Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аксиологические аспекты дизайна Балланд Татьяна Валерьевна

Аксиологические аспекты дизайна
<
Аксиологические аспекты дизайна Аксиологические аспекты дизайна Аксиологические аспекты дизайна Аксиологические аспекты дизайна Аксиологические аспекты дизайна Аксиологические аспекты дизайна Аксиологические аспекты дизайна Аксиологические аспекты дизайна Аксиологические аспекты дизайна
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балланд Татьяна Валерьевна. Аксиологические аспекты дизайна : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 : Москва, 2004 117 c. РГБ ОД, 61:04-9/461

Содержание к диссертации

Введение

1 . Аксиологические аспекты возникновения, развития и становления дизайна 15

2.Эстетические аспекты промышленных изделий 35

2.1 .Ценностный принцип 36

2. 2Взаимосвязь эстетического и утилитарного в объектах дизайна 51

2.3. Планирование объектов искусственной среды дизайнером с учетом эстетических требований потребителей и среды потребления 64

3. Показатели эстетических свойств изделий дизайна 71

Заключение 107

Библиографический список 111

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема эстетической оценки промышленных изделий производственного и бытового назначения, тесно связанная с проблемой эстетической ценности объектов дизайна, является одной из наиболее сложных в теории дизайна и, одновременно, одной из самых существенных для его практики. Удовлетворение эстетических потребностей людей в различных сферах их практической жизнедеятельности с помощью закономерной упорядоченности и гармонизации предметно-пространственной среды - главная среди основных профессиональных задач дизайна:

Наука о том, как должна выглядеть окружающая человека искусственная среда, какими средствами она должна создаваться, называется технической эстетикой. На ее основе развертывается важный вид современной практики - дизайн, задачей которого является создание эстетически значимых машин, приборов, сооружений, интерьера, предметов быта. Дизайн чувствителен ко всем изменениям в обществе и наступившие коренные изменения общественной жизни, радикально изменили как потребности заказчиков, так и методы работы самих дизайнеров. С одной стороны, дизайнерские разработки для крупных промышленных предприятий воплощаются в огромных количествах и распространяются во всех регионах мира, а с другой - постиндустриальная технология, благодаря своей гибкости, позволяет создавать изделия для очень небольших потребительских групп, ориентируясь при этом на индивидуальные запросы.

Роль современного дизайна - осуществлять массовую культурно-эстетическую коммуникацию, формируя через объекты дизайнерской деятельности определенный тип художественного вкуса потребителя. По выражению Т.Б. Любимовой: «Преобразовывая окружающий мир, дизайнер сегодня все больше концентрируется на проблемах философских, социальных и политических» [61]. Словами Р.А Степучева, дизайн

«выступает как особый вид проектной деятельности»[100], который сформировался в процессе исторического развития проектирования и включивший в себя, наряду с его общими признаками, много специфических черт, и далее: «Развитие проектной деятельности в дизайне прошло длительный путь и складывалось в противоборстве с канонической системой, которая расчленялась на отдельные и самостоятельные области проектной деятельности» [100]. Формировалась исследовательская и оценочная деятельность. Проектное исследование вырабатывало новое знание о предмете, выявляло ценности предметного мира и задавало проектированию ориентиры в нем. Проектирование обеспечивало воспроизводство новых предметов, отражающих потребности общества. Нормирование, которое было основой канонической системы деятельности, постепенно оформилось в систему стандартизации, которая обеспечивает сегодня стабильность уровня, достигнутого техническим прогрессом, и качество промышленных предметов.

Предметно-пространственная среда играет ответственную роль в формировании и организации процессов жизнедеятельности человека. Гармонично организованная среда обеспечивает необходимые удобства, комфорт и экологическую чистоту человеческой деятельности, а, следовательно, и достижение высоких конечных результатов. Мы противостоим возрастающему многообразию самых различных форм жизни, концепций знания; способов ориентации, но уже обнаружили законность и неоспоримость этого многообразия, и безоговорочно признаем и оцениваем это.

Человек действует на основе информации поступающей из окружающей среды или, по крайней мере, беспрерывно координирует свои действия в соответствии с этой информацией. Одну и ту же потребность можно удовлетворить различными средствами. Чем больше эволюционно развит человек, тем больше у него потребностей, и возможностей для

удовлетворения каждой из них. И среди всех этих разветвленных и все более разрастающихся систем потребностей и возможностей можно ориентироваться лишь с помощью ценностей.

Сегодня успех деятельности дизайнера все больше зависит от своеобразия его личностного знания, оригинальности индивидуальной творческой манеры, субъективности взгляда на проектную тему, способности самоотождествляться с проектируемым объектом и самовыразиться через; свой проект, изделие. Проектная культура вырастает из умения понимать заказчика, умения предугадывать внутренние мотивации, движущие заказчиком, способности дооформлять его интуитивные желания до культурно значимых образцов быта и деятельности, умения усмотреть в будущем потребителе особенности его темперамента, степень амбициозности, уровень претензий и способности перенести это содержание в проектируемых формах, доводя его до совершенного, художественно-законченного, вида. Дизайнер, так или иначе сталкивающийся с этими проблемами, вырабатывает новые художественные средства и, в ряде случаев, находит на интуитивном уровне, удачные решения. Но для действительно эффективных действий необходимо расширение его инструментария.. Прежде всего, необходимо, помимо привычных методов композиционно-эстетической организации и эргономической проработки объектов, совершенствование методов эстетической оценки объекта в социальной и в окружающей предметной среде.

Человек живет в мире ценностей, и его деятельность немыслима без них. Философы уже давно интересуются этими вопросами. И, тем не менее, ценность остается одной из самых «загадочных» категорий в философии. В сферу исследовательских интересов аксиологии попадает довольно широкий круг вопросов: сущность и природа ценностей, их генезис и классификация, иерархия ценностей, их место в жизни человека и общества, ориентация в мире ценностей, оценка и т.д. Человек живет в окружении ценностей, «это

б своего рода «ценностная среда» или, вернее, «ценностное поле», в котором все вещи приобретают ту или иную значимость для человека, социальной группы или общества» [54]. Становится все более очевидным, что в жизни человека или общества существование иерархии ценностей неизбежно и необходимо. Таким образом, по нашему мнению, человеческая деятельность немыслима без ценностной ориентации, без ценностей. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Как отметил А.Ф. Лосев: «Ценностное отношение образуется как общечеловеческое общественное отношение, постепенно разделяющееся на различные виды и обретающее классовый характер в классовом обществе», и далее: «Разные общественные силы формулируют свое разное, подчас диаметрально противоположное ценностное мировосприятие одними и теми же словами-терминами, имеющими общечеловеческое происхождение» [61].

Поскольку ценности важнейшие компоненты регулятивно -нормативной системы, анализ аксиологических оснований различных видов социальной практики выступает как одна из базовых составляющих нашего исследования. Осуществляемое в процессе и посредством деятельности человека определения той или иной системы ценностей в конкретные предметы, образующие окружающее пространство человека, делает обоснованным отнесение аксиологического рассмотрения самых различных феноменов этого пространства к областям дизайнерской деятельности.

Аксиологическая проблематика существует также в контексте разработки проблемы идеалов, т.е. обобщенных представлений о совершенстве в различных сферах общественной жизни, о той нормативной модели, ориентация на которую и стремление к которой задается в каждой культурной системе.

