Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии Самолькина Елена Григорьевна

Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии
<
Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самолькина Елена Григорьевна. Особенности новейшей деревянной архитектуры в Россиии: диссертация ... кандидата ы: 05.23.21 / Самолькина Елена Григорьевна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет"].- Нижний, 2016.- 269 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. История формирования традиций деревянной архитектуры в России (XV – XXI вв.) 7

1.1 Факторы, повлиявшие на формирование деревянной архитектуры 7

1.2 Формирование и становление деревянной архитектуры в зависимости от типологии зданий 16

1.3 Формирование декоративно-стилистических традиций в деревянной архитектуре 47

Выводы по главе 1 53

ГЛАВА 2. Типологические особенности архитектуры зданий, построенных с применением материалов из древесины (конец ХХ – начало ХХI вв.) 57

2.1 Особенности архитектуры деревянных жилых домов 57

2.2 Особенности архитектуры общественных зданий из дерева 80

2.3 Особенности архитектуры культовых сооружений из дерева 103

2.4 Особенности декоративно-стилистического оформления зданий материалами из древесины 131

Выводы по главе 2 144

ГЛАВА 3. Перспективные тенденции применения дерева как строительного и отделочного материала в новейшей архитектуре России 148

3.1 Традиции народного зодчества и новаторские подходы в формировании новейшей архитектуры деревянных зданий 148

3.2 Рекомендации по использованию дерева в аспекте «устойчивой» архитектуры 156

3.3 Новаторский подход к декоративно-стилистическому оформлению зданий материалами из древесины 174

3.4 Потенциал деревянной архитектуры России 179

Выводы по главе 3 183

Заключение 186

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования. Тенденции мировой архитектуры, направленные на оздоровление окружающей среды, стимулируют применение природных строительных материалов, для которых характерна возобновляемость ресурсов и безотходная утилизация. Применение дерева в архитектуре зданий различной типологии как строительного и отделочного материала в полной мере отражает современные подходы, позволяя снизить воздействие здания на окружающую среду. С этой позиции, актуальным становится выявление типологических особенностей новейшей деревянной архитектуры в России, где дерево традиционно являлось основным строительным материалом.

Усовершенствованные в конструктивном, художественно-эстетическом отношениях деревянные постройки отвечали природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа. Формировавшаяся столетиями культура деревянного строительства была разрушена социальной средой, существовавшей в XX веке. В настоящее время в России, стране самой богатой в мире по запасам древесины, применение дерева в архитектуре не получает должного распространения. Деревянные постройки до сих пор ассоциируются с прошлым, иногда временным, и только в последние годы им уделяется все больше внимания и творческих поисков.

Одновременно, с осознанием экологических проблем, в России интенсивно закладываются предпосылки «зеленого» строительства, основой которого является использование экологически чистых строительных материалов. Дерево в этом аспекте обладает несомненным преимуществом. Кроме того, деревянная архитектура все чаще заявляет о себе как о главной альтернативе технологиям XX века. Усовершенствование приемов обработки древесины, вывело деревянную архитектуру на новый уровень, раскрыв новые возможности конструктивных и эстетических решений. Появление широкого спектра материалов из дерева и новых технологий его обработки обеспечило широкие возможности использования древесины в строительстве, как с точки зрения конструкций и формообразования, так и с точки зрения появления принципиально новых авторских концепций.

В связи с этим возникает необходимость выработки единого научного

подхода к определению роли дерева в новейшей архитектуре зданий и сооружений.

Состояние вопроса. Теоретическая база исследования сформирована научными трудами, посвященными изучению деревянного зодчества, образующего самостоятельную ветвь в архитектуре.

Теоретической базой исследования явились труды по истории русской архитектуры: Г.В. Алферовой, Н.И. Брунова, А.В. Бунина, И.Э. Грабаря, Н.Ф. Гу-ляницкого, Г.В. Есаулова, А.В. Иконникова, Е.И. Кириченко, А.И. Некрасова, С.С. Ожегова, П.А. Раппопорта, Т.Ф. Саваренской, М.Н. Тихомирова, А.А. Ху-дина, С.М. Шумилкина.

Труды по истории деревянного зодчества: Г.Н. Айдаровой, Р.С. Айдарова, Е. А. Ащепкова, Е.Э. Бломквиста, А.Б. Бодэ, Р.Ю. Волоснова, О.А. Ганцкой, И. Е. Забелина, С.Я. Забело, М.А. Ильина, М.В. Красовского, Л.М. Лисенко, А.Ю. Майничевой, И.В. Маковецкого, Я.В. Малкова, Е.Е. Мареевой, А.В. Лисицыной, А.В. Ополовникова, Е.А. Ополовниковой, В.П. Орфинского, А.И. Прохоренко, Л.С. Романовой, В.А. Самогорова, Г.К. Смирнова, Ю.П. Спегальского, О.В. Стародубцева, Ю.С. Ушакова, Н.Н. Фараджиевой, Ю.Д. Черной, А.А. Щенникова.

Деревянное декоративное убранство фасадов, резьба по дереву рассматриваются в работах: Б.П. Зайцева, С.К. Жегаловой, О.В. Круглова, П.П. Пинчуко-ва, Р.Е. Полякова, С.Б. Рождественской, Н.Н. Соболева, А.Д. Ступина, Л.В. Чуйко.

