Введение к работе
Актуальность проблемы
Вопрос об эстетике шолоховского творчества практически отсутствует в многочисленных работах как отечественного, так и зарубежного литературоведения, появившихся на сегодняшний день. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к сборнику обзоров "Творчество ' А.Шолохова в советской и зарубежной критика (м., 1986), к библиографическому указателю: Михаил Александрович Шолохов (Ростов-на-Дону, 1980 - составитель Л.А.Штавдакер).Интенсивно исследуются отдельные эстетические категории (в основном трагическое, комическое), связь с фольклором, сущность эпического начала и пр. Но, по сутя, нат попыток (за, исключением немногих, о которых упоминается в І главо диссертации) целостного объяснения эстетики писателя. И это по-своему повятно. Мир Шолохова - это слишком "горячий", на улояивший-ся многими своими идеологическими гранями в общественном сознании, мир. Проблеми социальной революции, исторической правды, реальных политических деятелей - все эти проблемы находятся в пределах и сейчас продолжающейся исторической ' эпохи. В силу этого мы ощущаем - и долго еще будем'ощущать -воздействие тех идей л идеалов, что лекат в основе творчества- Михаила Шолохова. Но вмаста с тэы наше общество подошло к перелому своего исторического пути и-вступало в полосу обновления философских л социальных ценностей, опредзлившихся в XX веке в Росс л.
Литературоведение нуждается в новом взгляде на Шолохова - взгляде фялософско-эстетическом.
Задача эстзтлческого исследования художественного мира писателя предстает том более слозной, чем проще, при первом рассмотрении, непосредственный предмет логико-философского анализа. Таков, к примару,, мир фольклора, 'мир народных утопий, таков, на наш взгляд, и художественный шр Михаила Шолохова. Сзгодня уае очевидно, что в русской, да и в мировой литература, он выступает как уникальная фялософско-эстэтичео-кая целостность. Основные аго истоки - народно-философские и народно-худогестввнныэ ценнооти и традиции. Определяя фило-
- г -
оофоко-мировоэзрзнчаскиа опоры творчества Шолохова,, вадно понять закон, который увязывазг воедино ату принципиальную основу я непосредственную художественную плоть произведений, закол взаимодействия философски-общего я художественно-конкретного.
Решению данной проблеми я посвящена эта работа. -
Цель и задачи работы. Они могут быть сформулированы следующим образом:
I) Конкретизировать методы эстетического анализа творчества писателя, исходя из методологии и кзтодаки конкретных паук (правде всего литературоведения);
2)-Опираясь на достиаения советского (в первую очо-редь), а также зарубелшого литературоведения, используя, ш-тодологию марксистской эстетики, описать эстетическую систему М.А.Шолохова как определенную целостность, обладающую . своей строгой структурой;
3). Выявить связь зстатякд писателя с национальной традицией, показать преемственность в развитии в русской литература, и культура ряда идей (от древности до текущего столэ-тіїя) на основа определенных нравственно-философских ценностей;'
-
Охарактеризовать философское^ я худокествзнноа своеобразие эстотикв писателя, показать ео оригинальность, неповторимость при учете наследования и продолжения худеаишкоа плодотворных тенденций русского искусства;
-
Раскрыть идейную в художественную взаиыозаваюшооть ОСНОБ1Ш2 эстетических категорий худоба «ванного siapa пксатэ-ля - собственно эстетического, прекрасного, трагического, катарсиса, комического;
-
Виявить взаимосвязь эстетически-онтологического л эстетически-аксиологического в творчестве писателя, дать описание эстетической аксиология у Шолохова (гуманизм, народность, эстетический идеал);
-
Продемонстрировать по ходу описания эстетики писателя плодотворность предлагаемого в диссертации исследовательского метода через обращение к анализу произведений писателя (правде всего "Тихого Дона").
~ 3 "
Основина положеная диссертация, выно'самыэ па защиту:
-
Методологические принципы современного литературоведения должны включать з себя эстетшсс-философский подход к описанию художественного творчества крупнейших писателей. Теоретические и нетодологичаские предпосылка эстетического анализа применительно к творчеству Шолохова позволяют открыть конкретные закони функционирования аго художественной системы, объяснять закопои-арностд перехода, "перелива'* действительности в сферу искусства, приведшие к появлению его эстотичеокого фзншзяа.