Произведения дизайна, в своем большинстве, - это предметы,

удовлетворяющие не только материальные потребности людей, но, вместе с тем, выступающие как носители эстетической ценности, и как элементы формы художественно-образного отношения человека к действительности. Эстетическая ценность есть мера господства над «эстетической необходимостью», или мера освоения «эстетической необходимости» (законов красоты). «Ценность в любой сфере деятельности»,- пишет П.Р: Леиашвилли, «оказывается ничем иным, как опредмеченной и реализованной свободой или «овладением необходимостью», господствующей в соответствующей сфере деятельности»[54].

Когда мы оцениваем качество утилитарных объектов, то чаще всего имеем в виду качество, которое складывается из двух составляющих — технического (функционального, технологического) совершенства и эстетической привлекательности. Какие именно параметры предмета говорят о том, что это изделие качественно? Каким образом прочитывается это качество? Здесь мы вторгаемся в область архитектоники, но в любом случае, необходимо, чтобы в структуре вещи наблюдалась некоторая изощренность, нечто неочевидное, недоступное для любого человека, рука мастера. При этом совершенно необязательно, чтобы изделие было изготовлено ручным способом. Степень совершенства воспринимается независимо от того, какие именно технологические процессы применялись при создании изделия. Нам совершенно неважно, сколько станков и механизмов участвовало в изготовлении вещи и, даже, через сколько человеческих рук прошла эта вещь на конвейере. Влияние сборщиков, как правило, определяется уже на втором этапе, во время эксплуатации. В этой ситуации задача поиска основополагающих культурных ценностей, при формировании объекта, приобретает особое значение.

Несмотря на длительную историю теоретических исследований, посвященных этому вопросу, и сегодня не существует однозначных рецептов решения этой задачи. Очевидно, что полная, всеобъемлющая алгоритмизация

процесса выбора эстетических средств и определения меры их использования
при создании того или иного объекта невозможна даже теоретически, в силу
непрерывных изменений функционально-технологических и

культурологических свойств объектов в процессе исторического развития. Тем не менее, многочисленные попытки объективизации свидетельствуют о важности подобного рода исследований. Значение материальной культуры в развитии нашей цивилизации, трудоемкость и высокая стоимость объектов искусственной среды, приводят к тому, что даже решение частных вопросов, касающихся сравнительно узкого круга проблем или объектов, может иметь серьезные экономические и социальные последствия.

Вся история развития материальной культуры в индустриальных: государствах, начиная со второй половины 19 века и до наших дней; представляет собой поиск оптимального соотношения утилитарного и эстетического начал, от эстетства Ар-нуво до крайнего функционализма 20-х годов, от рационализма 50-х, до постмодерна. Тем не менее, даже сегодня мы не имеем конкретного ответа на вопрос о том, какой должна быть искусственная среда. Даже лучшие из современных произведений дизайна и архитектуры могут быть подвергнуты критике, как с функциональной, так и с эстетической позиции. С функциональной — постольку, поскольку сегодня, чисто утилитарного толкования функции большинства объектов уже недостаточно. Они оцениваются не только с точки зрения простого полезного эффекта, но и с точки зрения всего функционального цикла объекта в человеческом обществе и в природе. С эстетической - поскольку культурный контекст, в котором происходит восприятие вещи, включает в себя этнические, исторические, социальные и другие факторы, находящиеся в процессе непрерывного изменения. При этом граница между утилитарными и эстетическими факторами теряется, становится неопределенной, изменчивой. Ясно, что при таком глобальном подходе к формированию объекта, количество факторов, которые необходимо учитывать в процессе

проектирования, стремится к бесконечности и превращает даже многие, на первый взгляд, чисто функциональные элементы проектного процесса - «в процедуру субъективного выбора» [36], подобного тому, что приходится делать любому художнику. В этой ситуации, необходимым начальным этапом в создании конкретного продукта становится не инженерно-технологическая разработка, не конкретная проектная методика, а методы оценки и отбора существенных факторов, необходимых для правильной постановки самой проектной задачи. Для этих целей привлекаются данные социологических исследований, маркетинга, футурологическое моделирование, используются все средства, позволяющие определять долгосрочные перспективные цели и формировать стратегию их достижения, словом, создается ситуация, когда формирование: единичного объекта происходит в рамках какой-либо общей стратегии, что позволяет оптимизировать проектный процесс. Здесь важны уже не частные вопросы, а скорее то, что называется общечеловеческими ценностями, которые воплощаются в материальной культуре и сопровождают функциональные качества вещи. Эти ценности и материальные средства их достижения, которые должны способствовать приданию среде большей человекосообразности, полноценности, и являются, в первую очередь, предметом нашего исследования.

Для осуществления человеком какой-либо функции необходимо прибегать к помощи тех или иных материальных объектов, инструментов. Здесь два пути - либо поиск подходящего инструмента в окружающей среде, естественной (пень) или искусственной (стул), поскольку здесь важно не происхождение предмета, а характер его использования, либо создание специального объекта, способного наиболее эффективно решать эту задачу (кресло). Как уже упоминалось выше, предметный мир, созданный для удовлетворения определенных потребностей, приводит к появлению новых потребностей, и по мере роста разнообразия и общего объема искусственной

среды, число новых потребностей стремительно увеличивается. Удовлетворить эти потребности может только искусственная среда. При определении существенных аспектов искусственной среды лучше всего опираться на анализ предметной деятельности человека, то есть, той деятельности, которая и является источником появления искусственной среды. Важно при этом учитывать совокупность важнейших мотивов этой деятельности, определяющих как ее направление, так и свойства создаваемых объектов* их технологические, потребительские и эстетические качества.

Появление объектов искусственной среды произошло вследствие необходимости удовлетворения насущных жизненных потребностей человека, то есть первоначально имело функциональную природу. Это относится к подавляющему большинству элементов искусственной среды и является ее главной сущностной чертой. Человек обладает определенным врожденным, генетически обусловленным потенциалом в восприятии и оценке качества определенных элементов окружающей среды. Поскольку в эстетической теории преобладает точка зрения, согласно которой, эстетическое восприятие суть интуитивное, непосредственно неосознаваемое, чувственное явление, мы можем сделать заключение, что эстетическое восприятие или эстетическая, реакция является одним из эффектов общей системы восприятия. Восприятие любого объекта не может ограничиваться бесстрастным анализом его физических и пространственных параметров. Объект обязательно должен оцениваться и с точки зрения: его отношения к воспринимающему субъекту, и с точки зрения его полезности или опасности и, в конечном счете, «хорошо — плохо», и эта оценка самая важная, самая существенная часть процедуры восприятия.

Уровень качества. промышленной продукции, особенно предназначенной для массового потребления, неотделим от ее эстетических достоинств и недостатков. Но в отличие от технико-эксплуатационных

11 свойств изделий, которые достаточно полно и точно могут выражаться системой объективных характеристик, определяемых измерительным (инструментальным), расчетным или регистрационным методами, эстетические свойства принципиально не могут быть выявлены и оценены вне системы ценностных субъектно-объектных отношений. Именно поэтому, с нашей точки зрения, структура ценностного взаимодействия включает в себя такие компоненты, как: объект - носитель ценности; субъект ценностного взаимодействия; ценность как предпосылка и результат ценностного взаимодействия. В своей работе мы рассмотрим каждый из этих компонентов.

Научная новизна работы характеризуется:

-рассмотрением механизмов функционирования дизайна в общем контексте культуры, и выявлении ценностных аспектов продуктов дизайн деятельности.

-изложением научно-методических принципов подхода к оценке произведений дизайна в системе субъектно-объектных отношений.

-в рассмотрении моделирования дизайнером объектов с учетом ситуаций и среды потребления.

-анализом эстетических качеств произведений дизайна, основывающихся на сопоставлении качеств искусственной среды в аксиологическом аспекте.