Изучению современной культовой деревянной архитектуры в России посвящены труды: А.Б. Боде, К.Г. Головкина, Ю.В. Ивашко, И.П. Канаева, М.Ю. Кеслера, Ю.А. Крейдуна, Н.О. Михайлова, И.Н. Шургина.

Проблемы использования и творческой переработки традиций в современной архитектурно-строительной практике отражены в работах: М.Н. Гурари, М.И. Мильчика, Б.П. Михайлова, Л.М. Красиловой, В.Р. Крогиуса, О.В. Орель-ской, А.С. Щенкова.

Поиски своеобразия и особенности современной деревянной архитектуры отражены в трудах: С.В. Борисова, К.Ю. Грязнова, В.В. Данилова, Н.В. Куликовой, М. Лифшиц, Н.С. Малинина, Н.Л. Денисовой, С.Б. Поморова, У. Прайса,

Г. Ревзина, О.В. Федоровой.

Вопросам теории и практики проектирования архитектуры, отвечающей критериям «устойчивого» развития посвящены работы: С. Ван дер Рина, К. Дэй, Г.В. Есаулова, С.В. Ильвицкой, В.И. Иовлева, П.А. Казанцева, В.П. Князевой, Ю.Н. Лапина, У. Макдонаха, Д.И. Маркова, Н.В. Маслова, А.Н. Ремизова, Н.А. Сапрыкиной, А.Н. Тетинора, Ю.Т. Табунщикова, В. Файста.

Литература, освещающая вопросы применения дерева в новейшей архитектуре России, немногочисленна и представлена в основном каталогами, где даны минимальные сведения об объектах. Материалы по выбранной теме представлены публикациями в таких периодических изданиях, как «100% Загородный дом», «Деревянные дома», «Новые дом», «Архидом», «Архитектурный вестник», «Проект Россия», «Качественная архитектура».

В отечественной практике накоплен значительный опыт применения дерева как строительного материала в новейшей архитектуре России. Практический опыт представлен проектами архитекторов: А.А. Асадова, Е.В. Асса, Н.В. Бело-усова, В.Н. Биндемана, А.С. Бродского, А.М. Гинзбурга, С.Г. Головиной, Ю.Э. Григоряна, Г.Л. Дайнова, П.В. Костелова, С. Кругляка, Т.Б. Кузембаева, М.М. Лабазова, Р.В. Леонидова, В.Н. Логвинова, С.Д. Повышкина, А.Ю. Розенберга, А.Л. Сколдинова, И.В. Уткина, О.В. Федорова, К.В. Ходнева, С.Э. Чобана, И.В. Чувилева, В.А. Шорохова, И.П. Шалмина, Н.И. Явейна.

Объект исследования: жилые, общественные, культовые здания, построенные с применением дерева как строительного и отделочного материала в России в конце XX – начале XXI вв., а также проекты зданий.

Предмет исследования: объемно-планировочные, функциональные, конструктивные, композиционные и декоративно-стилистические особенности деревянной архитектуры России конца XX – начала XXI вв. для зданий различной типологии.

Цель исследования: выявить особенности новейшей деревянной архитектуры в России для зданий различной типологии: жилых, общественных, культовых.

Задачи исследования:

- исследовать современный и исторический опыт применения дерева в архитек-

туре зданий и сооружений в России и выявить его основные этапы для зданий различной типологии;

выявить доминирующие типы деревянных жилых, общественных и культовых зданий в новейшей практике проектирования и строительства;

разработать типологические модели формирования архитектуры зданий и сооружений, построенных с применением дерева как строительного и отделочного материала для зданий различной типологии;

выявить приемы использования традиций народного зодчества в новейшей деревянной архитектуре в России;

выявить новейшие тенденции проектирования деревянных зданий и сформулировать рекомендации по использованию дерева в аспекте «устойчивой» архитектуры, отдельно определив в этой связи новую роль деревянного декора.

Границы исследования: комплексное изучение отечественной практики применения дерева в новейшей архитектуре. Временные границы охватывают современный период – конец ХХ – начало ХХI вв., исторический обзор охватывает период с XV века до начала XXI века.

Методика исследования включает анализ и систематизацию информации, полученной из литературных источников и электронных ресурсов; комплексное изучение объемно-планировочных, конструктивных, декоративно-стилистических особенностей современной архитектуры России, определяемой характером природного материала; натурное обследование и фотофиксацию объектов исследования; методы сравнения и систематизации архитектурных объектов.

Научная новизна исследования состоит в выявлении особенностей новейшей деревянной архитектуры в России для зданий различной типологии: жилых, общественных, культовых. Впервые проведено комплексное исследование применения дерева как строительного и отделочного материала на всех уровнях: от несущих и ограждающих конструкций – до декора и элементов ДАС. Определены новейшие тенденции проектирования деревянных зданий в России, базирующиеся на взаимосвязи традиционных и новаторских решений. Сформулированы рекомендации по использованию дерева в аспекте «устойчивой» архитектуры и новаторские приемы декоративно-стилистического оформления зданий.

На защиту выносятся следующие положения:

объемно-планировочные, функциональные, конструктивные, композиционные и декоративно-стилистические особенности новейшей деревянной архитектуры России для зданий различной типологии: жилых, общественных, культовых;

основные этапы становления и развития деревянной архитектуры в России;

новейшие тенденции проектирования деревянных зданий, рекомендации по использованию дерева в аспекте «устойчивой» архитектуры;

новаторский подход к декоративно-стилистическому оформлению зданий материалами из древесины.