-
Родовое начало (родовой чолозек) выступает сдниу яз шшчевпх попятдй эстетической сястэш Шолохова. Подобная логико-философская , а такзе культурно-историческая категория является в данной работа крайне необходимей для рассмотрения эстетических основ кяра писателя.
-
Эстатака Шолохова являє таї народ овз пї-
р и ч п о й . Отсэда проистекают такие оо свойства,' как пан-тоястичность, наличие злз^антоз мифологачеокого Л ЦйфОНОЗТИ-чвенего гирозоззрзняя, отрааапла родового оознания, точка зрошзя цалого, коллектива, особый характер гуканазиа. Это обстоятельство об-ьясняог специфику я сущность о о ,г о г я -чвсйого и ого категорий у пясатэдя.
-
Философское качало эстзтягл Шолохова orpssao? оригинальность русского типа философского а худойествонного сознания. Она глубоко упрятана'л сагзуо ткань повествования о кязпя, о толор-окр . Она воспрянимазтея как "модуо вдезпдй" данного проязвэдопдя, но не как ого форга яла структура. В этел плана у Шолохова человек воссоздаетач как точка зрогозл э "собора" народа а пзловэчэства. В пределах такого подхода чэлоззк понимается но как царь,, но как часть природа. Философские н чздовечоенло цзля видятся па в покорении, во в ов-ладонял чем-либо или ком-либо, о в слияния с аазпю, а эо гармонизация, в воссоздания порядка вмаото знтр опия. В силу этлх я ллих причин фллоесфопио идеи Шолохова напрямую свясо-ш о философией "русского космизма"»
-
Автор диссертация приходят к выводу, что общзсгвзн-шй идеал, визвавший у Шолохова к аазна вев сяотеыу форм прекрасного, выступает как отраженна исторического разватяя зарода* Народний поиск истины по отножзшш ко всему оуцєму в
- 4 -эпохальном разлома врамен дал в качества исходной мары кра-.согы у писателя прекрасного родового человека.
Ыара красота в изображения человака я действительности, какую мы обнаруживаем у Шолохова, содаряиг в сабе эстетическое качество прекрасного на потому только, что она воплотилась в неповторимую по яркости, пдастичнооти и гармонии художественную картину, но и потому, что эта красота сопутствует глубине проникновения в жизнь, в характер человека.
6. Определение смысла и своеобразия категории тра
гического в эстетика Шолохова нуадается в освещении
в первую очередь трагического состояния мира, порождавшего
трагические конфликты и трагические характеры. Поэтому вся
аксиологическая сторона эстетических категорий, наличествую
щих в мире Шолохова, может быть изъяснена исходя из общего
понимания писателем народа как расколотой и собираемой целостности в эпоху революции и гражданской войны (также и в других драматических ситуациях социальной еизнд). Соотнесенность, трагического характера с эстетическими принципами его воплощения при изображении челоузка (да и всей жизни) начинается у Шолохова там, где горой вступает в облаоть принципиально существенных вопросов,.в ту сферу, где рзшзется судьба народа, где определяется путь по "стягиванию" разъединенного в целое, расколотого в единое, где требуется цемент народной правды о жизни всего парода и кавдого человека из его числа.
-
Эстетика .Шолохова требует определения явления к а -г а р с а о а . Ощущение трагического очищения, связанное со всеми произведениями писателя, - это катарсис худохника обновленного мира. Катарсис шолоховских трагедий ориентирован на народное сознание правде всего.
-
Шор, смех, комическое в целом выступают у Шолохова как противовес безумству разрушений, смерти, страданию, как гарант душевного здоровья народа, как надежда на будущее. И в смахе Шолохов идет от родового начала, так как он показывает человека, смеющимся от лица как бы всего народа. Это обстоятельство требует определить национальные особенности проявления комического у писателя, В русской национальной традиции через смех восстанавливалась утраченная
- 5 -человеком связь о бытием во всей его полнота, обретался новый смысл в "обессмысленном", казалось, существования, даровалась радость жизни. Смех Шолохова поливалентен, он многообразен по своей интенции, он универсален, так как пытается охватить все духовное бытие народа.