-выведении системы показателей эстетических свойств изделий и описании меры эстетической ценности, в частности, в отношении одежды (костюма).

Степень разработанности проблемы. Долгое время в отечественной философии советского времени имело место предвзятое отношение к проблеме ценности, которая нередко рассматривалась как «лжепроблема, как плод идеалистических спекуляций» [61], т.е. проблема ценностей, вплоть до 60-х годов, игнорировалась нашей философией. В 60-е годы, после ряда

содержательных дискуссий по проблеме ценностей, аксиологический принцип в философии ив эстетике в частности, обрел права гражданства. Появляются работы М.С. Кагана, Л.Н. Столовича, Н.З. Чавчавадзе. Начиная с 70-х. и в 80-х., одно за другим, выходят монографические сочинения философов, социологов, культурологов, семиотиков, психологов, этиков, эстетиков, исследовавшие общие проблемы и частные аспекты теории ценности. За последние десятилетия появилось много книг и статей, посвященных общей теории ценностей, ценностным отношениям в духовной жизни, в науке, социальной практике. В'1994 г. увидело свет первое в нашей философской литературе исследование истории зарождения и развития теории ценности - книга Л. Столовича «Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической = аксиологии». В 1996 г. в Петербурге вышла книга Г. Выжлецова «Аксиология культуры», в которой сделана попытка построения общей теории ценности в контексте культуры. В серии науковедческих работ, - в сборнике статей «Наука и ценности» (Новосибирск, 1997 г.), «Человек и его ценности» (М., 1990 г.), «Ценностные аспекты развития науки» (М., 1990 г.) «Эстетические ценности в системе культуры» (М;, 1986 г.) - освещались различные аспекты связи научного познания и ценностного сознания. В Петербурге, в. 1997 г. вышла книга М.С. Кагана «Философская теория; ценности», где он предложил трактовать прекрасное и все другие эстетические ценности «как специфические проявления субъектно-объектных отношений» [41] .Сегодня в философии и других общественных науках, в том числе и в эстетике, появились работы, в которых исследован аксиологический подход к изучаемым явлениям человеческой жизни и культуры (О. Г. Дробницкого, Л. А. Зеленова, М. С. Кветного, В: А. Ядова, В. П. Тугаринова, и других). За рубежом, исследованием ценностного осмысления красоты и искусства в эстетике, занимаются в США, в Великобритании, в Польше (оно рассматривалось в работах Р. Ингардена, С. Моравского, Б. Дземидока). Таким образом, теперь уже никто не сомневается

в значении ценностного подхода. Спор идет лишь о том, в чем его суть, как отделить его «от утилитаристского, прагматического»[ 110] влияния на вещи. Однако, до сих пор, в философии отсутствуют обобщающие труды по теории ценностей и еще существуют разногласия, касающиеся трактовки таких фундаментальных понятий, как «ценность», «оценочная деятельность», что ставит диссертанта перед необходимостью анализировать различные трактовки и идти своим путем в постижении проблемы в рамках изучения данной темы. Существующий огромный материал по теории ценностей в нашей стране даже не собран и не систематизирован, хотя, в аксиологической литературе делаются порой экскурсы в историю этой области знания. Мало современных трудов, в которых история и теория ценностей излагалась бы достаточно полно и систематически.

Принципиальное значение для понимания масштабности феномена дизайна имели философские работа Г.Н. Лолы, Хью Лэйси, М.С. Кагана, Г.П. Выжлецова. Статьи и монографии Х.Г. Тхагапсоева, Л.Н. Столовича, Р.А. Степучева, В.Ю. Медведева послужили для автора ориентиром для научных изысканий в области дизайна. Среди зарубежных авторов диссертант опирался на фундаментальные исследования Ж. Бодрийяра. Среди представителей социологии изучение дизайна имеет скудные исследовательские традиции и значимыми работами не представлено. Кроме того, для поиска наглядных примеров, фактических данных автором используются результаты социологических исследований^ осуществленных в России.

Основная масса литературы по эстетике, так или иначе, сосредоточена на вопросах художественного творчества. Эстетическая теория утилитарных объектов разработана в значительно меньшей степени и, по сути, охватывает три основных направления - эстетику архитектуры, эстетику декоративно-прикладного искусства и наименее разработанное направление - эстетику дизайна. Несмотря на длительную историю теоретических исследований

посвященных этому вопросу, и сегодня не существует однозначных рецептов решения этой задачи.

Самый трудный вопрос аксиологии - как отличить подлинные ценности от мнимых. В своей работе мы попытаемся внести свой вклад в исследование данной темы и вывести ряд критериев, определяющих эстетическую ценность, в частности, продукта дизайнерской деятельности.

Методология работы. Теоретико-методологическими основами данной работы, служат общие методы социально-научного и социокультурного анализа: принципы системности, сравнительного и социологического анализа.

Цели и задачи исследования. В данной работе автор ставит своей целью рассмотрение ценностных аспектов, проблем эстетического в искусственной среде применительно к сегодняшнему состоянию материальной культуры и к той эволюции, которую она претерпевает в связи с качественным изменением технологий, а также определение эффективных критериев эстетической оценки объектов- дизайна, открывающих возможность для улучшения эстетических параметров искусственной среды и повышения эффективности работы дизайнера. Подобного рода анализ должен производиться с учетом общих закономерностей развития утилитарных и эстетических компонентов искусственной среды в их взаимодействии. В этой ситуации задача поиска основополагающих культурных ценностей при формировании объекта приобретает особое значение. Несомненно, вопрос о значении и взаимодействии эстетических и ' утилитарных факторов при восприятии объектов искусственной среды является фундаментальным для дизайна.

Это определяет подход, в котором некоторые, традиционные для эстетического анализа, аспекты отодвигаются на второй план, а на первый выходят такие понятия как «эстетическая ценность», «эстетическая оценка», «критерии оценки»

Для достижения поставленной в работе цели было необходимо решить следующие задачи:

-Проанализировать понятие дизайна, с одной стороны, как социальной практики, объективно возникшей в эпоху индустриализации на границе производства и потребления и, с другой стороны, как целостного культурного феномена.

-Рассмотреть специфику дизайна в процессе формирования эстетических ценностей

-Проанализировать особенности эстетической оценки произведений дизайна в системе ценностных субъектно-объектных отношений.

-Выявить обусловленность эстетического утилитарным в объектах дизайна.

-Вывести показатели степени соответствия оцениваемого объекта эстетическому ценностному идеалу.

1 .Аксиологические аспекты возникновения, развития и

становления дизайна

Прежде чем говорить о каких-либо исследованиях в области дизайна, необходимо более подробно ознакомиться с самим предметом исследования, разобраться в том, что такое дизайн, какие имеются определения этого понятия. Определить границы возникновения, становления дизайна, его место в материально-эстетической культуре.

Складывавшаяся веками и лишь в 20-м веке получившая широкое развитие дизайнерская деятельность человека по законам красоты долгое время не могла найти своего терминологического обозначения. Ее называли: художественное конструирование (проектирование), промышленное искусство, прикладное творчество, область эстетики труда, дизайн. Чтобы внести ясность обратимся к словарям, за толкованием интересующего нас понятия «дизайн».