Теоретическая значимость исследования. На основании комплексного исследования жилых, общественных и культовых зданий, построенных с применением дерева, а также проектов этих зданий, выявлены особенности новейшей деревянной архитектуры в России, которые могут быть использованы в дальнейшем для изучения деревянной архитектуры России в XXI в.

Практическое значение заключается в возможности применения научно обоснованных результатов исследования в отечественной практике проектирования и строительства зданий и сооружений различной архитектурной типологии из дерева как строительного и отделочного материала, способного формировать гармоничную архитектурную среду. Выявленные особенности архитектуры деревянных зданий должны лечь в основу технических заданий на проектирование жилых, общественных и культовых зданий с применением дерева.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования представлены на международном научно-промышленном форуме «Великие реки» в 2012, 2013, 2014 и 2015 годах, на II международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы проектирования и возведения зданий и сооружений с учетом энергосберегающих технологий и методов строительства», Пенза, 2012 год. По теме диссертации опубликовано 13 статей, 4 из которых в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Основные положения работы внедрены в учебный процесс на кафедре искусства интерьера архитектурно-строительного факультета ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарва»; апробированы в реальном проектировании интерьеров жилых и общественных зданий в г. Саранске, интерьера Краснослободской и Тем-

никовской Епархии. По всем объектам имеются акты внедрения.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из двух томов: первый том включает текст диссертации (188 страниц), состоящий из введения, трех глав с основными выводами, заключения и библиографического списка (212 литературных источников), актов внедрения; второй том иллюстративный, включающий 38 графоаналитических таблиц по теме исследования.

Формирование декоративно-стилистических традиций в деревянной архитектуре

Первая четверть XVII столетия не внесла существенных изменений в развитие русского зодчества. События Смутного времени – крестьянская война, польско-шведская интервенция, освободительная война, закончившаяся изгнанием интервентов, прервали развитие русской архитектуры. Возрождение, со второй четверти XVII в., было ознаменовано укреплением Русского государства, усилением центральной государственной власти, наступлением нового времени в русской культуре, в том числе и в зодчестве. Освоение пространств и присоединение новых территорий способствовало экономическому росту государства, которое в XVII в. стало самым большим в мире по территории. Образование единого всероссийского рынка с центром в Москве способствовало усилению связи между отдельными городами и областями, укреплению экономического и культурного единства страны [74, с.83]. Появлялись крупные государственные предприятия, заводы, строились промышленные здания. Мировоззрение русских людей становилось более светским. Менялся старый уклад жизни, формировались новые группировки во всех классах населения, продолжался процесс классового расслоения общества, закрепощение крестьянства [113, с.298].

XVII в. был временем интенсивной градостроительной деятельности Московского государства. Необходимость регулирования градостроительства способствовала возникновению новых государственных учреждений – приказов [8, с.70]. Местоположение новых городов, состоявших из крепостей и прилегающих слобод, диктовалось военными соображениями, рельефом местности, а также необходимостью обеспечения населения плодородной землей. Принципы построения крепостей оставались прежними. Деревянные и деревоземляные укрепления нередко приобретали правильные геометрические черты. Крупные города, сложившиеся до этого времени, сохранили свою планировочную структуру. Рост городов происходил за счет расширения периферийных территорий. Значительные изменения в объемно-планировочной структуре старых частей городов связаны со строительством новых сооружений (гостиные дворы, крупные промышленные и административные здания), занимавших целые кварталы. Особое градостроительное значение имели культовые сооружения, составляющие архитектурный ансамбль, подчиняющий прилежащие части города. Выразительность церквей достигалась большой высотой и сложным силуэтом венчаний. Обычная для XVII в. надстройка шатровых верхов была обусловлена желанием приведения внешних размеров церквей в соответствии с растущими размерами города [36, с.97].

В XVII в. вся рядовая, массовая застройка продолжала оставаться деревянной. «Вплоть до конца XVII в. даже в самой Москве каменные жилые дома были редкими исключениями» [143, с.220]. Из дерева рубили не только крестьянское жилье и хозяйственные постройки, но и хоромы для богатого купечества, феодальной знати. Для обычного жилища в XVII в. характерна трехчастная структура. Крестьянские дома обычно состояли из жилого помещения, клети-кладовой, сеней, соединяющих два сруба. Более богатые дома ставили на деревянный или каменный подклет. Они отличались большей высотой и более сложным силуэтом, сформированным комплексом срубов. При этом социальный фактор определял не только структуру жилья, но и его территориальное расположение. Дома высших классов сословий, гражданские постройки общественного назначения возводили в центре города.

В 1699 г. большая часть деревянной Москвы была уничтожена пожаром, вследствие чего в 1701 г. вышел указ, запрещавший возводить на месте сгоревших построек деревянные строения и повелевавший имущим возводить только каменные дома, а неимущим – мазанковые. При этом был построен показательный мазанковый дом [141].

XVIII в. был ознаменован важными историческими событиями: выход к Балтийскому и Черному морям, возвращение в состав России восточно-славянских земель, освоение Сибири и Южного Приуралья. Реформы Петра I затронули все стороны государственного устройства, экономики, военного дела, культуры, просвещения, приобщили Россию к достижениям европейского прогресса, вывели страну в ряды влиятельных государств Европы [7, с.162].

