Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры Сотникова Анастасия Сергеевна

Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры
<
Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сотникова Анастасия Сергеевна. Формирование и развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры: диссертация ... кандидата Экономических наук: 08.00.05 / Сотникова Анастасия Сергеевна;[Место защиты: Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения], 2016

Содержание к диссертации

Введение

1 Теоретические основы формирования и развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры 12

1.1 Характеристика рынка услуг культуры и его структурные особенности 12

1.2 Направления государственного регулирования отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры 28

1.3 Проблемы развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры 46

2 Формирование механизма развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры 67

2.1 Формирование механизма развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры 67

2.2 Модификация видов экономической деятельности организаций в сфере культуры 78

3 Разработка практических рекомендаций по совершенствованию отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры 91

3.1 Подходы к совершенствованию отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры 91

3.2 Разработка методических рекомендаций для экономических субъектов сферы культуры 103

Заключение 117

Список литературы 122

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных условиях достижение целей государственной политики в области культуры требует осуществления постоянного мониторинга состояния общества и уровня его культурного развития, согласно Указу Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24.12.2014 г. №808. Перед сферой культуры поставлены задачи как социального, так и экономического характера, что обусловлено необходимостью активизации культурного потенциала России, качественного роста культурных и досуговых запросов граждан, гармонизации социально-экономического развития её отдельных регионов.

В связи с этим становится актуальным развитие отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры, оказывающих влияние на формирование совокупных духовно-ценностных ориентиров населения, повышение качества его жизни. С целью осуществления поддержки и развития организаций сферы культуры государство реализует культурную политику и использует различные принципы, методы и инструменты организационно-правового и финансово-экономического характера. Одним из примеров действенных инструментов стимулирования развития отраслевого рынка услуг является Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)», которая включена в комплексную государственную программу «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.

Несмотря на прикладываемые усилия и поддержку государства реализация положений государственной культурной политики по использованию потенциала отрасли для роста экономики затруднена из-за многообразия типов и видов организаций, реализующих широкий спектр услуг и продуктов в сфере культуры, а также специфики их потребления. Так, в 2015 году наблюдался незначительный рост ключевых показателей, характеризующих степень развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры по сравнению с 2014 годом. Например, количество зрителей в театрах возросло на 0,7 млн. человек, а посетителей музеев на 6,6 млн. человек. При этом в 2015 году индекс физического объёма платных услуг населению в отрасли составил лишь 98,7% по сравнению с 2014 годом.

Всё это указывает на необходимость формирования механизма успешного
развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры и разработки
методических рекомендаций для экономических субъектов по её

совершенствованию с целью наращивания объёмов потребления культурных услуг и продуктов, чем и обусловлен выбор темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемам развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры посвящены труды отечественных ученых: Барсукова Д.П., Воронцовой М. Г., Гладких Н. В., Евменова А. Д., Загряжского А. С., Зеленцовой Е. В., Кроливецкого Э. Н., Матецкой М. В., Мельвиль Е. Х., Песоцкой Е. В., Поповой М. И., Пухальской А.

А., Сорвиной Т. А., Тульчинского Г. Л., Филипповой А. А., Хоревой Л. В., Чарной И. В., Чесновой О. А., Шековой Е.Л.

Особый вклад в развитие механизмов функционирования, управления и развития культурных индустрий внесли такие зарубежные учёные как: Джефкат П., Джорни К., Ли С, Мак-Дональд М., Нильсон Т., Прат А., Питерс И., Повер Д., Пэйн Э.

Однако не до конца изученными остаются вопросы государственного регулирования отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры, а также вопросы формирования эффективной системы управления организациями в рамках отрасли. Всё это определило выбор темы диссертационного исследования, её цель и задачи.

Цель диссертационной работы заключается в формировании механизма развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры и разработке методических рекомендаций для экономических субъектов по её совершенствованию.