Большая Советская Энциклопедия (издательство «Советская Энциклопедия» 1972г.) дает такое толкование: «дизайн - термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира»

Словарь Иностранных Слов (издание 7-ое издательство «Русский Язык» 1980г.) характеризует дизайн как - «художественное конструирование предметов; проектирование эстетического облика промышленных изделий»

Иллюстрированный Словарь архитектурных терминов и понятий (под редакцией Н.Ш. Сагоян Волгоград 1999г.) дает следующее определение: «дизайн - художественно-конструкторская деятельность в промышленности, охватывающая творчество художника-конструктора (дизайнера), методы и результаты его труда, условия их реализации в производстве. Цель дизайна -создание новых видов и типов изделий, отвечающих требованиям общественной пользы, удобства эксплуатации и красоты». Также, с понятием «дизайн» в словаре напрямую связывается понятие «техническая эстетика», которому дается следующее определение: - «область художественного творчества, связанная с конструированием и выпуском промышленной продукции». Далее, в обширной статье говориться о том что, составляя теоретическую основу дизайна, техническая эстетика «изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора». Главная цель технической эстетики - обеспечить на основе достижений теории и практики художественного конструирования «наилучшие условия труда, быта и отдыха людей в создаваемом ими предметном мире». Техническая эстетика играет важную роль «в воспитании гармонически развитого человека, в формировании у него эстетического вкуса».

Интересным представляется определение, которое было принято на Международном семинаре дизайнеров в Брюгге (Бельгия) в 1964 году:

«Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя» [112].

Вообще слово design в переводе с английского означает — проектировать, чертить, задумывать, а так же план, проект, рисунок. Также его происхождение можно отнести к латинскому корню «designare»,. обосабливать, придавать своеобразие. В англосаксонском смысле слово «дизайн» используется как слово-концепт. И если следовать этому смыслу, то вполне можно говорить не «дизайн», а «контракт» (unconcu - un contrat,. замысел, - выполнение). В нашем понимании этот термин обозначает художественное проектирование промышленных изделий, удобных и красивых вещей, создание целостной предметной среды; модернизацию продукции в соответствии с требованиями господствующей моды на основе научных знаний и технических достижений.

Дизайн родился в начале уходящего века и развился в его середине как художественно-техническое проектирование утилитарных изделий массового производства. Изделий удобных, надежных и, самое главное, красивых. Со временем дизайн превратился в глобальное явление постиндустриального общества, охватив новые области проектной практики. Сегодня, на стыке веков, это сложное многоплановое явление. Дизайн, как предметный мир, создаваемый человеком средствами техники; по законам красоты и функциональности, был порожден потребностями массового производства и потребления. До сих пор не существует единой теории дизайна. Это связано, прежде всего, с тем, что дизайн охватывает такие разные сферы как конструкция строений, компьютерные технологии, оформление интерьеров и ландшафта, сенсорные эффекты, менеджмент и т.д. Объектом дизайна может стать практически новое техническое промышленное изделие (комплект,

ансамбль, комплекс, системы) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение. Дизайн лишен сферы предметной ограниченности, так как занимает все переходные формы предметного творчества: от инженерии до художественного творчества. Предметом дизайнерской деятельности является создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, в котором отражается целостное значение его потребительной ценности. Дизайн, как способ организации предметно-пространственной среды, оказывает опосредованное влияние на модель поведения человека, на процесс самоидентификации личности, на формирование системы ценностных ориентации; Кроме того — это эстетическая деятельность, содержанием которой выступает реализация эстетических установок и ценностей человека.

На сегодня, дизайн как синтетическая деятельность, включает в себя во-первых: творчество художника по моделированию изделия, т.е. создания «образа вещи»; во-вторых, это инженерное творчество; в-третьих, это практическое решение замысла, т.е. воплощение в соответствующем материале. Дизайн является деятельностью не только по формированию потребностей, но и образа жизнедеятельности человека.. Социальные установки дизайнеров посредством создаваемой ими предметной среды воздействуют на реальный, образ жизни людей. Продукту дизайна — независимо от его истории^- принято приписывать определенные качества: функциональность (обычно в технически эксплуатационном смысле), конструктивность, экономичность и эстетическую выразительность..

Для того чтобы глубже понять специфику дизайна необходимо рассмотреть его исторические аспекты возникновения и развития. Как уже было отмечено это довольно молодой вид искусства, появление и формирование которого связано с индустриализацией общества. Предпосылки для возникновения дизайна зародились еще в эпоху перехода от ручного труда к машинному производству. Стремительное развитие

индустрии в 20 столетии сделало массовым процесс изготовления вещей. На смену уникальному изделию мастера пришло производство штампованных товаров. Как отмечал Ю.Б. Борев: «Перестав быть предметом роскоши, продукт производства одновременно перестал быть роскошным предметом, так как он не несет в себе индивидуальности его создателя» [10]. На помощь конструктору, проектирующему утилитарные качества предмета, пришел художник, определяющий эстетическую его выразительность. Конструктор и художник объединились в одном лице - в лице дизайнера, представителя новой профессии, инженера-проектировщика с художественной подготовкой. Дизайн, таким образом, явился результатом расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе, результатом проникновения эстетики в технику, вторжения художника в производство. Резкий рост количественных и качественных изменений; искусственной среды уже к середине 19 века привел к пониманию того, что привычные рецепты, правила, по которым эта среда формировалась в течение веков, в условиях индустриального производства не дают необходимого результата и должны быть пересмотрены.. Как следствие, это привело к росту общественного внимания к проблемам эстетики, к выходу на сцену общественной жизни деятелей предлагавших свои рецепты решения этих проблем, среди них следует назвать имена Д.Рескина /1819-1900/, У.Морриса /1834-1896/ и Г.Земпера /1803-1879/. Основные принципы технической эстетики, являющейся теоретическим фундаментом дизайна; были; сформулированы уже на рубеже последних столетий. Архитектор Х.Ван де Вельде в конце 19 века подчеркивал необходимость сочетания технической и художественной- формы изделий, при этом подчиняя эстетические требования целесообразности, логике, «практичной и разумной красоте» [8]. В 1913г. теоретик искусства и архитектор В. Гропиус утверждал, что «вещь замечательная в техническом отношении должна быть пропитана духовной идеей и эстетически оформлена» [8]. Немногим позже, в 1919г. в немецком

городе Веймаре он основал и возглавил знаменитый «Баухауз» (в переводе с немецкого «Дом строительства»), который стал первой школой дизайна, стремившейся объединить все усилия техники и искусства в промышленном производстве.

Венгерский художник Л. Маголи-Надь, один из основателей и преподавателей «Баухауза», кратко сформулировал социальные принципы дизайна: «Дизайнер имеет дело с предметами, но его цель не предмет, а человек» [8]. Техническая эстетика направляет усилия дизайнера на гуманизацию техники, очеловечивание «второй природы», на гармонизацию предметного мира, насыщенного машинами. Главной практической целью дизайна должно стать улучшение социальных условий и эстетическое совершенство общества людей.

Постепенно вещи все больше отвоевывают право на самостоятельное существование. Усложняясь, требуя все более совершенных технологий, они достигли такого уровня, когда их изготовление требовало длительного труда и специальных навыков, и уже не каждый человек и не всегда мог ее изготовить. Такие вещи, как правило, хорошо выполняли свои функции. Вещь превращается в ценность и ценность эта постепенно растет. Развитие материальной и духовной: культуры человека, рост искусственной среды, эволюция художественных средств выражения, привели к появлению объектов в различной степени сочетающих декоративно-символические и утилитарные качества — от объектов лишенных эстетических и иных достоинств и отличающихся предельным функционализмом, до объектов выполняющих чисто декоративную, эстетическую функцию и лишенных непосредственного практического значения. Поиск гармоничного сочетания эстетической и утилитарной ценности превратился в неотъемлемый элемент процесса создания искусственной среды. Развитие промышленных способов производства привело к нарастанию дисбаланса между утилитарными и эстетическими качествами искусственной среды и между материальной и

духовной культурой в целом. Причина заключалась как в жестких технологических условиях производства, ограничивавших диапазон декоративных средств, так ив ориентации, массового производства на усредненного, среднестатистического потребителя. Во второй половине 19 века этот дисбаланс стал фактом в промышленно развитых странах. Попытки поднять эстетическое качество среды привели к интенсивному поиску новых художественных средств, который велся в широчайшем историческом и культурном диапазоне и способствовал расцвету направления известного под обобщающими терминами «ар-нуво» (во Франции) или «модерн» (в России) и отличающегося необыкновенным многообразием стилизаций.

