Введение к работе
I. Актуальность Стремительно развивающиеся процессы социально-экономических преобразований российского общества существенно усиливают взаимовлияние демографических проблем и национальных отношений. Это взаимовлияние чрезвычайно многоаспектно и в последнее время привлекает внимание не только специалистов-демографов, но этнографов и этнологов, а также ученых, представляющих смежные дисциплины, в результате чего стали оформляться такие новые научные направления как этнодемография, этнополитоло-гия, экономическая антропология и др..
Интересующая нас проблематика: взаимодействие и взаимовлияние этнокультурной специфики, степени ее устойчивости, с одной стороны, а тркже установок и поведения в демографической и экономической сфере малочисленных этнических групп в урбанизированной среде, с другой, как раз и может быть рассмотрена на стыке различных научных дисциплин.
Восприятие и освоение социально-экономических инноваций представителями различных этнических групп может иметь свои особенности и характерные черты. Более того, модернизационные проявления могут просто отторгаться теми или иными народами в силу определенной культурной специфики, наличия устойчивых традиционных социальных институтов и жесткой фиксации статусно-ролевой системы.
Данные многочисленных полевых исследований, проводившихся у нас в стране и ва рубежом, свидетельствуют о том, что в аграрной среде степень консервации традиционных социальных связей и норм у этнических образований существенной выше, чем у тех этносов в урбанизированной среде. Это явление находит объяснение в концепции "сельского образа жизни", все элементы которого функционально ориентированы на воспроизводство традиции. В то же время этническая проблематика применительно к урбанизированной среде еще исследована недостаточно полно и оставляет много лакун. Прежде всего актуальный интерес вызывает изучение особенностей адаптации малочисленных этнических групп к условиям, возникающим в процессе социально-экономических реформ, которые особенно рельефно проявляются именно в условиях крупного индустриального города, где вероятность утраты этнической специфики значительно
- 2 -вше.
Проблема взаимодействия между малочисленными этническими группами и городской средой имеет множество ракурсов рассмотрения, среди которых можно выделить следующие:
определение характера и динамики протекания адаптации этноса к социально-экономическим и социокультурным условиям крупного города (аккультурация с тенденцией к ассимиляции или частичная аккультурация с выражением формальной лояльности к доминирующему социокультурному фону при которой этническая специфика может репродуцироваться на протяжении ряда поколений);
приверженность традиционной этнической культуре или ориентация на современные стандарты культурного потребления ;
выявленче тех элементов этнической культуры, которые способствуют встраиванию этноса з изменяющиеся социально-экономические условия, формируя современный тип экономического и демографического поведения, или, наоборот, несут в себе негативную установку по отношению к модернизационным явлениям.
Очерченный, и далеко не полный круг проблем лежит в русле теории модернизации, объясняющей характер воздействия современной общественной организации во всех ее проявлениях на социальные структуры и институты традиционных обществ,.или, иначе, особенности вовлечения этих обществ в процессы индустриализации и урбанизации.
Эмпирический материал, собранный и проанализированный в диссертационной работе позволяет верифицировать некоторые положения теории модернизации применительно к малочисленным этническим группам, проживающим в урбанизированной среде.
II. Степень разработанности проблемы.
Проблема обусловленности демографического и экономического поведения этнических групп этнокультурными факторами, как отмечено выше, разрабатывается в рамках теории модернизации и находится на стыке различных обществоведческих дисциплин. Этнокультурным составляющим модернизации уделяется значительное внимание в работах зарубежных антропологов, социологов и социальных демографов, среди которых можно упомянуть имена: С.Н.Айзенштадта, С.Бручи, П.Л.Бергера, А.Инкелеса, М.Херковица, М.Поланьи, Д.Дальтона, Дж.Колдуэлла и др.. В нашей стране данная проблема-
тика лишь начиная с относительно недавнего времени стала занимать достойное место (работы Перепелкина Л.С., Дробижевой Л.М., Шкаратан О.И., Старовойтовой Г.В., Арутюнян Ю.В.. Вишневского А.Г., Шапиро В.Д., Рывкиной Р.В. и др.). поскольку раньше зтно-социология была жестко связана идеологемой о "расцвете и сближении наций при социалиэме". что во многом предопределяло тематику и конечные результаты исследований. Однако остаются еще не изученными целые пласты этой проблематики как в отношении объекта . так и предмета исследования. В отечественной этносоциологии и этнодемографии, как представляется, во-первых, еще недостаточно были рассмотрены особенности и механизмы сохранения этнокультурной идентичности в условиях урбанизированной среды именно малочисленными этническими группами, у которых отсутствуют свои государственные институты, и, во-вторых, характер социально-демографического и экономического поведения этих групп в период интенсивно протекающей модернизации, смены ориентиров общественного развития.
