация написана не в литературоведческом аспекте, диссертант не ставал целью исследогать литературу отмеченного периода полно и всесторонне. Предметом исследования выбраны наиболее типические произведения, относящиеся к различным литературным жанрам.
Методологическув основу диссертации составляет марксист-око-ленинское учение о нациях и о соотношении национального и общечеловеческого в культуре. Отправным пунктом исследования взяты положения В.И.Ленина по национальному вопросу, а также наиболее серьезные и пршщиниальные работы советских ученых по национальному вопросу, написанные в послеперэстроечный период.
Практическая вначиуооть исследования. Настоящая диссертация может оказаться полезной для пропагандистов и лекторов, а танке других идеологических'работников, сопрйкасаицихся с проблемами воспитания..- -''.'--, ' ';..
Эпоха переотройки выдвигает новую концепцию истории национальных литераті'р.В связи с атиы будет вырабатываться новая концепция история национальной литературы и истории национаяьг
ной культуры. Настоящая работа может оказаться определенным подспорьем в создании подобных работ.
Наконец, отдельные положения и выводы диссертации могут быть использованы в прёп'одовании истории азербайджанской советской литературы, при создании спецкурсов по национальному своеобразию художественной литературы и в семинарской работе со студентами на кафедрах эстетики, теории литературы и т.д.
Апробация работы.. Диссевтэдая написана и обсуждена г отделе эстетики и теории культуры Института философии и права 'Азербайджана / до мая 1990 года - отдел' эстетики и этики/. Отдельные положения диссертации были опубликованы в республиканской печати, а также представлены в тезисах докладов, прочитанных на научных коніерзнцаях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двуу глав, заключения и списка использованной лит. ратуры.