Рост количественных и качественных изменений искусственной среды заставляет искать выразительные средства уже в самих объективных условиях формирования индустриального продукта - в технологии, конструкции, материале и утилитарной функции. Как следствие: в начале XX века ведущим становится принцип - «все, что хорошо функционирует, хорошо и выглядит» или «форма следует за функцией», - поиск эстетического в самой утилитарной функции. Вместо декора, вместо внесения в объект внешней идеи мировой гармонии выявляется утилитарно-техническая основа объекта - его внутренняя идея, мера предмета. Эта информация была необходима, но она относилась к его технической сущности, а не к его роли в обществе, не облегчала, а скорее затрудняла установление эстетического отношения. В течение XX века отношение «функция-форма» в эстетике индустриального продукта циклически изменяется: от полного отсутствия декора, до его преобладания. Появление большого количества объектов с гипертрофированно утилитарной внешностью приводит к обеднению искусственной среды. Как следствие, с 60-х годов набирает силу постмодернизм.. В связи с социальными изменениями, развитием научно-технического прогресса и кризисом концепции функционального дизайна в 1970-е - начале 1980-х. годов,

изменилась система ценностей в дизайне. «Новое мышление» стало признаком гуманитарно-экологически ориентированного сознания, стимулом обновления принципов профессии дизайнера и вылилось в концепцию «средового подхода» в проектировании и отказе от жестких критериев «хорошей формы» как всеобщего эталона. Происходит переориентация проектирования - от вещей, предназначенных для массового усредненного или «идеального» потребителя, на создание вещей для конкретного человека, ценного именно как неповторимый индивидуум, или для малых групп потребителей. Главным становится соавторство с пользователем продуктов дизайна, признание приоритета его эстетических предпочтений. В это же время, в рамках постмодернистских концепций, начинают развиваться направления в центре внимания которых, прежде всего, - освоение выразительных возможностей новых технологий, поиск новых впечатляющих конструкций - новый дизайн, инновационный дизайн, минималистический дизайн, и т.д. Качественное изменение технологий значительно расширяет диапазон художественных средств дизайнера, Но новые технологии не только дают новые возможности, но и усложняют задачу. Кроме того, развитие информационных технологий, способствует появлению в искусственной среде объектов, функцию которых практически невозможно адекватно отразить во внешней форме: традиционными средствами, поскольку их восприятие все больше определяется устройствами управления и вывода информации - интерфейсом. Течение, приходящее на смену постмодернизму в 90-е годы - неофункционализм. Стартовой точкой неофункционализма стал "хай-тек", стиль высоких технологий; Неофункционализм, как и всякое другое функционалисткое направление, основывается, в первую очередь, на функции объекта, однако трактует форму более свободно, используя для этого как возможности новейших технологий, так и ассоциативно-символический подход.

Сегодня развивается - в качестве самостоятельной дисциплины -

дизайнерская инноватика, изучающая признаки новизны проектных решений; не случайно в дизайне столь остро стоит вопрос о развитии профессиональной дизайнерской критики, основанной на проектной экологии и аксиологии.

Кризис современной цивилизации потребовал от человечества пересмотра средств и методов достижения социальных и национальных целей. Изменение парадигмы перед лицом глобальной экологической катастрофы означает изменение потребностей и формирование новой системы ценностей, «которая способствовала бы коэволюции человека и биосферы» [НО], обретению гармонии существования самого человека. С этим связано важное направление экологизации современного общества -экологизация потребления, которое означает разумное сокращение потребления, приведение потребления в соответствие нормам экологической этики. Важность проблемы экологизации потребления привела к качественному изменению задач дизайна. На первый план вышло не столько совершенствование форм и функций, сколько сокращение избыточного количества продуктов, пересмотр материалов и технологий, формирование новой структуры потребностей. В дизайне появилось экологическое направление, которое связано более с изменением целей и задач дизайна, нежели с чисто внешним проявлением в виде «экологического стиля». Разочарование в концепции вещей одноразового пользования, озабоченность непроизводительными затратами на производство вещей, которые быстро устаревают (концепция «планируемого устаревания» в дизайне), выразились в стремлении потребителей к «качественному» потреблению, «органичному» образу жизни - ограничению неестественно преувеличенных потребностей и: предпочтению качественных товаров длительного пользования, многофункциональных, «не выходящих из моды». Многообразие стилей, плюрализм форм, вызванные ориентацией дизайна на дифференциацию проектирования, оказываются менее расточительными и более

экологичными, чем единообразие массового стандартизированного производства. В связи с концепцией экологически ориентированного дизайна продукты дизайна в конечном итоге должны быть привлекательными для потребителя, чувственно воспринимаемыми, благоприятно воздействовать на психику потребителя, вызывать у него положительные эмоции, предоставлять возможности для развития творческого потенциала человека при пользовании продуктами дизайна. Деятельность дизайнера должна качественно улучшать жизнь человека, создавать условия для свободной культурной идентификации потребителя.

В настоящее время дизайн является важнейшим фактором формирования предметно-пространственной среды, окружающей человека, который влияет на формирование системы ценностей и образ жизни. Современный дизайн можно определить так же, как комплексную, творческую деятельность, объединяющую в своей структуре ряд профессиональных дисциплин и научных знаний, на основе осмысления проблем человека. Сегодня дизайн такая деятельность, результаты которой являются наиболее гармоничными по отношению к внешнему миру. Иначе говоря, они составляют такую жизненную среду, которая в наибольшей мере благоприятствует жизни творящего культуру человека. Это совокупность различных видов проектировочной деятельности человека, нацеленных на формирование эстетически и функционально качественной предметной среды. Естественно, что такая предметная среда, которая повышает качество жизни и усиливает творческий потенциал человека, имеет не только материальное, но и духовное содержание и наполнение.

Дизайн выполняет социальные функции: во-первых, он служит удовлетворению разнообразных потребностей человека;: во-вторых, формирует эти потребности и способы их удовлетворения. Следовательно, главным объектом и конечным результатом дизайна является предметно-вещевой состав среды, а современный дизайн ориентирован не столько на

создание самих предметов, сколько на коммуникацию с их помощью с потребителем.

До сих пор на различном теоретическом и практическом уровне ведутся дискуссии не только об определениях дизайна, но и о его содержании, целях, задачах и возможностях. Так, известный итальянский архитектор и дизайнер Д.Понти считает, что цель дизайна - создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации. Иного мнения придерживается другой теоретик дизайна Т. Мальдонадо. Он утверждает, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения, а судьбы искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий. Предметы, созданные дизайном, бытуют в материальной среде, постоянно воздействуют на человека и перестраивают его сознание через изменение и усовершенствование его быта, деятельности, поведения. В дизайнерских работах всегда есть неуловимое новое знание, воплощенное в новой структуре, идее, технологии, научном или маркетинговом подходе, и потому оно существенно шире художественных рамок, выработанных стилевых норм, внутри которых происходит оценка произведений искусства.