В соответствии с данной целью в диссертации поставлены и последовательно решены следующие задачи:

изучить структурные особенности рынка услуг организаций сферы культуры, выделить перспективные направления его государственного регулирования, разработать классификацию принципов реализации государственной политики в сфере культуры;

структурировать проблемы развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры, наметить пути их решения;

разработать механизм развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры для формирования практических рекомендации для экономических субъектов по совершенствованию отраслевого рынка услуг, описать основные принципы, используемые методы, инструменты его реализации;

произвести структурирование и внести изменения в перечень видов экономической деятельности для эффективного мониторинга отраслевого рынка услуг и организаций сферы культуры;

разработать практические рекомендации по совершенствованию отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры с целью государственного регулирования на макроуровне;

сформулировать методические рекомендации для экономических субъектов сферы культуры по повышению эффективности функционирования отдельных организаций.

Объектом исследования выступают организации сферы культуры, обеспечивающие основную деятельность на рынке услуг.

Предметом диссертационного исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры.

Теоретической и методологической основой диссертации явились научные разработки и исследования современных зарубежных и российских

учёных по вопросам формирования механизма развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры, процессы реализации государственной политики в этой сфере.

Использован системный подход в ходе сбора, обработки и изучения статистических данных, методы сравнительного анализа и синтеза, методы группировки данных для структурирования, систематизации и графического представления материала.

Информационной базой исследовательской работы явились документы, регламентирующие деятельность организаций в сфере культуры, нормативные правовые, законодательные акты, статистические отчётные данные Министерства культуры РФ, Минэкономразвития РФ, публикации в периодических профильных изданиях, источники сети Интернет, результаты социологических опросов.

Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования определяется:

применением в качестве теоретической и методологической базы исследования трудов отечественных и зарубежных учёных, монографий, периодических изданий и научных статей, статистических отчётных данных, материалов научно-практических конференций в области решения проблем формирования и развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры;

анализом постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов Министерства культуры и Министерства финансов РФ, а также данных Федеральной службы государственной статистики;

использованием общенаучных методов исследований, как: сравнительный анализ и синтез, систематизация и структуризация данных, программно-целевой метод;

апробацией полученных результатов диссертационной работы на международных научно-практических конференциях и отражением основных результатов исследования в публикациях автора.

Полученные автором научные результаты соответствуют пунктам паспорта специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами -сфера услуг): п. 1.6.109: «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка»; п. 1.6.117: «Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг»; п. 1.6.118: «Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг».

Научная новизна диссертационного исследования в целом состоит в получении результатов исследования по совершенствованию механизма развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры и повышению результативности деятельности экономических субъектов отрасли в современных условиях.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем учёной степени и обладающие научной новизной заключаются в следующем:

  1. Выявлены структурные особенности рынка услуг организаций сферы культуры, конкретизирована специфическая роль государства, как регулирующего субъекта по обеспечению доступности услуг потребителям, так и экономического субъекта хозяйствования, осуществляющего реализацию услуг в сфере культуры населению на бесплатной или льготной основах, предложена классификация принципов реализации государственной политики в сфере культуры, структурированы проблемы развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры, рекомендованы пути их решения (п. 1.6.118).

  2. Предложены и введены для использования следующие определения: культурная услуга, отраслевой рынок услуг организаций сферы культуры, отличающиеся от традиционных тем, что под термином «культурная услуга» понимается коммерческая деятельность с целью удовлетворения потребностей населения в культурном обогащении и самоактуализации индивида, а под понятием «отраслевой рынок услуг организаций сферы культуры» - рынок культурных услуг, как регулируемый государством, так и оказывающий воздействие на государство с позиции потребителя культурных услуг (п. 1.6.118).

  3. Разработан механизм развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры с описанием основных принципов (комплексность, системность, доступность, транспарентность, целеориентированность, синергия, кооперация, эффективность, результативность, качество, самоокупаемость), используемых методов (программно-целевого, нормативного метода, мониторинга, прогнозирования, сравнительного-отраслевого анализа) и инструментов реализации (государственных и федеральных целевых программ, плана деятельности Минкультуры РФ на 2013-2018, прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ, ведомственной целевой программы «Менеджер креативной России», государственных заказов и заданий, фандрайзинга и краундфандинга), которые, в отличие от существовавших ранее, акцентируют внимание на повышении ответственности за достижение результатов на всех уровнях управления и позволяют сформулировать практические рекомендации для экономических субъектов по совершенствованию отраслевого рынка услуг (п. 1.6.118).

