Содержание к диссертации
Введение
1 Теоретические основы управления конкурентоспособностью организаций кинематографии .12
1.1. Сущностные представления о конкуренции в сфере кинематографии 12
1.2. Формирование системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа 33
2 Анализ деятельности хозяйствующих субъектов кинопоказа и методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций кинопоказа 55
2.1. Анализ деятельности хозяйствующих субъектов кинопоказа 55
2.2. Методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций кинопоказа и установление состава факторов влияния на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов кинозрелищных услуг 74
3 Прогнозирование кассовых сборов как среднесрочных оценок уровней конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинопоказа и методические рекомендации определения эффективности управления его конкурентоспособностью 113
3.1. Прогнозирование кассовых сборов как среднесрочных оценок уровней конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинопоказа .113
3.2. Методические рекомендации определения эффективности управления конкурентоспособностью организаций кинозрелищных услуг и пути ее повышения 142
Заключение 156
Список литературы
- Формирование системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа
- Методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций кинопоказа и установление состава факторов влияния на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов кинозрелищных услуг
- Прогнозирование кассовых сборов как среднесрочных оценок уровней конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинопоказа
- Методические рекомендации определения эффективности управления конкурентоспособностью организаций кинозрелищных услуг и пути ее повышения
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Киноиндустрия является важной составляющей культуры и искусства, главная задача которой состоит в удовлетворении спроса потребителей кинозрелищных услуг. Вместе с этим кинематография является не только структурной составляющей национальной экономики, но и фактором целевой ориентации на достижение экономических и социальных результатов.
Отечественная кинематография находится на этапе развития, который характеризуется повышением объемов кинопроизводства, ростом федеральных и региональных сетей кинопоказа, что способствует усилению конкуренции на рынке кинозрелищных услуг. Кинопрокат является конечной организационной структурой по реализации кинопродукции, а различные формы кинопоказа -основные источники получения дохода всеми предприятиями отрасли. Функционирование такой системы приводит к необходимости разработки, а также реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих эффективность текущей деятельности и перспективного развития хозяйствующих субъектов по оказанию кинозрелищных услуг.
Актуальность решения проблем эффективного управления
конкурентоспособностью, поддержания высоких темпов экономического роста возрастает в условиях постоянно изменяющихся негативных факторов влияния внешней среды и роста конкуренции среди участников предоставления кинозрелищных услуг.
Научные проблемы по определению сущности представлений о
конкурентоспособности в сфере кинематографии, формированию методических
подходов к оценке конкурентоспособности и методических рекомендаций
определения эффективности управления конкурентоспособностью организаций в
сфере кинозрелищных услуг, рационализации взаимодействия элементов системы
управления конкурентоспособностью кинотеатральных организаций в
современных условиях хозяйствования обуславливают необходимость их решения.
Актуальность темы диссертации, практическая потребность народного хозяйства, кинематографической отрасли, субъектов хозяйствования в решении проблем формирования эффективно функционирующей системы управления конкурентоспособностью организаций кинопоказа определили цель, задачи и предмет данного диссертационного исследования.
Степень разработанности темы исследования определяется
существенным научным интересом к вопросам управления
конкурентоспособностью предприятий массовой культуры. Исследование
теоретико-методических положений управления конкурентоспособностью
предприятиями и отраслями сферы услуг отражены в трудах таких ученых-экономистов, как: Т.Ю. Адаева, В.А. Быков, А.Д. Евменов, Л.С. Егорова, Э.Н. Кроливецкий, Г.В. И.М. Лифиц, Е.И. Мазилкина, А.А.
Макарычев, В.И. Г.Г. Паничкина, Н.З. Сафиуллин, Р.А. Фатхутдинов, Т.Г. Философа, О.А. Чеснова, Н.Ю. Четыркина и ряда других авторов.
Вопросы анализа и оценки конкурентоспособности субъектов хозяйствования в сфере культуры освещены в работах Д.С. Воронова, Ю.Н. Лапыгина, И.Н. Маврина, А.Г. Мокроносова, Р.А. Фатхутдинова, Л.Ю. Филобокова.
