Введение к работе
Одна из важнейших теоретических проблем современного градостроительства - влияние транспортного движения на формирование функциональной и композиционной структур города. Оно сказывается на больвинстве аспектов функциональной структуры: на размещении городов, общественных центров, мест приложения труда, станций и грузовых дворов,- на расселении и т.п. Не менее весомо его воздействие на формирование эстетики города: на взаимодействие ансамблей, восприятие которых тесно связано о движением человека, последовательностью впечатлений, на возможности обозрения панорам и прочувствование, в конечном счете, единства городской структуры,
Эти взаимосвязи формировались веками и трудно понять современные проблемы вне исторического опыта. Исторический опыт не берется как самодовлеющий аспект,, как предмет исследования, а рассматривается как условие для выявления устойчивых закономерностей современного градостроительного развития. Как писал В.И. Ленин: "Самое важное не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, ... и с точки зрения этого епо развития смотреть, чем данная ведь стала теперь*.*
Большинство-современных городов возникло на пересечениях международных и региональных дорог. Городские планировочные < трук- туры складывались на основе их пересечений, размещение функциональных зон также зависило от отнопения к ним. В композиционном плане же улицы и дороги играли роль визуальных каналов. С древних времен внешние дороги визуально замыкались главными ансамблями: в Афинах - Акропольским холмом, в Риме - Пала/тянским и Капитолийский холмами, в Лютеции - крепостью на острове Сите, в Киеве - Старокиевской горой с Софийским собором, в Харькове - центральным
*1енин В.И. О государстве. Поли, с обр. соч.-5-е изд.,т. 39, с. 67.
плато с Успенским к Покровским соборами, в Одессе' - плато, с Ире о* .раженским собором я т.д.-Следовательно, в формировании композиции действуют три фактора: движение, ландшафт, как визуально-простран-ственная и объемно-пластическая основа, и архитектурные акценты.
В 'приведенных примерах,; как правил о,фагурирогали три вида движения: на парусных или гребных судах, на конной тяге.и пешее. Эти виды-практически не менялись в течении тысячелетий.' Поэтому сложившиеся структуры городов не вступали в противоречие с новыми условиями вплоть до появления парового двигателя» до возникновения механического транспорта. Но эти принципиально новые факторь создали иную ситуацию в градостроительстве, и она еще более обострилась в современных условиях. В период первой промышленной революции появились новые виды движения и резко увеличился удельный вес внешних грузовых корреспонденции. В отличие от предшествующего периода, внешнее движение, входившее в город, не Могло сосуществовать с внутригородской жизнью и внутригородским движением. Был потрясен главный принцип, на котором основывались предшествующие структуры - пересечение внешних и внутренних, потоков в центре ГОг рода. Это противоречие1 все более углублялось по мере развития средств производства, увеличения масштабов производственной кооперации и связей между внешними сырьевыми источниками и заводами-получателями. Большое значение приобретает начальный период этого процесса, как резкий качественный скачек к новому принципу структурной организации города и его частей.
Особенно большое влияние на город оказало строительство железных дорог и перевалочных путей мекду станциями и портами: в Киеве - Москва-Одесса, Киев-Ковель, Киев-Полтава; в Харькове - Москва-Николаев, Москва-Севастополь, Киев-Харьков, Харьков-Балашов, Москва-Ростов, Харьков-Донбасс; в Одессе - железные дороги Одесса-Москва, Одесса-Варшава, Одесса-Бахмач, морские пути Одесса-Крым-
- 5 -Кавказ, Одесса - азовские порта, Одесса -внешние порты. Возникли интересные перевалочные перевозки между железнодорожными и водными станциями и пристанями и, соответственно, возникла необходимость в соединяющих магистралях, В условиях сложившейся планировочной структуры этч«и магистралями неизбежно стали существующие улицы города, но они не были, приспособлены для такого движения. Возникла необходимость в новом принципе передачи внешних потоков, в их изоляции от городской жизни. Фориируотся новые направления, которые приобретают структуроопределяюдее значение. Они в'ошли в противоречие со сложиваейся центронаправденной планировкой города. В результате- возникла функционально нецелесообразная структура. В , ней искусственно совмещались функции, совместимые в прошлом, но
і несовместимые затем; внутригородская жизнь и внешнее движение', мешавшее отой жизни.