  4. На основе авторского подхода к выработке определения культурной услуги и классификации культурных услуг и продуктов предложено и обосновано структурирование видов экономической деятельности в данном сегменте путём добавления к сфере культуры в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности новых блоков «экономическая деятельность по производству и демонстрации кино и видеофильмов» и «экономическая деятельность в области творческих индустрий» (п. 1.6.117).

5. Внесено предложение по созданию новой институциональной единицы
«Всероссийский координационно-консультационный центр» в рамках
Министерства культуры РФ с экспортоориентированными функциями и
полномочиями по координации деятельности организаций сферы культуры для
продвижения культурных услуг и продуктов на внешний рынок. Наряду с
государственным финансированием рекомендовано также использование

современных краудфандинговых платформ с целью повышения экономической эффективности функционирования организаций отрасли, а также создание ведомственной целевой программы «Менеджер креативной России» с мониторингом этапов реализации программы менторами и уполномоченными представителями профессионального сообщества в рамках систематического обмена опытом между участниками (п. 1.6.109).

6. Обоснована потребность о внесении изменений в отраслевое
законодательство о порядке предоставления кинопроизводителями копий
фильмов в Госфильмофонд в цифровом формате для удобства технического
хранения и эксплуатации, что позволит избежать дополнительных затрат в
современных условиях на создание плёночных копий (п. 1.6.109).

7. По результатам проведённого авторского социологического
исследования об информированности граждан о текущих культурных событиях
сформулированы методические рекомендации для организаций сферы культуры
с целью повышения эффективности их деятельности, в рамках которых
разработана методика оценки экономической эффективности проводимых
экономическими субъектами отрасли мероприятий, использующая, в отличие от
других методик, в качестве оценочного показателя - коэффициент потенциальной
возвратности потребителей (п. 1.6.109).

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении

определений и понятий культурной услуги, отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры, разработке классификаций, связанных с формированием и развитием организаций данной сферы с учётом современных тенденций развития организационно-правовых форм; выделении классификационных признаков субъектов сферы культуры, разработке механизма развития отраслевого рынка услуг.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том,
что предлагаемые в работе практические рекомендации по совершенствованию
отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры в форме создания новой
институциональной единицы «Всероссийский координационно-

консультационный центр» в рамках Министерства культуры, разработки
ведомственной целевой программы «Менеджер креативной России», уточнения
классификации видов экономической деятельности в сфере культуры с целью
повышения экономической эффективности функционирования организаций
отрасли могут быть использованы в качестве рекомендаций по

совершенствованию отраслевого рынка услуг.

Материалы диссертационной работы также используются при подготовке учебных курсов по дисциплинам, связанным с развитием отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры: «Управление сферой культуры», «Анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры».

Апробация результатов исследования. Основные положения

диссертационного исследования докладывались автором на международных
научно-практических конференциях: «Стратегическое управление организациями:
традиционные и современные методы» (2013г., г. Санкт-Петербург);

«Менеджмент в сфере культуры и медиакоммуникаций: инновационные подходы и технологии» (2014г., Санкт-Петербург); «Антикризисные технологии в экономике как фактор развития современного общества» (2015 г., Саратов).

Личный вклад автора заключается в разработке комплекса практических рекомендаций по совершенствованию отраслевого рынка услуг, направленных на повышение экономической устойчивости организаций сферы культуры.

Основные научные результаты диссертационной работы опубликованы в 9 статьях общим объемом 4,3 печатных листа, изданных в журналах и сборниках, включая 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК.

Объём и структура исследования. Общий объём диссертации составляет 140 страниц (из них содержательная часть 121 страница), состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы (120 источников) и приложений.

Структура работы обусловлена выбранной целью, сформулированными задачами в соответствии с поставленной целью.

Направления государственного регулирования отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры

Действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей [94] называются культурной политикой.

