Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Человек как эстетический феномен Гогуадзе, Вахтанг Власович

Человек как эстетический феномен
<
Человек как эстетический феномен Человек как эстетический феномен Человек как эстетический феномен Человек как эстетический феномен Человек как эстетический феномен Человек как эстетический феномен Человек как эстетический феномен
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гогуадзе, Вахтанг Власович. Человек как эстетический феномен : Дис. ... д-ра философские науки : 09.00.04.-

Содержание к диссертации

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 5

1. Актуальность темы, цель и предмет исследования б

2.Методология исследования 10

3.Новизна диссертации 15

4.Практическое значение и апробация диссертации 19

5.Структура диссертации 20

ГЛАВА I. СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРЕКРАСНОГО 22

I. Природа и художник 38

2.Природа человека в эстетических категориях 46

3.Проблема возвышенного в эстетике Гегеля 47

4.Общие основы смеха и плача 61

ГЛАВА 2. ШОСОШСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И ЭСТЕТИКА 70

I. Философская антропология Гегеля 73

2.0 методе 77

3.06 эстетическом субъекте 82

4.06 эстетическом отношении 83

5.0 в чувствовании 87

б.О гармонии 89

7.0 гении 92

ГЛАВА 3. К ПОНЯТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА 98

1.0т идеала к кризису 107

2. Архитектура 109

3.Музыка 112

4.0т классического к романтическому 116

5.Гегель и проблема ренессанса 119

ГЛАВА 4. ДОН ЖУАН И ОТШЕЛЬНИК 125

І.Портрет Дон Жуана 127

2.Философский суд над Дон Жуаном 131

З. Дон Жуан и Фауст 132

4.Запретное яблоко 136

5.Фрейд и Дон Жуан 138

б. Эдипов комплекс 139

7.Эротика Дон Жуана и сублимация 141

8.Отшельник 145

9.Христианский идеал спокойствия 151

10.Границы греха 154

ГЛАВА 5. ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ РЕНЕССАНСА 165

I. Женщина и гуманизм 167

2.Роскошь 170

3.Мадонна с младенцем 175

4.Ребенок и человечество 185

5.Титанизм и неотитанизм 191

6. Страдающие боги 203

7.Тайная вечеря 207

б. Андрогин 212

9.Глаз 218

10.Гуманизм и индивидуализм 222

ГЛАВА б. ГЕГЕЛЕВСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЗЛА И ВЗГЛЯДЫ ГЕТЕ НА ДЕМОНИЧЕСКОЕ 229

I.Стефан Цвейг о гетевском демонизме 241

2.У берегов мистицизма 247

З.Мятежность и вдохновение 253

ГЛАВА 7. ВНОВЬ КРИЗИС 257

I."Закат Европы" 271

2."Доктор Фаустус" 277

3."Апокалипсическое искусство" 287

4.Критика модернистской концепции человека с позиции

социалистического реализма 299

ГЛАВА 8. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 306

I. Эстетический вкус и личный статус 314

2.Эстетич1еское воспитание как актуальная проблема 321

3.Процесс эстетического воспитания как диалектическая часть единой системы воспитания 326

4.Значение мифологии в процессе эстетического воспитания 329

5.Подражание 331

6.Заключение 333

7.Библиография  

Введение к работе

ХХУІ съезд КПСС, майский, ноябрьский (1982 г.) и июньский (1983 г.) Пленумы ЦК КПСС четко определили пути формирования нового гармонично развитого человека социалистического общества.В выступлении Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Ю.В.Андропова дан глубокий и всесторонний анализ человека эпохи развитого социализма,ясно начертаны цели идеологической работы во всех сферах жизни, духовной деятельности советских людей.Перед эстетиками,критиками и работниками искусства стоит весьма почетная и сложная задача - бороться за глубокую идейность, высокий профессионализм, проявлять непримиримость к идейно чуждым и профессионально слабым произведениям.

Как руководящий принцип воспринимают работники общественных наук слова Ю.В.Андропова: "Все мы видим,как по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей.Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь".

В центре внимания марксистско-ленинского учения всегда стоял человек,сформировавшийся в процессе труда и культурно-исторической деятельности.Марксистский гуманизм - это не только учение о социальной сущности человека,но и любовь,уважение и высокое доверие к его культурной миссии. Человек нового социалистического типа является достойным преемником всего ценного,что создано человечеством. "Почему учение Маркса могло овладеть миллионами и

I Речь Генерального секретаря ЦК КПСС Председателя Президиума Верховного Совета СССР Ю.В.Андропова, Правда, 16 июня 1983 года.

- б десятками миллионов сердец самого революционного класса - вы сможете получить один ответ: это произошло потому, что Маркс опирался на прочный фундамент человеческих знаний, завоеванных при капитализме... и, главное, он доказал это только на основании самого точного, самого детального, самого глубокого изучения этого капиталистического общества, при помощи усвоений всего того, что дала прежняя наука, все то, что было создано человеческим обществом, он переработал критически, ни одного пункта не оставив без внимания".

Марксизм-ленинизм - творческая вершина мировой теоретической мысли. Ему чужд любой догматизм. Правильное осмысление учения диалектического материализма, прежде всего, подразумевает непримиримость к догматизму.

Историзм - один из основных признаков правильного диалектического осмысления общественных явлений.Марксистско-ленинская философия развивается вширь и вглубь.Новые общественно-политические явления следует осознавать творчески,без стандартно-штампованных догм: "Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса, - писал В.И.Ленин,-как на нечто законченное и неприкосновенное,мы убеждены,напротив, что она положила только краеугольные камни той науки,которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни".

