Введение к работе
Актуальность темы. Средневековые каменше антропоморфные изваяния евразийских степей - самобытные изобразительные археологические памятники культур тюркоязычных этносоз, входивших во второй половине УІ - первой четверти ХШ в. в Тюркские каганаты, Уйгурское государство, кипчакские и половецкие объединения племен.
Изваяния привлекают исследователей возможностью интерпретации как смысла самого изображения, так и обряда их установки в связи с культовыми сооружениями.
Сложность исторической реконструкции этого культурного явления, сопряженная с необходимссгыо ретроспективного изучения мировоззрения его создателей, не позволяет в настоящее время считать проблему изваяний средневековых кочевников степей Евразии - в том числе среднеазиатско-казахстанского региона - исчерпанной.
Изваяния среднеазиатско-казахстанского региона (Тянь-'Пань и Семиречье, Казахские степи, а таюке смежные области Омского Прииртышья и Южного Приуралья) выделяются среди скульптуры ареала своеобразием, что обусловлено, по всей видимости, известной обособленностью исторического развития региона в рассматриваемый период.
Многократно возросший на сегодня объем источниковой базы, выявление новых типов сооружений с изваяниями, необходимость совершенствования иконографической классификации в связи с проблемой систематизации погрудных фигур, требуют обобщения, несмотря на то, что сбор сведений об изваяниях региона еще не завершен.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является обобщение известных э настоящее зремя данных об изваяниях Казахских степей с учетом материала сопредельных территорий в
рамках среднеазиатско-казахстанокого региона, а также дальнейшее исследование обычая сооружения изваяний. В связи с этим решаются следующие задачи:
разработка иконографической классификации изваяний и типологии сооружений, сопутствующих изваяниям разных иконографических групп. Систематизация реалий, изображенных на изваяниях;
исследование художественных особенностей изваяний. Рассмотрение иконографии изваянии в связи с искусством среднеазиатских цивилизаций, с точки зрения закономерностей передачи антропоморф' ности в первобытном и традиционном искусстве;
изучение семантики комплекса древнетюркская оградка-изваяние' балбалы на основе явлений традиционной культуры тюркоязычных кочевников и реконструируемых мифологических представлений древних тюрков о войне.
Методы исследования. Решение поставленных задач потребовало применения как специфически археологических методов исследования ( классификация, датировка, этнокультурная атрибуция), так и мето дов, необходимых при изучении дашшх фольклора, этнографии и тек стов, прежде всего, сравнительно-исторического.
Источники. Использованы данные о 417 изваяниях среднеазиат-ско-казахстанского региона. 117 из них изучены автором в истори-ко-краеведческих музеях гг.Семипалатинска, Петропавловска, Кокчетава, Кустаная, Целинограда, Аркалыка, Караганды, Джезказгана, Балхаша, н музее археологии ИИАЭ АН КазССР (г.Алма-Ата), а также найдены и исследованы при полевых работах на территории Карагандинской, Джезказганской (в составе Центрально-казахстанской археологической экспедиции ИИАЭ АН КазССР), Семипалатинской областей. Автор благодарит А.К.Акишева, СМ.Ахинханова, В.В.Евдокимов Г.В.Здановича, Ж.Курыанкулова, Ю.А.Мотова, В.В.Сараєва за воэмо-
ясность использовать в диссертации любезно предоставленные ими материалы или сведения.
При изучении семантики были использованы письменные, фольклорные, этнографические источники.
Научная новизна исследования заключается в разработке классификации на основе иконографического облика - совокупности признаков, важнейшими из которых являются каноническая поза и инвариантный прием изображения черт лица (ИЧЛ). Введение приема ИЧЛ в качестве равнозначного классификационного признака позволило сравнить между собой изваяния с обозначенной и необозначенной позой. В результате погрудные изваяния, ранее не разграничиваемые, были отнесены частью (вместе с изваяниями с сосудом в одной руке с оружием и без оружга) к изваяниям' древнетюркского иконографического облика (группа Г), частью - (вместе с изваяниями с ' сосудотл в обеих руках) к изваяниям кипчакского иконографического облика (группа 2). Классификация дополняется типологией сопутствующих сооружений. Азтором впервые исследовано несколько разновидностей сооружений, связанных с изваяниями группы 2. Конкретизируется высказанный предшествующими исследователями тезис о еяи-янии согдийского искусства на иконографию изваяний группы I и .обосновывается положение о соответствии иконографии изваяний группы 2 нормам традиционной изобразительности- Предпринят новый подход к изучению семантики.изваяний.. Семантика изваяний группы I в комплексе с оградками и балбалами рассматривается по ш*ало-гии с культовыми сооружениями с элементом "ряда", моделирующими мироздание в традициях многих тюркоязычкых народов. В связи с военной символикой памятника (изображение .оружия на изваяниях, назначение балбалов, согласно данным текстову предпринята попытка исследования представлений древних тюрков о войне - малоизу-
ченного аспекта их мировоззрения.
Практическая значимость. Сформулированный автором классификационный принцип позволяет атрибутировать погрудше изваяния среднеазиатско-казахстанского региона, для которых не имеется данных о способе установки in situ , что важно в условиях слабой документированное музейных коллекций и частого нахождения изваяний вне мест первоначальной установки. Результаты разведо-чно-полевых исследований будут включены в "Свод памятников истории и культуры КазССР'. В ходе работы с музейными коллекциями были составлены- научные описания изваяний для учетной документации в музеях гг„Кокчетава, Петропавловска, Балхаша, Джезказгана, Семипалатинска, пое.. Джезды Джезказганской обл. Основные выводы работы могут быть отражены в вузовских лекционных курсах археологии СССР, этнографии народов СССР, истории КазССР, в научно-популярных лекциях о традиционной культуре и прошлом тюрко-язычных кочевников, а танке в музейных экспозициях.
Апробация работа. Основные положения работы получили апробацию на конференциях ("Потанинские чтения", ШШ СО АН СССР, 1935; "Маргулановские чтения",ИИАЭ АН КазССР,1990 и др.), а также на заседаниях научно-методического семинара кафедры археологии Кемеровского государственного университета. Вопросам, исследуемым в работе, посвящены девять публикаций автора.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, содержащего описания изваяний и иллюстрации.