Основы современной культурной политики утверждены указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [94]. Следует отметить, что согласно Конституции РФ вопросы культуры регулируются на двух уровнях: федеральном и региональном. В результате законодательные акты, принятые на уровне государства, зачастую носят рекомендательный характер и уточняются властями отдельных субъектов экономики РФ [20; 23], что в свою очередь, порождает ряд противоречий в вопросах осуществления и регулирования культурной политики в зависимости от региона. В вышеуказанном документе содержатся ключевые понятия, используемые в сфере, принципы, цели и задачи культурной политики. При этом, отмечу, что представленные принципы раскрывают исключительно концептуальный аспект культурной политики, что в современных условиях, когда к сфере культуры предъявляются требования как социального, так и экономического характера является недостаточным. В связи с этим автором разработана классификация принципов реализации государственной политики в сфере культуры (таблица 1.2). Данная классификация включает в себя три составляющие культурной политики: принципы «смыслов» (группа концептуальных принципов, определяющих систему взглядов на понимание роли сферы культуры в долгосрочном государственном развитии), социально-экономические (отражающие, несмотря на ориентированность на рост экономических показателей, ориентацию на достижение социального прогресса и повышения качества жизни населения) и правовые (группа принципов, согласно которым осуществляется организация и регламентация творческой деятельности в сфере культуры, а также отношений исполнителей, посредников, потребителей).

Принцип следования стратегии заключается в ориентации государства при реализации культурной политики на долгосрочную перспективу с достижением приоритетов социально-экономического развития. Принцип идентичности заключается в восприятии культуры Российской Федерации, как неотъемлемого элемента мировой культуры, а принцип открытость, в свою очередь, говорит об открытости отечественной культуры представителям других культур и народов. Принцип согласованности включает в себя согласование культурного и социально-экономического развития государства. Принцип свободы творчества подразумевает невмешательство органов государственного управления в творческую деятельность граждан.

Социально-экономические принципы более подробно описаны в разделе 2.1 при разработке механизма развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры. Принцип законности – это принцип реализации права в государстве, когда государственные органы, должностные и юридические лица и отдельные граждане соблюдают свои обязанности. Принцип приоритетности подразумевает сохранение приоритетности прав общества на культурное наследие перед интересами отдельных частных лиц и организаций. Принцип равенства заключается в наличии равных прав граждан Российской Федерации на доступ к культурным услугам и деятельности в сфере культуры. Принцип иерархии подразумевает законодательное урегулирование с целью получения максимальной согласованности взаимодействия на федеральном, региональном и местном уровнях.

При этом принцип комплексности является связующим звеном между группой принципов «смыслов», социально-экономическими и правовыми принципами. Он делает двойной акцент на том, что культурная политика в сфере культуры не может быть ограниченна только отслеживанием динамики изменений в объёмах услуг, но и должна уделять внимание задачам и миссии, которую реализует государство через культуру как важную сферу для формирования духовно-нравственных ориентиров, патриотизма, сплочённости населения, а также повышения уровня и качества его жизни.

Принципы государственной культурной политики реализуются за счёт различных инструментов. Основным инструментом их реализации выступают такие стратегические документы как государственная программа: «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы, включающую в себя Федеральную целевую программу «Культура России (2012-2018 годы)». Основной целью программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 года является «исполнение стратегической роли культурной сферы в качестве духовно-нравственного фундамента для совершенствования личности и государства; сплочение и объединение народа, проживающего на территории Российской Федерации; развитие туристической сферы для вовлечения граждан в знакомство с международными традициями культуры и мировыми природными богатствами» [16]. В основе приоритетов государственной программы - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и укрепление единства многонационального народа; патриотическое воспитание; противоборство распространению низкопробной продукции массовой культуры; сохранение культурного наследия; обеспечение инновационного развития отрасли; развитие государственно-частного партнёрства; раскрытие культурного потенциала регионов.

Одной из ключевых задач государственной программы является «создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма» [72]. Результативность её достижения определяется рядом целевых индикаторов. Так, согласно государственной программе прогнозируется незначительный прирост средней численности посетителей платных мероприятий парков на 1 тысячу человек (с 20,97% в 2015 году до 21,3% к 2020 году) и зоопарков (с 52,15% в 2015 году до 53% в 2020 году).