Над решением проблем экономического прогнозирования в целях повышения эффективности управления конкурентоспособностью субъектов хозяйствования работали такие ученые, как: Ю.П. Анискин, И.В. Антохонова, Л.Е. Басовский, Л.П. Владимирова, Ю.В. Гнусов, Н.М. Громов, А.Д. Евменов, Д. Н. Егорычев, Н.В. Капитонова, Э.Н. Кроливецкий, В.П. Кубрак, Л.И. Лукичёв, Б.Г Мазманов, В.Г. Сазонов, А.В. Сак, В.М. Сафронов, Н.А. Старкова.
Среди зарубежных специалистов в области прогнозирования следует отметить труды Т. Арчера, С. Армстронга, С.К. Вилрайта, Д. Макгрегора, С. Макридакиса, М. Портера, Р.Дж. Хиндмана, К. Холдена и др.
Широкий спектр исследований в области управления предприятиями социально-культурной сферы направлен на формирование общих теоретических представлений о проблемах организации кинопроизводства, управления денежными потоками в киноотрасли, перспективного развития кинематографии. Существующие подходы раскрывают проблемы регулирования экономических процессов на уровне народного хозяйства. Однако отсутствуют исследования, посвященные специфике кинопоказа, недостаточно разработаны теоретические основы, характеризующие сущность и особенности функционирования деятельности хозяйствующих субъектов по оказанию кинозрелищных услуг. Вместе с тем остается не изученным аспект формирования эффективной системы управления конкурентоспособностью кинотеатральных организаций, что и определило выбор темы диссертационного исследования, ее цель и задачи.
Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в разработке теоретических и методических положений по созданию эффективно функционирующей системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа.
В соответствии с поставленной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:
определить теоретические подходы к управлению конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинематографии;
сформировать систему управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа;
выполнить анализ деятельности хозяйствующих субъектов кинозрелищных услуг и по его результатам выявить основные показатели их функционирования;
разработать методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций кинопоказа и установить состав факторов влияния на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов кинозрелищных услуг;
осуществить среднесрочный прогноз экономических результатов деятельности хозяйствующих субъектов кинозрелищных услуг;
сформировать методические рекомендации определения эффективности управления конкурентоспособностью кинотеатральных организаций и направлений ее повышения.
Объектом диссертационного исследования выступают экономические отношения по оказанию услуг в сфере кинопоказа, а также хозяйственная и экономическая деятельность кинотеатров.
Предметом исследования являются теоретические и методические проблемы формирования эффективно функционирующей системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа.
Теоретической основой исследования работы являются новейшие исследования зарубежных и российских ученых в области управления конкурентоспособностью, планирования, прогнозирования социально-экономического развития хозяйствующих субъектов сферы услуг, а также формально-правовые подходы в Федеральном законе Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».
Методологической основой диссертационного исследования выступили такие современные общенаучные методы исследования, как: системный подход и сравнительный анализ, математико-статистические и структурно-логические методы, а также специальная экономическая методология исследования, в том числе метод экономико-математического моделирования, формализованные и неформальные методы экономического прогнозирования.
Информационную основу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, отечественные и зарубежные исследования, материалы научных конференций, статьи в периодических изданиях по теме диссертационного исследования.
Степень обоснованности и достоверности результатов диссертационного исследования обеспечивается:
применением в качестве теоретической и методической основы исследования научных трудов отечественных и зарубежных авторов, монографий, периодических изданий и научных статьей, аналитических отчетов и докладов, материалов научно - практических конференций в области экономики и управления кинематографией, планировании результатов экономических показателей деятельности предприятия, исследований проблем совершенствования механизмов управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов;
анализом законодательства Российской Федерации и её субъектов, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов Министерства финансов Российской Федерации, а также данных Федеральной службы государственной статистики;
использованием таких практических современных методов научных исследований, как: анализ и синтез, системный подход, статистический анализ, метод экспертных оценок, методы структурного и функционального анализа, прогнозирование;
апробацией результатов исследования на научно-практических конференциях и отражением основных результатов диссертационной работы в публикациях автора.