Потребление перестало увязываться только с нуждой, что позволило рассматривать дизайн как коммуникативный процесс, а сами вещи не только как важные в своей пользе, а как коммуникационные инструменты, через движение и взаимодействие которых человек вступает в социальные отношения с другими людьми. При всей разности в подходах, большинство теоретиков дизайна рассматривают его на границе производства и потребления, расчета и интуиции, богатства и бедности, и, конечно, самое главное - пользы и красоты. Щ хотя сегодня можно говорить о различных школах, направлениях и уровнях дизайна, определения этого феномена, которое удовлетворило бы всех, нет до сих пор. Очень близко определение, данное К.М. Кантором: «дизайн - это феномен, зависящий от культуры как

ретранслятор ее импульсов, а точнее всего многообразия культурных ценностей в предметную среду общества» [47].

Аксиологические аспекты возникновения, развития и становления дизайна

Прежде чем говорить о каких-либо исследованиях в области дизайна, необходимо более подробно ознакомиться с самим предметом исследования, разобраться в том, что такое дизайн, какие имеются определения этого понятия. Определить границы возникновения, становления дизайна, его место в материально-эстетической культуре.

Складывавшаяся веками и лишь в 20-м веке получившая широкое развитие дизайнерская деятельность человека по законам красоты долгое время не могла найти своего терминологического обозначения. Ее называли: художественное конструирование (проектирование), промышленное искусство, прикладное творчество, область эстетики труда, дизайн. Чтобы внести ясность обратимся к словарям, за толкованием интересующего нас понятия «дизайн».

Большая Советская Энциклопедия (издательство «Советская Энциклопедия» 1972г.) дает такое толкование: «дизайн - термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира»

Словарь Иностранных Слов (издание 7-ое издательство «Русский Язык» 1980г.) характеризует дизайн как - «художественное конструирование предметов; проектирование эстетического облика промышленных изделий»

Иллюстрированный Словарь архитектурных терминов и понятий (под редакцией Н.Ш. Сагоян Волгоград 1999г.) дает следующее определение: «дизайн - художественно-конструкторская деятельность в промышленности, охватывающая творчество художника-конструктора (дизайнера), методы и результаты его труда, условия их реализации в производстве. Цель дизайна -создание новых видов и типов изделий, отвечающих требованиям общественной пользы, удобства эксплуатации и красоты». Также, с понятием «дизайн» в словаре напрямую связывается понятие «техническая эстетика», которому дается следующее определение: - «область художественного творчества, связанная с конструированием и выпуском промышленной продукции». Далее, в обширной статье говориться о том что, составляя теоретическую основу дизайна, техническая эстетика «изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества и мастерства художника-конструктора». Главная цель технической эстетики - обеспечить на основе достижений теории и практики художественного конструирования «наилучшие условия труда, быта и отдыха людей в создаваемом ими предметном мире». Техническая эстетика играет важную роль «в воспитании гармонически развитого человека, в формировании у него эстетического вкуса».

Интересным представляется определение, которое было принято на Международном семинаре дизайнеров в Брюгге (Бельгия) в 1964 году: «Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя» [112].

Вообще слово design в переводе с английского означает — проектировать, чертить, задумывать, а так же план, проект, рисунок. Также его происхождение можно отнести к латинскому корню «designare»,. обосабливать, придавать своеобразие. В англосаксонском смысле слово «дизайн» используется как слово-концепт. И если следовать этому смыслу, то вполне можно говорить не «дизайн», а «контракт» (unconcu - un contrat,. замысел, - выполнение). В нашем понимании этот термин обозначает художественное проектирование промышленных изделий, удобных и красивых вещей, создание целостной предметной среды; модернизацию продукции в соответствии с требованиями господствующей моды на основе научных знаний и технических достижений.

Дизайн родился в начале уходящего века и развился в его середине как художественно-техническое проектирование утилитарных изделий массового производства. Изделий удобных, надежных и, самое главное, красивых. Со временем дизайн превратился в глобальное явление постиндустриального общества, охватив новые области проектной практики. Сегодня, на стыке веков, это сложное многоплановое явление. Дизайн, как предметный мир, создаваемый человеком средствами техники; по законам красоты и функциональности, был порожден потребностями массового производства и потребления. До сих пор не существует единой теории дизайна. Это связано, прежде всего, с тем, что дизайн охватывает такие разные сферы как конструкция строений, компьютерные технологии, оформление интерьеров и ландшафта, сенсорные эффекты, менеджмент и т.д. Объектом дизайна может стать практически новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, системы) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение. Дизайн лишен сферы предметной ограниченности, так как занимает все переходные формы предметного творчества: от инженерии до художественного творчества. Предметом дизайнерской деятельности является создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, в котором отражается целостное значение его потребительной ценности. Дизайн, как способ организации предметно-пространственной среды, оказывает опосредованное влияние на модель поведения человека, на процесс самоидентификации личности, на формирование системы ценностных ориентации; Кроме того — это эстетическая деятельность, содержанием которой выступает реализация эстетических установок и ценностей человека.

2Взаимосвязь эстетического и утилитарного в объектах дизайна

При исследовании принципов организации искусственной среды целесообразно выделить, утилитарно-эстетический аспект в процессе технологического развития общества. В объектах дизайна эстетическая; ценность воспринимается на базе утилитарной, поскольку эти объекты, прежде всего, являются полезными предметами для потребителей.

Утилитарное начало многих из них первично для потребителя, поэтому красота таких изделий воспринимается через их пользу. Художественно осмысленное формо - и структуро-образование объекта дизайнерской разработки позволяет достичь органичного единства красоты и пользы, материального и образного, функционально-технического и социально-культурного начал, превращая утилитарную вещь в ценность материально-художественной культуры. Такие понятия, как: функциональность, эффективность, прогрессивность, комфортность, полезность, удобство, безопасность - суть ценности утилитарно-практические, лежащие в иной, внеэстетической плоскости ценностных отношений, чем понятия: красота, изящество, элегантность, грация, величественность, импозантность. И сами по себе функциональные, удобные, безопасные, эффективные, технически прогрессивные изделия не становятся для нас красивыми в силу только этих своих практических свойств. Известно, что многие из обладающих перечисленными достоинствами промышленных изделий производственного и бытового назначения не воспринимаются как красивые, поскольку не обладают гармоничной, эстетически и художественно значимой формой, способной удовлетворить наши эстетические потребности. И наоборот, эстетически привлекательными, красивыми для нас являются в ряде случаев вещи бытового назначения недостаточно удобные и практичные, малоэффективные в своем функционировании.. Однако благодаря своей способности удовлетворять эстетические потребности они приобретают для многих эстетическую значимость. Эволюцию отдельной функции или объектов реализующих эту функцию можно ориентировочно разделить на несколько этапов характеризующих процесс ее технологического и эстетического освоения: 1) появление объекта, реализующего новую утилитарную функцию; 2) совершенствование функциональных и конструктивных параметров объекта; 3) освоение нового функционального объекта другими культурами, появление различных вариантов декоративного оформления и возможное совершенствование функции; 4) период стабилизации; 5) появление новых технологий, что со временем приводит к изменению внешнего вида объекта при сохранении функции; 6) расширение функциональной роли объекта и изменение содержания отношения утилитарно- эстетическое. Эти этапы можно считать полным жизненным циклом конкретной утилитарной функции. Они характерны как для-ремесленного, так и для промышленного производства в тех случаях, когда данная функция имеет достаточно длительный исторический срок существования.