Проблемы развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры

К известным проектам творческих индустрий, базирующихся в Москве, относятся LinguaLeo, Narr8, уже вышедшие на международный уровень, центр новых технологий и технологического предпринимательства Digital October, холдинг Look at Media, Яндекс, Mail.ru, студия веб-дизайна Артемия Лебедева, Архитектурная школа МАРШ, Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ, Институт медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка», Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени Горького, арт кластер «Флакон» и другие. Следует отметить, что правительство Москвы разделяет важность развития креативного сектора и способствует созданию площадок для обмена опытом и мнениями представителей сферы. В столице Российской Федерации существует множество инкубаторов и лабораторий для представителей индустрий, позволяющих испытать силы креативных специалистов в реализации творческих идей. В городе организовано комплексное взаимодействие представителей государства, бизнеса и творческих индустрий, что создаёт синергетический эффект, позволяющий реализовывать действительно крупные проекты.

Вклад креативных индустрий в городскую экономику Санкт-Петербурга составляет 6% от валового регионального продукта или $15 310. Данный показатель на 2% ниже, чем в Москве и на 10% ниже, чем в Берлине и Лондоне. Для Петербургских творческих индустрий характерно стремление к созданию гармоничного симбиоза, сочетающего в себе художественные инновации и культурные традиции. Креативные проекты активно осваивают заброшенные промышленные территории, облагораживая и давая вторую жизнь, вышедшим из пользования индустриальным объектам городского пространства. Так, «Лофт Проект Этажи» открыт на территории недействующего Смольнинского хлебозавода, пространство «Тайга» в бывшем особняке гофинтенданта Петра I П.И. Мошкова, лофт-проект «Ткачи» в здании Прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова ПО «Возрождение», проект «Скороход», делающий акцент на перформативное искусство, в здании старой обувной фабрики. Перспективные площади для освоения, согласно документу «Стратегия Санкт-Петербурга: приоритеты и цели экономического и социального развития до 2030 года», это 12 гектар Апраксиного двора, которые планируется преобразовать в культурно-образовательное пространство, реконструкция тюрьмы «Кресты», а также ряда зданий по Набережной Обводного канала. Творческие индустрии поддерживают фестивальные традиции, создавая в городе мероприятия, не имеющие аналогов в Российской Федерации, примером этому являются: Aurora Fashion Week (фестиваль моды), образовательный форум 3D журналистики, культурно-развлекательный фестиваль Geek Picnic с научным уклоном, культурно-развлекательный фестиваль «Вконтакте». Кроме этого, существуют ярко выраженные примеры креативных проектов (лофт-проект «ТКАЧИ», фестиваль Geek Picnic) с момента зарождения которые, имеют чётко выраженную ориентацию на коммерциализацию.

Из проведенного автором анализа, можно сделать вывод, что отраслевой рынок услуг организаций сферы культуры в Российской Федерации существует и в данный момент включает в себя две отдельные составляющие: государственные и муниципальные учреждения сферы культуры, столкнувшиеся с необходимостью функционировать в рыночной экономике и негосударственные организации, включающие творческие индустрии. При этом на государственном уровне не существует единого органа, регулирующего деятельность креативного сектора, что оставляет творческие индустрии в промежутке между сферой деятельности Министерства культуры Российской Федерации с одной стороны и Министерством экономического развития и торговли с другой.

Экономические субъекты сферы культуры по территории Российской Федерации распределяются неравномерно. Данная тенденция связана с высоким уровнем социально-экономической дифференциации населения, низким уровнем платежеспособного спроса, различием в уровнях развитости регионов. Большинство творческих индустрий сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, регионы имеют отдельных известных представителей, например Екатеринбургское агентство креативных решений «Восход», функционирующее в области рекламы. Отсюда, что особенно характерно для регионов, наблюдается недостаточная насыщенность потребительского рынка, и вместе с тем недостаточный уровень спроса на культурную продукцию.