Прогрессивные преобразования в стране внесли изменения в градостроительное искусство, поставив перед архитектурой новые проблемы, ускорили развитие тенденций, наметившихся в русском зодчестве в конце XVII в. Строительной политике государства лучше всего удовлетворяло плановое, регулярное строительство, позволявшее заблаговременно решать вопросы планировки и застройки городов [115, с.12]. Градостроительство характеризовалось отказом от радиально-кольцевой схемы, созданием прямоугольной сети улиц, главных проспектов, сходящихся в одной точке и других подобных планировок. Регламентация городской застройки, применявшаяся в XVIII в. во многих городах и поселках, достигла наибольшего развития в Петербурге.

Петербург, основанный в 1703 г., был задуман как крепость и крупный торговый порт. Структура города первоначально была многоцентричной. Строительство велось сразу на огромной территории. Петербург того времени был деревянным. «… поселения группировались по традиции слободами, складывавшимися по социально производственному признаку; дома в них были деревянными или фахверковыми; они, также по традиции, строились в виде крестьянских изб или городских хором с фасадами, иногда расписанными под кирпичную кладку» [126, с.290]. Интенсивное строительство в Петербурге обеспечил указ Петра I в 1714 г. о запрете монументального строительства во всех городах России, кроме новой столицы. Национальная традиция, лежавшая в первооснове формирования города, была ассимилирована новой традицией, связанной с общеевропейской культурой. Их синтез стал фундаментом своеобразия города, привел к зарождению необычных версий барокко, а затем и классицизма [71, с.245]. Осваивая зарубежное архитектурное наследие, зодчие петровского времени исходили из требований русской жизни и собственной художественной практики; выражая самобытные начала русской художественной культуры, её национальное содержание [76, с.270].

Архитектуру этого периода характеризовало переосмысление целей и задач, изменение в организации строительного дела, строительство новых типов общественных и промышленных зданий – верфей, производственных и гостиных дворов, заводов, госпиталей, учебных заведений. Города, расположенные вдоль торговых путей, не отставали в своем развитии от столичной архитектуры, в отдаленных местах архитектура эволюционировала более медленно. Противопожарные требования в сочетании с дефицитом кирпича и высокой ценой на каменное строительство ставили вопрос о характере застройки города. Выход был найден благодаря применению мазанок, возводимых из дерева и глины, крытых дерном, черепицей или гонтом [115, с.19].

Мазанковые дома, в отличие от деревянных, характеризовались большей огнестойкостью и могли имитировать каменные дома. Для внедрения в массовое строительство создавались образцы мазанок, которым следовали застройщики. На смену «образцовым» мазанкам пришли типовые проекты жилых домов, разработанные архитекторами и рассчитанные на различные слои населения. Здания, возводившиеся по «образцовым» чертежам, располагались в линию вдоль прямых улиц и набережных [76, с.270]. В 1770 – 1780 гг. была предпринята очередная попытка убрать деревянную застройку из городских центров, допуская ее только в периферийной части города. В Москве такое вытеснение было прогрессивным, в губернских и уездных городах часто несло отрицательные последствия. Многие участки на главных улицах и площадях пустовали вплоть до середины XIX в. На второстепенных улицах строили небольшие дома всего 5 – 6 м по фасаду, состоящие из комнаты и сеней [176].

В жилой деревянной архитектуре сельских поселений прослеживается преемственность предшествующего столетия. Простая рубленая деревянная изба, соединенная с клетью посредством сеней, была наиболее распространенным видом жилища. В более суровом климате деревянные постройки ставились на подклет и объединялись с хозяйственными служебными помещениями под одной кровлей. В сельском строительстве жилые дома так же предписывалось ставить «в линию» вдоль главной улицы, что было вызвано стремлением к регулярности и борьбе с частыми пожарами. Застройка, несмотря на правительственные распоряжения, велась по старому обычаю. Избы располога-лись вдоль улицы без установленных разрывов и не по чертежу [76, с.301].

Особенности архитектуры общественных зданий из дерева

В настоящее время накоплен богатый опыт применения дерева в архитектуре современных общественных зданий. Деревянные конструкции получили широкое распространение благодаря хорошим конструктивным качествам, которые в сочетание с передовыми технологиями позволяют реализовывать разнообразные архитектурные формы. «Необходимо учитывать, что часто именно уникальная конструкция диктует композиционное решение здания и оказывает решающее влияние на его формообразование» [38, c.26]. С точки зрения превалирования конструктивного фактора, оказывающего воздействие на формирование архитектуры общественных сооружений, можно выделить типы зданий образованные различными конструктивными схемами. Исследование современной отечественной практики проектирования и строительства общественных зданий и сооружений позволило выявить следующие основные конструктивные системы: срубная, каркасная и система, представленная клееной древесиной (табл. 2.13).

Конструкции из клееной древесины став главным технологическим прогрессом в области деревообработки в XX в. получили широкую востребованность в современной архитектуре. С применением деревоклееных конструкций возводят как небольшие, так и крупные городские объекты, в том числе физкультурно-оздоровительные, зрелищные, деловые, торгово-развлекательные, образовательные, транспортные, а также прочие сооружения других общественных функции. Свойства клееной древесины позволяют решать разнообразные архитектурные задачи в области объемно-планировочных решений, функционального зонирования и дизайна внутренних пространств. «Основными преимуществами конструкций из клееного бруса специалисты признают экологичность, относительно небольшую массу, высокую сейсмоустойчивость, легкость механической обработки, устойчивость древесины к воздействию солей и химреагентов, эстетическую выразительность деревянных поверхностей, способность воспринимать значительные нагрузки, возможность использовать балки длиной свыше 30 м. и изготовить элемент с более чем 6-метровым радиусом кривизны.» [184, c.42]. Клееные деревянные конструкции (КДК) при малом весе обладают значительной прочностью, что обеспечивает долговечность, жесткость и устойчивость объектам, запроектированным и возведенным в данном материале. Успешно зарекомендовав себя в строительстве объектов различных типологий, клееная древесина наиболее ярко проявляет свои качества в большепролетных зданиях.