Основным средством культурно-психологической адаптации объекта в доиндустриальный период являлся декор, который позволял менять облик вещи, не затрагивая ее функциональной основы. Тысячелетия совершенствования ремесленных способов производства привели к установлению равновесия между функцией и мерой декоративности. С развитием промышленных технологий потребитель утрачивает возможность непосредственного контроля над процессом производства, что приводит к изменению отношений между производителем и потребителем. Отношение «утилитарное-эстетическое» также претерпевает ряд изменений. Назначение вещи, если рассматривать в качестве примера костюм, может быть некоммуникативным — узкофункциональным, оно сводится к: защите от климатических явлений; защите от внешних воздействий (механической, гигиенической, специальной). Коммуникативные функции костюма весьма многочисленны: магическая,— отражает верования, взаимодействие человека с «миром духов»; ритуальная - выражает символику обрядов; этническая -показывает принадлежность носителя к определенной этнической группе; сословно-ранговая — - демонстрирует сословные и ранговые отличия; социальная - регламентирует общественное поведение; историческая -выступает как часть «памяти культуры»; художественная - выражает эстетические представления; игровая - имеет отношение к самовыражению; сексуальная — отражает специфику взаимоотношений полов; половозрастная — указывает на возрастные и половые отличия; профессиональная -акцентирует принадлежность к определенной профессиональной группе.

О том, что эстетические ценности можно подсчитывать, впервые высказались английские философы - утилитаристы А. Смит, И. Бентам, Дж. С. Милль. Латинский термин "утилитас" означает пользу, выгоду. В рамках утилитаризма важнейшим критерием добра оказывается достижение пользы. Бентам сформировал такое требование: "Наибольшее счастье для наибольшего числа людей" [46]. Саму полезность Бентам понимал как наслаждение при отсутствии страданий. Утилитаристов много критиковали. Маркс назвал Бентама "оракулом пошлого буржуазного рассудка XIX века" [46]. Критики были недовольны тем, как утилитаристы трактовали полезность, часто сводя ее к сугубо эгоистическому интересу. На уровне семантики рассматриваются вопросы целостности формы и содержания вещей, внутреннего и внешнего. Это уже не только поверхностное композиционное построение формы, но и выражение в форме смысла ее содержания. Смысл вещи есть ее внутренняя суть. Смысл не только выражается в вещи, но и постигается в образе. Среди смысловых аспектов, которые могли бы отразиться в утилитарной вещи, по мнению Е.В. Жердева можно выделить «философский, психологический, политический, природный, экологический, религиозный, социально-культурный и нравственный» [29]:. Философский аспект заключается «в отражении общественного сознания», общих принципов бытия, отношения человека и мира. Политический аспект выражает сферу деятельности, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, например красный цвет в одежде. Природный аспект определяется олицетворением всего сущего, всего мира в многообразии его форм, заимствование принципов архитектоники у природных форм. Религиозный аспект- это отражение не просто природных явлений, а культовых символов, например, выполнение утилитарных вещей в виде уток, коней и т.д., символизирующих собой сверхъестественные силы. Экологический аспект заключается в трактовке в форме утилитарных вещей мягких, обтекаемых природных форм, напоминающих флору и фауну, и отрицание агрессивных прямоугольных монотонных форм.

Планирование объектов искусственной среды дизайнером с учетом эстетических требований потребителей и среды потребления

Рассмотрим принцип планирования объектов искусственной среды дизайнером с учетом эстетических требований потребителей и среды потребления. Принцип моделирования дизайнером эстетических предпочтений потребителей с учетом эстетических ситуаций потребления и взаимосвязей объекта оценки с предметно-пространственной средой требует от эксперта, как и от дизайнера-разработчика объекта, соответствующих знаний и умения перевоплощаться, становясь на ценностную позицию потребителей, интересы которых и должен представлять дизайнер. Это предполагает моделирование в процессе профессиональной эстетической оценки объекта субъектных факторов ценности, свойственных той группе потребителей, которую представляет эксперт или дизайнер, отвлекаясь при этом от собственных эстетических предпочтений, как бы поднимаясь над ними. Делать это непросто, но необходимо.

Как мы уже выяснили, дизайн - форма организованности художественно-проектной деятельности, производящая потребительскую ценность продуктов материального и духовного массового потребления. Культурно-символические различия, создаваемые в сфере массового искусства, потребительская ценность, привносимая дизайном в любой потребляемый объект, формирует у потребителя искусственные запросы, воспринимаемые как естественные, заставляет производство удовлетворять эти запросы. По выражению Т.Б. Любимовой; «Вызванное развитием капиталистической системы социальных отношений ускоренное развитие средств массового искусства и дизайна начинает уже само оказывать существенное формирующее влияние на характер производства, распределения и потребления на всех уровнях» [63]. Всякая вещь, в создании которой участвовал художник-дизайнер, становится носителем потребительской ценности. Именно эта конкретизированная на вещи ценность «реализуется в сфере обращения как дополнительная товарная ценность и переходит в сферу многогранного потребления» [63]. Задачей квалифицированного дизайнера становится проектирование как можно большего количества значений одной и той же вещи. Использование выработанных искусством методов и средств создания многофункциональной вещи, в процессе создания потребительской ценности, еще не означает, что дизайнер ставит своей непосредственной задачей создание эстетического значения вещи как самоцели. Однако само использование этих средств, приводит к тому, что эстетическое значение оказывается «имманентно заложенным в систему символических, культурно-престижных значений вещи во всей их сложности» [63].

Эстетическая оценка всегда качественна и несводима к количественному выражению. Выражение такой оценки в баллах не превращает ее в количественную, являясь лишь символическим отражением определенных качественных уровней и порядка экспертных предпочтений. Она является суждением эстетического вкуса и во многом интуитивна, хотя при этом происходит мысленное сопоставление оцениваемого объекта с. общезначимыми идеалами эстетической ценности и соотнесение с идеалами; запросами, предпочтениями субъекта эстетического отношения. Профессионализм эстетической оценки подразумевает высокий уровень развития эстетического и художественного вкуса и эрудицию в научно-методических проблемах дизайна, в том числе проблеме эстетической ценности его произведений. Учет субъектного потребительского фактора эстетической ценности должен определенным образом отражаться в морфологии продукта дизайна, в его художественно-образном решении, в характерных признаках стилевой интерпретации ценностных эстетических предпочтений. Этим определяется и жанр дизайн продукта: деловой; эмоциональный, игровой и т.д. Формирование чужих эстетических ценностных ориентации и предпочтений трудно поддается рефлексии. Их сложно имитировать только на основе интуиции эксперта или дизайнера без достаточных оснований, подготовленных социологическими исследованиями. Данные таких исследований, постоянно пополняемых и обновляемых в соответствии с задачами и объектами эстетической оценки, должны давать дизайнеру необходимую достоверную конкретную информацию о запросах и предпочтениях разных групп потребителей в отношении анализируемых и оцениваемых объектов. В; вопросе учета эстетических предпочтений потребителей не должно быть крайностей. С одной стороны, нельзя считать потребителя заведомо непросвещенным, мало что понимающим в вопросах эстетики и дизайна, искусствознания и культуры, имеющим, как правило, неразвитый эстетический вкус, а поэтому подлежащим эстетическому перевоспитанию на основе ценностей и идеалов, сформированных в сфере профессионального эстетического сознания, изолированного от реальной жизни. Дизайн-продукт должен не только соответствовать общезначимым эстетическим идеалам, нормам, но и эффективно удовлетворять эстетические запросы определенных групп потребителей. Массовый потребитель чаще всего действительно малоискушен в вопросах эстетики, искусствознания, формообразования и композиции изделий - продуктов дизайна, однако, он, ориентируясь на образ вещи, способен в процессе эстетического восприятия интуитивно оценить для себя уровень ее эстетического совершенства (в соответствии со своими или близкими ему, принятыми им идеалами; установками) и сделать вывод о степени соответствия данной вещи своим эстетическим предпочтениям; Такой; вывод оказывает немаловажное влияние на его решение о приобретении вещи при условии достаточного выбора товаров данного вида и типа и, конечно, платежеспособности покупателя. Приобретая изделие, органично сочетающее в себе красоту и пользу, соответствующее его ценностным ориентациям и предпочтениям, потребитель удовлетворяет не только свои утилитарно-практические, но и эстетические потребности. Отказываясь от приобретения товара по причине несоответствия вещи его ценностным ориентациям и предпочтениям, потребитель тем самым косвенно дает понять создателям такой вещи, что они произвели безадресный продукт, не находящий своего потребителя, не имеющий сбыта.