Другая проблема развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры касается сотрудников. Общий контингент работников государственных и муниципальных учреждений стареет, наблюдается дефицит квалифицированных кадров. Данная тенденция обусловлена низким уровнем оплаты труда, неразвитостью социального пакета, недостаточным притоком молодых специалистов, а также невысоким уровнем престижности профессии. Кроме этого, наблюдается низкая эффективность в расходовании денежных средств, предоставляемых учреждениям сферы культуры и отсутствие единой системы работы с благотворителями и меценатами. Тем не менее, в практике развития организаций отрасли, встречаются представители, работа которых вызывает большой интерес у исследователей и потребителей. Пример этому модернизированная библиотека имени Гоголя в Санкт-Петербурге и реконструкция и совершенствование Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО) имени Горького в Москве.

Функционирование творческих индустрий также характеризуется низким уровнем внедрения инноваций [21; 58] при создании культурных продуктов и высокой долей заимствований зарубежных аналогов и моделей. Творческие специалисты зачастую обладают высокими профессиональными навыками в своей сфере, но не в области управления проектами [73; 100].

Спрос на продукты творческих индустрий неравномерный, что обусловлено, новизной и неоднозначностью некоторых идей для консервативного потребителя, низким уровнем платежеспособного спроса, отсутствием базовых установок на проведение культурного досуга у части населения, а также идеологическими спорами в области коммерциализации искусства и противоречий бизнеса и культуры.

Модификация видов экономической деятельности организаций в сфере культуры

Модернизация экономики Российской Федерации повлекла за собой увеличение доли малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере культуры, и формирование отраслевого рынка услуг, как внутри страны, так и ориентированного на экспорт. Небольшие фирмы, зарегистрированные как общество с ограниченной ответственностью или индивидуальные предприниматели с объёмом выручки от реализации культурных услуг не выше 800 млн. рублей и средней численностью сотрудников не более 100 человек относятся к субъектам малого бизнеса. Очевидно, что для их успешного функционирования и развития необходимо наличие благоприятных правовых и экономических условий. В частности, с целью совершенствования процессов формирования и развития отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры, необходимо оказывать различные виды поддержки со стороны государства как действующим, так и начинающим профильным субъектам малого предпринимательства. Особое внимание следует уделить повышению экономической грамотности у подрастающего поколения и поддержке молодежного предпринимательства. Это предполагает оказание как финансовой, так и информационной и образовательной поддержки. Зачастую начинающие предприниматели в области культуры, имеют профессиональные навыки и компетенции для того чтобы создавать культурные продукты и предметы искусства, но не имеют достаточного квалификационного уровня для функционирования в рамках отраслевого рынка, так как не обладают знаниями о ведении бизнеса или основах предпринимательской деятельности. Создание информационной базы, образовательных ресурсов для подготовки предпринимателей, в том числе в сфере культуры, а также оказание консультационной поддержки позволит увеличить количество коммерчески эффективных организаций, сократить финансовые издержки и время выхода на рынок. По мнению автора, возможно выделение квоты на обучение начинающим предпринимателям на известных отечественных бизнес-курсах, неоднократно доказавших свою квалификацию примерами успешных выпускников.

Согласно предлагаемой программе, на первом этапе происходит отбор потенциальных участников. Здесь важно выявить степень профессиональной подготовки соискателя, уровень притязаний, мотивацию. Отобранные участники должны иметь высокий уровень притязаний и значительную мотивацию, для того, чтобы при возникновении трудностей продолжать путь достижения поставленной задачи. За время обучения на втором этапе часть участников могут начать получать первую прибыль от профессиональной деятельности, но независимо от этого, всем из них предоставляются полугодовые каникулы на оплату, в течение которых предприниматель вкладывает всю прибыль в последующее развитие своего дела. Та же система может быть реализована через выдачу соискателям кредитов на образование под низкую процентную ставку. Данный подход позволит увеличить кадровый потенциал отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры, улучшив уровень подготовки специалистов и стимулируя начинающих предпринимателей к осуществлению профессиональной деятельности.