На этом этапе начался и процесс, последствия которого, как и предыдущего, мы ощущаем сегодня. Исчезло объединяющее эстетическое начало. Старые исторические доминанты - киевский Софийский собор, харьковские Успенский и Покровский соборы, одесский - Преображенский собор - во-первых, утратили социальное главенство, во-вторых, не смогли уже "держать" разросшуюся территорию города.
Из этого возникает вопрос: является ли потеря эстетической целостности неизбежным следствием промышленного развития либо существуют возможности ее воссоздать в современных условиях? И какую роль играет при этом взаимодействие движения и градостроительных доминант?
В теоретических работал начала XX века - Г.Д, Дубелира, М.Г. Диканского, Ф.Е* Енакиева, А.К. Енша, В.Н. Семенова главное внимание уделялось функционально-транспортным изменениям - результата
- б -
первой промышленной революции. Такое же положение существовало в практике. Проблеми эстетической организации города, связанные с новыми социальными условиями, затрагивались в общем виде.
Современные исследователи: А.Б. Бунин, Т.. Саваренская, А.І Власюк, Е.А, Борисова, Т.П. Каждая, «й. Кириченко, В,И. Ружже, В.Т. Горбачев, В.Я. Тимофеенко, В.Е. Нсневич, А.А.-Ыатушевич и д{ отразили тенденцию изменений в эстетической организации города: уход от проблем его композиции к функционально-планировочным зада чам с последующим "оформлением" планировочных.структур отдельными малосвязанными объектами. Ощущается недостаток в-исследоваяиях композиции под влиянием движения на кардинальном историческом переломе, которые были бы так всеобъемлющи, как исследования города в предшествующие эпохи, но исходили бы из условий промышленного периода.
Основная проблема исследования - противоречивость формирования структур города - функциональной и композиционной в новых социальных условиях.
' ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ «СЛЕДОВАНИЙ
Цель исследования - выявить закономерности трансформации эти»
структур при услокнении структур" движения в период промышленного
развития, в том числе - в современных условиях (вторая половина
Ш - XX вв). ' - ,
Задачи исследования следующие:
изучит*''социально-производственные изменения в период, промышленного становления;
выявить функциональные основи движения и проследить, каким образом они превращаются в композиционные средства;
выявить, во-первых, универсальные принципы, во-вторых, специфические-приемы реконструкции городов;
на ochods этого изучения разработать рекомендации, актуальные для современного градостроительства.
Предмет исследования --устойчивая зависимость функциональной и композиционной структур города, взаимосвязанных.с процессом движения.
'ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования являются города Киев, Харьков, Одесса
- крупнейшие промышленные центры юг о- запад но» части России, эко
номические и транспортные узлы страны. В них с принципиально, ана
логичной последовательностью появились новые ввдн транспорта, свой
ственные данному периоду.
С другой сторона, в них по-разному стыкуется внешнее и внутреннее движение, существуют различные ландшафты,.и это привело к различным приемам формирования композиции, Их" сравнение позволяет выявить универсальные принципы взаимодействия транспортных и эстетических факторов, невзирая на различие ситуаций.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ-
В соответствии с проблемой и целью исследования намечена его методологическая основа:
а) исследование имеет практическую направленность (предпола
гает использовать теоретические выводы для градостроительной прак
тики) ;
б) основано на сопоставительном временном анализе (сопостав
ляются различные периоды развития для выявления устойчивых законо
мерностей). '
-8'-Методика исследования основана на сопоставлении:
социальных и ландшафтных условия, внешнего и внутреннего движения, функциональных и композиционных структур городов;
теоретических и проектных работ и их практического результата;
разных структурных уровней города»
Выбор привлекаемых градостроительных параметров и детализациу. каждого из них определяется границами темы: влиянием транопортногс движения на функциональную и композиционную структуры.
СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