Моделирование эстетических предпочтений потребителей должно учитывать и существование различных ситуаций потребления, влияющих на основания эстетической оценки. Дизайнер, выделяя и сопоставляя различные типы таких ситуаций: рабочее использование вещи; восприятие вещи в экспозиции вне условий потребления; вещь в условиях общения; - как посредник между потребителем и другими людьми; вещь как средство обеспечения комфорта; вещь в сравнении с аналогами, прототипами, с лучшими образцами; вещь как материализация мечты, возвышающая потребителя в своих глазах - позволяет мысленно помещать вещь в различные контексты потребления и фиксировать наиболее важные ценностные аспекты ее восприятия.

Показатели эстетических свойств изделий дизайна

Критерии эстетической оценки произведений дизайна представляют собой систему оснований, исходя из которых, производится четко структурированный анализ взаимосвязанных эстетически значимых свойств объекта, позволяющий обосновать профессиональное суждение эстетического вкуса эксперта-исследователя, критика-искусствоведа или дизайнера-практика. Критерий или основание оценки - это та позиция или точка зрения, с которой выносится оценка. Результаты самой оценки зависят от того, что принято за основание оценки. В качестве критериев эстетической ценности продуктов дизайнерского творчества выступают сложившиеся на данном этапе исторического развития культуры общественные эстетические идеалы, нормы, представления о прекрасном, применительно к определенной сфере жизнедеятельности людей, соответствующей предметной; среде, группам изделий того или иного назначения в разных ситуациях их использования и восприятия.

Обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни, о той нормативной модели, ориентация на которую и стремление к которой задается в каждой культурной системе, называется идеалом. Идеал - это главная ценность, это высшая ценность и ей соответствующая цель. Идеалов много, их по-разному классифицируют. Они содержат в себе понимание сущности прекрасного, отражают лучшие черты личности, являются образцами, на которые ориентируются люди. Идеалы не только отражают прошлое и настоящее, но и обращены в будущее. Эстетический идеал основан на объективных тенденциях социального развития и играет связующую роль между прошлым, настоящим и будущим. В условиях современного развития общества на этот момент следует обратить особое внимание, так как нельзя нарушать связи преемственности между прошлым и современным, перечеркивать прошлое своей страны или его идеализировать, слепо копировать опыт других стран, не учитывая закономерность развития общества. Эстетический идеал является опережающим; отражением мира, он стимулирует практическую деятельность и мышление людей, направленное на совершенствование окружающей действительности, выполняет прогностическую функцию, являясь важным мировоззренческим компонентом, определяющим мышление личности. В эстетическом идеале отражены не только эстетические проблемы, но и нравственные, правовые, политические, философские, так как он основан на понимании направленности исторического развития общества. Эстетический идеал в конкретной и целостной форме представляет гармоничную личность в ее связях с обществом и природой. В эстетическом идеале отражена сложность общественных отношений. Следует отметить, что процесс формирования прогрессивного эстетического идеала очень длительный и сложный процесс, в котором органично слиты личный и общественный опыт, когда значительное воздействие оказывает вся окружающая жизнь, искусство, меры воспитательного воздействия. И сформированный эстетический идеал представляет собой наиболее сложный уровень эстетического сознания, высокую степень обобщения и сохраняющий в то же время наглядный и конкретно-чувственный характер. Сложившийся эстетический идеал является критерием эстетической оценки для дальнейшего восприятия жизни, и всякое явление, поступок или произведение искусства сопоставляются с имеющимся эстетическим идеалом. Он становится регулятором эстетического сознания человека или общества. Но следует отметить, что и сам идеал изменяется под влиянием изменяющейся жизни. Процесс формирования эстетического идеала, как и эстетического сознания в целом, очень противоречив, так как сложна и противоречива сама жизнь.

В формировании эстетического сознания; большую роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность. Идеал - проектируемый субъектами коммуникации совершенный образ предмета, наделенный ценностным измерением универсальности, абсолютности. Обладая эталонным статусом, идеал являет проекцию будущего, с позиций которой выносится оценка настоящему и прошлому. Выдвижение разнообразных идеалов, глобальных образов будущего - важный фактор развития культуры. Идеализация - это процесс предельного отвлечения от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание признаков, нереализуемых в действительности. В ходе идеализации образуется так называемый идеальный объект, которым можно оперировать на теоретическом уровне для выявления сущности, глубинных законов реальных предметов. Идеал наиболее содержательная эстетическая категория. Носителями идеалов могут являться так называемые «культурные (эталонные) образцы» изделий, в которых соответствующие данному времени эстетические нормы, представления находят свое наиболее яркое воплощение. При этом необходимо учитывать, что эстетические идеалы принадлежат субъектам: индивидам, социальным микро- и макро группам, нации, народу, межнациональным и интернациональным сообществам людей. И одни из них, ставшие достоянием общечеловеческой, мировой материальной (или духовной) художественной культуры, признанной классики, очень долго сохраняют свое высокое значение всеобщего идеала, в то время как другие, особенно формирующиеся под влиянием механизмов моды в сфере массовой культуры, скоропреходящи и отнюдь не всеобщи. Вместе с изменением ценностной шкалы, выдвижением новых идеалов социокультурного плана изменяются и нормы.

Нормы определяют ценностное сознание - стереотипы мысли и действия, принимаемые в той или иной социокультурной общности. Нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры - от элементарных актов материально-практического характера до морали, искусства, науки и религии. Они меняются по степени общности от субкультурных до разделяемых в границах национальных культур. На базе норм складываются различные социальные технологии, способы рационализации жизненного мира. Нормативность и творчество - две взаимодополнительные стороны культуры. В своем историческом бытии нормы неотрывны от существующих в данной культуре ценностей, так как переводят представления о них в инструментальный план. Если ценности, как правило, простерты в измерениях прошлого, настоящего и будущего, нормы как бы возвышаются над временем, но не могут уйти от суда истории.

Нормы, в отличие от суждений, направляют к определенным, недвусмысленным, устойчивым, разделяемым многими, результатам оценки. Объективность связана в данном случае с точностью, отсутствием двусмысленности, возможностью измерения и расчета и независимостью конечного результата от многообразия человеческой субъективности. Суждение выступает лишь как ценностное суждение, предметом которого является противопоставление «моего» и «твоего» мнения, т.е. бесконечный спор, кроме того, надо учитывать, что однажды принятые ценности могут пересматриваться. Эстетические нормы существуют объективно, т. е. независимо от субъективных предрасположений индивида, в сознании коллективов, вступая в силу всюду, где какой-то предмет или какая-то деятельность служат носителями эстетической функции, причем ив тех случаях, когда эта функция не основная и подчинена иной доминирующей функции, например, практической.