III. Дели и задачи исследования .
Цель работы определяется проблематикой и предметом исследования и заключается в выявлении тенденций . развивающихся среди малочисленных этнических групп в период общественных трансформаций, связанных с качественно новым для страны этапом модернизации , ориентированным (по крайне мере идеологически) на либеральный вариант развития и привитие социуму утилитарно-персона-листских ценностей и норм. В связи с этим нас прежде всего будут интересовать процессы трансформации традиционной социальной организации этнических общностей и ее отражение в сфере демографических и экономических установок и поведения. Таким образом, основной целью работы можно считать изучение реакции малочисленных этнических групп, проживающих в крупном городе, на либеральную модель модернизации, механизмов адаптации к урбанизированной среде, а также изучение этнокультурных предпосылок модернизации , проявляющихся в степени выраженности утилитарно-персоналист-ских ценностей, гибкости социальной структуры, обеспечивающей социальную мобильность ее членов, современном или традиционном типе семьи и характере распределения ролей в ней, особенности репродуктивного, матримониального и миграционного поведения и т.п.
Эмпирический материал, привлекаемый в диссертации позволит верифицировать теорию социального действия М.Вебера и Т.Парсонса и концепцию "модальной личности" А.Инкелеса применительно к малочисленным этническим группам, показать степень ее методологической приемлемости для выбранного объекта. В работе выявляются связи между социально-демографическими характеристиками респондентов и их ориентацией на "целерациональный" (современный) или традиционный тип социального поведения, а также зависимость демографического и экономического поведения от степени приверженности различных социальных групп этнической общности традиционным культурным ценностям и нормам, т.е. от степени гомогенности этнической обмны. Исследовательский интерес представляет определение вависі'мости между современным типом культурного и демографического поведения, с одной стороны, и современным типом экономического поведения малочисленных этнических групп, с другой.
В связи с этими вопросами возникает также необходимость изучения характера расселения (сегрегированное или дисперсное) представителей изучаемых этнических групп, что позволит раскрыть особенности их адаптации, воздействие на них процессов аккультурации, а также интенсивность внутриэтнического общения, т.е. совокупность факторов, влияющих на социальное поведение.
Особое место в работе отводится историке-генетическому методу, позволяющему выявить некоторые особенности миграции рассматриваемых этнических групп в столичный мегаполис и формы адаптации к его социокультурным и социально-экономическим условиям.
IV. Научная новизна работы состоит в выявлении комплекса качественных факторов, влияющих на социальное поведение (прежде всего экономическое и демографическое) малочисленных этнических групп, проживаюшлх в условиях индустриальной урбанизированной среды, в определении социально-демографических типов групп по-разному реагирующих на вызов модернизации, а также в изучении иерархии ценностей, обусловливающих относительную этнокультурную гомогенность этих групп.
Яовые положения, выдвигаемые к защите :
1. Этнокультурная идентичность может сохранять относительную устойчивость в условиях урбанизированной среды не только, как считалось раньше в отечественной этносоциологии, в сфере ду-
- 5 -ховной культуры, но также в той или степени проявляется и в области демографических и экономических установок, ценностей, а через них воздействует ка реальное социальное поведение;
-
В условиях макросоциального "кризиса идентичности" идентичность по этническим основаниям может становиться одной из ведущих;
-
В работе переосмысливаются теоретические положения неоэволюционизма, согласно которым этническая традиция является сдерживающим фактором модернизации, и проводится положение о стабилизирующем влиянии традиции на этносоциальную общность в период смены парадигмы социально-экономического развития;
-
В диссертации отстаивается точка зрения о том, что адаптация этносоциальной. общности не есть простая функция линейной аккультурации и ассимиляции, а может проявляться в различных формах и зависит от степени социальной консолидированности этнической общины, распределения в ней социальных ролей, возможностей социальной мобильности, приверженности определенным видам профессиональной деятельности, а также от типа расселения на территории города (от сегрегированного до дисперсного);
-
Обосновывается положение о том, .что наряду с идентичностью общего порядка в сфере реального поведения может проявляться идентичность в соответствии с принадлежностью к локальным племенным группам (землячествам), что находит объяснение в концепции "ситуационной идентичности".
. У. Структура работы. Диссертация имеет следующий вид: Введение