Соответствие диссертационного исследования паспорту специальности.
Полученные научные результаты соответствуют паспорту специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика организации и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера услуг): п. 1.6.109: «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка»; п. 1.6.123: «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг».
Научная новизна диссертационного исследования в целом заключается в разработке и повышении эффективности системы управления конкурентоспособностью организации кинозрелищных услуг в целях устойчивого социально-экономического развития организации кинопоказа.
К наиболее существенным результатам исследования, полученных лично соискателем ученой степени, обладающих научной новизной, отличающихся от других результатов исследования в данной области, относятся следующее:
разработаны теоретические подходы к управлению конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинематографии, уточнены и развиты основные категории понятийного аппарата в области управления конкурентоспособностью организаций кинематографии, позволяющие сформировать комплексное представление о процессе управления конкурентоспособностью оказания кинозрелищных услуг в современных условиях хозяйствования;
доказано, что система управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа, сформированная на основе соблюдения принципов разнообразия, целостности, внешних дополнений и обратной связи, с учетом ее функционального назначения и целевой ориентации на достижение наибольших экономических результатов, определяет возможность устойчивого роста конкурентного потенциала и усиления конкурентных преимуществ в условиях неустойчивого состояния внешней среды;
по результатам анализа деятельности хозяйствующих субъектов кинозрелищных услуг установлена взаимосвязь таких показателей деятельности организации кинопоказа, как: кассовые сборы, посещаемость кинозалов, доля отечественных кинолент в общем объеме выручки от проката, количество выпущенных отечественных фильмов, изменение числа кинозалов в стране, средняя цена кинобилета, уровень доходов населения, позволяющая органам планирования организаций кинопоказа на адекватной и значимой основе определять показатели экономических результатов на средне-, долгосрочные
периоды развития, с учетом влияния на них конъюнктуры рынка кинозрелищных услуг, экономических форм государственной поддержки кинопроизводства;
сформированы методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций кинопоказа, установлен состав внешних и внутренних факторов влияния технологического, экономического и организационного характера на эффективность использования располагаемых ресурсов организаций, определяющие уровни изменения конкурентоспособности, усиления конкурентных преимуществ организации кинопоказа в условиях неустойчивого состояния внешней среды;
выполнен среднесрочный прогноз экономических результатов развития хозяйствующих субъектов кинопоказа, выступающий подготовительным этапом в процессе управления конкурентоспособностью организации кинозрелищных услуг, представляющих возможность менеджерам повышать обоснованность достижения планируемых объемов оказания кинозрелищных услуг;
предложены оригинальные методические рекомендации определения эффективности системы управления конкурентоспособностью организации кинозрелищных услуг, включающие поэтапное выполнение организационно-экономических мер, реализуемых на основе результатов анализа факторов влияния на эффективность использования ресурсов, прогноза экономических результатов на среднесрочное планирование деятельности субъектов хозяйствования кинопоказа и определения эффективности системы управления в условиях изменения экономического и инновационного состояния внешней среды.
Полученные научные результаты соответствуют паспорту специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика организации и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера услуг): п. 1.6.109: «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка»; п. 1.6.123: «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг».
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что предлагаемые в нем решения теоретических и методических задач содействуют формированию системы управления конкурентоспособностью кинотеатральных организаций, позволяющие в условиях изменчивой внешней среды выявлять приоритетные направления развития организаций в сфере кинозрелищных услуг и разработке перспективных мер, обеспечивающие устойчивые темпы экономического роста субъектов хозяйствования.
Практическая значимость научного исследования определяется
сформированными методическими рекомендациями по рациональной
организации взаимодействия элементов системы управления
конкурентоспособностью организаций в сфере кинопоказа. Предложенная система совершенствования управления может быть использована большинством хозяйствующих субъектов в сфере кинозрелищных услуг для повышения их конкурентоспособности.
Апробация и публикация результатов диссертационного исследования.