Получение профессиональных навыков начинающими предпринимателями не может быть исчерпывающим, поэтому для дальнейшего развития экономических субъектов отрасли необходимо создать на уровне регионов консультационные органы по поддержке и продвижению организаций отраслевого рынка услуг в сфере культуры при органах управления. Их целью будет являться обеспечение в долгосрочной перспективе стабильного развития экономических субъектов отрасли, оказание им консультационной поддержки, разработка стимулирующих инструментов финансирования и инвестирования, создание государственно-частных партнёрств, мониторинг ситуации в сфере.

Целевая аудитория таких консультационных органов - это учреждения культуры и творческие индустрии. Чаще всего представителям отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры консультации требуются в области менеджмента, бухгалтерских, финансовых, юридических вопросах. Также необходимо дать возможность через консультационные органы получать рекомендации от профессионалов, владеющих информацией о работе в определенном субсекторе творческих индустрий. Эти консультации могут оказываться как на безвозмездной по ограниченной ежемесячной квоте основе, так и в качестве агентских услуг или на условии абонемента. Региональные консультационные органы также могут вести систематизацию и каталогизацию информации о развитии творческих индустрий по региону и осуществлять взаимодействие с Всероссийским экспортоориентированным координационным центром для продвижения продуктов творческих индустрий в зарубежные страны.

Реализация проекта по созданию консультационных центров позволит увеличить количество финансово и административно устойчивых экономических субъектов отрасли, поспособствует росту предпринимательской активности учреждений сферы культуры, усилит деловое взаимодействие между участниками рынка. Создание региональных консультационных органов также позволяет декларировать на уровне регионов важность развития творческих индустрий как обязательного элемента экономического и социально-культурного развития государства и способствовать созданию соответствующей инфраструктуры для развития рыночных отношений в отрасли.

Разработка методических рекомендаций для экономических субъектов сферы культуры

Выявляя стереотипы, связанные с отношением к сфере культуры и учреждениям сферы (кинотеатрам, музеям, театрам), автор выделяет следующую динамику: 45% опрошенных охарактеризовали своё отношение к театру следующей цитатой: «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь». 15% участников определили, что «Театр – это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра». Обе цитаты указывают на уважительное отношение к театральной сфере и осознание её значимости для культурного и духовного развития личности. При этом фактически посещают из них театры только 12,5% опрошенных. Основная причина для оставшихся -недостаток свободного времени и денежных средств.

Люди, соотносящие своё отношение с театрами, с цитатой: «Театр всё равно, что музей, мы туда не ходим, но приятно осознавать, что он есть» предпочитают посещать кинотеатры, видя в кино «возможность, испытать восторг, страсти и желания». Что может указывать на довольно поверхностное знакомство опрашиваемых с духовной и культурной ценностью и влиянием театра. 24% опрашиваемых утверждают, что современному кино не хватает вкуса, а настоящее кино можно охарактеризовать как «магию 24 кадра в секунду». При этом 50% из них всё же посещают во время своего досуга кинотеатры. Только 9% из опрошенных считают, что «современный театр находится в «загоне» в то время как культурной ценности и значения имеет больше, чем кино».

О музеях 43% опрошенных говорят как об «удивительной сокровищнице человечества». При этом только 24% из них посещают музеи, галереи и выставки регулярно. 42% опрошенных также называют музеи «туристическими достопримечательностями и важными национальными символами». При этом 40% из них отдают предпочтение при выборе места для проведения досуга музеям. 9% опрошенных назвали «музей – кладбищем искусства», тем не менее, 5 из них (то есть 55%) музеи, галереи или выставки посещают регулярно.

