Введение к работе
Райский сад, висячие сады Семирамиды, древнегреческий театр в Эпидавре, площадь Капитолия в Риме, набережные и мосты Петербурга -эти примеры в истории культуры и мировой архитектуры относят к произведениям ландшафтного зодчества. На стыке архитектуры и ландшафтной архитектуры находятся многие сооружения, подобные мегалитическому комплексу в Стоунхендже, римским акведукам, оборонительным стенам средневековья, современным дорожным сооружениям. С другой стороны, наметилась тенденция к выделению ландшафтной архитектуры в самостоятельную специальность с узким и специфическим кругом задач. В настоящее время существует некоторая терминологическая путаница, и понятие "ландшафтная архитектура" употребляется для обозначения двух различных видов человеческой деятельности: "озеленение и благоустройство" открытых пространств и в качестве стилевого признака архитектурного творчества вообще. Между тем, необходимо различать профессию <отандшафтный инженер», объектом деятельности которого является та или иная территория, и ландшафтную архитектуру, понимаемую как метод архитектурного творчества, синонимами которого являются такие определения, как "экофильная", "природоэквивалентная", "органическая", "зеленая архитектура".
Назрела необходимость развести эти два понятия и соотнести профессию «инженер садово-паркового строительства» (в нашей стране) с профессией «ландшафтный архитектор» (в мировой практике); определить «ландшафтную архитектуру» в системе архитектурного образования как направление в творческой профессиональной деятельности, стилевой признак архитектуры, авторскую позицию, «школу», «метод». Дискуссия по этому поводу уже давно ведется на страницах печати и в профессиональных кругах, но, тем не менее, эта проблема еще далека от разрешения, и «ниша» ландшафтной архитектуры в период неопределенности ее официального статуса заполняется как специалистами совершенно разных областей (биологами, лесоводами, экологами, дизайнерами), которые судят о проблемах ландшафтной архитектуры со своих узко-профессиональных позиций, так и дилетантами, появление которых в профессии вызвано возросшим спросом на «озеленение» и ландшафтный дизайн. Поиски путей решения этой проблемы и определяют актуальность исследования.
Целью исследования является попытка разработать современную концепцию ландшафтной архитектуры, в которой она рассматривается не как специальность или узкая специализация, а как метод архитектурного творчества вообще. Это утверждение становится рабочей гипотезой исследования.
Цель и рабочая гипотеза определили следующие задачи:
- проследить историю возникновения и развитие понятия "ландшафтная архитектура" в нашей стране и зарубежем;
определить методологические принципы выделения и исследования исторических концепций ландшафтной архитектуры;
- выделить основные исторические концепции ландшафті
архитектуры и проанализировать пути их развития и трансформаци
момента возникновения до настоящего времени;
- провести анализ современного состояния ландшафті
архитектуры на основе изучения и систематизации мирового опыта с цеі
обоснования принципов ландшафтной архитектуры как мел
архитектурного творчества;
- разработать палитру архитектурно-ландшафтных и объем
пространственных приемов, применяемых в современном ландшафта
проектировании с целью внедрения их в учебные программы
специализации «Ландшафтная архитектура».
Объектом исследования явился выборочный ряд архитектура сооружений и проектов, несущих на себе стилевые и концептуалы признаки ландшафтной архитектуры.
Предмет исследования - исторический процесс формироваї ландшафтной архитектуры как метода архитектурного творчества.
Методологически работа опирается на общеизвестн хрестоматийные примеры и обращена не к поиску фактов, а к толкованию, интерпретации и обобщению. Границы исследоваї определены учебными планами курсов по специализации 290 «Ландшафтная архитектура». Материалами исследования послуяа натурные наблюдения, литературные источники, материалы ООН професси, проектные предложения отечественных и зарубежн архитекторов, дипломные и курсовые проекты, выполненные на кафе; "Ландшафтная архитектура" МАРХИ.
Теоретической базой исследования являются рабе основоположников отечественной ландшафтной школы1, зарубежк исследования по ландшафтной архитектуре2, философские труды онтологическому аспекту связи "человек - природа"3, исследования вопросам восприятия и экологии окружающей среды4, по проблем взаимодействия искусственного и естественного5, исторические тракта по садоводству и устройству парков6. Философско-теоретическая б; исследования ориентируется относительно новые направления исторической науке и социологии, такие как синергетика, коэволюц социоестественная история, где история культуры рассматривается аспекте взаимодействия человека и природы.7
1 Архитектурная ландшафтная школа : Л.С.Залесская, Е.М.Микулнна, И.В.Барсова, О.К.Блиновсюй В.Ф.Гостев, М.Ф.Денисов, С.С.Ожегов, А.П.Вергунов, А.Ф.Квасов, В.А.Нефедов. Лесная паншпафтн школа :С.Н.Палентреер, Л.М.Фурсова, Т.И.Вольфтруб, В.С.Теодоронский, Т.И.Френкина, А.А.Анненков, В.П.Панкратов. Инженерная школа: Л.Б.Луші. Л.О.Машинский 3 Б.Колвин, Дж.Саймондс, Г.Ван Зюйлен, М.Готье, М.Лурье.
' Ж.Ж.Руссо, Шефтсбери, Р.Штайнер, В.Подорога, Э.С.Кульпин, О.Шпенглер, А.Швейцер, Ж. Ле Гофф. 4С.С.Щварц, Д.Л. Арманд, Л.С.Берг, Дж.Гибсон, ОЛеопольд, Р.Л.Грегори, В.А.Филин..
5 Н.Н.Моисеев, В.И.Вернадский, В.А.Кутырев, И.Р.Пригожин, Е.Н.Князева.
6 Ж.Делиль, А.Т.Болотов.
7 Синергетика (от гр. synkrelismos -соединение, объединение) - учение о саморазвивающихся система)
(открытых, нелинейных, неравновесных). Разработано бельгийским ученым И.Р.Пригожиным для
Научную новизну и предмет защиты исследования составляют следующие позиции:
впервые ландшафтная архитектура трактуется как метод архитектурного творчества;
формулируются и описываются основные исторические концепции ландшафтной архитектуры;
раскрывается взаимосвязь концепции ландшафтной архитектуры и картины мира определенного исторического периода;
систематизируются методологические принципы и архитектурно-ландшафтные приемы, определяющие современную концепцию ландшафтной архитектуры.
Основные положения работы были опробированы в программе спецкурса по дисциплине "ландшафтное проектирование", в курсовых и дипломных проектах на кафедре "Ландшафтная архитектура" МАРХИ.
Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, библиографии, приложения в первом томе и иллюстративной части (38 планшетов) во втором томе.