Результаты проведенного диссертационного исследования и основанные на
них выводы, предложения докладывались автором диссертации на
международных и всероссийских научно - практических конференциях:
международно-практическая конференция «Современное состояние и
перспективы развития научной мысли» (2015, г. Уфа); конференция молодых ученых «Интернет: инновационные технологии и инженерные разработки» (2012, г. Санкт-Петербург); межвузовский научно-практический форум «Неделя науки и творчества» (2013, г. Санкт-Петербург); межвузовский научно-практический форум «Неделя науки и творчества» (2014, г. Санкт-Петербург); межвузовский научно-практический форум «Неделя науки и творчества» (2015, г. Санкт-Петербург); II международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития Медиаиндустрии на современном этапе» (2013, г. Санкт-Петербург); VII международная научно-практическая конференция «Человек. Коммуникация. Культура. Социокультурные процессы в современном мире: вызовы и перспективы» (2015, г. Санкт-Петербург); XIII межвузовская научно-практическая конференция «Инновации в экономике и образовании – новой России» (2015, г. Санкт-Петербург); VII международная научно-практическая конференция «Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности» (2015, г. Челябинск); международной научно - практическая конференция «Результаты научных исследований» (2016, г. Тюмень).
Результаты научного исследования используются в учебном процессе на
кафедре медиакоммуникационных технологий Санкт-Петербургского
государственного института кино и телевидения по дисциплинам: «Основы
менеджмента», «Стратегический менеджмент в рекламе и связях с
общественностью», «Экономика и менеджмент в СМИ», «Маркетинговые исследования в связях с общественностью».
Личный вклад автора заключается в разработке полноценной системы
управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа,
включая методы определения эффективности управления
конкурентоспособностью кинотеатральных организаций.
Публикации. Основные положения диссертации освещены в 9 опубликованных работах общим объемом 5,15 (авторский вклад 5) п.л., в т.ч. 3 статьи в рецензируемых научных журналах ВАК.
Объем и структура исследования. Общий объем диссертации составляет 182 страниц (содержательная часть 153 страниц), состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (189 источников, из них 48 англоязычных). Текст сопровождается рисунками, таблицами, формулами.
Формирование системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа
Отечественная кинематография находится на том этапе развития, который характеризуется увеличением выпуска продукции организаций кинематографии, ростом федеральных и региональных сетей кинопоказа, выходом российских кинопроизводителей на мировой рынок кинопроката. В то же время происходит активный поиск той модели регулирования национального кинорынка, которая позволит работать национальной киноотрасли максимально эффективно. В таких условиях Министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский в июне 2015 года высказался за введение налога на прокат зарубежных фильмов, с целью привлечения дополнительных средств для поддержки отечественного кинематографа [129]. Экономика сферы культуры развивается в творческом пространстве, где конфликт является частью природы вещей. Инновации и традиции, гуманистические и идеалистические концепции, творчество и его финансирование, индивидуальные и коллективные права, частный и государственный капитал во взаимосвязи обеспечивают создание юридически значимого творческого результата, который оценивается и охраняется, исходя из презумпции о том, что креативная медиаиндустрия порождает, по определению, нематериальные активы [53].
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации № 126-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» кинематография представляет собой область культуры и искусства, включающая в себя произведения кинематографии [122]. С законодательной точки зрения, являясь структурной составляющей национальной экономики, кинематография выступает как целостная система взаимодействия хозяйствующих субъектов, деятельность которых направлена на производство, распределение и прокат кинопродукции, реализацию кинозрелищных услуг.
В современных экономических условиях, кинопрокат является конечной организационной структурой по реализации кинопродукции, и представляет собой распространение фильма в любой форме и любыми способами [122]. Различные формы кинопоказа - основные источники получения дохода всеми предприятиями отрасли. Функционирование такой системы приводит к необходимости разработки, а также реализации комплекса мероприятий, обеспечивающих эффективность текущей деятельности и перспективного развития хозяйствующих субъектов кинематографии в условиях роста конкуренции.
Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров или услуг на соответствующем рынке [123]. Конкуренция в приведенном понятии подразумевается как добросовестная конкуренция, поскольку именно поддержка свободы конкуренции является одной из основных целей антимонопольного регулирования.