9. Шолохов создал в своя* произведениях в эпически це
лостной форме непривычный, по меркам прежней литературы, гу
манистический идеал человека. Этот идеал художника бережно
вклзэчает в себя понятие "очарования чэлозека", "человеческой
чудинка", неповторимость каадой личности. Но в кем есть и
утверзденяе писателем правоты совершающихся исторических из
менений, процесса социального переустройства общества, даль
нейшего развития духовных сил народа - этого главного источ
ника родовых, сущностных начал каадого человека.
-
Шолохов достигает нового уровня народности в русской литература показав, что и как. увидел и понял его народ в эпоху социальной логдки невиданного масштаба. В качестве главной цэмзнтируодей и скрепляющей жизнь силы Шолохов в своем творчестве вывел именно народ. Народ, выступивший в качестве искателя всеобщего, всемирного братства и единения, воплощающий многовековые чаяния народов о нахождения идеалов справедливости и добра на земле. Качество народности худоЕественного аира писателя неразрывно связано с существом этноградиц и,и-, воплотившейся в его творчестве. Доказательство данного обстоятельства позволяет свободно включать эстетику Шолохова в мощное течение русской художественной традиции, видеть единство национальной культуры на протяганий всего ее исторического существования.
-
В этнотрадипии русской литературы эстетика была неразрывно связана с теми идеями и чувствами, которые она несла в себе. В первуй очередь это относится к проблеме эстетического идеала. Средоточие, нерв эстетического идеала у Шолохова - это человек, субъект объективно воссозданной картины мира.
Вместе с тем содержание.эстетического идеала обнаруживает у Шолохова несколько уровней, связанных определенным идеологическим и философски-эстетическим единством. Одним из таких уровней будет являться идеал общественного бытия. Он
- б -
во многих отношениях будот выступать как доминантная форма вдаала у гшсаталя.
12. Точка зрения (в бола в широком смысле - позиция и концепция), которая в наивысшей Степана реализована в эстетика Шолохова -' это точка зрения бытия, самой жизни. Она но является, собственно, эстетическим открытием писателя, но разрешает вглядаться в тот ряд, что он продолжает в литературе, увидеть "vo органическое включение в самые вершинные достижения мировой культуры. Шолохов по-своему ответил на чаяния и пророчества Л.Толстого и Ф.Достоэвского о "глубинном" л зображений человека, о "выплывандп" народности в русской литература. Все это позволяет сформулировать суждения о новой ступени развития роализма, которой оп достигает. Ясно такзо, что в своай эстетика Шолохов дает —эвыв уровень развития объективности в искусства. Это усялеїшз объективного на отманило и нэ убрало вовсе в сторону ыомакт субъективный, по в соответствии с изображаемой эпохой, историческим периодом, в соответствии с предметом изображения, этот субъективный момент занял подобающза ему место - стал выступать как частный момент всеобщей народной аизни, и сам худсхняк выступил именно как летоппсэц народного бытия.
Научная новизна. Она заключается в том, что впервые в литературоведении предпринят опыт целостного исследования эстетической система М.А.Шолохова, определена методология подобного подхода, дана система эстетических категорий у писателя. Автор диссертации утверждает в данной работе взгляд па художественный мир Шолохова как на эстетический феномен, аккумулирующий в себе плодотворные традиция отечественной культуры.
Практическое значение. Выводы диссертационного исследования могут быть вклшоны в материалы курсов истории советской литературы как для филологических факультетов вузов, так ж для школ. Набладения, вывода, методология анализа могут быть использованы при подходе к эстетическим системам других авторов советской литературы. Итоги рассуждений об основных эстетических категориях мира Ы.Шолохова способствуют расширению теоретического плацдарма современного литературоведения, конкретизируют их применительно к истории русской 00-
взтской литературы, Тахте результати исследования могут быть применены при анализа и комментировании произведений пдсатоля.
Апробация паботы. Удтеризлы данного исслздовашш использовались автором при чтении курса "История русской советской литературы", спецкурса "Художественный мир М.Л.Шолохова" в Вильнюсском университета, а такет в Гаванекон университете л Высшем педагогическом яке мі тута иностранных языков км. П.йфарга (ICQ2-IS84, Республика Куба). По спецкурсу яздано два пособия._ Оснозныо идеи диссертации излагалась на международных, всесоюзных и республиканских научных конференциях: Ростоз-на-Дону (1-80), «їоскаа (1980, 1985), Ленинград (1086, 1939), Гавана (1932, IS83), ст.Веззнская (1935, 1937), Вильнюс (1979, 1987), Познань (1089) и др. Рукопись монографии (основной публикации текста диссертации) была об-суздэна на заседания кафедры история советской литературы Ленинградского университета. На заседании кафедры русской литературы Вильнюсского университета обсухдалась рукопись всей диссертации.