Большепролетные конструкции, используемые в современном строительстве, отличаются большим разнообразием: от плоских балочных, рамных, решетчатых и арочных систем до пространственных схем, включая объемные оболочки и вантовые конструкции [199]. Выбор конструктивной схемы определяет форму покрытия, которая создает определенный узнаваемый художественный образ, присущий данному зданию или определенному типу общественных зданий [38, c.26]. Открытые КДК, создающие ощущение масштабности, способные подчеркнуть необычную пластику и композиционную независимость сооружения, получили широкое распространение в архитектуре спортивных, зрелищных и досугово-развлекательных учреждениях (табл. 2.15).

Покрытия сооружений зависят от конструктивной схемы, обоснованных экономическими, техническими и эстетическими составляющими выбранных конструкций, при этом каждому виду общественных сооружений, в зависимости от назначения, свойственна своя конструктивная система [183]. Назначение определяет функциональную роль здания, от которой в свою очередь зависят размеры основного композиционного центра всего сооружения, перекрываемого конструкцией большого пролета. Таким образом, все общественные объекты можно условно дифференцировать в зависимости от конструктивной системы: образовательные учреждения, физкультурно-оздоровительные комплексы, ледовые дворцы – клееные балки и фермы; конно-спортивные манежи – рамные конструкции, фермы; торгово-развлекательные комплексы, малые центры спорта, теннисные корты, крытые стадионы, бассейны – арки; аквапарки – ребристые купола (табл. 2.14). Данная дифференциация не исключает возможности использования другой конструктивной системы в архитектуре того или иного типа сооружения и направлена на выявление наиболее характерного конструктивного решения определяющего архитектуру конкретного типа.

Балочные системы из клееного дерева принято считать наиболее простыми конструкциями, наиболее удобными в изготовлении, транспортировке и монтаже. Деревянные конструкции, позволяющие получить выразительные архитектурные формы, архитекторы стремятся делать открытыми. «Поэтому выбор формы балок, соотношение их высоты и ширины, метрическая расстановка определяют художественные качества интерьера» [98, c.70]. Клееные балки, формирующие покрытия небольшой высоты, наиболее часто образуют архитектуру физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК). Участвуя в процессе формообразования спортивных объектов, деревоклееная балочная система наиболее широко представлена в архитектуре спортивных комплексов возведенных по типовому проекту, разработанному в ГУП МНИИП «Моспроект-4». Проект каркаса покрытия на основе линзообразных балок из клееной древесины выполнен лабораторией деревянных конструкций ЦНИИСК им В.А. Кучеренко. В ходе строительства было реализовано несколько вариантов проектов, имеющих одинаковую конструктивную систему, перекрытую балками с консольными выпусками наружу или без консолей, и схожие объемно-планировочные решения, образованные одной или двумя ваннами бассейна [172, c.132]. Двухпролетное прямоугольное в плане здание разделено на две зоны: одноэтажную с бассейном и двухэтажную, представленную административно-бытовыми помещениями и спортивным залом. Деревоклееные балки покрытия бассейна пролетом 19 метров имеют криволинейную линзообразную форму, обеспечивающую повышенную эксплуатационную надежность. Выгнутые кверху балки пролетом 9 метров использованы для покрытия спортзала. По типовому проекту возведены физкультурно-оздоровительные комплексы «Изумрудный», «Солнечный», «Альбатрос», «Южнопортовый», «Олимпия» (табл. 2.15, №1)и другие комплексы, расположенные в районах Москвы.

Деревянные балочные конструкции нашли применение в архитектуре общеобразовательных учреждений. Атриум Московского международного университета, соединяющий учебные корпуса, образован балками из клееной древесины с прогонами, поверх которых установлен металлический каркас со встроенными стеклопакетами (табл. 2.15, №2). Балочная конструктивная система из клееной древесины также формирует покрытие общеобразовательной школы в р-оне Тропарево-Никулино (Московская обл.) (табл. 2.15, №3). В данном объекте применение дерева не ограничивается конструктивными свойствами несущих систем и активно используется в отделке интерьера и экстерьера здания. Наиболее часто деревянные конструкции образует несущий каркас, покрывающий помещения спортивного назначения. Примером может служить спортивный зал школы-интернат в Кожухово, покрытый 13 метровыми балками (табл. 2.15, №4).

Архитектурное решение дворца водных видов спорта в Казани построено на формировании сложной системы каркаса, образованной деревоклееными шпренгельными балками. Строительство дворца велось в рамках программы подготовки к Универсиаде – 2013. Эстетические свойства древесины и надежные характеристики эксплуатации клееных конструкций в объектах подобного назначения определили выбор основных несущих конструкций данного сооружения. Металлодеревянные шпренгельные балки, расположенные под углом 7 по отношению друг к другу, имеют общую опору, установленную для каждой пары балок с шагом 7,5 метров. Опоры образованы наклонными деревянными стойками высотой около 18 метров, образующими треугольные ячейки, в вершинах которых устроены шарнирные опорные узлы. С другой стороны балки жестко соединяются с монолитной стеной. Дополнительную жесткость несущим конструкциям придают стальные крестовые связи в плоскости покрытия. Деревянная каркасная система, в виде пересекающихся стоек и неразрезных прогонов, является основой ограждающих конструкций торцевых стен из светопрозрачных стеклопакетов. Сложная пространственная структура, образованная чередованием наклонно расположенных балок, подчеркивает уникальность и эстетическую выразительность спортивного объекта (табл. 2.15, №5).