Важнейшую роль в организации конкуренции играет рынок потребительских товаров или услуг, где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения и институты гражданского общества. В научной литературе существуют различные точки зрения на определение сущности конкуренции. Так, некоторые авторы полагают, что конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) — это борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы [183]. Другие авторы [155, 65] считают, что «конкуренция» является исходной категорией, характеризующей сущность рыночной экономики.
Опираясь на научные представления о конкуренции, можно отметить, что она не только выступает как естественный регулятор рыночных отношений, предполагающий ускорение роста эффективности процессов производства посредством внедрения инноваций, а также увеличение качества производимых товаров, работ или услуг, но и вовлекает потребителей творческий процесс. Преимущество последней трактовки экономической категории «конкуренция» состоит в том, что она указывает на потребителя как на регулятора рыночных отношений, поскольку именно он определят ценность товара, работы или услуги.
В экономических исследованиях отечественных и зарубежных авторов конкуренция представляет собой динамичный и непрерывно возобновляемый процесс соперничества, осуществляемый между экономически независимыми, то есть обособленными, товаропроизводителями в условиях ограниченных ресурсов с целью наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей по приемлемой для них цене [159, 132]. По нашему мнению, данное понятие «конкуренции» исходит из того, что участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты, при этом важнейшую роль в конкуренции отдается адекватному формированию потребительских свойств товара, работы или услуги. Российский учёный Р.А. Фатхутдинов определяет термин «конкуренция» как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях [120, с. 116].
Методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций кинопоказа и установление состава факторов влияния на конкурентоспособность хозяйствующих субъектов кинозрелищных услуг
Анализ уровня конкурентоспособности организации кинопоказа предполагает анализ специфических факторов рынка кинозрелищных услуг, определение показателей для оценки конкурентоспособности субъекта хозяйствования, оценка конкурентоспособности организации кинопоказа. Прогнозирование экономических результатов деятельности организации кинопоказа предполагает прогнозирование кассовых сборов как среднесрочных оценок уровней конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинопоказа, необходимого для планирования дальнейшего социально-экономического развития кинотеатральной организации. Максимальное обеспечение конкурентным потенциалом обеспечивает возможность формировать и реализовать конкурентные преимущества организации кинопоказа, повышая ее уровень конкурентоспособности на рынке кинозрелищных услуг. На конкурентоспособность хозяйствующих субъектов кинопоказа оказывают влияние конкурентоспособность предоставляемой ими кинозрелищных услуг и конкурентные преимущества организации, к которым могут относиться ее миссия, имидж, уровень культуры, система кадрового управления. После выявления факторов конкурентоспособности на начальном этапе процесса управления, необходимо разработать ряд мероприятий по превращению этих факторов в отдельное конкурентное преимущество, которое должно воплощаться в качестве предоставляемой киноуслуги организации кинопоказа для обеспечения ее конкурентоспособности.
Управляющее воздействие на внутреннюю среду хозяйствующего субъекта осуществляется посредством оптимизации использования технологий, материальных ресурсов, маркетинга, менеджмента, необходимых для формирования конкурентного потенциала. Внешняя среда влияет на конкурентоспособность хозяйствующего субъекта посредством комплекса факторов, которые в свою очередь могут воздействовать прямым и косвенным образом. Факторами внешнего окружения в сфере кинематографии могут выступать политические, налоговые, экономические, научно-технические и социальные. Налоговая политика государства в сфере кинематографии оказывает положительное влияние на развитие кинокомпаний, тем самым формируя конкурентные преимущества для киностудий в виде льготного финансирования производства российских кинолент, а также для прокатных кинокомпаний в виде специального налогового режима (с. 149 Налогового Кодекса РФ), согласно которому деятельность кинотеатров на территории Российской Федерации, освобождаются от налогообложения, то есть НДС составляет 0%.