Актуальность темы, цель и предмет исследования Марксистско-ленинское учение - не пассивно-созерцательное отражение действительности; оно не только познание, но и активная преобразующая теория. На нынешнем этапе идеологической борьбы все более возрастает роль философии. Особенно важное значение приобретает философская проблема человека. Вопреки разношерстным буржуазным теориям, принижающим социальную сущность человека, выискивающим доказательства его порочности и ничтожества, марксизм всегда отстаивал и отстаивает достоинство человека. Философия должна не разоружать человека, а помогать ему и созданному им обществу.

Человек всегда являлся самым интересным предметом познания. Но в истории философской мысли разными были глубина и формы исследования этого сложнейшего феномена. И сегодня главным мотивом, стимулом познания остается сущность человека. "Центральным объектом и субъектом ценностного осмысления является,разумеется, человек.Понятно и то,что для ценностного осознания наибольший интерес представляет в человеке его социально-духовная сторона".

Каждая эпоха выдвигает проблемы, диктуемые общественными интересами: сущность человека осмысливается требованиями эпохи.Поэтому философия должна в первую очередь выяснить, под каким углом зрения рассматривать сущность человека. Ибо, как свидетельствует история философии и культуры, предметом философского познания всегда, во все эпохи являлась та или иная грань многоликой сущности человека.

Говорить о человеке, как о предмете философии, не означает рассматривать его как изолированного индивида. Человек - это социально-историческое существо. С другой стороны, следует остерегаться чрезмерного отвлечения, сводящего сущность человека к идеалистически понятой идее человека. Диалектико-исторический материализм указывает верный путь: не переходить из одной крайности - эмпиризма, в другую - идеализм. Такой анализ сущности человека в основном совпадает с анализом духа эпохи, выраженного в общественном сознании.

В данной работе большое место отведено частным проблемам гуманизма, значение которого не ограничивается конкретным, историко-культурным содержанием. Слово гуманизм трактуется здесь как свойство,как характер философии; в первую очередь - это неотъемлемый атрибут марксистской философии, которой чуждо любое проявление дегуманизации и нигилизма. Буржуазная философия эпохи декаданса упорно стремится показать бессмысленность, абсурдность существования человека.

Философия человека многоаспектна. История философии и культуры богата знаниями о человеке. Но не может быть философа, претендующего на абсолютное знание сущности человека. Это - неисчерпаемая проблема, всегда нуждающаяся в продолжении исследования. Стремление к познанию человека - движущая сила культуры, без которой не создается ничего ценного на земле.

Выбранная нами тема исследования не слишком оригинальна.Под человеком, как эстетическим феноменом, мы понимаем, в основном, человека,который становится предметом искусства. Эта тема исследуется нами в культурно-историческом плане. "Какая увлекательная область история искусства. Сколько здесь работы для коммунизма. Вчера до утра не мог заснуть, все рассматривал одну книгу за другой. И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством". Эти слова Ильича запомнились мне чрезвычайно четко", - писал А.В.Луначарский.

Слова вождя мирового пролетариата В.И.Ленина еще раз подчеркивают необходимость всестороннего изучения истории искусства, культуры. Разумеется,это важно,в первую очередь,для философов, эстетиков, для всех,кто изучает эстетическую природу человека.

Актуальность проблемы эстетической сущности человека состоит, прежде всего, во все возрастающем внимании к современному человеку. С точки зрения философии, современный человек - это феномен, воплотивший в себе современную общественную психологию, культуру и те свойства, совокупность которых составляет дух общества. В современном человеке, как в социально-историческом субъекте, отражены пройденные этапы человеческой культуры, настоящее и ориентация на будущее.

Одной из волнующих проблем бытия и сущности человека является проблема будущего, проблема перспектив человеческой деятельности, в частности деятельности художественной. Проблема будущего искусства не только тесно переплетается с проблемой существования человечества, но подчас эти проблемы насквозь пронизывают ДРУГ друга.

Над судьбами человечества задумывались еще в древние времена. .Размышляли и о будущем искусства. Однако с уверенностью можно сказать, что судьбы человечества и искусства никогда так не сближались, как в XX столетии. Поэтому можно говорить: какова судьба человечества, такова судьба искусства. Проблема эта глобальна и подчас выходит за пределы философии, становясь предметом изучения многочисленных смежных наук.

Характерной чертой философа всегда считалось личностное достоинство, умение показать пример самообладания путем самоанализа. Даже стоя на краю бездны, перед катастрофой человечества, философ не имеет права поддаваться паническому страху. Поэтому отчаяние западных философов можно считать и профессиональным упадком, декадансом философской классической традиции. Философия не должна заниматься бесплодным пророчеством будущего. Философ не может и не должен пытаться обезвредить атомную бомбу, он должен подыскивать точку опоры философско-психологической стойкости,самообладания. Философия должна вселять надежду, а не отчаяние.

В истории философии редко употреблялись такие термину, как оптимизм и пессимизм. Но в современной буржуазной философии "пессимизм" встречается не реже,чем в произведениях искусства.Пессимизм - это показатель слабости философии.Буржуазные теоретики считают безнадежным будущее не только западного искусства,но и всей мировой цивилизации."Мысль о "смерти","гибели","кризисе" искусства прошла в XX веке несколько этапов.Нынешний поражает прежде всего своей,если так можно выразиться, этической тональностью".