Введение к работе
Актуальность темы и состояние вопроса.
Современная экологическая ситуация с ее ограничениями в количестве природных материалов и пределами возможностей обратимости процессов, происходящих в биосфере, вызывает необходимость переосмысления потребительского отношения к природе и выработки навыков «автотрофного» существования, как способности человека обеспечивать себя всем необходимым, не нанося при этом ущерба окружающей среде.
Прогрессивная градостроительная теория и практика учитывает некоторые аспекты этой глобальной тенденции. Альтернативно традиционному способу организации городской среды в последние десятилетия формируется «экологическая» или «экофильная» архитектура, концептуальным содержанием которой является примирение противоречий при взаимодействии природных и антропогенных составляющих урбанизированного ландшафта.
Выразительность языка архитектурных форм определяется метафоричностью его образов, воспринимаемых человеческим сознанием как отражение образов природных прототипов. Наиболее отчетливо признак «природной метафоричности» в настоящее время выявлен именно в «экологической» архитектуре (в русле которой развивается творчество архитекторов Э. Амбасца, И. Маковена, П. Портогези, И. Хазегава и др.), а вместе с тем - и в, так называемом, «неотуземном» или «неотрадиционном» зодчестве - авангардном направлении архитектуры, в постройках которого используются натуральные строительные материалы, среди них земляной кирпич и землебит, и старинные технологии строительства, переработанные на основе современных научных исследований.
Метафоричность Земляного зодчества обусловлена человеческим восприятием синтеза формы и строительного материала, при-
сущего объектам данного вида архитектуры: традиционно формы земляных сооружений соответствуют таким природным аналогам, как холм, гора, пещера и т. п., а грунтоматериалы, из которых возводятся подобные постройки, являются «плоть от плоти самой земли»; объекты земляной архитектуры наделены метафорической образностью, например: «дом-холм», «земляной амфитеатр», «пирамида-гора», «грот-пещера» и т. п.
Сейчас в условиях мирового энергетического кризиса в архитектурной зарубежной практике, а особенно в индустриально развитых странах - Германии, Франции, Англии и Америки, возобновился интерес к сырцовому строительству, неэнергоемкому как в процессе изготовления земляного кирпича и землебитной массы, так и при потреблении энергии на отопление и охлаждение зданий из земляных материалов во время их эксплуатации.
Опыт научно-теоретических изысканий и проектных внедрений земляного строительства на настоящий момент в России незначителен по сравнению с зарубежным, но в нашей стране накоплены оригинальные исторические традиции Земляной архитектуры.
В ситуации интернационального ренессанса Земляного зодчества очевидна необходимость систематизации и периодизации истории возникновения и развития этой важной отрасли ландшафтной архитектуры; становится актуальным исследование современных методов в области земляного строительства для достижения экономического эффекта в благоустройстве городского ландшафта; возникает потребность разработки методики применения средств Земляной архитектуры в процессе экологического преображения городской среды.
Целью исследования является обобщение исторического опыта Земляной архитектуры и выявление современных возможностей участия этого вида ландшафтного зодчества в процессе экологического обновления городской среды.
Рабочая гипотеза: Земляная архитектура - это отрасль ландшафтного искусства, зародившаяся во времена возникновения зодчества, претерпевшая в ходе исторического процесса технологические и типологические изменения и развивающаяся сейчас как целостная система, обладающая современными конструктивными возможностями и образно-метафорическими качествами.
Задачи исследования предопределены целью работы и ее рабочей гипотезой:
-
- систематизировать исторический путь, пройденный Земляной архитектурой, и выявить преемственные конструкционно-типовые и культурно-смысловые связи этого вида ландшафтного искусства как условий его дальнейшего развития;
-
- выделить основные современные конструкционно-технологические приемы строительства из земляных материалов, которые могут быть использованы для достижения экономического эффекта в благоустройстве городского ландшафта;
-
- рассмотреть возможности «метаязыка» Земляного зодчества в процессе экологического оздоровления города.
Предмет исследования - механизм выражения метафор природы в урбанистическом ландшафте средствами Земляной архитектуры.
Объектами исследования в диссертации явились примеры из истории Земляного зодчества, проекты, реализованные современной зарубежной практикой строительства из земляных материалов, а также научно-исследовательские и концептуальные предложения в области Земляной архитектуры.
Границы исследования связаны с обзором исторического пути Земляной архитектуры, ее конструктивными возможностями на сегодняшний день и особенностями организации эколого-культурных связей «человек - природа» посредством этого вида зодчества в таких областях городского ландшафта, как градостроительный экологиче-
ский каркас и природная инфраструктура города, пластическая обработка рельефа, благоустройство территорий и т. п.
Материалами исследования послужили историко-архивные и литературные источники, архитектурные проектные предложения и практические разработки зарубежных и отечественных авторов, дипломные и курсовые проекты из фонда кафедры Ландшафтной архитектуры МАРХИ за последние годы.
Теоретическую базу настоящего исследования составили историко-архивные труды', работы, посвященные экологической культуре и этике в городской среде2, проблемам семиотики в архитектуре, символики и семантике природных форм3, конструктивно-технологическим возможностям сырцового земляного строительства4, философские исследования по онтологическому аспекту связи «человек -природа»5.
В работе применены методы историко-генеалогического и сравнительно-аналогового анализа.
Научная новизна и практическая ценность диссертационного исследования заключается в следующем:
- впервые Земляное зодчество представлено как отдельная ветвь
ландшафтного искусства;
дана периодизация истории Земляной архитектуры по типологическому признаку;
применен комплекс современных подходов в изучении этой отрасли ландшафтной архитектуры;
11 А. В. Бунина, Т. Ф. Саваренской, А. П. Вергунова, В. А. Горохова, К. О. Гартмана, А.
Жуковского, Фр. Куантерро, В. Я. Курбатова и др.
в В. Л. Глазычева, А. Э. Гутнова, И. Г. Лежава, В. П. Казначеева,
Д. С. Табышалиевой и др.
" А. Голана, А. В. Иконникова, Ю. И. Курбатова, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева и др.
" В. Л. Максимова, В. Д. Мачинского, А. Ф. Мейснера, Н. А. Попова, А. И. Скачкова
и др.
S1 В. И. Вернадского, П. Гольбаха, В. А. Лось, Н. Н. Моисеева, В. С. Соловьева и др.
- разработаны две концепции развития Земляного зодчества в совре
менной городской среде, основанные на признаках «устойчивости
системы» и «природной метафоричности» ее элементов;
- предложена методика применения основных моделей объектов
Земляной архитектуры в городском ландшафте.
Предмет зашиты составляют две концепции развития Земляной архитектуры: «Земляная архитектура как исторически устойчивая система» и «метафоричность Земляной архитектуры в городской среде»; а также методика применения основных моделей объектов Земляной архитектуры в процессе «экологизации» современного городского ландшафта.
Объем и структура исследования: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения и иллюстративной части, представленной на 30 планшетах. Последовательность решения задач отражена в структуре диссертации: первая глава посвящена истории Земляного зодчества; во второй главе проводится анализ стилеобразующих признаков Земляной архитектуры; в третьей главе исследуются условия развития Земляной архитектуры в городской среде и возможности использования природно-метафо-рической ценности Земляного зодчества в процессе экологизации современного урбанистического ландшафта.