Независимые кинокомпании специальную службу контроллинга для анализа влияния всех факторов на кинобизнес. Контроллинг является неотъемлемым элементом системы управления, координируя, интегрируя и направляя весь процесс управления конкурентоспособностью на достижение поставленных целей с учетом воздействия на внутреннюю и внешнюю деятельностью субъекта хозяйствования. Служба маркетинга передает информацию о преимуществах и недостатках конкурентов, а также об изменениях в предпочтениях потребителей киноуслуг. Анализом представленной информации и управлением состояния подсистем производства и реализации кинопродукции занимается специальная подсистема контроллинга, которая предназначена для формирования оптимального управляющего воздействия, направленного на эффективность и оперативность управления конкурентоспособностью кинокомпании.
Контроллинг, реализуя свои функции, а именно: планирования, анализа, учета, контроля и регулирования, основывается на таких положениях системного подхода, как: интеграция, взаимосвязь при определении комплексной методологии управления субъектом хозяйствования, учет всех уровней и сфер управления организацией.
Отметим, что прогнозируемый уровень конкурентоспособности хозяйствующего субъекта кинопоказа на «выходе» системы зависит от качества всех поступающих на «входе» системы ресурсов, методических документов и нормативно-правовых актов. Вследствие чего возрастает роль формирования обратной связи, эффективность которой зависит от качественной оценки конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Данная система предоставляет возможность принимать во внимание существующие различия между отдельной отраслевой составляющей (кинопоказ) и в целом кинематографии, осуществлять конкретные меры, учитывающие индивидуальную отраслевую целевую ориентацию к достижению цели всей кинематографии; принимать во внимание в достижении экономических и социальных результатов, возможных отклонений, возникающих в процессе деятельности организации кинозрелищных услуг.
Таким образом, формирование системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов кинопоказа предполагает учет таких особенностей, как: применение инструментов управления конкурентоспособностью на основе принципов разнообразия, целостности, внешних дополнений и обратной связи; определение структурных составляющих хозяйствующих субъектов кинематографии, направленное на оказание управляющего воздействия на этапы создания и реализации кинопродукции для изменения оптимальным образом факторов конкурентоспособности. Взаимодействие элементов системы управления конкурентоспособностью организаций кинопоказа предполагает выделение таких подсистем, как: управляемая, управляющая, обеспечивающая во взаимосвязи с процессом управления конкурентоспособностью, обеспечивающие выдачу каждого из них определенного результата в достижении экономических и социальных целей.
Прогнозирование кассовых сборов как среднесрочных оценок уровней конкурентоспособности хозяйствующих субъектов кинопоказа
Необходимость анализа и оценки конкурентоспособности субъектов хозяйствования кинозрелищных услуг обусловливается поиском конкурентных преимуществ, а также упущений в деятельности с целью выработки хозяйствующим субъектом конкурентной стратегии и эффективным использованием конкурентного преимущества. В современной научной литературе сложилось еще одно мнение по вопросу необходимости анализа и оценки конкурентоспособности организации [105], согласно которому усиление и распространение конкурентной борьбы способствует возрастанию роли анализа и оценки конкурентоспособности и конкурентных преимуществ субъектов хозяйственной деятельности.
Оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности, выбора контрагентов для совместной деятельности, формирование стратегии вывода продукции на новые рынки сбыта, а также осуществления инвестиционной деятельности [14, с. 75-77]. В сфере кинематографии хозяйствующий субъект преследуют цель повышения уровня конкурентоспособности за счет реализации долгосрочных инвестиционных кинопроектов, совершенствования системы государственной поддержки организаций кинематографии, улучшения маркетинговой деятельности организации, повышения уровня трудового потенциала. Выявление проблем, связанных со снижением уровня конкурентоспособности, является основной задачей анализа условий обеспечения конкурентоспособностью предприятий кинематографии, и кинотеатров в частности.