Рекомендации по использованию дерева в аспекте «устойчивой» архитектуры

Фасадная доска формирует экстерьер двухэтажных коттеджей, расположенных в элитном поселке «Х-Парк» (арх. брюро «Проект Меганом»). Шесть однотипных домов расположены по периметру поселка за общим забором. Дома общей площадью от 800 кв. м., образующие в плане букву Х, облицованы древесиной ценных пород, контрастирующей с небольшими плоскостями из натурального камня и бетона. Популярность фасадной доски в экстерьере жилых зданий находит подтверждение в архитектуре следующих загородных построек: дом на 7-ом Просеке в Самаре (арх. В. Пастушенко, В.Самогоров), дом «Пропилей» (арх. И. Шалмин), дом «F» (арх. бюро ARCH 4), дом в пос. «Шервуд», дом «LD» (арх. группа «ДНК»), дом в пос. Никольская слобода Московской обл. (MсArchitects), дом в д. Новоселово Московской обл. (Ginzburg Architects), дом «Country house» в пос. «Сосны» Московской обл. (арх. бюро «Проект Меганом») и другие.

Иной архитектурный образ формирует фасадная доска блок-хаус, имитирующая бревно или брус (табл. 2.25). Облицовочный материал представляет собой строганную доску с различной толщиной и радиусом обвода лицевой пласти и плоскую внутреннюю, монтируемую посредством шпунтованного соединения. Фасадная система «Блок-хаус», благодаря разнообразию модулей и натуральных оттенков древесины, позволяет создавать эстетически сбалансированный и художественный образ деревянного рубленого дома. Этот вид отделки широко применяют для реставрационных и отделочных работ.

Примером служит спортивно-оздоровительный комплекс «Серебряный бор» в Москве (арх. бюро «Арт-Бля»), представляющий собой двухэтажное здание, стилизованное под бревенчатую постройку. Асимметричная композиция комплекса образована смещением трех прямоугольных объемов, облицованных природным материалом. Размеренный ритм бревенчатых стен разбивают свободно расположенные оконные проемы различной величины. С целью еще большего нарушения ортогональных координат, на одном из фасадов поверх облицовочного материала установлены наклонные бревна, поддерживающие деревянную ферму, на которую опирается козырек крыши. Внедрение хаотичной структуры в экстерьер здания позволяет внести гармонию иррациональности, характерную для живой природы.

Хаотичная структура экстерьера характеризует архитектуру гостевого дома в д. Молоденово Московской обл. (арх. бюро SMArt-project). При этом нарушение вертикальных и горизонтальных осевых линий просматривается не только в обшивке фасада, устроенного по технологии «блок-хаус», но и в самой структуре здания, и в его архитек 136 турных элементах. Натуральный оттенок древесины гармонично сочетается с природным камнем, участвующим в оформлении гаража, непосредственно примыкающего к дому. Данный вид отделки, имитирующий традиционный конструктивный прием рубки деревянных стен, находит применение в архитектуре культовых сооружений. Деревянный фасад с отделкой блок-хаусом формирует экстерьеры: храма возведенного в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» в пос. Лесные Поляны Московской обл., церкви святого князя Владимира при московском казачьем кадетском корпусе им М.А. Шолохова, храма во имя Татианы-мученицы в селе Новотрышкино Алтайского края и другие.

Фасады из деревянных реек отличают широкие возможности художественного оформления. Варьирование ширины расположения реек, переплетения, наложения и другие манипуляции позволяют создавать сложные необычные деревянные фактуры, формирующие уникальный выразительный образ здания. Реечный фасад в современном строительстве характеризуется не только декоративными признаками. Облицовочный материал воспринимает ветровые нагрузки, защищает здания от атмосферных осадков и частично поглощает солнечную энергию. Данные характеристики обуславливают применение рейки в качестве наружной дополнительной оболочки здания, второго фасада (табл. 2.25). Примером может служить экстерьер яхт-офиса (арх. мастерская Тотана Кузембаева). Реечный фасад навешивается на конструктивную основу здания, представленную деревянным каркасом и служит оболочкой для светопрозрачных ограждающих конструкций второго этажа. Уникальный вид главному фасаду придает реечная надпись, равная по высоте размерам целого этажа. Еще большую выразительность экстерьеру придает прозрачный объем первого этажа, акцентирующий внимание на реечной структуре, парящей над землей. В декоративно-художественном оформлении здания также использовали обрезную доску с брусками.