Таким образом, автор сформировал следующий образ человека как потребителя отраслевого рынка услуг организаций сферы культуры: досуг предпочитает проводить дома (61%), в кинотеатрах (55%) или в клубах, барах, ресторанах (48%). 36% отдают также предпочтения музеям, галереям и выставкам. При этом выставки выбирают чаще других. В целом 59% опрошенных посещают культурные мероприятия или учреждения несколько раз в месяц и всего 9% хотя бы раз в неделю. 96% опрошенных утверждают, что хотели бы посещать культурные мероприятия чаще. При этом автором выявлена слабая осведомленность потребителей о существующих в Санкт-Петербурге культурных проектах, которые можно посетить. Это, учитывая, что опрос проводился через интернет среди активных пользователей социальных сетей. Выяснилось, что наиболее популярными из культурных проектов являются те, что функционируют на рынке услуг организаций сферы культуры от 5 лет более – Лофт проект Этажи и галерея современного искусства Эрарта. Напомню, что 16% опрошенных основной причиной редкого посещения культурных мероприятий называют отсутствие интересных. При этом 37% указали в причинах «недостаток свободного времени». Тем не менее, 95% из них свой досуг проводят в кинотеатрах, клубах, ресторанах, барах. Следовательно, ответ про «недостаток свободного времени» демонстрирует нам лишь место культурных мероприятий в расстановке приоритетов потребителя. Таким образом, на взгляд автора исследования, 51% потребителей – это потенциальные активные пользователи услуг организаций сферы культуры, основной преградой перед которыми является низкая осведомлённость о креативных мероприятиях в Санкт-Петербурге. Её преодоление возможно развитием налаженной системой маркетинга, которая позволит увеличить информированность потенциальных потребителей об услугах организаций сферы культуры. А также генерация уникальных инновационных культурных мероприятий, способных в сетке приоритета потребителя оказаться выше кинотеатра, клуба, бара или ресторана. Кроме этого, 22% или 58 опрошенных одной из причин «непосещения культурных мероприятий» указали «отсутствие хорошей компании», на что учреждения культуры могут влиять через организацию социальных групп, посредством тематических форумов и целевых рассылок в Интернет, которые со временем позволят из виртуальных клубов по интересам создавать реальные сообщества людей для посещения культурных мероприятий. Таким образом, для реализации этого, прежде всего, необходимо учреждениям культуры выработать рыночную позицию и сформировать рыночное поведение.

Результаты и выводы данного исследования могли бы лечь в основу стратегий и бизнес-планов экономических субъектов рынка культурных услуг.

К сожалению, стратегии развития в долгосрочной перспективе не являются обязательным документом для функционирования учреждений сферы культуры. А наличие стратегии не обеспечивает её целесообразности или чёткости в реализации. Для сравнения, автором были проанализированы, стратегии развития государственных автономных учреждений культуры на период до 2025 года города Рязани - «Рязанский областной музыкальный театр» и «Рязанский государственный областной театр для детей и молодежи».

Автор отмечает объём охвата информационных площадок «Рязанским областным музыкальным театром», который представлен в четырех социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Linkedin. Сайт учреждения удобно и современно структурирован.

Основным пунктом стратегии развития, требующим дополнения, является включение в работу организации инструментов краудфандинга и системы членства для физических лиц, с целью максимально реализовывать потенциал формирования многоканального финансирования театра, а также внедрение системы онлайн бронирования и покупки.

Сайт «Рязанского государственного областного театра для детей и молодежи», по мнению автора, требует совершенствования с целью увеличения его функциональности. Наполнение нынешнего сайта не соответствует современным маркетинговым технологиям, а покупка билета или поиск контактов кассы затруднены излишней информацией и нефункциональным содержанием. Кроме этого, приведённая в стратегии информация о внедрении в 2014 году системы онлайн бронирования, не соответствует действительности. Театр не представлен в социальных сетях, не использует современные инструменты маркетинга.

В стратегии для мониторинга её реализации одним из показателей является уровень эффективности обновления репертуара, но индикатором его исполнения – количество новых постановок, это является нецелесообразным и представляет собой только результативность.

Кроме этого, в обеих стратегиях для контроля эффективности работы театра приводится показатель уровня удовлетворенности потребителей, но не указывается методика его оценки. При этом оба учреждения не зарегистрированы на официальном сайте Министерства культуры России по контролю качества услуг.

Автор предлагает методику оценки экономической эффективности обновление репертуара театрами с использованием оценочного показателя коэффициента потенциальной возвратности потребителей. Для начала необходимо вычислить коэффициент потенциальной возвратности (Квозв) и сравнить показатели с результатами предыдущего периода, формула (3.2).