Основные задачи управления конкурентоспособностью кинотеатра, на наш взгляд, в основном определяют метод оценки и анализа таких условий обеспечения конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта в целом, как: формирование организационной структуры кинотеатра; определение взаимосвязей между структурными элементами субъекта хозяйствования; обеспечение необходимой координации и согласованности действий подразделений кинотеатра; подбор, расстановка, обучение и ротация кадров, регламентация должностных обязанностей персонала; формирование механизма отношений с дистрибьюторами, инвесторами; планирование маркетинговой деятельности, мероприятий по рекламе; обеспечение эффективного использования имеющегося в распоряжении оборудования (звуковое оборудование кинотеатра, кинопроекционное оборудование, экран, освещение, кресла, кондиционирование), а также производственных площадей. При этом
снижение простоев оборудования возможно благодаря рациональности распределения сеансов в течение работы кинотеатра с соответствующим установлением цены на кинобилеты в рамках действующего законодательства.
Получение конструктивных элементов в процессе анализа управления системы невозможно без определения и целенаправленности конкретных функций управления конкурентоспособностью хозяйствующего субъекта. Основными функциями, реализуемыми в процессе управления конкурентоспособностью кинотеатра, являются коммерческая (закупка копий кинофильмов), финансовая, административная. К дополнительным функциям следует отнести: обеспечение безопасности на уровне сохранности основных средств (например, кино- и звуко-оборудований), материалов, а также персонала, управление персоналом, учет.
При оценке уровня конкурентоспособности хозяйствующего субъекта кинопоказа необходимо руководствоваться такими принципами, как: принцип системности и комплексности, предполагающий оценку взаимодействия различных внутренних и внешних факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности предоставляемых киноуслуг; принцип интегральности, предполагающий изучение связей между факторами конкурентоспособности кинотеатра; принцип непрерывности, основывающийся на изучении факторов развития и прогноза возникновения новых факторов влияния на деятельность кинотеатров.
Отдельно выделим принцип «ориентации на определенный сегмент рынка», то есть выделение целевой аудитории, упреждение "двойного счета", оценка деятельности организации с позиции потребителя. Принцип упреждения "двойного счета", предполагает, что при разработке методики оценки конкурентоспособности кинотеатра, необходимо учитывать временные характеристики предоставления услуги, влияющие как на стоимость услуг, которые должны быть разделены. То есть в кинотеатрах учитывается потеря времени в зависимости от времени суток, что определяет своевременность предоставления услуги в виде распределения сеансов с соответствующей ценой на кинобилет. Данный принцип носит основополагающий характер, и систематическое несоблюдение которого ставит под вопрос целесообразность сертификации и оценки конкурентоспособности услуги в целом [59].
Оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта кинопоказа требует проведения комплексного анализа его организационно-экономического состояния. Среди распространенных за рубежом методов анализа можно выделить: метод анализа GAP, метод анализа LOTS, метод изучения профиля объекта, модель анализа McKinsey 7S, SWOT-анализ [38].
Метод анализа GAP представляет собой комплексное аналитическое исследование, изучающее несоответствия, разрывы между текущим состоянием компании и желаемым [80]. Отметим, что основная цель данного метода заключается в поиске и реализации скрытых конкурентных возможностей организации, то результаты данного анализа позволяет максимально реализовать внутренний потенциал компании, максимально используя внешние возможности.
Метод анализа LOTS основывается на стремлении организации приспосабливать текущую деятельность к требованиям потребителей. В частности, кинопрокатная деятельность напрямую зависит от мнений и желаний потребителей киноуслуги, поэтому кинотеатр должен учитывать индивидуальные вкусы каждого посетителя относительно комфорта кинозала, качества обслуживания и показа киноленты. Таким образом, метод LOTS применим в кинопрокатной деятельности, при этом будет включать в себя детальное, последовательное обсуждение ряда основных проблем деятельности на различных уровнях и отличающихся степенью сложности: от корпоративной миссии организации в целом до условий проката отельной киноленты.