Публикации и шетуплзшія на конференциях нзшля отражение з рецензиях а обзорах в научных и реферативных куриалах: "Русская литература" (1987, й 2. С. 23*2; ,1988, % 2. С. 261); ^Филологические науки". 1988, $ 2. С. 93-94; Застник МГУ (Филология ).1980, й 6. С, 92; "Советское славяноведение". 1988, JS 4. С. 122;" "Slavla orientalis». 1979, & I. С. II7-II8; 1984, й 2. С. 251-252; Известия Сзваро-кавказского научного центра (I9S5, , 2. С. 124-125; 1933, Я> 3. С. 120-122); Реферативный дурнал "Общественные науки в СССР". Литературоведение. '1984, № 5. С. 117; Творчество М.А.Шолохова в советской я зарубежной критике.. Сборник обзоров. М., 1985.-С. 20-21, 61; и др.
Структура я. объем диссертации. Работа состоит из Введения, четырех основных глав я Заключения. Первая глава состоят из одпого раздала, вторая включает в своя - три, третья -четыре, четвертая глава содар;шт в себе три раздела.
Общий объем диссертации 321 стр.
СОДЗРІяІШ РАБОТЫ
Во вводешш обосновывается актуальность прос5лемы, структура работы, формулируются цели и задачи исследования. Особоо внимание уделяется методологической стороне эстетического исследования художественного мирз пдеатэля.
Подобная проблематика выносилась в центр эстетического сознания с с .:ого начало развития эстетики как науки. Античность, Ренессанс, немецкая классическая эстетика, русская критика прошлого столетия, современная эстетика - везде (с большкм или меньшим успехом) осуществлялись попытки определить формулу перехода определенной системы философско-эсте-тических принципов в непосредственный художественный мир. .
Не упоминая классических рабе, укажем лишь на некоторые исследования, появившиеся в XX векч. Центральное место дашшм вопросам уделено в фундамзнтальном груде'Д. Лукача "Своеобразие эстетического". 3 работах Э.Ауэрбаха, Ы.Вартофс-кого, Р.Веимана, Г. делла Вольпе, Х.-Г.Гадамера, К.Гилберта и Г.Куна, Р.Ингардена, А.Кучяньскоп, В.Твтаркевича, Н.Фрая, М.Хайдаггара и других исследователей освещены существенные стороны интересующей нас проблемы.
В русском литературоведения ценными источниками идей (в рамках нашего подхода) являются исследования А.Афанасьева, В.Г.Базанова, М.Бахтина, Ф.Буслаева, А.Веселовского, А.Лосе-ва, А.Потебни, В.Прсппа. Нельзя не указать на важное значение общеэстетичаскйх штудий С.Аверинцева, В.Асмуса, Ю.Борва, И.Волкова, З.Волковой, Д.Лихачева, Э.Ильенкова, Н.Конрада, П. Николаева, О.Фрейденберг-и многих других.
Отдельные теоретические и методологические стороны настоящего исследования оказались бы малопродуктивными без .опоры на суиэствующио в литературоведении работы, определившие на ином литературной материала схожий ряд эстотяко-фялософских проблем. Это исследования С.Бочарова, Г.Гачева, Н.Гая, А.Горелова, В.Гречнева, Н.Грозновой, В.Гусвва, Л.Долгоподова, Д. Емельянова, Ю.Дотмаяа, А.Панченко, Н.Прудкова, А.Скафтымова, В.іуниманова, Г.Фрядлзядера, М.Храпчонко и др.
Таким образом, решеняэ проблемы, сформулированной как иаксимально целостное. описание эстетики М,Шолохова,во многом
- 9 -облегчается тем, что и в русском, и в мировом литературоведения созданы серьезные заделы для подобного изучения творчества писателя. Заметим, что западная наука о литературе выступила в последние два десятилетия целым рядом серьезных исследований, анализирующих художественный мир И.Шолохова в самых широких эстетических категориях. Об этом, а таюза о трудах отечественного Шолоховедеидя, начальная глава диссертации.