Деревянные реечные фасады находят широкое применение и в других архитектур ных объектах Тотана Кузембаева, большая часть которых расположена на территории ку рортного поселка «Пирогово» Московской обл., где пытаются установить нормы эко архитектуры. При этом реечный фасад часто используют в качестве дополнительного от делочного материала, вносящего эстетическое разнообразие в экстерьер здания. Приме ром может служить ресторан «Кот Дазур», поднятый на сваи и облицованный выкрашен ными в красный цвет рейкой и доской. Рейка натурального оттенка формирует архитектурный образ жилых домов «Веер» и «Маклакун». Интересным представляется дом «Пазл», расположенный на территории базы отдыха «Лазурный берег» в Московской обл. Главным акцентом которого является боковая стена, оформленная в виде деревянно го пазла, сложенного из досок и реек лиственницы. Общие декоративно-стилистические закономерности характеризуют здания облицованные бруском, отличавшимся от рейки толщиной в поперечном сечении. Это отличие в целом не сказывается на визуальном восприятии и художественных возможностях оформления здания. Деревянный брусок, так же как и фасадную рейку, применяют как при строительстве новых зданий, так и при проведении реконструкционных работ (табл. 2.25). Проект студии «MEL SPACE» (арх. Ф. Дубинников, Л. Тулупова) служит примером применения дерева при реконструкции жилого дома в п. Щапово Московской обл. Реконструкция включала надстройку второго и мансардного этажа. Деревянный навесной фасад из бруска лиственницы объединяет надстройку с существующей частью. Пропорции фасадов, наклон крыши, горизонтальные членения, заданные деревянной отделкой, формируют крупный, лаконичный объем постройки.

Реечная (брусчатая) структура нередко формирует архитектуру малых форм. Возросший интерес к простым архитектурным формам создает объективные предпосылки формирования объектов, представляющих не только материальную, но и художественную ценность, что во многом достигается декоративно-стилистическим оформлением. Деревянный облицовочный материал участвует в формировании архитектуры павильона, выполняющего функцию шахматного клуба, расположенного в парке культуры и отдыха им. М. Горького. Несущая каркасная конструкция летнего павильона выполнена из клееных рам и вертикальных стоек из сдвоенных досок. Рамные конструкции покрыты кровлей, а внутри обшиты доской из лиственницы. Периметральное ограждение образовано вертикальными стойками, подшитыми изнутри прозрачным сотовым поликарбонатом и облицованными бруском, с шагом по вертикали (между брусками) равным сечению самого отделочного материала – 50 мм. Таким образом, наружная облицовка формирует узнаваемый художественный образ здания, который наиболее выражен в вечернее время, когда свет, проникающий через прозрачные стены, придает линиям обрешетки объемность и подчеркивает геометрическую структуру объекта.

Аналогичная геометрическая структура, образованная обрешеткой фасада рейкой или бруском, характеризует пространственную композицию следующих малых архитектурных форм: беседка «Летний домик» (Khachaturian architects), павильон ZAGOR-YANKA LOUNGE из серии LOUNGE MODULE (НЛК Домостроение), кухня-столовая Галины Польских (арх. Rannak & Rannak) и другие.

Особенностью отделки фасадов деревянной черепицей (шинделем или гонтом) является возможность создания объемных форм, превращающих здание в уникальный архитектурный объект. Такой эффект достигается путем среза фаски на каждой последующей деревянной доске. Формы фасак могут быть самыми разнообразными – от традиционной овальной формы до клиновидной. Данный облицовочный материал широко применяют в качестве кровельного покрытия. Получив широкое распространение в культовом зодчестве, в настоящее время, материал находит применение в жилой и общественной архитектуре. Деревянные крыши в полной мере удовлетворяют требования, предъявляемые к функциональности и эксплуатационным качествам. Кровли из лемеха, гонта, деревянной щепы сочетают в себе древнерусские традиции, получившие современную интерпретацию (табл. 2.25).

Новаторский подход к декоративно-стилистическому оформлению зданий материалами из древесины

Россия самая богатая страна в мире по запасам лесных ресурсов (более 70% территории). Несмотря на то, что общий объем потребления древесины значительно отстает от других стран, в результате исследования были выявлены объективные предпосылки ускоренного развития деревянной архитектуры России. В первую очередь, предпосылки обусловлены национальными государственными программами в сфере жилищной политики. Стратегия решения на государственном уровне жилищных проблем связана с улучшением качества жизни населения, в частности повышения уровня комфортности и доступности жилища. На достижение этих целей направлено развитие строительных технологий в области деревянного домостроения. Современные строительные технологии обработки и переработки древесины расширили номенклатуру строительных материалов из древесины, одновременно изменив технологический процесс возведения зданий.

Индустриализация деревоперерабатывающей промышленности на современном этапе играет главенствующую роль. В архитектуре преобладают деревянные конструкции, предусматривающие высокую степень заводской готовности. Технологический процесс предусматривает автоматизацию производства, позволяющую увеличивать объем и сокращать сроки строительства. Современное оборудование производит с высокой точностью типовые конструкции и детали с четкими геометрическими параметрами, что обеспечивает легкость монтажа и высокое качество постройки, в том числе, за счет снижения времени подгонки элементов друг к другу. Технологичные быстровозводимые конструкции приобретают особую значимость в рамках реализации государственных программ социальной политики России, направленной на обеспечение населения недорогим комфортабельным жильем. Данное направление отвечает мировым тенденциям в области деревянного домостроения и представлено каркасно-панельными, крупнопанельными и объемно-модульными конструктивными системами.