Методические рекомендации определения эффективности управления конкурентоспособностью организаций кинозрелищных услуг и пути ее повышения
Деятельность кинематографической отраслевой составляющей сферы услуг в значительной степени зависит от наличия достоверной информации прогнозных оценок ее развития в среднесрочном периоде. В частности, в кинотеатрах прогнозирование необходимо при репертуарном планировании, составлении бюджета на очередной плановый период, комплексной оценке стоимости конкретного предприятия. Составление репертуара адекватного ресурсным возможностям, вкусам и предпочтениям потребителей кинозрелищных услуг позволяет увеличивать в текущем и среднесрочном периоде времени кассовые сборы. Благодаря объективным по своим оценкам и практически значимому прогнозу, предприятие кинозрелищных услуг может составить план своего социально-экономического развития, определяя тем самым уровень своего позиционирования на рынке услуг кинопоказа, конкретизируя и управляя конкурентоспособностью услуг.
Значимость прогнозирования выражается в раскрытии будущих взаимосвязей и явлений объективной реальности, направленных на разнообразие, расширение выбора из состава альтернатив, способствующих принятию обоснованных и сбалансированных с ресурсным потенциалом управленческих решений. Авторитетные западные учёные, Скотт Армстронг, Спирос Макридакис, Кеннет Холден [143, 161] характеризуют экономическое прогнозирование как способ научного предвидения, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения в отношении будущего в целях оценок определения протекающих в нем процессов происходящих явлений.
Под прогнозом в научной литературе предлагается понимать установление количественных и качественных характеристик возможных состояний объекта в будущем, определение альтернативных направлений развития экономической ситуации и сроках осуществления планов и решения задач [178, с. 107-123]. По нашему представлению, экономическое прогнозирование состоит в объективном и наиболее достоверном представлении с учетом накопленного опыта для составления возможных альтернатив развития экономической картины, необходимых для принятия обоснованных решений в соответствии с имеющимся в распоряжении ресурсным потенциалом в условиях изменения экономического и инновационного состояния объекта прогнозирования.
Представляются обоснованными выводы отечественных ученых экономистов, профессоров Л.Е. Басовского, А.Д. Евменова, Б.Н. Кузыка [13, 63, 65] относительно того, что экономическое прогнозирование есть необходимая стадия подготовки к реализации экономического проекта, в рамках которой задействуется широкий комплекс научных способов анализа экономических явлений и используется вся совокупность методов и приёмов экстраполяции и моделирования экономических процессов. Такой обоснованный подход к экономическому прогнозированию, по нашему мнению, позволяет использовать передовые научные разработки в сфере определения уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и комплексной оценки факторов экономического риска в сфере кинопоказа. Значение прогнозирования в экономическом развитии предприятий кинематографии определяется его влиянием на активность предпринимателей. Оно обусловлено ориентацией инвесторов не только на использование экономико-математических или экспертных методов в процессе планирования проектов, но и на рациональное решение поставленных задач, достижение перспективных целевых установок, стоящих перед хозяйствующим субъектом сферы культуры.
Современное экономическое прогнозирование в сфере кинопоказа представляет собой особое искусство определения социально-экономических параметров и экспертных качественных оценок протекающих хозяйственных процессов и состояния аудитории потенциальных зрителей [145, с. 124-131]. На наш взгляд, точность прогнозирования ситуации на рынке кинозрелищных услуг определяется достоверностью результатов исследований конъюнктуры рынка, направленных на выявление тенденций экономического развития и поиск оптимальных решений для достижения перспективных целей инвесторов, продюсеров и организаций кинопроката.
В этой связи следует учитывать точку зрения профессора С. Макридакиса [181] в отношении того, что предметом экономического прогнозирования в менеджменте является не только познание экстраполяционных величин функционирующих экономических объектов в будущем и исследование закономерностей и возможностей использования тех или иных методов прогнозирования, но совершенствование самих подходов к прогнозированию.
Всесторонний анализ сущности процессов экономического прогноза в сфере киноискусства предполагает выявление и характеристику особенностей предмета прогнозирования. Во-первых, обязательной стадией прогноза выступает сбор и обобщение значительных объемов достоверной информации о состоянии кинорынка и предпочтениях зрительской аудитории. Во-вторых, при составлении экономического прогноза в социально-культурной сфере необходимо основываться на специальных методических положениях, обосновывающих выбор наиболее подходящего метода прогноза в отношении конкретного проекта, способного как адекватно отразить его практическую значимость, так и предсказать тенденции ретроспективного развития рынка в целом.