Технология быстровозводимых домов в России наиболее широко представлена каркасно-панельными конструкциями с использованием теплоизолированных SIP панелей (Structure Isolated Panels). Простота и эффективность быстровозводимых строительных конструкций позволяют возводить таунхаусы, дуплексы, индивидуальные и многоквартирные малоэтажные жилые дома с высокими теплоизоляционными показателями ограждающих конструкций. Конкурентную среду создают набирающие популярность крупнопанельные и объемно-модульные конструктивные системы домостроения. При этом потенциал данных конструкций в России реализован не в полной мере. Технологические характеристики современных конструктивных систем позволяют возводить многоэтажные здания. Технологии высотного строительства из дерева реализуются во многих европейских странах: Финляндии, Великобритании, Швеции, Германии и др. Развитие многоэтажного строительства в России ограничивают нормы российского законодательства, запрещающие возводить деревянные здания более четырех этажей. Однако уже на данном этапе отмечаются результаты внедрения в отечественную практику строительства новых быстровозводимых конструкций. Технологии быстровозводимых домов дают дополнительный импульс к развитию деревянного домостроения и вносят существенный вклад в решение жилищного вопроса в России.

Технологический прогресс в области деревянной архитектуры, основанный на попытках улучшить изделия из древесины за счет новых методов обработки и переработки материала, не ограничивается новыми быстровозводимыми конструкциями. Усовершенствованные технологии оказали влияние на традиционный процесс возведения брусчатых и бревенчатых домов. Значительный объем подготовительных работ осуществляется в заводских условиях. Готовые детали (бревна, брусья) монтируются на строительной площадке в короткое время – от двух недель до месяца. Сохраняя традиционный облик деревянного дома, новые технологические возможности материала повышают качество жилого пространства, снижают материалоемкость и повышают долговечность конструкций.

В России срубная технология строительства, оперирующая широкой номенклатурой строительных материалов, является преобладающей конструктивной системой, используемой в архитектуре жилых деревянных домов. Популярность традиционных конструкций обусловлена наиболее удачным сочетанием комфортного микроклимата, энергобаланса здания и бережного отношения к природе. Кроме того, на фоне развития современной архитектуры традиционные деревянные конструкции воспринимаются как сугубо национальное явление, символизирующее самобытность русской культуры. В современной архитектурно-строительной практике России, обращение к народным традициям наблюдается не только в жилой, но и в общественной и культовой архитектуре. Данное направление, служащее идентификацией русской культуры, переросло в тенденцию, отражающую одну из сторон развития деревянной архитектуры России.

Расширение диапазона возможностей материала формирует другую тенденцию деревянной архитектуры России. Усовершенствованные технологии позволяют создавать сложные архитектурные формы и образы, характеризующие новое видение архитектурного пространства. Потенциал данного направления, основанный на конструктивных ресурсах материала, связан с расширением типологии зданий и сооружений возведенных из древесины. Важную роль в этом аспекте играют конструкции из клееной древесины, находящиеся на вершине технологического прогресса деревообрабатывающей отрасли и успешно зарекомендовавшие себя в строительстве объектов различных типологий. Дере-воклееные конструкции позволяют решать разнообразные архитектурные задачи в области объемно-планировочных решений, функционального зонирования и дизайна внутренних пространств. Особая эффективность клееной древесины проявляется в большепролетных зданиях и сооружениях, где ее применение часто носит принципиальный характер. Отсутствие конкурирующей альтернативы и высокие эксплуатационные качества стимулируют разработку конструктивных схем из древесины, которые в свою очередь, формируют разнообразие архитектурных форм и расширяют перспективы внедрения деревянных конструкций в современную архитектуру. Кроме того, развивается и сам технологический процесс склеивания древесины. В настоящее время данный процесс стал основой значительной части строительных конструкций из древесины. Склеивание применяют при производстве новых конструктивных и облицовочных материалов, при реставрации и ремонте изделий. При этом в производстве могут использовать как качественное, так и малогабаритное и низкокачественное сырье. Применение малогабаритного низкокачественного сырья не снижает конструктивное качество готовых изделий. Технология многослойного склеивания шпона или измельченной древесины сводит к минимуму отрицательные проявления материала, создавая изделия и конструкции, нередко превосходящие по параметрам элементы, выполненные из массива древесины. Таким образом, потенциал деревянной архитектуры связан с цикличностью взаимосвязанных процессов, стимулирующих развитие друг друга.

Объективные предпосылки ускоренного развития деревянной архитектуры России связаны и с декоративно-стилистическим оформлением зданий. Современное архитектурно-художественное сознание, основанное на принципах экологической эстетики, формирует новаторский подход к оформлению экстерьеров, ориентированный на экологизацию окружающего пространства. Деревянный декор позволяет не только преобразить экстерьер, но и улучшить энергобаланс здания и повысить психологический комфорт окружающей среды. Уникальная способность декора с помощью минимальных средств оказывать значимое влияние на комфорт окружающей среды, повышает востребованность древесины в архитектуре.

Важным фактором развития деревянной архитектуры являются тенденции направленные на научные изыскания в области деревянного строительства. В России рынок деревянного домостроения представлен широкой номенклатурой строительных технологий, основная часть которых разработана в зарубежных странах. Наряду с зарубежным опытом, адаптированным к российским условиям, в настоящее время в нашей стране появляются новые строительные технологии, способные в полной мере конкурировать с зарубежными. Ярким примером служит запатентованная в РФ панель из древесины, получившая название «Унипанель». Данная разработка служит альтернативой современным крупнопанельным конструкциям. Высокая прочность, минимальные деформации, эффективная теплоизоляция, реверсивность, сейсмоустойчивость, экологичность, паро-проницаемость, продолжительность жизненного цикла и другие положительные характеристики обеспечивают деревянной панели широкую востребованность в будущем. На современном этапе создание высокоэффективных безвредных материалов из древесины становится основополагающим фактором, способным повысить конкурентную способность и значимость деревянного строительства в России.